Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана в соответствии со следующими документами:
1. Ст. 1213 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г.№ 1897
3. Основная общеобразовательная программа Основного общего образования на 2015-2020 гг.
4. Авторская программа по биологии И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. 2015г.
Цели программы:
- формирование знаний о биологии как науке о живых организмах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе в процессе познавательной деятельности;
Задачи программы:
- обеспечить условия для формирования знаний о науке биологии; о свойствах живого организма; о методах биологического исследования; о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клеток и тканей представителей царства «Животные»;
- обеспечить усвоение знаний о строении, жизнедеятельности, многообразии животных, о положительном и отрицательном влиянии человека на животный мир;
- создать условия для развития навыков проведения учебно-исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования у школьников умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Биологическое образование в 7 классе направлено на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях животного организма, о его строении, жизнедеятельности, а также многообразии животных.
Освоение учебного предмета «Биология» в 7 классе направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, формирование у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ №. Согласно учебному плану в МБОУ СОШ № обучение биологии в 7 классе осуществляется в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Деятельность МБОУСОШ № 4 в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные
Сохранение мотивации к учебной деятельности.
Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
Оценивание важности образования и познания нового.
Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Сопереживание, понимание чувств других людей.
Стремление к получению социальной оценки.
Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.
Проявление способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи; при поддержке учителя выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Формирование социальной мотивации – понимание учеником долга и ответственности, стремление к контактам со сверстниками и получению их оценок, помощь товарищам.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.
Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, формирование устойчивости познавательного интереса.
Способность к полноценному разрешению задач, возникающих в подростковом возрасте.
Осознание принадлежности к социальной группе и принятие значимых для референтной группы ценностей, норм и правил.
Формирование механизмов мышления, характерных для различных видов деятельности, необходимых в повседневной жизни, общекультурное развитие, нравственное воспитание, интеллектуальное развитие.
Самостоятельное осуществление контроля за деятельностью.
Направленность активности ребенка на различное содержание учебной деятельности или на разные компоненты (на способ или на результат).
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
самостоятельному целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразованию при поддержке учителя практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
с помощью учителя устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
овладению основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Получит возможность научиться:
при поддержке учителя ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе с помощью учителя;
при планировании достижения целей с помощью учителя полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
с помощью учителя выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;
осуществлять учебную и познавательную деятельность в составе группы или в паре, устойчивую в отношении помех;
при поддержке учителя осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
с помощью учителя адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и препятствий на пути достижения целей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• владение основами коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий;
• в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
• овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности в паре или индивидуально;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать схемы для решения задач;
• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, классификацию, выбирая самостоятельно или с помощью учителя основания и критерии для указанных логических операций;
• строить с помощью учителя классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить с помощью учителя логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• индивидуально или в паре структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Получит возможность научиться:
• ставить с помощью учителя проблему, аргументировать её актуальность;
• с помощью учителя в группе проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• с помощью учителя выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• с помощью учителя в группе организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• в группе или в паре делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Обучающийся:
• научится выделять существенные отличительные признаки животных и процессов жизнедеятельности животных (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
• научится определять принадлежности животных к определенной систематической группе;
• научится различать на живых объектах и таблицах органы животного, животных разных отделов, животных, опасных для человека;
• овладеет методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• освоит общие приемы: оказания первой помощи; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Содержание учебного предмета, курса
Живые организмы (68 часов)
Царство Животные (7 часов)
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Экскурсии
Многообразие животных;
Сезонные явления в жизни животных;
Одноклеточные животные или Простейшие (4 часа)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Практические работы:
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
Тип Кишечнополостные (2 часа)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Черви (5 часов)
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Практические работы:
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения
Тип Моллюски (4 часа)
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Практические работы:
Изучение строения раковин моллюсков;
Тип Членистоногие (7 часов)
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Практические работы:
Изучение внешнего строения насекомого;
Изучение типов развития насекомых;
Экскурсии:
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
Тип Хордовые (35 часов)
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Практические работы:
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Экскурсии:
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Итоговая работа – 1 часа
Повторение - 3 часов
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел I. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ (68) |
Тема 1: Царство Животные (7 часов) |
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Экскурсии Многообразие животных; Сезонные явления в жизни животных. | Распознавание одноклеточных и многоклеточных животных. Выявление признаков сходства и различия животных и растений. Анализирование и оценивание роли животных в экосистемах, в жизни человека. Пояснение на конкретных примерах распространения животных в различных средах жизни. Сравнение и характеристика внешних признаков животных различных сред обитания по рисункам. Узнавание представителей животных. Описание характерных признаков животных. Фиксирование результатов наблюдений, формирование выводов. Соблюдение правил поведения в природе. |
Тема 2: Одноклеточные животные или Простейшие (4 часа) |
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Практические работы: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных. | Выявление характерных признаков Простейших. Установление взаимосвязи строения и функций организма на примере амёбы. Распознавание представителей простейших на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Приведение доказательств необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. |
Тема 3: Тип Кишечнополостные (2 часа) |
