СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработанна для преподавания биолоии 8 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА












«Утверждаю»

Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17

Азовского района

Приказ от 26 августа 2016г. №116

___________________ /Малиночка И.Н./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии



Уровень общего образования (класс): Основное общее, 8 класс.

Количество часов:8 «А», «В»- 68ч. 8 «Б», «Г»-68ч.

Учитель: Головань Наталья Викторовна

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-х классов образовательных учреждений и авторской программы Н.И. Сонина «Человек»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 8-х классов и составлена на основании следующих нормативных документов:


*Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования;

*Федерального Закона « Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.№273-ФЗ);

*Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;

*Годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 на 2016-2017учебный год;

* Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений.;


Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2016 год

  • Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль,.

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразовательных. учебных заведений. - М.: Дрофа, 2016 год.  

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  1. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой.

- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2016 год.

Место предмета в учебном плане.

Предмет «Биология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-11 класс, в 5 классе по ФГОС —1 час в неделю, в 6-11 классах по 2 часа в неделю,

Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение курса биологии в 8 классе предусмотрено – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год будет проведено: 8 а, в класс – 69 часов, 8 б, г класс - по 68 часов, в связи с государственными праздниками (8 марта- среда, 1 мая- понедельник)

Программный материал будет выполнен полностью за счет сокращения часов повторения изученного материала.


Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов 8 а, в

Кол-во часов

8 б, г

Кол-во тестов

Кол-во лабораторных и практических

Место человека в системе органического мира

1

1



Происхождение человека

2

2



Краткая история развития знаний о медицине

1

1



Общий обзор строения и функций организма человека

3

3


1

Координация и регуляция

13

13

1

2

Опора и движение

8

8

1

2

Внутренняя среда организма

3

3


1

Транспорт веществ

5

5

1

3

Дыхание

5

5


1

Пищеварение

6

6


3

Обмен веществ и энергии

4

4

1


Выделение

2

2



Покровы тела

4

4


1

Размножение и развитие

3

3



Высшая нервная деятельность

6

6

1

1

Человек и здоровье

1

1



Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса

2

1



Итого:

69

68

5



15


.1.Контрольный тест № 1 по теме «Координация и регуляция».

2.  Контрольный тест № 2 по теме «Опора и движение»

3.  Контрольный тест № 3 по темам: Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ»

4.  Контрольный тест № 4 по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»

5.  Итоговый тест по курсу №5 «Человек и его здоровье»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Место человека  в системе органического мира (2часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека  (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека  (3 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения тканей.

Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение изменения размера зрачка.

  2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.

  2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Внутренняя среда организма  (3 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови

Транспорт веществ  (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

  2. Измерение кровяного давления

  3. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

Дыхание  (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.

Пищеварение  (6часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал

  2. Воздействие желудочного сока на белки

  3. Определение норм рационального питания.                                                                             

Обмен веществ и энергии  (4 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

Размножение и развитие  (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Лабораторные и практические работы.

  1. Характеристика моих познавательных процессов

Человек и его здоровье  (1часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса - 8а,в-2ч 8 б.г-1ч









Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Измерители

Домашнее задание

Дата

по плану

факт

ТЕМА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. (1 час)


11.

Место человека в системе органиче­ского мира.

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний


Место и роль человека в сис­теме органического мира. Сходство человека с животны­ми и отличие от них. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека.

Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния

Вопросы №1,2,3,4,5,6 на стр. 8 учебника. Рабочая тет­радь, задания №1,2,3.

Д/з: стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте».

8ав-2.09

8бг-5.02




ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

22

Эволюция человека

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний


Происхождение человека.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё.

Знать: биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека

Уметь: объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.

Вопросы №1-9 на стр.148 учебника.

с.10-15 учебника

8ав-5.09

8б,г-7.09


3

Расы человека.

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний


Человеческие расы. Особенности внешних признаков людей разных рас, расселение по территории земного шара.

Знать: особенности внешних признаков людей разных рас

Уметь: объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.

Вопросы №1-10 на с.18 учебника

с.16-19 учебника

8ав-9.09

8бг-12.09


ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)


4.

