СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 кл ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные результаты обучения обучающиеся научатся:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 кл ФГОС»



Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от __27.08.2018г._62

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

2018-2019 учебный год

Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 68ч (2ч в неделю)

Учитель: Никулина Елена Валерьевна

Категория: высшая квалификационная



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.



Учебник: Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. М.: Дрофа, 2017 (ФГОС)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 8 КЛАСС

Предметные результаты обучения обучающиеся научатся:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетического отношения к живым объектам.

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).



Личностные результаты обучения

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить естественно-научные и социальные измерения;

  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;

  • сформировать интеллектуальные, гражданские, коммуникационные, информационные компетенции;

  • овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;

  • сформировать научное мировоззрение, освоить общенаучные методы (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование).



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс

Раздел 1. Царство Животные (56 ч)

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности, животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

Лабораторные и практические работы:

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный ор-ганизм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнооб-разие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятель-ности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторные и практические работы:

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.



Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 1.4. Кишечнополостные

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Много-образие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

Лабораторные и практические работы:

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 1.5. Тип Плоские черви

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Много-образие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских чер-вей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторные и практические работы:

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 1.6. Тип Круглые черви

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свобод-ноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Ме-ры профилактики аскаридоза.

Лабораторные и практические работы:

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нере-иды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Ма-лощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторные и практические работы:

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. Тип Моллюски

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюс-ков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы:

Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9. Тип Членистоногие

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоно-гих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообраз-ные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая ха-рактеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в био-ценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. От-ряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторные и практические работы:

Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.

Тема 1.10. Тип Иглокожие

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи. Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные, ланцетник: особенности его организации и распространения.

Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хряще-костные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Лабораторные и практические работы:

Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.13. Класс Земноводные

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позво-ночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Лабораторные и практические работы:

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни*.

Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназем-ных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распростра-нение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Лабораторные и практические работы:

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 1.15. Класс Птицы

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Ле-тающие. Бескилевые, или Бегающие. Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные и практические работы:

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.16. Класс Млекопитающие

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумча-тые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности орга-низации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в про-цессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных мле-копитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоно-гие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопита-ющих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домаш-ние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные жи-вотные).

Лабораторные и практические работы

Изучение внутреннего строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Тема 1.17. Основные этапы развития животных

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Тема 1.18. Животные и человек

Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного произ-водства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

Раздел 2. Вирусы (3 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере виру-са табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Раздел 3. Экосистема (10 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

Тема 3.2. Экосистема

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса био-сферы, её объём и динамика обновления.

Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возник-новение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Резервное время — 2 ч.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





№ урока





Раздел/Тема занятия



Количество часов

Дата проведения урока



План



Факт

  1. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ.

1

Общая характеристика царства Животных.

1

04.09


2

Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые.

1

06.09


3

Класс Жгутиковые.

1

11.09


4

Тип Споровики. Инфузории, или Ресничные.

1

13.09


5

Контрольное тестирование на тему: «Многообразие и значение простейших.»

1

18.09


6-7


Общая характеристика многоклеточных животных. Тип губки.

2

20.09

25.09


8


Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

1

27.09


9

Класс Гидроидные

1

02.10


10

Класс Сцифоидные.

1

04.10


11

Класс Коралловые полипы.

1

09.10


12

Зачет. Тестирование по теме: Признаки царства. Тип Кишечнополостные.

1

11.10


13

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

16.10


14

Класс Ресничные черви

1

18.10


15

Класс Сосальщики и Ленточные черви.

1

23.10


16

Общая характеристика типа Круглые черви. (Нематоды)

1

25.10


17

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

1

06.11


18

Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые черви.

1

08.11


19

Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви.

1

13.11


20

Класс Пиявки.

1

15.11


21

Тестирование по теме: Тип плоские, круглые и кольчатые черви.

1

20.11


22

Общая характеристика типа Моллюски. Л /р.

1

22.11


23

Многообразие и значение моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски.

1

27.11


24

Класс Двустворчатые и Головоногие моллюски.

1

29.11


25

Происхождение членистоногих и особенности организации.

1

04.12


26

Класс Ракообразные. Л /р.

1

06.12


27

Класс Паукообразные. Л \Р

1

11.12


28

Общая характеристика насекомых. Класс Насекомые.

1

13.12


29

Л / р Класс Насекомые.

1

18.12


30

Размножение и развитие насекомых.

1

20.12


31

Значение и многообразие насекомых.

1

25.12


32

Тестирование по теме: «Тип моллюски. Насекомые»

1

27.12


33

Общая характеристика иглокожих.

1

15.01


34

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Л \р.

1

17.01


35

Подтип Оболочники и Черепные

1

22.01


36

Происхождение рыб. Надкласс Рыб.

1

24.01


37

Хрящевые рыбы.

1

29.01


38

Костные рыбы. Л \р.

1

31.01


39-40

Класс Земноводные, или Амфибии.

2

05.02

07.02


41-42

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

2

12.02

14.02


43

Контрольная работа по теме: Класс Земноводные и Пресмыкающиеся

1

19.02


44

Общая характеристика птиц.

1

21.02


45-46

Класс Птицы.

2

26.02

28.02


47

Экологические группы птиц. Л /р

1

05.03


48

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

07.03


49

Контрольное тестирование по теме: Птицы.

1

12.03


50

Общая характеристика млекопитающих.

1

14.03


51

Внутреннее строение млекопитающих.

1

19.03


52

Размножение и развитие млекопитающих.

1

21.03


53

Многообразие млекопитающих.

1

02.04


54

Зачет по теме: Млекопитающие.

1

04.04


55

Основные этапы развития животных.

1

09.04


56

Животные и Человек.

1

11.04



  1. ВИРУСЫ.




57

Общая характеристика вирусов.

1

16.04


58

Значение вирусов.

1

18.04


59

Контрольное тестирование: «Вирусы»

1

23.04



  1. ЭКОСИСТЕМА.




60-61

Среда обитания. Экологические факторы.

2

25.04

30.04


62

Экосистема.

1

07.05


63

Биосфера – глобальная экосистема.

1

14.05


64

Круговорот веществ в природе.

1

16.05


65

Роль живых организмов в биосфере.

1

21.05


66

Контроль знаний на тему: «Экосистема»

1

23.05


67

Экскурсия в экосистему.

1

28.05


68

Итоговая контрольная работа.

1

30.05


69-70

Повторение.

2






В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 уч.г на изучение биологии в 8 классе выделено 2ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от __.__.201_ г. №___ «О переносе выходных дней в 201_ году») произошло уплотнение учебного материала до 68 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.













































СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Никонова Н.Р./

от_27.08.2018г _1 подпись


________________________ _27 августа 2018г

подпись руководителя МС дата
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!