СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 7класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Биология. Животные. 7кл» составлена на основе нормативных документов, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«КТП(био-7кл) ФГОС 2018-19»

Календарно – тематическое планирование.

«Биология. Животные. 7 класс».

2018-2019 учебный год


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

факт

1

2

3

4

5

6

  1. Введение. Общие сведения о животном мире (2часа)

1/1

История развития зоологии.

1

5.09.



2/2

Современная зоология.

1

6.09.



  1. Многообразие животных (34часов)

Простейшие (2часа)

3/1

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.

1

12.09.



4/2

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

Лаб. работа «Знакомство с многообразием водных простейших»

1

13.09.



Беспозвоночные (15часов)

5/1

Тип Губки: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

1

19.09.



6/2

Тип Кишечнополостные. Класс: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

1

20.09.



7/3

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

1

26.09.



8/4

Тип Круглые черви.

Лаб. работа «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

27.09.



9/5

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Лаб. работа «Внешнее строение дождевого червя»

1

3.10.



10/6

Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки.

1

4.10.



11/7

Тип Моллюски. Общая характеристика. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Лаб. работа «Особенности строения и образа жизни моллюсков»

1

10.10.



12/8

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

1

11.10.



13/9

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

1

17.10.



14/10

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные. Паукообразные.

Лаб. работа «Знакомство с разнообразием ракообразных».

1

18.10.



15/11

Класс Насекомые.

1

24.10.



16/12

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые. Уховертки, Поденки. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Обобщение по теме: «Многообразие животных. Беспозвоночные животные».

1

25.10.









17/13

Отряд насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

7.11.



18/14

Отряд насекомых Перепончатокрылые.

1

8.11.



19/15

Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие»

1

14.11.



Тип Хордовые (17часов)

20/1

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

1

15.11.



21/2

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Общая характеристика.

Лаб. работа «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1

21.11.



22/3

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты.

1

22.11.



23/4

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпооб­разные, Окунеобразные.

1

28.11.



24/5

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхво­стые.

1

29.11.



25/6

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

1

5.12.



26/7

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.

1

6.12.



27/8

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Отряд Пингвины.

Лаб. работа «Изучение внешнего строения птиц»

1

12.12.



28/9

Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

13.12.



29/10

Отряды птиц: Дневные хищные птицы, Совы, Куриные.

1

19.12.



30/11

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Обобщение по теме: «Многообразие животных. Тип хордовые».

1

20.12.









31/12

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые.

1

9.01.



32/13

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

1

10.01.



33/14

Отряды Млекопитающих: Китооб­разные, Ластоно­гие, Хоботные, Хищные.

1

16.01.



34/15

Отряды Млекопитающих: Парноко­пытные, Непарно­копытные.

1

17.01.



35/16

Отряд Млекопитающих: Приматы.

1

23.01.



36/17

Обобщение по теме: «Хордовые».

1

24.01.



  1. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11часов)

37/1

Покровы тела. Лаб. работа «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

30.01.



38/2

Опорно-двигательная система.

1

31.01.



39/3

Способы передвижения животных. Полости тела.

Лаб. работа «Изучение способов передвижения животных»

1

6.02.



40/4

Органы дыхания и газообмен.

Лаб. работа «Наблюдение за способами дыхания животных»

1

7.02.



41/5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Лаб. работа «Наблюдение за способами питания животных»

1

13.02.



42/6

Кровеносная си­стема. Кровь.

1

14.02.



43/7

Органы выделения.

1

20.02.



44/8

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Лаб. работа «Изучение ответной реакции животных на раз­дражение»

1

21.02.



45/9

Органы чувств. Регуляция деятельно­сти организма.

Лаб. работа «Изучение органов чувств животных»

1

27.02.



46/10

Продление рода. Органы размножения.

1

28.02.



47/11

Обобщающий урок: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

1

6.03.



Индивидуальное развитие животных (3часа)

48/1

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

7.03.



49/2

Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лаб. работа «Изучение стадий развития животных и определение их воз­раста».

1

13.03.



50/3

Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие животных»

1

14.03.



Развитие животного мира на Земле (4часа)

51/1

Доказательства эволюции животных.

1

20.03.



52/2

Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

21.03.









53/3

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

3.04.



54/4

Обобщающий урок по теме «Развитие животного мира на Земле»

1

4.04.



Закономерности размещения животных на Земле (2часа)

55/1

Ареалы обитания. Миграции.

