СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Староромановская ООШ», на основе примерной рабочей программы по биологии 5-9 классы авторов: В .И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А.М. Шереметьева. Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2015.

Рабочая программа ориентированна на использование учебника Биология 8 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С,Кучменко. - М.:Вентана-Граф,2018.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), исходя из продолжительности учебного года (календарного учебного графика) программа изменена и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов).





































I . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

— осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

— способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.


Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— работать со всеми компонентами текста;

— составлять простые и сложные планы текста;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— предмет изучения зоологии;

— основные разделы зоологии;

— значение животных в природе и жизни человека;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

— принципы зоологической классификации.

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— систематику типа Кишечнополостные;

— особенности строения кишечнополостных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.

— систематику типа Плоские черви;

— особенности строения плоских червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня;

— значение плоских червей в природе и жизни человека;

— меры профилактики паразитарных заболеваний.

— систематику типа Круглые черви;

— особенности строения круглых червей на примере человеческой аскариды;

— жизненный цикл человеческой аскариды;

— значение круглых червей в природе и жизни человека;

— систематику типа Кольчатые черви;

— особенности строения кольчатых червей, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение кольчатых червей в природе и жизни человека.

— систематику типа Членистоногие;

— особенности строения представителей разных классов членистоногих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— особенности развития насекомых с полным и неполным превращением;

— значение членистоногих в природе и жизни человека;

— меры профилактики заболеваний, переносимых членистоногими;

— меры первой помощи при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.

— систематику типа Моллюски;

— особенности строения представителей разных классов моллюсков, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение моллюсков в природе и жизни человека.

— основные подтипы хордовых животных;

— признаки, объединяющие хордовых с животными других типов, и характерные признаки хордовых;

— особенности строения, среду обитания, образ жизни ланцетника европейского.

— систематику надкласса Рыбы;

— особенности строения рыб, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение рыб в природе и жизни человека.

— систематику класса земноводные;

— особенности строения земноводных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— представителей класса, занесенных в Красную книгу;

— значение земноводных в природе и жизни человека.

— систематику класса Пресмыкающиеся;

— особенности строения пресмыкающихся, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;

— систематику класса Птицы;

— особенности строения птиц, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение птиц в природе и жизни человека;

— основные экологические группы птиц;

— систематику класса Млекопитающие;

— особенности строения млекопитающих, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;

— значение млекопитающих в природе и жизни человека;

— основные экологические группы млекопитающих;

— три группы экологических факторов;

— эволюционный путь развития животного мира.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки;

— сравнивать искусственные и естественные классификации.

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

— распознавать изученных животных;

— определять систематическое положение изученных животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций клеток кишечнополостных;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания Кишечнополостных;

— работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными препаратами и микропрепаратами и т.д.);

— раскрывать значение Кишечнополостных в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов плоских червей;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания плоских червей;

— раскрывать значение плоских червей в природе и жизни человека;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов круглых червей;

— раскрывать значение круглых червей в природе и жизни человека;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов кольчатых червей;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания кольчатых червей;

— раскрывать значение кольчатых червей в природе и жизни человека;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов членистоногих;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов членистоногих;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— раскрывать значение членистоногих в природе и жизни человека;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасными или ядовитыми членистоногими.

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов моллюсков;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания представителей разных классов моллюсков;

— раскрывать значение моллюсков в природе и жизни человека;

— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

— выделять отличительные признаки хордовых животных;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов ланцетника;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания ланцетника;

— определять отличия первичноводных от первичноназемных позвоночных животных.

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов рыб;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания рыб;

— раскрывать значение рыб в природе и жизни человека;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов земноводных;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания земноводных;

— раскрывать значение земноводных в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— способствовать сохранению численности редких животных и мест их обитания;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов пресмыкающихся;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания пресмыкающихся;

— работать с муляжами, скелетами и другими наглядными пособиями;

— раскрывать значение пресмыкающихся в природе и жизни человека;

— правильно организовывать свои действия при встрече с животными в природе;

— объяснять взаимосвязь строения и функций тканей и органов птиц;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания птиц;

— раскрывать значение птиц в природе и жизни человека;

— объяснять взаимосвязь образа жизни и среды обитания млекопитающих;

— раскрывать значение млекопитающих в природе и жизни человека;

— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на организмы;

— составлять цепи питания;

— доказывать, что пищевые взаимоотношения являются основой для взаимодействия организмов в природе;

— сравнивать искусственный и естественный отбор.




























II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Наука о животных (7 ч.)

