МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА
| «Утверждаю» Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района Приказ от 26 августа 2016г. №116 ___________________ /Малиночка И.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
| Уровень общего образования (класс): Основное общее, 8 класс. Количество часов:8 «А», «В»- 68ч. 8 «Б», «Г»-68ч. Учитель: Головань Наталья Викторовна Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии для 8-х классов образовательных учреждений и авторской программы Н.И. Сонина «Человек» | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 8-х классов и составлена на основании следующих нормативных документов:
*Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования;
*Федерального Закона « Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.№273-ФЗ);
*Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;
*Годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 на 2016-2017учебный год;
* Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений.;
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2016 год
Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль,.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразовательных. учебных заведений. - М.: Дрофа, 2016 год.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2016 год.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Биология» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-11 класс, в 5 классе по ФГОС —1 час в неделю, в 6-11 классах по 2 часа в неделю,
Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение курса биологии в 8 классе предусмотрено – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год будет проведено: 8 а, в класс – 69 часов, 8 б, г класс - по 68 часов, в связи с государственными праздниками (8 марта- среда, 1 мая- понедельник)
Программный материал будет выполнен полностью за счет сокращения часов повторения изученного материала.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов 8 а, в | Кол-во часов 8 б, г | Кол-во тестов | Кол-во лабораторных и практических |
Место человека в системе органического мира | 1 | 1 | | |
Происхождение человека | 2 | 2 | | |
Краткая история развития знаний о медицине | 1 | 1 | | |
Общий обзор строения и функций организма человека | 3 | 3 | | 1 |
Координация и регуляция | 13 | 13 | 1 | 2 |
Опора и движение | 8 | 8 | 1 | 2 |
Внутренняя среда организма | 3 | 3 | | 1 |
Транспорт веществ | 5 | 5 | 1 | 3 |
Дыхание | 5 | 5 | | 1 |
Пищеварение | 6 | 6 | | 3 |
Обмен веществ и энергии | 4 | 4 | 1 | |
Выделение | 2 | 2 | | |
Покровы тела | 4 | 4 | | 1 |
Размножение и развитие | 3 | 3 | | |
Высшая нервная деятельность | 6 | 6 | 1 | 1 |
Человек и здоровье | 1 | 1 | | |
Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса | 2 | 1 | | |
Итого: | 69 | 68 | 5 |
15 |
.1.Контрольный тест № 1 по теме «Координация и регуляция».
2. Контрольный тест № 2 по теме «Опора и движение»
3. Контрольный тест № 3 по темам: Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ»
4. Контрольный тест № 4 по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»
5. Итоговый тест по курсу №5 «Человек и его здоровье»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Место человека в системе органического мира (2часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
Изучение изменения размера зрачка.
Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
Изучение внешнего строения костей.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения крови
Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Измерение кровяного давления
Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
Определение частоты дыхания.
Пищеварение (6часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
Воздействие слюны на крахмал
Воздействие желудочного сока на белки
Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (4 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Лабораторные и практические работы.
Оказание доврачебной помощи при травмах кожи
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторные и практические работы.
