СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» авторов Д.И. Трайтака . С.В.Суматохина.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7-го класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающее достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Цель и задачи изучения биологии:

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Обучающие цели:

-усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;

-формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении знаний об основных методах биологической науки; овладение умениями применять – биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснование жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

-развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

Развивающие цели:

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

-воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью; формирование ценностного отношения к жизни как к феномену;

-развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на земле.

Планируемые результаты:

Результаты изучения учебного предмета

Изучение биологии в пятом классе направлено на достижение следующих результатов развития:

Личностные результаты:

• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о целостности природы,

• формирование толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

• формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты изучения биологии в 7-м классе

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

  • значение видового многообразия животного мира;

  • роль животных в природе и жизни человека;

  • связь животных со средой обитания;

  • особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп ( на примере типичных объектов);

  • отличительные особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных;

  • основные систематические категории изучаемых животных;

  • роль животных в пищевых цепях и биоценозах;

  • влияние деятельности человека на животный мир;

  • редкие и исчезающие виды животных, правила охраны животных,

  • правила и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения за животными;

  • ухаживать за животными уголка живой природы;

  • пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;

  • определять виды наиболее распространенных животных родного края ( по внешнему виду, на таблицах, фотографиях, микропрепаратах);

  • составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах;

  • владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;

  • проводить просветительскую работу по охране животных.

Содержание курса биологии 7 класса

(34 часа)

Биология. Животные.

ВВЕДЕНИЕ

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел: Царство Животные

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа. Строение инфузории- туфельки.

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.

Лабораторные работы. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры.

ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ — ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей — паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ — КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви.

Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевою червя.

ТИП МОЛЛЮСКИ

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа. Внешнее строение моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторные и практические работы. Внешнее строение речного рака. Внешнее строение насекомого.

ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.

ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организация и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника.

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).

НАДКЛАСС РЫБЫ

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибия; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

КЛАСС ПТИЦЫ

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопвтающвх. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов.

Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.

Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

Перечень разделов / блоков

п/п


Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Одноклеточные животные

3

3

Многоклеточные животные

5

4

Тип членистоногие

6

5

Тип Хордовые

9

6

Теплокровные животные: Птицы и Млекопитающие

10


Итого:

34


Тематика практических работ

Тема


Дата проведения

план

факт

1

Практическая работа № 1 Изучение простейших в сезонном настое



2

Практическая работа № 2.Изучение гидры.



3

Практическая работа № 3. Изучение строения дождевого червя и наблюдение за его поведением.



4

Практическая работа № 4. Изучение внешнего строения членистоногих



5

Практическая работа № 6. Изучение внешнего строения насекомого



6

Практическая работа № 7. Изучение внешнего строения ланцетника




Практическая работа № 8 Изучение внешнего строения рыбы




Практическая работа № 9. Изучение строения скелета лягушки




Практическая работа № 10. Изучение внешнего строения птицы




Практическая работа № 11. Изучение строения куриного яйца




Практическая работа № 12. Изучение внешнего строения млекопитающих.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план


факт


Введение (1ч)

1

Современная система животного мира

1

05.09


Одноклеточные животные (3ч)

2

Подцарство Одноклеточные. Тип Корненожки.

1

12.09


3

Подцарство Одноклеточные. Типы Жгутиконосцы и Ресничные

1

19.09


4

Тип Споровики. Значение простейших в природе и в жизни человека1

1

26.09


Многоклеточные животные (5 ч)

5

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

1

03.10


6

Медузы. Кораллы полипы.

1

10.10


7

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

1

17.10


8

Типы Круглые и Кольчатые черви.

1

24.10


9

Тип Моллюски

1

07.11


Тип членистоногие (6 ч)

10

Общая характеристика типа Членистоногие

1

14.11


11

Классы Ракообразные и Паукообразные

1

21.11


12

Класс Насекомые

1

28.11


13

Многообразие насекомых: жуки и бабочки

1

05.12


14

Общественные насекомые: медоносные пчелы и муравьи

1

12.12


15

Значение насекомых в природе и для человека

1

19.12


Тип Хордовые (9 ч)

16

Общая характеристика хордовых. Ланцетники

1

26.12


17

Общая характеристика надкласса Рыбы

1

09.01


18

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб в связи с водным образом жизни

1

16.01


19

Происхождение, многообразие, значение и охрана рыб

1

23.01


20

Общая характеристика класса Земноводные

1

30.01


21

Происхождение, многообразие, значение и охрана земноводных

1

06.02


22-23

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся

2

13.02

20.02


24

Происхождение, многообразие, значение и охрана пресмыкающихся

1

27.02


Теплокровные животные: Птицы и Млекопитающие (10 ч)

25

Общая характеристика класса Птицы

1

06.03


26

Размножение, развитие и сезонные явления в жизни птиц

1

13.03


27

Происхождение, многообразие и экологические группы птиц

1

20.03


28

Значение и охрана птиц

1

03.04


29

Общая характеристика класса Млекопитающие

1

10.04


30

ВПР в виде контрольной работы

1

17.04


31

Поведение, размножение, развитие и происхождение млекопитающих

1

24.04


32

Многообразие и экологические группы современных млекопитающих

1

08.05


33

Значение и охрана млекопитающих

1

15.05


34

Домашние млекопитающие

1

22.05



Итого:

34 ч






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!