СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Планируемые результаты

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В результате освоения курса биологии 7 класса ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:

  • строение, функции клеток животных;

  • строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;

  • среды обитания организмов, экологические факторы;

  • применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать

  • сезонные изменения в жизни животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

  • Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмови общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:

называть:

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции животных.

распознавать:

  • организмы животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов животных;

  • наиболее распространённые виды животных Калининградской области; животных разных классов и типов.

приводить примеры:

  • усложнения животных в процессе эволюции;

  • природных сообществ;

  • приспособленности животных к среде обитания;

  • наиболее распространённых видов и пород животных.

обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.

сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

делать выводы:

  • об усложнении животного мира в процессе эволюции.

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  1. Изучение биологии на базовом уровне учащийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

  1. Изучение биологии на повышенном уровне учащийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.


Содержание тем учебного предмета

  1. Общие сведения о мире животных

Зоология — наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сооб­ществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи пи­тания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоцено­зе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения совре­менной зоологии.

  1. Строение тела животных

Животный организм как биосистема. Клетка как струк­турная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятель­ности органов, систем органов и целостного организма.

  1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разно­образие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Тип Саркодовые. Обыкновенная амеба как организм. Внеш­ний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, пита­ние, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Тип Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые.

Тип Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузо­рии. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизенте­рийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека

Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

  1. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

Общая характеристика типа кишечнополостных. Прес­новодная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значе­ние. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

  1. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей

Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Печеночный сосальщик, Бычий цепень как представители паразитических червей. Особенности строения и приспособ­ления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедея­тельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека сельскохо­зяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Классы многощетинковые и малощетинковые черви. Дождевой червь. Сре­да обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»

  1. Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик и голый слизень. Их среды обитания. Стро­ение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в приро­де и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Пере­движение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмар и ка­ракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

  1. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Сходство и различие чле­нистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строе­ния. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообраз­ных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и много­образие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней .Клещевой энцефалит. Меры защи­ты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые Общая характеристика класса. Мно­гообразие насекомых. Особенности строения насекомого на примере майского жука Передвижение. Питание. Дыха­ние. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямо­крылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубо­вого шелкопрядов. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи и общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого»

  1. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы

Характеристика типа хордовых Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная. нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Мигра­ции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костис­тых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осет­ровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособ­ления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, тресковых, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охра­на и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяй­ство. Сазан и его одомашненная форма — карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аква­риумное рыбоводство.

Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

  1. Класс Земноводные, или Амфибии

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки- Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земно­водных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, сала­мандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) зем­новодные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на при­мере прыткой ящерицы). Приспособления к жизни в наземно- воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зави­симости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змей. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних зем­новодных.

  1. Класс Птицы

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокров­ность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающи­мися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жиз­ненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное ис­пользование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"

  1. Класс Млекопитающие, или Звери

Общая характеристика класса. Места обитания млекопита­ющих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забо­та о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоно­гие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хобот­ные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использова­ние человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численнос­ти в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и про­мысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".


  1. Развитие животного мира на Земле

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эво­люции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир — результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль чело­века и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".

Тематическое планирование

темы/урока

Тема

Кол-во уроков

1

Общие сведения о мире животных

3

1

Зоология-наука о животных. Животные и окружающая среда

1

2

Классификация животных и основные систематические группы.

1

3

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

1

2

Строение тела животных

1

4

Клетка. Ткани, органы, системы органов.

1

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

2

5

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

6

Тип Инфузории. Многообразие и значение простейших.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки".

1

4

Подцарство Многоклеточные

2

7

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

1

8

Разнообразие кишечнополостных.

1

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

3

9

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.

1

10

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

11

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви и Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

"Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"

1

6

Тип Моллюски

2

12

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

1

13

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков"

1

7

Тип Членистоногие

4

14

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

15

Класс Паукообразные.

1

16

Класс Насекомые. Типы развития и многообразие насекомых.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого"

1

17

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

8

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

3

18

Тип Хордовые. Примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.

Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

1

19

Внутреннее строение рыб

Лабораторная работа № 6 "Внутреннее строение рыб".

1

20

Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

1

9

Класс Земноводные, или Амфибии

2

21

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

22

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

1

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

23

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

1

24

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся.

1

11

Класс Птицы

4

25

Общая характеристика класса Птицы.

Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев".

1

26

Внутреннее строение птиц.

Лабораторная работа № 8 "Строение скелета птицы"

1

27

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

28

Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

1

12

Класс Млекопитающие, или Звери

6

29

Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение.

1

30

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 9 "Строение скелета млекопитающих".

1

31

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

32

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы.

1

33

Происхождение и разнообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

1

13

Развитие животного мира на Земле

1

34

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле.

1

35

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1











































Приложение 1.