1

10.04.



56/2

Закономерности размещения животных.

1

11.04.



Биоценозы (4часа)

57/1

Естественные и ис­кусственные биоценозы.

1

17.04.



58/2

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

18.04.



59/3

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспо­собленность друг к другу.

1

24.04.



60/4

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».

1

25.04.



  1. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7часов)

61/1

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

1

1.05.



62/2

Одомашнивание животных.

1

2.05.



63/3

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

1

8.05.



64/4

Система мониторинга. Охраняемые территории.

1

9.05.



65/5

Охрана и рациональное использо­вание животного мира

1

15.05.



66/6

Промежуточная аттестация..

1

16.05.



67/7

Повторение темы «Многообразие животных»

1

22.05.



68

Повторение темы «Эволюция строе­ния и функций органов и их систем»

1

23.05.



69

Повторение темы «Строение, инди­видуальное развитие. Эволюция»

1

29.05.



70

Обобщение курса.

1

30.05.



ИТОГО: 70 часов


Просмотр содержимого документа
«ПЗ(био-7кл) ФГОС 2018-19»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Биология. Животные. 7кл» составлена на основе нормативных документов, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования:

  • Ф.З. - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. №68 – ЗРТ «Об Образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897)

  • Учебного плана МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год.

  • Положение «О рабочих программах» МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ, утвержденное приказом, от 1.09.2015 г. №76/15;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии. VI-IX классы. Авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

  • Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2007

  • Образовательной программы МБОУ «Малосуньская ООШ» Мамадышского муниципального района РТ;

В соответствии ст.58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в 5- 9 классах проводится Промежуточная аттестация в виде итоговых контрольных работ согласно «Положению о промежуточной аттестации обучающихся».

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 кл, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2017.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций,

которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков,

постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса являются:

Учащиеся получат возможность научиться/ понимать:

- особенности живых организмов, отличающие от тел неживой природы;

- знать редких и исчезающих видов, причины их исчезновения и меры их охраны;

- знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства (животноводство), при охране окружающей среды и здоровья человека; основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Экскурсии

Лаб. работы

Зачеты

Контрольные работы

1.

Введение. Общие сведения о животном мире.

2






2.

Многообразие животных.

34






3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

11






4.

Индивидуальное развитие животных.

3






5.

Развитие животного мира на Земле.

4






6.

Биоценозы.

4






7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

12






ИТОГО

70







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение. Общие сведения о животном мире

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1. Многообразие животных

Простейшие.

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация: живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием водных простейших

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация: микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Особенности строения и образа жизни моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация: морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.

Зачет: Многообразие животных. Беспозвоночные животные.

Тип хордовые.

Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация: видеофильмов.

Зачет: Хордовые.

Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (10 часов)

Покровы тела.

Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела.

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа: Изучение способов передвижения животных. Изучение ответной реакции животных на раздражение.

Зачет: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Тема 3. Индивидуальное развитие животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа: Определение возраста животных.

Тема 4. Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация: палеонтологических доказательств эволюции.

Тема 5. Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Экскурсия: Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Зачет: Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы.

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Контрольно-обобщающий урок по теме: Животный мир и хозяйственная деятельность человека.


ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Формы и средства контроля

  • Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.

  • Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.

  • Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса.

Пособия:

  • Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии.

  • Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии.

  • Лернер Г.И. ГИА, 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс – М.: Эксимо, 2011. – 240с.

Критерии оценки учебной деятельности.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.

  • Биология 5 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  • Латюшин В. В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7кл, учебник для общеобразов. учебных заведений.– М.: Дрофа, 2017.

  • Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7класс/ В.В.Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2017.- 144с.

  • Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

Просмотр содержимого документа
«ТЛ(био -7кл) ФГОС 2018-19»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малосуньская основная общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района РТ


Рассмотрено:

Руководитель ШМО:

____________/Яруллина Л.Ш./

Протокол №1

от«27» августа 2018г

Согласовано:

Зам. директора по уч. работе:

____________/Нигматуллина Э.Э./

«1» сентября 2018г


Утверждено:

Директор школы:

____________/Сайфуллина Т.М./

Приказ №45/18

от«1» сентября 2018г







Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 7 класса

учителя биологии и химии I-квалификационной категории

Мухаметзянова Рустема Фазылзяновича









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от«29» августа 2018г.





2018–2019 учебный год


Скачать

© 2018 143 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!