Характеристика моих познавательных процессов
Человек и его здоровье (1часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса - 8а,в-2ч 8 б.г-1ч
Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Измерители | Домашнее задание | Дата |
по плану | факт |
ТЕМА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. (1 час) | |
11. | Место человека в системе органического мира. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения | Вопросы №1,2,3,4,5,6 на стр. 8 учебника. Рабочая тетрадь, задания №1,2,3. | Д/з: стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте». | 8ав-2.09 8бг-5.02 | |
ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) |
22 | Эволюция человека | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | Происхождение человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. | Знать: биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека Уметь: объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас. | Вопросы №1-9 на стр.148 учебника. | с.10-15 учебника | 8ав-5.09 8б,г-7.09 | |
3 | Расы человека. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | Человеческие расы. Особенности внешних признаков людей разных рас, расселение по территории земного шара. | Знать: особенности внешних признаков людей разных рас Уметь: объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас. | Вопросы №1-10 на с.18 учебника | с.16-19 учебника | 8ав-9.09 8бг-12.09 | |
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час) | |
4. | История развития знаний о строении и функциях организма человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развитие знаний о строении и функциях организма человека Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма. | Вопрос №7 на стр. 27 учебника. Рабочая тетрадь, задание №10. | Д/з: стр. 20-27 учебника. | 8ав-12.09 8бг-14.09 | |
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (3 часа) | | |
55. | Клеточное строение организма. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмен веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 12,13, 14. Лабораторная работа | Д/з: стр. 28-29 учебника, «Подумайте». | 8ав-16.09 8бг-19.09 | |
| | | | | | |
66. | Ткани и органы. | Комбинированный урок. | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебника. Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20. | Д/з: стр. 32-35 учебника, «Подумайте».. | 8ав-19.09 8бг-21.09 | |
| | | | | | |
77. | Органы. Системы органов. | Комбинированный урок. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23. Выполнение лабораторной работы №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | Д/з: стр. 38-39, 42-43 учебника | 8ав-23.09 8бг-26.09 | |
| | | | | | |
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (13 часов) |
8 | Гуморальная регуляция | Комбинированный урок | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 Описание рисунков на стр.48,49. Рабочая тетрадь, задания № 24,25. | Д/з: стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49. | 8ав-26.09 8бг-28.09 | |
| | | | | | |
9. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Комбинированный урок | Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебника. Рабочая тетрадь, задание № 26. | Д/з: стр. 45-47 учебника | 8ав-30.09 8бг-3.10 | |
| | | |
10. | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Давать определения понятию: рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. | Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 27,28,29. | Д/з: стр. 50-51 учебника, «Подумайте». | 8ав-3.10 8бг-5.10 | |
| | | | | | |
12. | Спинной мозг строение и функции. | Комбинированный урок. | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр.59. Рабочая тетрадь, задания № 32,33. | Д/з: стр. 56- 57 учебника, «Подумайте». | 8ав-7.10 8бг-10.10 | |
| | | | |
13. | Головной мозг, строение и функции. | Комбинированный урок | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли. | Называть: •особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | Вопросы №1 -10 на стр. 64 учебника. Описание рисунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника. Описание рисунка на стр.70. | Д/з: стр. 60- 63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте». | 8ав-10.10 8бг-12.10 | |
14 | Соматическая и вегетативная нервная система. | Комбинированный урок | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. | Вопросы №8,9 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.52. | Д/з: стр. 51,52 учебника, «Подумайте» | 8ав-14.10 8бг-17.10 | |
15 | Обобщение знаний по теме «Нервная система» | Урок учёта и контроля | Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по данной теме | | Тестовая работа | 8ав-17.10 8бг-19.10 |
16. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Комбинированный урок. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. | Вопросы №1,2 на стр. 78 учебника. Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,1 0 на стр. 90 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 40,54,55. | Д/з: стр. 72, 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 79. | 8ав-21.10 8бг-24.10 | |
| | | | | | |
17. | Нарушения зрения, их профилактика. | Комбинированный урок | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. | Вопросы №9,10 стр. 78 учебника. Рабочая тетрадь, задание № 46. | Д/з: стр. 75,77 учебника. | 8ав-24.10 8бг-26.10 | |