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.


Развитие знаний о строении и функциях организма человека

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигие­на, медицина, психология. Ме­тоды изучения организма че­ловека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их зна­чение и использование

Называть методы изучения организма человека, их значение для использова­ния в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практиче­ской деятельности людей и самого уче­ника.

Использовать знания о методах изу­чения организма.

Вопрос №7 на стр. 27 учебни­ка.

Рабочая тет­радь, задание №10.

Д/з: стр. 20-27 учеб­ника.


8ав-12.09

8бг-14.09


ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (3 часа)



55.

Клеточное строение организма.

Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.


Клеточное строение организма человека. Строение и процес­сы жизнедеятельности орга­низма (обмен веществ, био­синтез, биологическое окисле­ние), их значение. Рост и раз­витие, возбудимость. Роль ферментов в обмен веществ клетки.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, живот­ных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебни­ка.

Рабочая тетрадь, задания № 12,13, 14.

Лабораторная работа

Д/з: стр. 28-29 учеб­ника, «Подумайте».

8ав-16.09

8бг-19.09














66.

Ткани и органы.



Комбинированный урок.


Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жиро­вая, кровь), мышечные (глад­кая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Меж­клеточное вещество.

Давать определения понятию:

ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропре­параты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.

Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебни­ка.

Рабочая тетрадь, задания

№15,16,18,19,20.

Д/з: стр. 32-35 учеб­ника,

«Подумайте»..

8ав-19.09

8бг-21.09














77.

Органы.

Системы органов.

Комбинированный урок.


Строение и процессы жизне­деятельности организма чело­века.

Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка.

Характеризовать сущность регуля­ции жизнедеятельности организма.

Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.

Выполнение ла­бораторной ра­боты №2 «Распо­знавание на таблицах органов и систем органов человека».

Д/з: стр. 38-39, 42-43 учебника


8ав-23.09

8бг-26.09













ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (13 часов)

8

Гуморальная регуля­ция

Комбинированный урок

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секре­ции, их строение и функции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции. Различать железы внутренней секре­ции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.

Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 Описание ри­сунков на стр.48,49. Рабочая тет­радь, задания № 24,25.

Д/з: стр. 44, 45 учеб­ника, задания «Вы­берите правильный ответ» на стр.49.

8ав-26.09

8бг-28.09













9.

Роль гормонов в об­мене веществ, росте и развитии организ­ма

Комбинированный урок


Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с ги­пофункцией и гиперфункцией желез.

Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гор­моны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндок­ринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска на здоровье.

Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебни­ка.

Рабочая тет­радь, задание № 26.

Д/з: стр. 45-47 учеб­ника

8ав-30.09

8бг-3.10










10.

Нервная система. Отделы нервной системы: централь­ный и перифериче­ский.

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.


Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: централь­ный и периферический. Спин­ной мозг, головной мозг. Нер­вы, нервные узлы.

Давать определения понятию: реф­лекс.

Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной систе­мы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таб­лицах основные отделы и органы нерв­ной системы человека.

Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая тет­радь, задания № 27,28,29.

Д/з: стр. 50-51 учеб­ника,

«Подумайте».

8ав-3.10

8бг-5.10













12.

Спинной мозг строение и функции.

Комбинированный урок.


Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного моз­га. Рефлекторная и проводни­ковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Называть:

•особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности орга­низма.

Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание ри­сунка на стр.59. Рабочая тет­радь, задания № 32,33.

Д/з: стр. 56- 57 учеб­ника, «Подумайте».

8ав-7.10

8бг-10.10












13.

Головной мозг, строение и функции.

Комбинированный урок

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое веще­ство головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок

Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли.

Называть:

•особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятельности и по­ведения организма.

Вопросы №1 -10 на стр. 64

учебника. Описание ри­сунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника. Описание ри­сунка на стр.70.

Д/з: стр. 60- 63,

стр. 66-69 учебника,

«Подумайте».

8ав-10.10

8бг-12.10


14

Соматическая и веге­тативная нервная система.



Комбинированный урок

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция ав­тономного отдела. Симпатиче­ский и парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндок­ринной систем.