Количество контрольных, лабораторных работ


Тема

Кол-во часов

Л\р

к\р

1

Общие сведения о мире животных

3

0

0

2

Строение тела животных

1

0

0

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

2

1


4

Подцарство Многоклеточные

2

0

0

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

3

1

0

6

Тип Моллюски

2

1

0

7

Тип Членистоногие

4

1

0

8

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

3

2

0

9

Класс Земноводные, или Амфибии

2

0

0

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

0

0

11

Класс Птицы

4

2

0

12

Класс Млекопитающие, или Звери

6

1

0

13

Развитие животного мира на Земле

1

0

0

14

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1

0

1


Итого:

35 ч

9

1





















Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №9 п. Известковый, с учебным планом школы на 2020/2021 учебный год, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии (авторы: И. Н. Понамарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М. : Вентана-Граф, 2016 г.)

  1. Цели и задачи программы:

Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

  • систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;

  • продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);

  • продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

  • продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе.

  1. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов: 35 часов,

  2. Содержание программы представлено следующими темами:

Общие сведения о мире животных – 3 часа

Строение тела животных – 1 час

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные – 2 часа

Подцарство Многоклеточные – 2 часа

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 3 часа

Тип Моллюски – 2 часа

Тип Членистоногие – 4 часа

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы – 3 часа

Класс Земноводные, или Амфибии – 2 часа

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 2 часа

Класс Птицы – 4 часа

Класс Млекопитающие, или Звери – 6 часов

Развитие животного мира на Земле – 1 час

Промежуточная аттестация. Проверочная работа – 1 час

Авторская программа И.Н. Пономарёвой , В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомиловым, Т.С. Суховой не регулирует перечень дидактических единиц, поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно.

В авторской программе резервное время - 1 час, резервный час в рабочей программе отводится на промежуточную аттестацию в форме проверочной работы.

  1. Формы текущего контроля

Контроль и учѐт достижений учащихся ведѐтся по оценочной системе.

Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Количество контрольных работ – 1, лабораторных работ – 9.

Форма промежуточной аттестации: Проверочная работа (оценивается по результатам Всероссийских проверочных работ)

  1. Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Учебник:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015

Адреса сайтов в Интернете:

ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Государственный дарвиновский музей. http://www.darwin.museum.ru

  2. Конкурс им. Вернадского (http://vernadsky.dnttm.ru/);

  3. Научная сеть. www.nature.ru Достоверная научная информация по основным разделам биологии. Аннотации книжных новинок, научные статьи, биографии ученых.

  4. Программа «Юниор – старт в науку»(http://www.abitu.ru/start/about.esp);

  5. Программа «Шаг в будущее (http://www.step-into-the-future.ru/);

  6. Тропинка в загадочный мир. www.biodan.narod.ru Размещена информация по ботанике. зоологии, антропологии, юриспруденции в биологии.

  7. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа» http://www.livt.net/

  8. Экзотическая зоология. www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm Информация о мифических и мистических существах, в которых никто не верит, но все о них говорят.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Интернет технологии в образовании http://www.curator.ru/e-books/

2. Информация об УМК на сайте «Всё об учебниках федерального перечня» http://fp.edu.ru/asp

3. Новаторство в образовании http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/index.htm

4. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании” http://www.ict.edu.ru/

5. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

6. Учитель.ru http://teacher.fio.ru

7. www.posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;

8. www.uroki.ru Содержит тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;

9. http://learnware.ru/intro/На сайте представлены программы для создания мультимедийных обучающих продуктов и дистанционного обучения.

10. school-collection.edu.ru/collection

11. http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»







































Приложение 3.


Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по биологии


Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Критерии оценивания различных видов работ

Оценка знаний учащихся

Отметка 5

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки устного ответа:

«5»

  1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

  2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

  3. Приведены самостоятельно примеры.

  4. Ответ содержит логику изложения.

  5. Ответ полностью самостоятельный.

«4»

  1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

  2. Приведены самостоятельно примеры.

  3. Ответ содержит логику изложения.

  4. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

  1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

  2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.

  3. Допущены две существенные ошибки.

«2»

  1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

  2. Допущены существенные множественные ошибки

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

  • лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;

  • учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.














Приложение 4.


Демострационный вариант промежуточной аттестации. Проверочная работа (оценивается по результатам ВПР)


  1. Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?


  1. орнитолог

  2. гельминтолог

  3. герпетолог

  4. энтомолог


Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.

  1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.


Укажите тип симметрии животного.


Ответ.


Укажите среду обитания животного.


Ответ.





Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

  1. Африканский страус

  2. Животные

  3. Страусообразные

  4. Хордовые

  5. Царство

    Тип

    Класс

    Отряд

    Вид







    Птицы

Ответ.

Какое значение имеют эти животные в жизни человека? Укажите одно значение

  1. Известно, что ласка обыкновенная – самое маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.


  1. Длина тела у самцов составляет 13–26 см, вес равен 40–250 г, самки на треть мельче.

  2. Хвост у животного очень короткий, не превышает длины ступни.

  3. Ласка охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь малым размером и гибкостью тела.

  4. Живёт ласка на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

  5. В Древнем Риме и раннесредневековой Европе ласка была домашним животным.

  6. Ласка выстилает своё гнездо сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.






Ответ.

