Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зиранинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по биологии
7 класс
Составитель: Нигматулаева С.М.
2020 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
1) Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
3) Фундаментального ядра содержания общего образования;
4) Приказа Минобрнауки об утверждении федерального перечня учебников
5) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
6) Основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации;
7) Примерной программы по биологии
8) Положение о проектной деятельности учащихся общеобразовательной организации;
9)Годовой календарный график МКОУ ЗСОШ с. Майданское на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
10)Учебный план МКОУ ЗСОШ с. Майданское на 2019 – 2020 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Б. Захарова, Н.И. Сонина, А.А. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2016
Общая характеристика курса биологии
Биологическое образование должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно
Цели обучения:
-
Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
-
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
-
Формирование целостной научной картины мира;
-
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
-
Овладение научным подходом к решению различных задач;
-
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Место курса биологии в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение биологии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Кол-во часов |
всего | Лаб.р |
1 | Введение. | 3 | - |
| Раздел 1. Царство Прокариоты | 3 | 1 |
2 | Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | 1 |
| Раздел 2. Царство Грибы | 4 | 2 |
3 | Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | 2 |
4 | Тема 2.2. Лишайники | 1 | - |
| Раздел 3. Царство Растения | 17 | 6 |
5 | Тема 3.1. Общая характеристика растений | 1 | - |
6 | Тема 3.2. Низшие растения | 2 | 1 |
7 | Тема 3.3. Высшие споровые растения | 4 | 2 |
8 | Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения | 2 | 1 |
9 | Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 8 | 2 |
| Раздел 4. Царство Животные | 38 | 13 |
10 | Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | - |
11 | Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | 1 |
12 | Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | - |
13 | Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 2 | 1 |
14 | Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 | 1 |
15 | Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 | 1 |
16 | Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | 1 |
17 | Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | 1 |
18 | Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | 1 |
19 | Тема 4.10. Тип Иглокожие | 2 | - |
20 | Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные | 1 | - |
21 | Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | 1 |
22 | Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 | 1 |
23 | Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 | 1 |
24 | Тема 4.15. Класс Птицы | 4 | 1 |
25 | Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 | 2 |
| Раздел 5. Вирусы | 1 | - |
26 | Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов | 1 | - |
| Повторение | 1 | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | - |
| Итого | 68 | 22 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
-
Захаров В. Б. , Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2016.
-
Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Автор В. Б. Захаров
-
Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2016.
3