| | | | |
18. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Комбинированный урок | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимаю-щий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. | Вопросы №1 -11 на стр. 84 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 47, 48, 50, 51. | Д/з: стр. 80-83 учебника, подготовиться к зачету. | 8ав-28.10 8бг-2.11 | |
| | | | |
19. | Органы чувств | Комбинированный урок | | Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье | | Д/з: повторить млекопитающих | 8ав-31.10 8бг-11.11 | |
| Обобщение знаний по теме «Анализаторы» | Урок контроля и оценки знаний. | | | | | | |
20 | Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по данной теме | | | Д/з: повторить млекопитающих | 8ав-11.11 8бг-14.11 | |
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) |
21. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; | Вопросы №1 -11 стр. 96 учебника. Описание рисунка на стр. 97. Рабочая тетрадь, задания № 47, 48, 50, 51. | Д/з: стр. 92 - 97 учебника. | 8ав-14.11 8бг-16.11 | |
22. | Скелет головы и скелет туловища. | Комбинированный урок | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Скелет туловища Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Вопросы №1,2,3,4 стр. 104 учебника. Описание рисунка на стр. 98,99. Рабочая тетрадь, задания № 66, 69, 70. | Д/з: стр. 98, 99 учебника. | 8ав-18.11 8бг-21.11 | |
| | | | | | |
| | | | | | |
23. | Скелет конечностей. | Комбинированный урок | Строение и функции опорной системы. Скелет конечностей | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека | . Л/р№4 «Изучение внешнего вида костей | Д/з: стр. 100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105. | 8ав-21.11 8бг-23.11 | |
| | | |
| | | |
24. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | Урок-практикум | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать приобретенные знания и умения для. •соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. | Рабочая тетрадь, задание № 76. Вопросы со свободным ответом. | Д/з: стр. 100, 101 учебника. | 8ав-25.11 8бг-28.11 | |
| | | | | | |
25. | Мышцы. Работа мышц. | Комбинированный урок | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | Вопросы № 1 -7 стр. 114 учебника. стр. 115. Вопросы № 1,3,6,7,8 стр. 110 учебника. Л/р № 5 «утомление мышц» | Д/з: стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115 | 8ав-28.11 8бг-30.11 | |
26 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника | Комбинированный урок | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника | Использовать приобретенные знания и умения для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; | Вопросы со свободным ответом. | Д/з: проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника | 8ав-2.12 8бг-5.12 | |
27. | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | Комбинированный урок | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Вопросы со свободным ответом. | Д/з: стр. 113 учебника | 8ав-5.12 8бг-7.12 | |
| | | | |
|
|
28. | Обобщение знаний по теме «Опора и движение». | Урок контроля оценки знаний. | | | | | | | | |
| | | | | 8ав-9.12 8бг-12.12 | |
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) |
29. | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. | Комбинированный урок | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. | Л/ №6 «Изучение микроскопи-ческого строения крови». | Д/з: стр. 116-119 учебника, «Поду-майте» на стр. 121. | 8ав12.12 8бг-14.12 | |
| | | |
30. | Иммунитет. | Урок изучения нового материала | Иммунитет. Иммунная система человека Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Вопросы № 1-8 стр. 124 учебника. Описание рисунка на стр. 124. Рабочая тетрадь, задания № 94,95,96. | Д/з: стр. 119, 122 учебника. | 8ав-16.12 8бг-19.12 | |
31. | Тканевая совместимость и переливание крови. | Комбинированный урок | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор | Вопросы № 10, 11 стр. 124 учебника. | Д/з: стр.122, 123 учебника, «Подумайте» | 8ав-19.12 8бг-21.12 | |
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов) |
32. | Транспорт веществ. Кровеносная система. | Комбинированный урок | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца | Называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. | Вопросы № 1 -6 стр. 128 учебника. Вопросы №1-6 стр. 132 учебника. | Д/з: стр. 126,127; стр. 130 учебника«Подумайте» на стр. 129. | 8ав-23.12 8бг-27.12 | |
33. | Большой и малый круги кровообращения. | Комбинированный урок | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. система. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов. | Вопросы № 7,8 стр. 128 учебника. Описание рисунков на стр. 128, стр.135. Рабочая тетрадь, 101,102, 110. | Д/з: стр. 127, стр. 135 учебника. | 8ав-26.12 8бг-11.01 | |
34. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | Комбинированный урок | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. | Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; | Вопросы № 7, 8 стр. 132. Вопросы № 1 -10 стр. 136 Выполнение П/р работы №1 «Измерение кровяного давления». | Д/з: стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133. | 8ав-13..01 8бг-16.01 | |
35. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | Урок-практикум | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. | П/р работа №3 «Остановка кровотече-ния» | Д/з: стр. 137 учебника, | 8ав-16.01 8бг-18.01 | |
36. | Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | Урок контроля и оценки знаний. | Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме | | Разноуровневая работа | Д/з: повторить по учебнику 7 класса | 8ав-20.01 8бг-23.01 | |
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов) |
37. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | Урок изучения нового | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.. | Вопросы № 1 -9 стр. 140 учебника. Рабочая тетрадь, | Д/з: стр. 138,139 учебника, «Подумайте» | 8ав-23.01 8бг-25.01 | |
38. | Дыхательные дви-жения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | Комбинированный урок. | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы № 1 -3 стр. 146 учебника. Выполнение Л/р № 6 «Определе-ние частоты дыхания». | Д/з: стр. 142 - 143 учебника, «Подумайте» на стр. 147. | 8ав-27.01 8бг-30.01 | |
39. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Комбинированный урок | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). | Вопросы со свободным ответом. | Д/з: стр. 142 учебника сообщения о вреде курения | 8ав-30.01 8бг-1.02 | |
40. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Комбинированный урок | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Д/з: стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету. | 8ав-3.02 8бг-6.02 | |
41. | Обобщающий урок по теме «Дыхание». | Урок контроля | контроль знаний и умений учащихся | | | Д/з: повторить | 8ав-6.02 8бг-8.02 | |
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов) |
42. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | Урок изучения нового материала и первичного закрепле-ния знаний | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. | Вопросы № 1, 2 стр. 150 учебника. Описание рисунка на стр. 151. Рабочая тетрадь, задания №119,120. | Д/з: стр. 148-149 учебника, «Подумайте» на стр. 151. | 8ав-10.02 8бг-13.02 | |
| | | | | | |
43. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: | Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. | Вопросы № 4 -7 стр. 150 учебника. Вопрос № 1 стр. 154 учебника.Рабочая тетрадь, задания №121,122. | Д/з: стр. 149, 152-153 учебника, «Подумайте» на стр. 155. | 8ав-13.02 8бг-15.02 | |
| | | | | | |
44. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | Комбинированный урок | Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. | Давать определение понятиям: фермент,. питания, пищеварения; •роль ферментов в пищеварении. | Л/ № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Д/з: стр. 152-158 учебника, «Подумайте» на стр. 155. | 8ав-17.02 8бг-20.02 | |
45. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | Комбинированный урок | Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищеварения. | | Л/р№8 «Изучение действия желудочного сока на белки» | Д/з: стр. 156 . | 8ав-20.02 8бг-22.02 | |
| | | | | | |
46. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Комбинированный урок. | Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке Всасывание питательных веществ Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; | Вопросы №5-14 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 160. Рабочая тетрадь, задания | Д/з: стр. 157, 158 учебника. | 8ав-24.02 8бг-27.02 | |
47. | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Комбинированный урок | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | Выполнение практической работы №4 «Измерение массы и роста своего организма». Вопросы со свободным ответом. | | 8ав-27.02 8бг-1.03 | |
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа) |
48. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | Комбинированный урок. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. | Вопросы № 1 -9 стр. 164 учебника. Описание рисунка на стр. 165. | Д/з: стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165. | 8ав-3.03 8бг-6.03 | |
| | | | |
49. | Витамины, их роль в организме. | Комбинированный урок | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. | Вопросы № 1 -10 стр. 168 | Д/з: стр. 166-167 | 8ав-6.03 8бг-13.03 | |
50. | Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». | Урок контроля и оценки знаний. | Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме | | Разноуровневая работа | Д/з: повторить . | 8ав-10.03 8бг-15.03 | |
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа) |
51. | Органы выделения. Строение и функции почек. | Урок изучения нового материала | Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыдели-тельной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.. | Вопросы № 1 -8 стр. 172 учебника. Описание рисунка на стр. 173. Рабочая тетрадь, задания № 139,140, 141,143. | Д/з: стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173. | 8ав-13.03 8бг-20.03 | |
| | | | | | |
