Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Рабочей программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой. Биология. 5–9 классы. Концентрическая структура.- М.: Вентана-Граф, 2017. -88 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Учебник для 8 класса: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 2-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф,2019. – 336 с.: ил. – (Российский учебник). Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) и рекомендован (допущен) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета.
(68 ч, 2 ч в неделю)
Глава 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)
Введение. Зоология как система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.
Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Красная книга. Заповедники.
Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.
Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о мире животных».
Экскурсия «Разнообразие животных в природе».
Тема 2. Строение тела животных (2 ч)
Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток.
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Тины симметрии животного, их связь с его образом жизни.
Контрольная работа №2 по теме «Строение тела животных».
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых.
Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие Жгутиконосцев.
Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории- туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.
Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы - возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
Контрольная работа № 3 по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».
Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)
Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации по сравнению с простейшими.
Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.
Контрольная работа № 4 по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные».
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)
Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными.
Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями.
Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.
Места обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей.
Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».
Лабораторная работа № 3
«Внутреннее строение дождевого червя».
Контрольная работа № 5 по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков.
Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.
Контрольная работа № 6 по теме «Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещам и, от укусов ядовитых пауков.
Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов у насекомых. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.
Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».
Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.
Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.
Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Контрольная работа № 7 по теме «Тип Моллюски»
Итоговый контроль. Контрольная работа №8. Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7ч)
Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника - примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.
Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде.
Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.
Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.
Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы».
Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании.
Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.
Контрольная работа № 9 по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система, её усложнение но сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.
Характерные черты строения систем внутренних органов по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.
Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения.
Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана. Красная книга.
Контрольная работа № 10 по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.
Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи.
Роль пресмыкающихся в биоценозах, значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.
Контрольная работа № 11 по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».
Тема 11. Класс Птицы (9 ч)
Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.
Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».
Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птиц».
Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.
Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц.
Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины.
Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания.
Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.
Экскурсия «Птицы леса (парка)».
Контрольная работа № 12 по темам «Класс Земноводные, Рептилии, Птицы».
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.
Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности.
Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов.
Усложнение строения и функций внутренних органов.
Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих».
Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление.
Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.
Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных Отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.
Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.
Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.
Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами.
Признаки животных одной экологической группы.
Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
Контрольная работа № 13 по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)
Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира.
Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира.
Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.
Представления о единстве живой материи в древние времена. Границы биосферы. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функции живого вещества в биосфере.
Роль косного вещества. Взаимосвязь биокосного и косного вещества.
Выявление уровня усвоения материалов курса биологии 8 класса, и сформированности основных видов учебной деятельности.
Контрольная работа № 14. Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13.
Итоговый контроль.
Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Тема 1. Общие сведения о мире животных | 5 |
2 | Зоология - наука о животных. | 1 |
3 | Животные и окружающая среда. | 1 |
4 | Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. | 1 |
5 | Краткая история развития зоологии. Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о мире животных». | 1 |
6 | Экскурсия «Разнообразие животных в природе». | 1 |
7 | Тема 2. Строение тела животных | 2 |
8 | Клетка. | 1 |
9 | Ткани, органы и системы органов Контрольная работа №2 по теме «Строение тела животных». | 1 |
10 | Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 |
11 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 |
12 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 |
13 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки». | 1 |
14 | Значение простейших. Контрольная работа № 3 по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные». | |
15 | Тема 4. Подцарство Многоклеточные | 2 |
16 | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 1 |
17 | Разнообразие кишечнополостных. Контрольная работа № 4 по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные». | 1 |
18 | Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 |
19 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 |
20 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. | 1 |
21 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. | 1 |
22 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. | 1 |
23 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя). Контрольная работа № 5 по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». | 1 |
24 | Тема 6. Тип Моллюски | 4 |
25 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 |
26 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 |
27 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». | 1 |
28 | Класс Головоногие моллюски. Контрольная работа № 6 по теме «Тип Моллюски» | 1 |
29 | Тема 7. Тип Членистоногие | 7 |
30 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 |
31 | Класс Паукообразные. | 1 |
32 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого». | 1 |
33 | Типы развития насекомых. | 1 |
34 | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 |
35 | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Контрольная работа № 7 по теме «Тип Членистоногие». | 1 |
36 | Итоговый контроль. Контрольная работа №8. Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7 | 1 |
37 | Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 7 |
38 | Хордовые. Примитивные формы | 1 |
39 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». | 1 |
40 | Внутреннее строение рыб. | 1 |
41 | Особенности размножения рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя). | 1 |
42 | Основные систематические группы рыб. | 1 |
43 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 |
44 | Контрольная работа № 9 по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы». | 1 |
45 | Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии | 4 |
46 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 |
47 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 |
48 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 |
49 | Разнообразие и значение земноводных Контрольная работа № 10 по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». | 1 |
50 | Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 |
51 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 |
52 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 |
53 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 |
54 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. Контрольная работа № 11 по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». | 1 |
55 | Тема 11. Класс Птицы | 9 |
56 | Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». | 1 |
57 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы». | 1 |
58 | Внутреннее строение птиц. | 1 |
59 | Размножение и развитие птиц. | 1 |
60 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 |
61 | Разнообразие птиц. | 1 |
62 | Значение и охрана птиц. Происхождение. | 1 |
63 | Экскурсия «Птицы леса (парка)». | 1 |
64 | Контрольная работа № 12 по темам «Класс Земноводные, Рептилии, Птицы». | 1 |
65 | Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери | 9 |
66 | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. | 1 |
67 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих». | 1 |
68 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 |
69 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 |
70 | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.
| 1 |
71 | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 |
72 | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы. | 1 |
73 | Экологические группы млекопитающих. | 1 |
74 | Значение млекопитающих для человека. Контрольная работа № 13 по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | |
75 | Тема 13. Развитие животного мира на Земле | 6 |
76 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 |
77 | Развитие животного мира на Земле.
| 1 |
78 | Современный мир живых организмов. | 1 |
79 | Биосфера. | 1 |
80 | Контрольная работа № 14 по темам 8–13. Итоговый контроль. | 1 |
81 | Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной». | 1 |
82 | Итого | 68 |