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | Определение представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Определение отличительных признаков классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявление черт сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. Установление взаимосвязи строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Раскрытие роли кишечнополостных в экосистемах. |
Тема 4: Черви (5 часов) |
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Практические работы: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. | Описание основных признаков типов червей. Установление взаимосвязи строения и функций систем органов червей. Проведение доказательства более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными. Распознавание представителей классов червей на рисунках, фотографиях. Соблюдение в повседневной жизни санитарно- гигиенических требований с целью предупреждения заражения паразитическими червями. Выявление черт более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. |
Тема 5: Тип Моллюски (4 часа) |
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Практические работы: Изучение строения раковин моллюсков. | Описание особенностей строения представителей различных классов моллюсков. Установление взаимосвязи между строением и функциями внутренних органов. Формулирование выводов о роли моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Определение и классифицирование представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии. Установление сходства и различия в строении раковин моллюсков. Соблюдение правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
Тип Членистоногие (7 часов) |
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Практические работы: Изучение внешнего строения насекомого; Изучение типов развития насекомых; Экскурсии: Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края. | Выявление общих признаков классов типа Членистоногие. Определение и классифицирование представителей типа Членистоногие по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Использование информационных ресурсов для подготовки сообщения о разнообразии Членистоногих. Распознавание представителей типа на рисунках, фотографиях, в коллекциях. Освоение приёмов работы с определителем животных. Выявление характерных признаков насекомых, описание их при выполнении лабораторной работы. Установление взаимосвязи внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдение, фиксирование результатов наблюдений, выводов. Систематизирование информации и обобщение её в виде схем, таблиц. Использование информационных ресурсов для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых. |
Тип Хордовые (35 часов) |
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Практические работы: Изучение внешнего строения и передвижения рыб; Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц; Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Экскурсии: Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей). | Выделение основных признаков хордовых. Объяснение особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Аргументирование выводов об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными. Выявление черт приспособленности внутреннего строения Хордовых к среде обитания. Установление взаимосвязи строения отдельных частей скелета и их функций. Установление взаимосвязи строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнение, обобщение информации о строении внутренних органов Хордовых и формирование выводов. Определение и классифицирование Хордовых по рисункам, фотографиям. |
Итоговая работа – 1 час | Систематизация и обобщение знаний по темам курса биологии 7 класса. Использование обобщения, аргументации, сравнения и классификацию для формулировки ответов. |
Повторение – 3 часа | Аргументирование выводов об усложнении организации животных от простой организации к сложной. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК по биологии. 7 класс: Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В.С./ Под ред. Пономарёвой И.Н. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ. – 2016 г.
Перечень учебного оборудования и технических средств обучения по биологии
| Коллекции |
1 | Тип членистоногие (многообразие.) |
2 | Тип членистоногие. |
3 | Вредители леса, огорода. |
4 | Вредители сада. |
5 | Вредные и полезные насекомые. |
6 | Представители отряда насекомые. |
7 | Стрекозы. |
8 | Бабочки. |
9 | Дубовая листовертка. |
10 | Развитие насекомых. |
| Наглядные пособия |
1 | Расчленённый скелет речного рака. |
2 | Скелет лягушки. |
3 | Скелет млекопитающего. |
4 | Характерные черты скелета млекопитающих. |
5 | Характерные черты скелета бесхвостых земноводных. |
6 | Скелет ужа. |
7 | Скелет крота. |
8 | Скелет ящерицы. |
9 | Муляжи головного мозга рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего. |
10 | Внутреннее строение яйца птицы. |
| Микропрепараты |
1 | Ротовой аппарат комара обыкновенного. |
2 | Конечность пчелы. |
3 | Вольвокс. |
4 | Амёба, малярийный плазмодий, гидра, лентовидный червь, ресничный червь. |
5 | Яйца аскариды, дождевой червь, дафния, ланцетник. |
6 | Циклоп. |
7 | Инфузория-туфелька. |
8 | Гидра |
9 | Простейшие. |
10 | Эвглена. |
| Приборы лабораторные |
1 | Микроскопы ученические-12 шт. |
2 | Микроскоп М-1шт. |
3 | Спиртовка -1шт |
4 | Сухое горючее -1шт |
5 | Пипетка-1шт |
6 | Пробирка-2шт |
7 | Штатив для пробирки-1шт |
8 | Держательные щипцы -1шт |
9 | Предметные стёкла-30шт |
| Электронные пособия |
1 | Уроки биологии. 7 класс; «Кирилл и Мефодий» 2004 |
2 | Открытая биология. «Физикон» 2005 |
3 | http://tana.ucoz.ru/load/163 |
4 | http://bio.1september.ru/urok/ |
5 | mirbiologii.ru |
6 | prezentacii.com/biologiya/ |
7 | virtulab.net/ |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Живые организмы
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, описывать биологические объекты и процессы;
• применять методы биологической науки для организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки
Предметные результаты оцениваются с помощью:
- стартовой диагностики (в течение первой половины сентября), итоговой диагностики (в течение первой половины мая);
- текущего контроля (тестирование, тематические диктанты, практические работы, устный опрос, творческие работы, итоговая работа),
- промежуточной аттестации по результатам четвертных оценок.
Итоговая работа проводится в конце учебного года для оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету.
Ученик осваивает предмет на базовом уровне, если выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
На повышенном уровне ученик, кроме выполненных заданий базового уровня (не менее 50%), должен дополнительно выполнить хотя бы 50% заданий повышенного уровня. Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение заданий повышенного уровня, к максимальному значению, тем более у него развита способность применять знания для решения задачи в измененной ситуации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые проводятся преимущественно в процессе изложения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению практической работы осуществляется в рабочих тетрадях. Практические работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. Практические работы проводятся как индивидуально, так и в паре или в составе группы учащихся.
При проведении практических работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе определенных ниже критериев.
Критерии оценивания практической работы
При оценивании практической работы учитель должен учитывать:
правильность определения цели работы
правильность проведения работ
умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов
логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.
Отметка «5» выставляется при условии, что:
сформулирована цель работы;
правильно проведена работа;
выделены существенные признаки;
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4» выставляется при условии, что:
цель сформулирована с помощью наводящих вопросов учителя;
правильно проведена работа;
при выделении существенных признаков названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «3» выставляется при условии, что:
цель сформулировано с помощью учителя;
допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы;
при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые;
допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «2»
цель сформулирована учителем;
допущены 3-4 ошибки при проведении работы, не выделены существенные признаки объекта;
отсутствует результат наблюдений и выводов.
Отметка «1»