Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района
Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология»
Класс: 7
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего –70 ч. в год; 2 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п.Корнево» комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Биология» для 5-9 классов, авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Москва «Дрофа» 2012 год.
Учебник - В.Б. Захаров, Н И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: - М: Дрофа,2016
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель биологии
первая квалификационная категория
2018
Программа составлена и адаптирована для изучения биологии в 7 классе МБОУ «СОШ п.Корнево» и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Биология» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для обучающихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
Данная программа имеет свой взгляд на содержание и подачу материала, считая целесообразным рассматривать особенности жизнедеятельности, многообразие представителей царства Растения и состояние здоровья человечества взаимосвязано.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихсяпо каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.
Планируемые результаты
Личностные:
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать: риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
определять роль в природе изученных групп животных.
приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
понимать смысл биологических терминов;
различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.
В результате изучения биологии ученик 7 класса получит возможность научиться:
знать / понимать:
Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы.
Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека
Особенности организации грибов.
Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека.
Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека.
Уметь отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,
различать группы растений и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе,
изучать биологические объекты и процессы
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать
на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
определять
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать
воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Промежуточная итоговая аттестация проводиться в форме устного экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (3часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа)
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствaпрокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Общая характеристика грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы.
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
Царство Растения (21часов)
Общая характеристика растений (3часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Низшие растения (3 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей*.
Высшие растения (5 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация. Схемы строения голосеменных, циклразвития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(8часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их рольв биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
Царство Животные (37часов)
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
ПодцарствоОдноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки».
Подцарство Многоклеточные(2 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тип Членистоногие (5 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери(утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающихна примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные работы
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.
Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы (1 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Урок закрепления (1 час).
Внутрипредметный образовательный модуль «Ландшафтный дизайн»
Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для обучающихся7 класса. Данный модуль включён с целью расширения практических навыков обучающихся по теме «Семейства растений». Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления обучающихся. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования.Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции. Актуализация знаний по вопросам охраны природы, приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу.
Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников о происхождении ландшафтных растений, их распространению. Обучающиеся приобретут знания об агротехнике ландшафтных растений, об основных правилах расположения растений в клумбах. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях, о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.
Модуль рассчитан на 14 часов.
Тематическое планирование модуля «Ландшафтный дизайн», (14 часов)
№ п/п | Тема | Часы |
1. | Введение. | 1 |
2. | Многообразие цветковых растений | 1 |
3. | Растения семейств класса однодольные. | 1 |
4. | Растения семейств класса двудольные. | 1 |
5. | Лабораторная работа «Растения семейств класса однодольные. | 1 |
6. | Лабораторная работа «Растения семейств класса двудольные. | 1 |
7. | Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек» | 1 |
8. | Условия прорастания семян некоторых растений | 1 |
9. | Знакомство с растениями различных семейств для альпийских горок. | 1 |
10. | Альпийские горки. | 1 |
11. | Ландшафты России. | 1 |
12. | Ландшафты Калининградской области. | 1 |
13. | Презентации ландшафтов. | 1 |
14. | Роль биологии в практической деятельности людей | 1 |
Тематическое планирование, 70 часов.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | ВПМ Введение: от клетки до биосферы | 1 |
2 | Ч. Дарвин и происхождение видов. | 1 |
3 | Что такое систематика. | 1 |
| Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) |
4 | Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. | 1 |
5 | Настоящие бактерии. | 1 |
6 | Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии. | 1 |
| Раздел 2. Царство Грибы (4 часа) |
7 | Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 1 |
8 | Отдел Базидиомикота | 1 |
9 | Многообразие грибов. | 1 |
10 | Л.Р. Внешнее строение грибов. | 1 |
11 | Тема 2.2. Лишайники | 1 |
| Раздел 3. Царство Растения (21 час) | |
12 | Тема 3.1. Общая характеристика растений | 1 |
13 | Тема 3.2. Низшие растения | 1 |
14 | Многообразие водорослей | 1 |
15 | Тема 3.3. Высшие растения общая характеристика. | 1 |
16 | Отдел Моховидные. | 1 |
17 | Отдел Плауновидные. | 1 |
18 | Отдел Хвощевидные | 1 |
19 | Отдел Папоротниковидные | 1 |
20 | ВПМ Многообразие цветковых растений | 1 |
21 | Обобщение по теме Растения. | 1 |
22 | Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения общая характеристика Л.Р. «Внешнее строение шишек голосеменных» | 1 |
23 | Многообразие голосеменных. | 1 |
24 | Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения Общая характеристика. | 1 |
25 | ВПМ Размножение Покрытосеменных растений. | 1 |
26 | ВПМ Растения семейств класса однодольные. | 1 |
27 | ВПМ Растения семейств класса двудольные. | 1 |
28 | ВПМ Лабораторная работа «Растения семейств класса однодольные. | 1 |
29 | ВПМ Лабораторная работа «Растения семейств класса двудольные. | 1 |
30 | ВПМ Практическая работа «Определение растений с помощью определительных карточек» | 1 |
31 | ВПМ Условия прорастания семян некоторых растений Условия прорастания семян некоторых растений | 1 |
32 | Урок обобщения по теме Растения. | 1 |
| Раздел 4. Царство Животные ( 37 часов) | |
33 | ВПМ Знакомство с растениями различных семейств для альпийских горок. | 1 |
34 | ВПМ Альпийские горки. | 1 |
35 | ВПМ Ландшафты России. | 1 |
36 | ВПМ Ландшафты Калининградской области. | 1 |
37 | ВПМ Презентации ландшафтов. | 1 |
38 | Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 1 |
39 | Особенности внутреннего строения кишечнополостных. | 1 |
40 | Многообразие и значение киечнополостных. | 1 |
41 | Тема 4.5. Тип Плоские черви | 1 |
42 | Паразитические плоские черви. | 1 |
43 | Профилактика заболеваний паразитических болезней. | 1 |
44 | Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
45 | Тема 4.7. Тип Кольчатые черви общая характеристика. | 1 |
46 | Паразитические круглые черви. | 1 |
47 | Урок обобщение знаний по теме «Черви» | 1 |
48 | Тема 4.8. Тип Моллюски общая характеристика. | 1 |
49 | Многообразие типа Моллюски. Л.Р. | 1 |
50 | Тема 4.9. Тип Членистоногие общая характеристика. | 1 |
51 | Класс Ракообразные ( общая характеристика. Л.Р.) | 1 |
52 | Класс Паукообразные | 1 |
53 | Класс Насекомые ( общая характеристика, многообразие. Л.Р.) | 1 |
54 | Развитие насекомых. | 1 |
55 | Обобщение по теме Членистоногие. | 1 |
56 | Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
57 | Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). | 1 |
58 | Класс Хрящевые рыб Класс Костные рыбы (общая характеристика, Л.Р.) | 1 |
59 59 59 | Тема 4.13. Класс Земноводные (общая характеристика. Л.Р.) | 1 |
60 | Особенности строения земноводных | 1 |
61 | Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (общая характеристика. Л.Р.) | 1 |
62 | Особенности строения пресмыкающихся. | 1 |
63 | Тема 4.15. Класс Птицы. Общая характеристика. | 1 |
64 | Л.Р. Многообразие и значение птиц. | 1 |
65 | Тема 4.16. Класс Млекопитающие. Общая характеристика | 1 |
66 | Строение млекопитающих. | 1 |
67 | Л.Р .Многообразие млекопитающих. | 1 |
68 | Раздел 5. Царство Вирусы | 1 |
69 | Промежуточная работа. | 1 |
70 | Анализ работ. | 1 |
| ИТОГО | 70 |