Называть:

•отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной сис­темы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы и гормонов в ор­ганизме.


Вопросы №8,9 на стр. 54 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр.52.

Д/з: стр. 51,52 учеб­ника,

«Подумайте»

8ав-14.10

8бг-17.10


15

Обобщение знаний по теме «Нервная система»

Урок учёта и контроля

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по данной теме


Тестовая работа

8ав-17.10

8бг-19.10

16.

Органы чувств, их роль в жизни чело­века. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Комбинированный урок.


Органы чувств, их роль в жиз­ни человека. Анализаторы. Ре­цепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы

Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор. Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

•особенности строения органов обоня­ния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Вопросы №1,2 на стр. 78 учеб­ника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1 0 на стр. 90 учебника. Рабочая тет­радь, задания № 40,54,55.

Д/з: стр. 72, 86-89 учебника, «Подумай­те» на стр. 79.

8ав-21.10

8бг-24.10













17.

Нарушения зрения, их профилактика.


Комбинированный урок

Нарушения зрения, их профи­лактика. Заболевание и по­вреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Вопросы №9,10 стр. 78 учебника. Рабочая тет­радь, задание № 46.

Д/з: стр. 75,77 учеб­ника.

8ав-24.10

8бг-26.10












18.

Органы слуха и рав­новесия. Их анализа­торы.

Комбинированный урок

Орган слуха. Строение и функ­ции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимаю-щий аппарат уха. Слуховой анализатор. На­рушения слуха, их профилак­тика. Гигиена слуха.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Вопросы №1 -11 на стр. 84 учебника. Рабочая тет­радь, задания № 47, 48, 50, 51.

Д/з: стр. 80-83 учеб­ника, подготовиться к зачету.

8ав-28.10

8бг-2.11












19.

Органы чувств






Комбинированный урок






Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье


Д/з: повторить млекопитаю­щих

8ав-31.10

8бг-11.11




Обобщение знаний по теме «Анализаторы»


Урок контроля и оцен­ки знаний.








20


Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по данной теме



Д/з: повторить млекопитаю­щих

8ав-11.11

8бг-14.11


ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

21.



Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.


Называть:

•особенности строения скелета челове­ка;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей;

Вопросы №1 -11 стр. 96 учебника. Описание ри­сунка на стр. 97. Рабочая тет­радь, задания № 47, 48, 50, 51.

Д/з: стр. 92 - 97 учеб­ника.

8ав-14.11

8бг-16.11


22.

Скелет головы и скелет туловища.


Комбинированный урок



Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Скелет тулови­ща

Особенности скелета, связанные с развити­ем мозга и речи.

Называть особенности строения скеле­та головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища чело­века.

Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета.

Вопросы №1,2,3,4 стр. 104 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр. 98,99.

Рабочая тет­радь, задания № 66, 69, 70.

Д/з: стр. 98, 99 учебника.

8ав-18.11

8бг-21.11
























23.

Скелет конечностей.


Комбинированный урок



Строение и функции опорной системы. Скелет конечностей

Называть особенности строения скеле­та поясов и свободных конечностей че­ловека




.

Л/р№4 «Изучение внеш­него вида костей




Д/з: стр. 100,101 учебника, «Подумай­те» на стр. 105.

8ав-21.11

8бг-23.11












24.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Урок-практикум


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой по­мощи при травмах опорно-двигательной системы. Трав­мы: перелом, вывих, растяже­ние связок.

Использовать приобретенные зна­ния и умения для.

•соблюдения мер профилактики травма­тизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах.

Рабочая тет­радь, задание № 76.

Вопросы со

свободным

ответом.

Д/з: стр. 100, 101 учебника.

8ав-25.11

8бг-28.11













25.

Мышцы. Работа мышц.


Комбинированный урок

Строение двигательной систе­мы. Обзор основных мышц че­ловека: Сухожилия. Функции двигательной систе­мы. Динамическая и статиче­ская работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регу­ляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результа­ты опыта по выявлению влияния ста­тической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Вопросы № 1 -7 стр. 114 учеб­ника.

