СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии линейный курс УМК Н. И. Сонин, В. Б. Захаров "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Булгаковская основная школа















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»



7 класс





Разработана учителем биологии

Федоненковой Еленой Ивановной













Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 7 класса основной общеобразовательной школы в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2014. – Стандарты второго поколения. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Линейный курс» Авторы Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. – М.: «Дрофа», 2014.

Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественно-научные предметы».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объёме: в 7 классе — 70 ч.

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией А. А. Плешакова, Н. И. Сонина



Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)


Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч)

Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов (2 ч)

Тема 1.3. История развития жизни на Земле (4 ч)

Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Определение систематического положения домашних животных


Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)


Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий


Тема 2.2. Многообразие бактерий (2 ч)


Раздел 3. Царство грибы (8 ч)


Тема 3.1. Строение и функции грибов (4 ч)

Лабораторные и практические работы. Строение плесневого гриба мукора.




Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Распознавание съедобных и несъедобных грибов

Тема 3.3. Группы Лишайники (2 ч)


Раздел 4. Царство Расений (34 ч)


Тема 4. 1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология (6 ч)

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего вида и строения водорослей



Тема 4.2. Отдел Моховидные (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего вида и строения мхов


Тема 4.3. Споровые сосудисые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные (6 ч)

Лабораторные и практические работы.

Изучение внешнеговида спороносящего хвоща

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах)


Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч)

Лабораторные и практические работы.

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)


Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения (10 ч)

Лабораторные и практические работы.

Изучение строения покрытосеменных растений

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определении их систематического положения


Тема 4.6. Эволюция растений (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Построение родословного древа Царства Растения


Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)


Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч)

Лабораторные и практические работы.

Составленеи таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе


Тема 5.2. Расения и человек (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе


Тема 5.3. Охрана растеий и расительных сообществ (2 ч)

Лабораторные и практические работы. Разработка схемы охраны растений на пришкольной территории


Резервное время – 5 ч





Планируемые результаты:


Раздел 1. Введение. От клетки до биосферы (11 ч)


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;

— основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;

— подразделение истории Земли на эры и периоды;

— искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;

— принципы построения естественной системы живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;

— объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;

— иметь представление о естественной системе органической природы;

— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;

— определять аспект классификации и проводить классификацию;

— выстраивать причинно следственные связи.



Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий;

— роль бактерий в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактерий;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов;

— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на

уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику грибам;

— объяснять строение грибов и лишайников;

— приводить примеры распространѐнности грибов и лишайников;

— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

— определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:


— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.



Раздел 4. Царство Растения (34 ч)


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение,

особенности жизнедеятельности и многообразие;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику царства Растения;

— объяснять роль растений биосфере;

— характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую.



Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определение понятия «фитоценоз»;

— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;

— роль растений в жизни планеты и человека;

— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.


Учащиеся должны уметь:

— определять тип фитоценоза;

— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;

— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существующую программу курса;

— учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;

— иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);

— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета;

— объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учѐтом особенностей жизнедеятельности живых организмов;

— под руководством учителя оформлять отчѐт о проведѐнном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

— соблюдение учащимися правил поведения в природе;

— осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

— проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— привить любовь к природе, чувства уважения к учѐным, изучающим растительный мир, эстетические чувства от общения с растениями;

— признание учащимися права каждого на собственное мнение;

— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты;

— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.














































Календарно – тематическое

планирование



п/п

Название темы урока

Дата

Коррект. даты

Раздел 1. Введение. От клетки до биосферы

(11 ч)

1

Разнообразие форм живого на Земле

05.09.


2

Уровни организации жизни

07.09.


3

Общие представления о биосфере

12.09.


4

Ч. Дарвин о происхождении видов

14.09.


5

Борьба за существование и естественный отбор

19.09.


6

История Земли как космического тела

21.09.


7

Условия существования на древней планете. Архейская и протерозойская эра

26.09.


8

Организация жизни на Земле в палеозойскую эру

28.09.


9

Организация жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры

03.10.