52. | Предупреждение заболеваний мочевы-делительной системы. | Комбинированный урок | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек.. | Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; | Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника. Вопросы со свободным ответом. | Д/з: стр. 170, 171 | 8ав-17.03 8бг-22.03 | |
| | | | |
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа) |
53. | Покровы тела. Строение и функции кожи. | | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. | Вопросы № 1 -8 стр. 176 учебника. | Д/з: стр. 174, 175 учебни-ка, . | 8ав-20.03 8бг-3.04 | |
54. | Роль кожи в теплорегуляции. | Комбинированный урок | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | Вопросы № 1-9 стр. 180 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 147,148,149. | Д/з: стр. 178-179 учебника | 8ав-3.04 8бг-5.04 | |
55. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Комбинированный урок | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | | 8ав-7.04 8бг-10.04 | |
| | | | |
56. | Обобщающий урок по темам «Выделение. Кожа». | Урок контроля и оценки знаний. | Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме | | | Д/з: повторить. | 8ав-10.04 8бг-12.04 | |
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) |
57. | Система органов размножения. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. | Вопросы № 1 -6 стр. 186 учебника. Описание рисунков на стр. 182-183. Рабочая тетрадь, задания №151,152,153. | Д/з: стр. 182-183 учебника | 8ав-14.04 8бг-17.04 | |
| | | | | | |
58. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Комбинированный урок | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека, | Вопросы № 7-12 стр. 186 учебника. Вопросы № 2 -7 стр. 190 учебника. . | Д/з: стр.184-185; 188-189 учебника | 8ав-17.04 8бг-19.04 | |
59. | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | Комбинированный урок | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Д/з: стр. 182-189 учебника (повторить | 8ав-21.04 8бг-24.04 | |
| | | | | | |
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 часов + 1 час Человек и его здоровье ) |
60. | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | Комбинированный урок | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. | Вопросы № 2,3,5,7, 9 на стр. 198 учебника. Описание рисунка на стр. 198. Рабочая тетрадь, задания №158,159. | Д/з: стр.192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199 | 8ав- 26.04 | |
| | | | | | |
61. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Комбинированный урок | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. . | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. | Вопросы № 4,6,8 стр. 198 учебника. Рабочая тетрадь, задания №160,161. | Д/з: стр.193-195 учебника. | 8ав-28.04 8бг-3.05 | |
| | | | | | |
62 | Особенности высшей нервной деятельности | Комбинированный урок | Биологическая природа и социальная сущность человека. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека | Вопросы № 1,2,3,4, 8,9 стр. 208 | Д/з: стр.206 | 8ав-5.05 8бг-8.05 | |
63. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | Комбинированный урок | Особенности психики человека: мышление, Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Внимание. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. | Задание №3 на стр. 209 учебника. Задание «Подумайте» на стр. 209 учебника. | Д/з: стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209. | 8ав-8..05 8бг-10.05 | |
64 | Индивидуальные особенности личности | Комбинированный урок | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. | Называть психологические особенности личности Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека | Вопросы №1,3 с.212 учебника | С.210-211 учебника | 8ав-12.05 8бг-15.05 | |
65.66 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Человек и его здоровье | Урок обобщения и систематизации знаний. | Организм человека - единое целое. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. | Вопросы со свободным ответом. | Сообщение уч-ся | 8ав-15.05 19.05 8бг-17.05 22.05 | |
67-68 | Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса | Оценка знаний | | | | | 8ав-22.05 26.05 8бг-24.05 29.05 | |
69 | Повторительно-обобщающие уроки за курс 8 класса | Оценка знаний | | | | | 8ав-29.05 | |
| Итого | | | | | | 8а-69 8в-69 8г-68 8б-68 | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 8
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка"5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 11
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список дополнительной литературы для учителя:
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение,
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель,
Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина,
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение,
Журнал «Биология в школе»
«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.
Электронные издания:
С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 2002 г. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей Химии, Биологии, ОБЖ, Физической культуры МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района от ________________2016г. №______ ____________________ /В.В.Шейко / | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ /Л.В.Зёмина/ __________________________2016г. |