стр. 115. Вопросы № 1,3,6,7,8 стр. 110 учебника. Л/р № 5 «утомление мышц»

Д/з: стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115

8ав-28.11

8бг-30.11


26

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника

Комбинированный урок

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника

Использовать приобретенные зна­ния и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

Вопросы со свободным ответом.

Д/з: проверить пра­вильность осанки, наличие плоскосто­пия, гибкость позво­ночника

8ав-2.12

8бг-5.12


27.

Роль двигательной активности в разви­тии аппарата опоры и движения челове­ка.

Комбинированный урок

Укрепление здоровья: двига­тельная активность. Соблюде­ние правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Использовать приобретенные зна­ния для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

Вопросы со

свободным

ответом.

Д/з: стр. 113 учебни­ка

8ав-5.12

8бг-7.12


















28.

Обобщение знаний по теме «Опо­ра и движение».


Урок контроля оцен­ки знаний.
















8ав-9.12

8бг-12.12


ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

29.

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

Комбинированный урок

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тром­боциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объ­ектов:

•составляющие внутренней среды орга­низма;

•составляющие крови (форменные эле­менты);

•составляющие плазмы.



Л/ №6 «Изучение микроскопи-ческого строения кро­ви».

Д/з: стр. 116-119 учебника, «Поду-май­те» на стр. 121.

8ав12.12

8бг-14.12








30.

Иммунитет.

Урок изучения нового материала

Иммунитет. Иммунная система человека Классифи­кация иммунитета (активный и пассивный, естественный и ис­кусственный).

Давать определение понятию имму­нитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных за­болеваний.

Вопросы № 1-8 стр. 124 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр. 124.

Рабочая тет­радь, задания № 94,95,96.

Д/з: стр. 119, 122 учебника.

8ав-16.12

8бг-19.12


31.

Тканевая совмести­мость и переливание крови.

Комбинированный урок

Группы крови. Переливание крови. Групповая совмести­мость крови, групповая совмес­тимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма че­ловека, его строения и жизнедеятельно­сти: свою группу крови, резус-фактор

Вопросы № 10, 11 стр. 124 учебника.

Д/з: стр.122, 123 учебника, «Подумай­те»

8ав-19.12

8бг-21.12


ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов)

32.

Транспорт веществ. Кровеносная систе­ма.

Комбинированный урок

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца

Называть:

•особенности строения организма чело­века, органов дыхательной системы;

•признаки (особенности строения) био­логического объекта - сердца.

Вопросы № 1 -6 стр. 128 учеб­ника.

Вопросы №1-6 стр. 132 учеб­ника.



Д/з: стр. 126,127; стр. 130 учебника«По­думайте» на стр. 129.

8ав-23.12

8бг-27.12


33.

Большой и малый круги кровообраще­ния.


Комбинированный урок

Транспорт веществ. Кровенос­ные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. система.


Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кро­веносных сосудов.


Вопросы № 7,8 стр. 128 учеб­ника.

Описание ри­сунков на стр. 128, стр.135. Рабочая тет­радь, 101,102, 110.

Д/з: стр. 127, стр. 135 учебника.

8ав-26.12

8бг-11.01


34.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосу­дов.

Комбинированный урок

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки со­суда. Измерение артериально­го давления.

Характеризовать сущность биологи­ческих процессов: •движения крови по сосудам;

•регуляции жизнедеятельности организ­ма;

Вопросы № 7, 8

стр. 132. Вопросы № 1 -10 стр. 136 Выполнение П/р работы №1 «Измерение кровяного дав­ления».

Д/з: стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133.

8ав-13..01

8бг-16.01


35.

Заболевания сер­дечно-сосудистой системы, их преду­преждение.

Урок-практикум

Сердечно-сосудистые заболе­вания, причины и предупреж­дение

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

П/р работа №3 «Остановка кровотече-ния»

Д/з: стр. 137 учебни­ка,


8ав-16.01

8бг-18.01


36.

Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

Урок контроля и оцен­ки знаний.


Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме


Разноуровневая работа

Д/з: повторить по учебнику 7 класса

8ав-20.01

8бг-23.01


ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов)

37.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Урок изучения нового

Дыхание. Система органов ды­хания и ее роль в обмене веществ.

Называть особенности строения орга­низма человека - органы дыхательной системы..

Вопросы № 1 -9 стр. 140 учеб­ника.

Рабочая тет­радь,

Д/з: стр. 138,139 учебника, «Подумай­те»

8ав-23.01

8бг-25.01


38.

Дыхательные дви-жения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Комбинированный урок.

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Ды­хательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания

Характеризовать:

•сущность биологического процесса ды­хания;

•транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организ­ма.


Вопросы № 1 -3 стр. 146 учеб­ника.

Выполнение Л/р № 6 «Определе-ние частоты дыха­ния».

Д/з: стр. 142 - 143 учебника, «Подумай­те» на стр. 147.

8ав-27.01

8бг-30.01


39.

Заболевания орга­нов дыхания и их профилактика.

Комбинированный урок

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Называть заболевания органов дыха­ния

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболева­ний, вредных привычек (курение).


Вопросы со

свободным

ответом.

Д/з: стр. 142 учебни­ка сообщения о вреде курения

8ав-30.01

8бг-1.02


40.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении уто­пающего.

Комбинированный урок

Приемы оказания первой по­мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой по­мощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Вопросы со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Д/з: стр. 138-143 (по­вторить), подгото­виться к зачету.

8ав-3.02

8бг-6.02


41.

Обобщающий урок по теме «Ды­хание».

Урок контроля

контроль знаний и умений учащихся



Д/з: повторить

8ав-6.02

8бг-8.02


ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов)

42.

Пища как биологиче­ская основа жизни. Пищевые продукты и питательные ве­щества.

Урок изучения нового материала и первичного закрепле-ния знаний

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пи­щевые продукты, в которых они находят­ся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.


Вопросы № 1, 2

стр. 150 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр. 151.

Рабочая тет­радь, задания №119,120.

Д/з: стр. 148-149 учебника, «Подумай­те» на стр. 151.

8ав-10.02

8бг-13.02













43.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной сис­темы. Органы пищеварения:

Называть особенности строения орга­низма человека - органы пищеваритель­ной системы.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека.

Вопросы № 4 -7 стр. 150 учеб­ника.

Вопрос № 1 стр. 154 учеб­ника.Рабочая тет­радь, задания №121,122.

Д/з: стр. 149, 152-153 учебника, «Подумай­те» на стр. 155.

8ав-13.02

8бг-15.02













44.

Пищеварение в ро­товой полости. Регу­ляция пищеварения.

Комбинированный урок

Пищеварение в ротовой полости. Роль фер­ментов в пищеварении.

Давать определение понятиям: фер­мент,.

пи­тания, пищеварения;

•роль ферментов в пищеварении.

Л/ № 7 «Действие фер­ментов слюны на крахмал»

Д/з: стр. 152-158 учебника, «Подумай­те» на стр. 155.

8ав-17.02

8бг-20.02


45.

Пищеварение в же­лудке.

Регуляция пищева­рения.

Комбинированный урок

Пище­варение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеваритель­ные ферменты желудка. Желу­дочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищева­рения.


Л/р№8 «Изучение дей­ствия желудоч­ного сока на белки»

Д/з: стр. 156

.

8ав-20.02

8бг-22.02













46.

Пищеварение в ки­шечнике. Всасыва­ние питательных веществ.

Комбинированный урок.

Пере­варивание пищи в двенадцати­перстной кишке Всасы­вание питательных веществ

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные органы пищеваритель­ной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического процесса пи­тания, пищеварения;

Вопросы №5-14 стр. 154 учебника. Описание ри­сунка на стр. 160.

Рабочая тет­радь, задания

Д/з: стр. 157, 158 учебника.

8ав-24.02

8бг-27.02


47.

Гигиена питания. Профилактика пи­щевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Комбинированный урок

Укрепление здоровья: рацио­нальное питание, двигательная активность. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жиз­ни.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (куре­ние, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Выполнение практической работы №4

«Измерение массы и роста своего организ­ма».