  1. Определите тип питания организмов, приведённых в перечне. ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗМОВ:

  1. ламинария

  2. слон

  3. кукушкин лён

  4. лев

  5. подберёзовик

  6. пшеница

Автотрофный тип

питания

Гетеротрофный тип

питания




Запишите цифры, под которыми организмы указаны в перечне, в соответствующую ячейку таблицы.





Какой тип питания характерен для инфузории- туфельки, изображённой на рисунке 1?

Ответ.


Обоснуйте свой ответ.





Рисунок 1.

  1. Рассмотрите рисунок 2, на котором представлен цикл развития печёночного сосальщика, и ответьте на вопросы.


Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?

Ответ:___________________

Какие обязательные условия необходимы для того, чтобы яйца печёночного сосальщика сохранили свою жизнеспособность? Укажите одно такое условие. Укажите одну из особенностей личинок, образующихся из яиц печёночного сосальщика.

Ответ:_______________________________________________________________________________




Рисунок 2.

  1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.


Животное

Стадия развития

угорь

икринка

прудовая лягушка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. куколка

  2. личинка

  3. гермафродит

  4. имаго

Ответ.____________________________________


Что представляет собой икринка рыбы?

Ответ.____________________________________

  1. Схема какой системы органов животных показана на рисунке 3?

  1. пищеварительная

  2. выделительная

  3. нервная

  4. кровеносная



Рисунок 3.

Ответ __________________________________________________________

  1. Установите соответствие между характеристиками и классами Членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

А) тело, состоящее из головы, груди и брюшка 1) Насекомые

Б) дыхание жаберное 2) Ракообразные

В) тело, состоящее из головогруди и брюшка

Г) различное количество конечностей у разных

представителей класса

Д) оплодотворение всегда внутреннее

Е) дыхание трахейное


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е







Ответ.



Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.


Насекомые

Ракообразные











  1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Хордовые

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа

(А). Две пары конечностей, позвоночник, формирующийся на месте хорды, определяют принадлежность человека к подтипу (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:


  1. потовые

  2. Позвоночные

  3. Плацентарные

  4. Хордовые

  5. млечные

  6. Млекопитающие

  7. Членистоногие

  8. А

    Б

    В

    Г






    Однопроходные

Ответ.

  1. Если у животного имеется орган женской половой системы, изображённый на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны


  1. перьевой покров

  2. членистые конечности

  3. складки и извилины головного мозга

  4. теплокровность

  5. наличие боковой линии


рисунок 4.






Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.


Ответ.

В описании животных зоологи часто употребляют термин «членистые конечности». Что понимают под этим термином?


Ответ _____________________________________________

  1. Верны ли следующие суждения о кольчатых червях?


А. Пищеварительная система состоит из рта, глотки, пищевода, зоба, желудка, кишечника и анального отверстия.

Б. Кровеносная система незамкнутая, кровь изливается в полость тела.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

Ответ:

  1. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.

Состояние некоторых жизненных процессов у животных в период активности и во время спячки

Название животного

Пульс в минуту

Температура тела, °С

% потери в весе за время

спячки

в период активности

во время спячки

в период активности

во время спячки

Ёж обыкновенный

75

25

35,5

3,1

31,2

Мышь летучая

420

16

37,5

2,6

33,5

Хомяк

обыкновенный

175

13

38,5

4,5

35,0

Суслик жёлтый

225

12

37,0

1,4

43,0

Опускается ли температура тела животных, представленных в таблице, ниже 0 °С во время спячки?


Ответ.


Существует ли зависимость между частотой пульса и температурой тела животных во время спячки?


Ответ.


Какое из приведённых в таблице животных относят к отряду насекомоядных, а какое –

к отряду рукокрылых?


Ответ.

  1. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер и выполните задания.


Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.














А. Окрас

1) однотонный


2) пятнистый



3) чепрачный




4) подпалый



Б. Форма ушей

1) стоячие



2) полустоячие




3) развешенные



4) висячие


5) сближенные



6) сильно укороченные



В. Форма хвоста

1) саблевидная




2) кольцом


3) поленом




4) прутом




5) крючком




6) серпом


7) купированный


А

Б

В






Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ



Мария решила выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы немецкий пинчер стандартам для использования её в целях чистопородного разведения в клубе собаководства. Помогите Марии решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.

Стандарт породы немецкий пинчер (фрагмент)
  1. Окрас: чёрный с подпалинами (блестящий чёрный окрас с рыжими или коричневыми отметинами над глазами, под горлом, на пястях, на лапах, с внутренней стороны задних конечностей и под основанием хвоста; два ровных, чётко разделённых треугольника на груди).

  2. Форма ушей: висячие на хряще (полустоячие), высоко посаженные.

  3. Форма хвоста: саблевидный или серповидный.


Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного разведения в клубе собаководства.


Ответ.

Система оценивания проверочной работы

Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 3.4, 5.1, 6.1, 7, 11, 13.1 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2.3, 3, 4.1, 8.1, 9, 10.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Максимальный балл за выполнение работы  35.


Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–12

13–20

21–28

29–35





23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!