Планируемые результаты изучения биологии
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения
и происхождение прокариотических организмов
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы
Тема 2.1 Общая характеристика грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности, распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2. Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения
Тема 3.1.Общая характеристика растений
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2 Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 3.3.Высшие растения
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации,
жизненного цикла. Распространение и роль в биоце
нозах. ,v
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
■ Лабораторные и практические работы
Строение семени двудольного и однодольного растения.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные
Тема 4.1 Общая характеристика животных
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики, споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители раз личных групп одноклеточных.
■ Лабораторная работа Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Тема 4.5 Тип Плоские черви
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и
бычьего цепня.
Тема 4.6 Тип Круглые черви
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
■ Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые „ черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Внешнее строение дождевого червя, поперечный срез дождевого червя.
Тема 4.8 Тип Моллюски
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых, и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9 Тип Членистоногие
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 4.10 Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонногобиоценоза.
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Особенности строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13 Класс Земноводные
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся.
Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15 Класс Птицы
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 4.16 Класс Млекопитающие
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
РАЗДЕЛ 5. Вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Заключение
Тематическое планирование
№ п.п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Раздел 1. Царство прокариоты | 3 |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 |
3 | Раздел 2. Царство грибы | 4 |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 |
4 | Раздел 3. Царство растения | 19 |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 |
Тема 3.2. Низшие растения | 3 |
Тема 3.3. Высшие растения | 4 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 3 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения | 7 |
5 | Раздел 4. Царство животные | 38 |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 |
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 |
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 |
Тема 4.15. Класс Птицы | 4 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 |
6 | Раздел 5. Царство Вирусы | 2 |
7 | Заключение | 1 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование. Биология 7 класс
№ п.п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения | Домашнее задание |
| Введение (2ч.) | | | | |
1. | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | | | |
2. | Ч. Дарвин и происхождение видов.Многообразие организмов и их классификация. | 1 | | | |
| Раздел 1. Царство прокариоты (3ч.) | | | | |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3ч.) | | | | |
3. | Прокариоты. Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | | | |
4. | Особенности строения и жизнедеятельности прокариот подцарства Настоящие бактерии.. | 1 | | | |
5. | Подцарство Архебактерии, Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение. | 1 | | | |
| Раздел 2. Царство грибы (5 ч.) | | | | |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3ч.) | | | | |
6. | Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. | 1 | | | |
7. | Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба – мукора» | 1 | | | |
8. | Класс Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. Лабораторная работа №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | | | |
| Тема 2.2. Лишайники (2ч.) | | | | |
9. | Отдел Лишайники. | 1 | | | |
10 | Контрольная работа по теме Царства Прокариот и Грибы | 1 | | | |
| Раздел 3. Царство растения (19ч.) | | | | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2ч.) | | | | |
11. | Общая характеристика царства Растения. | 1 | | | |
12. | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа №3 «Строение спирогиры» | 1 | | | |
Тема 3.2. Низшие растения (3ч.) | | | | |
13. | Размножение и развитие водорослей. | 1 | | | |
14. | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отдел Зеленые водоросли, Красные водоросли. | 1 | | | |
15. | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отдел Бурые водоросли. | 1 | | | |
Тема 3.3. Высшие растения (4ч.) | | | | |
16. | Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения кукушкина льна» | 1 | | | |
17. | Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | | | |
18. | Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | | | |
19. | Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения папоротника» | 1 | | | |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения (3ч.) | | | | |
20. | Отдел Голосемянные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. | 1 | | | |
21. | Особенности размножения голосеменных. | 1 | | | |
22. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. Лабораторная работа №6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 1 | | | |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные растения (9 ч.) | | | | |
23. | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | 1 | | | |
24. | Отдел Покрытосеменные, особенности размножения. Лабораторная работа №7 «Распознавание наиболее распространенных растений нашей местности, определение их систематического положения» | 1 | | | |
25. | Класс Двудольные, характерные особенности строений семейства розоцветных. | 1 | | | |
26. | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых. | 1 | | | |
27. | Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства злаковых. Лабораторная работа №8 «Строение семени двудольного и однодольного растения» | 1 | | | |
28. | Класс Однодольные, характерные особенности растений семейства лилейных. | 1 | | | |
29. | Урок повторительно-обобщающий по темам: царства Прокариоты, Грибы, Растения. | 1 | | | |
30. | Контрольная работа по теме «Царство Растений» | 1 | | | |
| Раздел 4. Царство животные (38ч.) | | | | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1ч.) | | | | |
31. | Общая характеристика царства Животные. | 1 | | | |
| Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2ч.) | | | | |
32. | Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация. Лабораторная работа №9 «Внешнее строение инфузории-туфельки» | 1 | | | |
33. | Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. | 1 | | | |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1ч.) | | | | |
34. | Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные. | 1 | | | |
| Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3ч.) | | | | |
35. | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | | | |
36. | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | | | |
37. | Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека. | 1 | | | |
Тема 4.5. Тип Плоские черви (2ч.) | | | | |
38. | Особенности организации плоских червей. | 1 | | | |
39. | Плоские черви-паразиты. | 1 | | | |
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1ч.) | | | | |
40. | Тип круглые черви, особенности их организации. | 1 | | | |
| Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3ч.) | | | | |
41. | Особенности строения и жизнедеятельности жизнедеятельности кольчатых червей. | 1 | | | |
42. | Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые черви. | 1 | | | |
43. | Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа №11 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | | | |
Тема 4.8. Тип Моллюски (2ч.) | | | | |
44. | Особенности организации моллюсков, их происхождение. | 1 | | | |
45. | Многообразие моллюсков, их значение в природе. Лабораторная работа №12 «Внешнее строение моллюсков» | 1 | | | |
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7ч.) | | | | |
46. | Особенность строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. | 1 | | | |
47. | Многообразие ракообразных, их роль в природе. | 1 | | | |
48. | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | | | |
49. | Многообразие паукообразных, их роль в природе. | 1 | | | |
50. | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | | | |
51. | Размножение и развитие насекомых | 1 | | | |
52. | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Лабораторная работа №13 Внешнее строение и многообразие Членистоногих» | 1 | | | |
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1ч.) | | | | |
53. | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. | 1 | | | |
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1ч.) | | | | |
54. | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | 1 | | | |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2ч.) | | | | |
55. | Подтип позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. | 1 | | | |
56. | Основные группы рыб, их практическое значение и роль в природе. Лабораторная работа №14 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | 1 | | | |
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч.) | | | | |
57. | Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. | 1 | | | |
58. | Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. Лабораторная работа №15 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | 1 | | | |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч.) | | | | |
59. | Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. | 1 | | | |
60. | Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | 1 | | | |
Тема 4.15. Класс Птицы (4ч.) | | | | |
61. | Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | | | |
62. | Особенности организации птиц, связанные с полетом. | 1 | | | |
63. | Размножение птиц. Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. | 1 | | | |
64. | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Лабораторная работа №16 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 1 | | | |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (5 ч.) | | | | |
65. | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | | | |
66. | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | | | |
67. | Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. | 1 | | | |
68. | Сумчатые и Первозвери. | 1 | | | |
69. | Контрольная работа по теме «Царство Животные» | 1 | | | |
| Раздел 5. Царство Вирусы (2ч.) | | | | |
70. | Царство Вирусы. Общая характеристика, особенности строения и размножения. | 1 | | | |
Итого | 70 часов | |