10

Систематика живых организмов

05.10.


11

Лабораторная работа №1 «Определение систематического положения домашних животных»

10.10.


Раздел 2. Царство Бактерии

(4 ч)

12

Общие свойства прокариотических организмов Лабораторная работа №2 «Строение прокариотической клетки»

12.10.


13

Подцарство Настоящие бактерии

17.10.


14

Многообразие форм бактерий

19.10.


15

Роль бактерий в природе и жизни человека

24.10.


Раздел 3. Царство Грибы

(8 ч)

16

Происхождение и эволюция грибов

26.10.


17

Строение и функции грибов

07.11.


18

Основные черты организации многоклеточных грибов

09.11.


19

Лабораторная работа №3 «Распознавание съедобных и несъедобных грибов»

14.11.


20

Многообразие грибов

Лабораторная работа №4 «Строение плесневого гриба мукора»

16.11.


21

Роль грибов в природе и жизни человека

21.11.


22

Общая характеристика лишайников

23.11.


23

Экологическая роль лишайников

28.11.


Раздел 4. Царство Растения

(34 ч)

24

Царство Растений. Основные признаки растений

30.11.


25

Водоросли как древнейшая группа растений

05.12.


26

Общая характеристика и строение водорослей. Лабораторная работа №5 «Внешний вид и строение водорослей»

07.12.


27

Размножение водорослей

12.12.


28

Многообразие водорослей

14.12.


29

Экологическая роль и значение водорослей

19.12.


30

Высшие растения, их признаки. Отдел Моховидные Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего вида и строения мхов»

21.12.


31

Распространие и роль мхов в биоценозах

26.12.


32

Отдел Плауновидные

28.12.


33

Распространие и роль плаунов в биоценозах

11.01.


34

Отдел Хвощевидные Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего вида и строения хвощей»

17.01.


35

Распространие и роль хвощей в биоценозах

18.01.


36

Отдел Папоротниковидные Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего вида и строения папоротников»

23.01.


37

Распространие и роль папоротников в биоценозах

25.01.


38

Происхождение и особенности организации голосеменных растений

30.01.


39

Строение голосеменных растений

01.02.


40

Лабораторная работа №9 «Изучение строения голосеменных растений»

06.02.


41

Размножение голосеменных растений

08.02.


42

Лабораторная работа №10 «Изучение строения хвои и шишек голосеменных растений»

13.02.


43

Многообразие Голосеменных растений

15.02.


44

Многообразие Голосеменных растений своей местности

20.02.


45

Экологическая роль и значение голосеменных растений

22.02.


46

Происхождение Покрытосеменных растений

27.02.


47

Общая характеристика Покрытосеменных растений

01.03.


48

Внешнее строение Покрытосеменных растений

06.03.


49

Внуреннее строение Покрытосеменных растений

13.03.


50

Лабораторная работа №11 «Изучение строения Покрытосеменных растений»

15.03.


51

Характеристика классов Однодольных и Двудольных растений

20.03.


52

Семейства Однодольных растений

22.03.


53

Семейства Двудольных растений

03.04.


54

Лабораторная работа №12 «Распознавание растений своей местности"

05.04.


55

Экологическая роль и значение Покрытосеменных растений

10.04.


56

Эволюция растений

12.04.


57

Лабораторная работа №13 «Построение родословного древа Царства Растения»

17.04.


Раздел 5. Растения и окружающая среда

(8 ч)

58

Растительные сообщества - фитоценозы

19.04.


59

Видовая и пространственная стркутура сообщества

24.04.


60

Многообразие фитоценозов

26.04.


61

Лабораторная работа №14 «Составление таблиц, оражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе»

03.05.


62

Растение и человек

08.05.


63

Лабораторная работа №15 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений»

10.05.


64

Охрана арастений и растительных сообществ

15.05.


65

Лабораторная работа №16 «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории»

17.05.


Резервное время

(5 ч)

66

Обобщение и повторение изученного

22.05.


67

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

24.05.


68


29.05.


69


31.05.


70


























































































Биология:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!