Вопросы со

свободным

ответом.


8ав-27.02


8бг-1.03


ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа)


48.

Обмен веществ и превращение энер­гии. Пластический и энергетический об­мен.

Комбинированный урок.


Обмен веществ и превращение энергии как необходимое усло­вие жизнедеятельности орга­низма. Пластический и энерге­тический обмен.

Давать определение понятиям:

пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

•сущность обмена веществ и превраще­ния энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедея­тельности организма человека.

Вопросы № 1 -9 стр. 164 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр. 165.

Д/з: стр. 162-163 учебника, «Подумай­те» на стр. 165.

8ав-3.03

8бг-6.03













49.

Витамины, их роль в организме.

Комбинированный урок

Витамины, их роль в организме, содержание в пище.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.


Вопросы № 1 -10 стр. 168

Д/з: стр. 166-167

8ав-6.03

8бг-13.03


50.

Обобщающий урок по темам «Пи­щеварительная сис­тема. Обмен ве­ществ».

Урок контроля и оцен­ки знаний.


Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме


Разноуровневая работа

Д/з: повторить .

8ав-10.03

8бг-15.03


ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

51.

Органы выделения. Строение и функции почек.

Урок изучения нового материала

Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мо­чевыделения, их значение. Строение и функции почек.

Называть особенности строения орга­низма человека - органы мочевыдели-тельной системы; другие системы, уча­ствующие в удалении продуктов обмена..

Вопросы № 1 -8

стр. 172 учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр. 173.

Рабочая тет­радь, задания № 139,140, 141,143.

Д/з: стр. 170, 171 учебника, «Подумай­те» на стр. 173.

8ав-13.03

8бг-20.03













52.

Предупреждение за­болеваний мочевы-делительной систе­мы.

Комбинированный урок

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохра­нения здоровья. Предупрежде­ние заболеваний почек..

Использовать приобретенные зна­ния для:

соблюдения мер профилактики заболе­ваний выделительной системы;

Вопросы № 1-8 стр. 172 учеб­ника.

Вопросы со

свободным

ответом.

Д/з: стр. 170, 171

8ав-17.03

8бг-22.03












ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа)

53.

Покровы тела. Строение и функции кожи.


Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподер­мы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

Называть особенности строения орга­низма человека - кожи. Называть функции кожи.


Вопросы № 1 -8 стр. 176 учеб­ника.

Д/з: стр. 174, 175 учебни-ка,

.

8ав-20.03

8бг-3.04


54.

Роль кожи в теплорегуляции.

Комбинированный урок

Теплообразование, теплоотда­ча и терморегуляция организ­ма. Роль кожи в терморегуля­ции.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организ­ма.


Вопросы № 1-9 стр. 180 учеб­ника.

Рабочая тет­радь, задания № 147,148,149.

Д/з: стр. 178-179 учеб­ника

8ав-3.04

8бг-5.04


55.

Уход за кожей, воло­сами, ногтями. Прие­мы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожени­ях и их профилакти­ка.

Комбинированный урок

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окру­жающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилак­тика.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.


Вопросы со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.


8ав-7.04

8бг-10.04












56.

Обобщающий урок по темам «Вы­деление. Кожа».

Урок контроля и оцен­ки знаний.


Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме



Д/з: повторить.

8ав-10.04

8бг-12.04


ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)

57.

Система органов раз­множения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яй­цеклетки в фолликуле, овуля­ция, менструация. Мужская по­ловая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения жен­ской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таб­лицах:

•женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой сис­тем.

Объяснять причины наследственности.

Вопросы № 1 -6 стр. 186 учеб­ника.

Описание ри­сунков на стр. 182-183.

Рабочая тет­радь, задания №151,152,153.

Д/з: стр. 182-183 учебника

8ав-14.04

8бг-17.04













58.

Внутриутробное раз­витие организма. Развитие после рож­дения.

Комбинированный урок

Размножение и развитие. Внут­риутробное развитие. Оплодо­творение, образование заро­дыша и плода. Роль генетиче­ских знаний в планировании семьи.

