СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 8 класс.»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Рабочей программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой. Биология. 5–9 классы. Концентрическая структура.- М.: Вентана-Граф, 2017. -88 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Учебник для 8 класса: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 2-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф,2019. – 336 с.: ил. – (Российский учебник). Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) и рекомендован (допущен) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.




























Содержание учебного предмета.

(68 ч, 2 ч в неделю)

Глава 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Введение. Зоология как система на­ук о животных. Морфология, анато­мия, физиология, экология, палеон­тология, этология. Сходство и раз­личие животных и растений. Разнообразие и значение живот­ных в природе и жизни человека.

Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, био­тические, антропогенные, экологи­ческие факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Красная книга. Заповедники.

Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоо­логии в Средние века и эпоху Воз­рождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в разви­тии зоологии. Исследования отече­ственных учёных в области зооло­гии.

Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о мире животных».

Экскурсия «Разнообразие животных в при­роде».

Тема 2. Строение тела животных (2 ч)

Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Тины симметрии животного, их связь с его образом жизни.

Контрольная работа №2 по теме «Строение тела животных».

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-про­тея. Разнообразие саркодовых.

Среда обитания, строение и пере­движение на примере эвглены зелё­ной. Характер питания, его зависи­мость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочета­ние признаков животного и расте­ния у эвглены зелёной. Разнообра­зие Жгутиконосцев.

Среда обитания, строение и пере­движение на примере инфузории- туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельно­сти. Разнообразие инфузорий.

Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфу­зории-туфельки».

Место простейших в живой приро­де. Простейшие-паразиты. Дизен­терийная амёба, малярный плазмо­дий, трипаносомы - возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболева­ний, вызываемых простейшими.

Контрольная работа № 3 по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обита­ния, внешнее и внутреннее строе­ние. Особенности жизнедеятельно­сти, уровень организации по срав­нению с простейшими.

Класс Гидроидные. Класс Коралло­вые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельно­сти, жизненный цикл.

Контрольная работа № 4 по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные».

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)

Класс Ресничные черви. Места оби­тания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятель­ность. Черты более высокого уров­ня организации по сравнению с кишечнополостными.

Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособле­ния к особенностям среды обита­ния. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитиче­скими червями.

Внешнее строение. Строение сис­тем внутренних органов. Взаимо­связь строения и образа жизни представителей типа. Профилакти­ка заражения человека круглыми червями.

Места обитания, строение и функ­ции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых чер­вей и паразитических круглых чер­вей.

Места обитания, значение в приро­де. Особенности внешнего строе­ния. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвооб­разования.

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого чер­вя, его передвижение, раздражи­мость».

Лабораторная работа № 3

«Внутреннее строение дождевого червя».

Контрольная работа № 5 по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

Среда обитания, внешнее строе­ние. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Зна­чение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхожде­ние моллюсков.

Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Осо­бенности размножения и разви­тия. Роль в природе и значение для человека.

Среда обитания, внешнее строе­ние на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внут­ренних органов. Особенности раз­множения и развития. Роль в при­роде и значение для человека.

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение раковин пре­сноводных и морских моллюсков».

Среда обитания, внешнее строе­ние. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятель­ность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организа­ции.

Контрольная работа № 6 по теме «Тип Моллюски»

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Характерные черты типа Члени­стоногие. Общие признаки строе­ния ракообразных. Среда обита­ния, особенности внешнего и внут­реннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнооб­разие ракообразных. Значение рако­образных в природе и жизни чело­века.

Общая характеристика, особенности внешнего строения на приме­ре паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообраз­ных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, пе­реносимых отдельными клещам и, от укусов ядовитых пауков.

Общая характеристика, особенно­сти внешнего строения. Разнооб­разие ротовых органов у насекомых. Строение и функции систем внутренних орга­нов. Размножение.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого».

Развитие с неполным превраще­нием. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.

Состав и функции обитателей мура­вейника, пчелиной семьи. Отноше­ния между особями в семье, их ко­ординация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.

Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.

Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насе­комыми.

Контрольная работа № 7 по теме «Тип Моллюски»

Итоговый контроль. Контрольная работа №8. Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7ч)

Общие признаки хордовых живот­ных. Бесчерепные, класс Ланцетни­ки. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетни­ка - примитивного хордового жи­вотного. Черепные, или Позвоноч­ные. Общие признаки.

Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде.

Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Опорно-двигательная система. Ске­лет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Осо­бенности строения и функций сис­тем внутренних органов. Черты бо­лее высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.

Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.

Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы».

Класс Хрящевые рыбы, общая ха­рактеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двояко­дышащие и кистепёрые. Место кис­тепёрых рыб в эволюции позво­ночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании.

Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматиза­ция рыб. Аквариумные рыбы.

Контрольная работа № 9 по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания. Внешнее строе­ние. Особенности кожного покро­ва. Опорно-двигательная система, её усложнение но сравнению с ко­стными рыбами. Признаки приспо­собленности земноводных к жизни на суше и в воде.

Характерные черты строения сис­тем внутренних органов по сравне­нию с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов зем­новодных и рыб.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и раз­витие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоце­нозах, жизни человека. Охрана. Красная книга.

Контрольная работа № 10 по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особен­ности строения скелета пресмы­кающихся.

Сходство и различия строения сис­тем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на су­ше. Размножение и развитие. Зави­симость годового жизненного цик­ла от температурных условий.

Общие черты строения представи­телей разных отрядов. Меры пре­досторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачеб­ной помощи.

Роль пресмыкающихся в биоцено­зах, значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих ви­дов. Красная книга. Древние пре­смыкающиеся, причины их выми­рания. Доказательства происхож­дения пресмыкающихся от древних амфибий.

Контрольная работа № 11 по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полё­ту. Типы перьев и их функции. Чер­ты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строе­ние перьев».

Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к по­лёту. Особенности строения муску­латуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скеле­та птиц.

Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птиц».

Черты сходства строения и функ­ций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособ­ленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.

Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Харак­терные черты развития выводко­вых и гнездовых птиц.

Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины.

Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пи­щи, по местам обитания. Взаимо­связь внешнего строения, типа пи­щи и мест обитания.

Роль птиц в природных сообщест­вах: охотничье-промысловые, до­машние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.

Экскурсия «Птицы леса (парка)».

Контрольная работа № 12 по темам «Класс Земноводные, Рептилии, Птицы».

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.

Отличительные признаки строе­ния тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрес­сивные черты строения и жизне­деятельности.

Особенности строения опорно-дви­гательной системы. Уровень орга­низации нервной системы по срав­нению с другими позвоночными. Характерные черты строения пи­щеварительной системы копытных и грызунов.

Усложнение строения и функций внутренних органов.

Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопита­ющих».

Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление.

Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Общая характеристика, характер­ные признаки строения и жизнедеятельности представителей раз­ных Отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.

Характерные черты строения и жиз­недеятельности водных млекопи­тающих, парнокопытных и непар­нокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жиз­ни человека.

Высшие, или Плацентарные, зве­ри: приматы.

Общие черты организации пред­ставителей отряда Приматы. При­знаки более высокой организации. Сходство человека с человекооб­разными обезьянами.

Признаки животных одной эколо­гической группы.

Происхождение домашних живот­ных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направ­ления, роль в жизни человека. Ред­кие и исчезающие виды млекопита­ющих, их охрана. Красная книга.

Контрольная работа № 13 по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивиду­ального развития и его роль в объ­яснении происхождения живот­ных. Изучение ископаемых остат­ков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объясне­нии причин возникновения видов и эволюции органического мира.

Этапы эволюции животного ми­ра. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложне­ние строения многоклеточных орга­низмов. Происхождение и эволю­ция хордовых. Эволюционное дре­во современного животного мира.

Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Кругово­рот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.