Давать определение понятиям: раз­множение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека,

Вопросы № 7-12 стр. 186

учебника. Вопросы № 2 -7 стр. 190 учеб­ника.

.

Д/з: стр.184-185; 188-189 учебника

8ав-17.04

8бг-19.04


59.

Наследственные и врожденные заболе­вания. Инфекции, передающиеся поло­вым путем, их про­филактика.

Комбинированный урок

Наследование признаков у че­ловека. Наследственные бо­лезни, их причины и предупре­ждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся по­ловым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилак­тика. Культура отношения к собственному здоровью и здо­ровью окружающих.

Объяснять причины проявления на­следственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о дости­жениях генетики в области изучения на­следственных болезней человека.

Вопросы со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Д/з: стр. 182-189 учеб­ника (повторить

8ав-21.04

8бг-24.04














ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 часов + 1 час Человек и его здоровье )

60.

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельно­сти.

Комбинированный урок

Рефлекторный характер дея­тельности нервной системы. Безусловные и условные реф­лексы, их биологическое значе­ние.

Давать определение понятиям: без­условные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной сис­темы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга;

•биологическое значение условных и

безусловных рефлексов;

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма.

Использовать приобретенные зна­ния для:

рациональной организации труда и от­дыха.

Вопросы № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание ри­сунка на стр. 198.

Рабочая тет­радь, задания №158,159.

Д/з: стр.192-194 учеб­ника,

«Подумайте» на стр. 199

8ав-

26.04













61.

Врожденные и при­обретенные формы поведения.

Комбинированный урок

Врожденные формы поведе­ния: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. При­обретенные формы поведения: условные рефлексы, динами­ческий стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

.

Давать определение понятиям: без­условные рефлексы, условные рефлек­сы.

Называть принцип работы нервной сис­темы.


Вопросы № 4,6,8

стр. 198 учеб­ника.

Рабочая тет­радь, задания №160,161.

Д/з: стр.193-195 учеб­ника.

8ав-28.04

8бг-3.05













62

Особенности выс­шей нервной дея­тельности

Комбинированный урок



Биологическая природа и соци­альная сущность человека.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения

человека

Вопросы № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208


Д/з: стр.206

8ав-5.05

8бг-8.05


63.

Особенности выс­шей нервной дея­тельности человека. Память, эмоции.

Комбинированный урок

Особенности психики человека: мышле­ние, Память. Виды памяти, приемы запоми­нания.

Эмоции.

Внимание.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения че­ловека (память, эмоции), их значение.



Задание №3 на стр. 209 учебни­ка.

Задание «По­думайте» на стр. 209 учебни­ка.

Д/з: стр. 206-207 учебника, «Подумай­те» на стр. 209.





8ав-8..05

8бг-10.05


64

Индивидуальные особенности личности

Комбинированный урок

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

Называть психологические особенности личности

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека


Вопросы №1,3 с.212 учебника

С.210-211 учебника

8ав-12.05

8бг-15.05


65.66

Строение и процес­сы жизнедеятельно­сти организма чело­века.

Человек и его здоровье

Урок обобщения и сис­тематизации знаний.

Организм человека - единое целое.

Находить в различных источниках

информацию, подтверждающую цело­стность организма человека.

Вопросы со сво­бодным ответом.

Сообщение уч-ся

8ав-15.05

19.05

8бг-17.05

22.05


67-68





Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса




Оценка знаний








8ав-22.05

26.05




8бг-24.05

29.05


69

Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса


Оценка знаний





8ав-29.05





Итого






8а-69

8в-69

8г-68

8б-68


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 8

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка"5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 11
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение,

  2. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель,


  1. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина,

  2. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение,

  4. Журнал «Биология в школе»

  5. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

  6. Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.

  7. Электронные издания:

  1. С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 2002 г. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  2. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  4. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

  5. Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion



СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей Химии, Биологии, ОБЖ, Физической культуры МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района

от ________________2016г. №______

____________________ /В.В.Шейко /


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________________ /Л.В.Зёмина/

__________________________2016г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!