Представления о единстве живой материи в древние времена. Грани­цы биосферы. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функ­ции живого вещества в биосфере.

Роль косного вещества. Взаимо­связь биокосного и косного веще­ства.

Выявление уровня усвоения мате­риалов курса биологии 8 класса, и сформированности основных видов учебной деятельности.

Контрольная работа № 14. Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13.

Итоговый контроль.

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной».

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Тема 1. Общие сведения о мире животных

5

2

Зоология - наука о животных.

1

3

Животные и окружающая среда.

1

4

Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние.

1

5

Краткая история развития зоологии.

Контрольная работа №1 по теме «Общие сведения о мире животных».

1

6

Экскурсия

«Разнообразие животных в природе».

1

7

Тема 2. Строение тела животных

2

8

Клетка.

1

9

Ткани, органы и системы органов

Контрольная работа №2 по теме «Строение тела животных».

1

10

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

11

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

12

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.


1

13

Тип Инфузории.

Лабораторная работа 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки».

1

14

Значение простейших.

Контрольная работа № 3 по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».


15

Тема 4. Подцарство Многоклеточные

2

16

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.


1

17

Разнообразие кишечнополостных.

Контрольная работа № 4 по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные».

1

18

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

19

Тип Плоские черви. Общая характеристика.


1

20

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

1

21

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

1

22

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.

1

23

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви.


Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Лабораторная работа № 3

«Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя).

Контрольная работа № 5 по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

1

24

Тема 6. Тип Моллюски

4

25

Общая характеристика типа Моллюски.


1

26

Класс Брюхоногие моллюски.


1

27

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

1

28

Класс Головоногие моллюски.

Контрольная работа № 6 по теме «Тип Моллюски»

1

29

Тема 7. Тип Членистоногие

7

30

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

31

Класс Паукообразные.

1

32

Класс Насекомые.

Лабораторная работа 5

«Внешнее строение насекомого».

1

33

Типы развития насекомых.

1

34

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.


1

35

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Контрольная работа № 7 по теме «Тип Членистоногие».

1

36

Итоговый контроль. Контрольная работа №8.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7

1

37

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

7

38

Хордовые. Примитивные формы

1

39

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение.

Лабораторная работа 6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

1

40

Внутреннее строение рыб.


1

41

Особенности размножения рыб.

Лабораторная работа 7

«Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя).

1

42

Основные систематические группы рыб.


1

43

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.


1

44

Контрольная работа № 9 по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».

1

45

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии

4

46

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.


1

47

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.


1

48

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.


1

49

Разнообразие и значение земноводных

Контрольная работа № 10 по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

1

50

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

51

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.


1

52

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

53

Разнообразие пресмыкающихся.


1

54

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Контрольная работа № 11 по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

1

55

Тема 11. Класс Птицы

9

56

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.


Лабораторная работа 8

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

1

57

Опорно-двигательная система птиц.


Лабораторная работа 9

«Строение скелета птицы».

1

58

Внутреннее строение птиц.


1

59

Размножение и развитие птиц.


1

60

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

61

Разнообразие птиц.

1

62

Значение и охрана птиц. Происхождение.


1

63

Экскурсия

«Птицы леса (парка)».

1

64

Контрольная работа № 12 по темам «Класс Земноводные, Рептилии, Птицы».

1

65

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

9

66

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.


1

67

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа 10

«Строение скелета млекопитающих».

1

68

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.


1

69

Происхождение и разнообразие млекопитающих.


1

70

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

71

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.


1

72

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.


1

73

Экологические группы млекопитающих.


1

74

Значение млекопитающих для человека.


Контрольная работа № 13 по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»


75

Тема 13. Развитие животного мира на Земле

6

76

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

1

77

Развитие животного мира на Земле.

1

78

Современный мир живых организмов.


1

79

Биосфера.

1

80

Контрольная работа № 14 по темам 8–13.


Итоговый контроль.


1

81

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной».

1

82

Итого

68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!