Предмет зоологии. Разделы зоологии. Значение животных в природе и жизни человека. Отличительные признаки животных. Различия между животными и растениями на клеточном уровне. Принципы зоологической классификации. Искусственные и естественные классификации. Систематические единицы. Работа К. Линнея.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие структуру науки зоологии.

Тема 2. Простейшие (4 ч.)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Распространение простейших. Систематика простейших. Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы. Класс жгутиковые (жгутиконосцы). Растительные жгутиконосцы: эвглена зеленая. Вольвокс — колониальная форма растительных жгутиконосцев. Животные жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Подклассы Корненожки, Лучевики (Радиолярии) и Солнечники. Амеба обыкновенная: особенности строения и жизнедеятельности.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Инфузория туфелька: особенности строения и жизнедеятельности.

Тип Апикомплексы. Класс Споровики — паразиты человека и животных. Токсоплазма. Малярийный плазмодий: жизненный цикл.

Демонстрация

Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие простейших.

Тема 3. Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Отличительные признаки многоклеточных организмов. Происхождение многоклеточности. Работы Э.Г. Геккеля и И.И. Мечникова.

Тип Кишечнополостные: общая характеристика. Особенности организации кишечнополостных. Радиальная (лучевая) симметрия. Медузы и полипы. Бесполое и половое размножение. Значение кишечнополостных. Гидра обыкновенная: местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения. Раздражимость и регенерация гидры. Размножение гидры.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4. Тип Плоские черви (6 ч)

Тип Плоские черви: общая характеристика. Класс Ресничные черви. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Белая планария: местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. Класс Сосальщики. Черты приспособленности к паразитическому образу жизни. Понятие о жизненном цикле. Печеночный сосальщик: особенности внешнего и внутреннего строения, жизненный цикл. Класс Ленточные черви: общая характеристика. Многообразие цестод. Бычий солитер: особенности внешнего и внутреннего строения, жизненный цикл. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Наглядные пособия, иллюстрирующие многообразие плоских червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 5. Тип Круглые черви

Происхождение и современная классификация круглых червей. Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. Острица детская.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.


Тема 6. Тип Кольчатые черви

Тип Кольчатые черви: общая характеристика. Метамерия, вторичная полость тела. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь: местообитание, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. Класс Многощетинковые черви. Класс Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение, передвижение и раздражимость дождевого червя.

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Тип членистоногие: общая характеристика. Многообразие членистоногих: классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Общественные насекомые: муравьи, пчелы. Многообразие и значение насекомых в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение насекомого.

Тема 8. Тип Моллюски (4 ч)

Тип Моллюски: общая характеристика. Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков: классы Брюхоногие моллюски, Двустворчатые моллюски и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение раковин различных моллюсков.

Тема 9. Общая характеристика хордовых. Подтипы Бесчерепные, Позвоночные

Происхождение хордовых; подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа хордовые. Признаки, объединяющие хордовых с животными других типов. Характерные признаки хордовых. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Первичноводные и первичноназемные позвоночные.

Демонстрация

Схема строения ланцетника.

Тема 10. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общая характеристика надкласса Рыбы. Рыбы — господствующая в водных биоценозах группа животных. Черты приспособленности рыб к среде обитания. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы: общая характеристика класса костных рыб на примере речного окуня.

Многообразие рыб. Подкласс хрящекостные, или хрящевые ганоиды. Подкласс Двоякодышащие рыбы. Подкласс Кистеперые рыбы. Подкласс Лучеперые рыбы.

Экологическое и хозяйственное значение рыб: прудовое хозяйство, акклиматизация рыб, рыбопитомники, аквариумные виды рыб, спортивное рыболовство и др. Происхождение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схема строения рыб.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Тема 11. Класс Земноводные (4 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных: прогрессивные признаки и примитивные черты. характерные особенности земноводных на примере травяной лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии: многообразие, среда обитания и экологические особенности. Значение земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схема строения лягушки.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни.

Тема 12. Класс Пресмыкающиеся (4 ч)

Происхождение рептилий. Первые настоящие рептилии. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Характерные особенности пресмыкающихся на примере ящерицы. Многообразие пресмыкающихся: отряды Клювоголовые, Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы, Черепахи. Распространение и многообразие рептилий; их положение в экологических системах. Значение пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения пресмыкающихся.


Тема 13. Класс Птицы (9 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Черты сходства с рептилиями. Приспособления к полету. Прогрессивные черты организации птиц. Характерные особенности птиц на примере сизого голубя.

Сезонные этапы в жизни птиц. Миграции птиц. Многообразие птиц. Экологические группы птиц по местам обитания: лесные, болотно-луговые, водоплавающие, птицы открытых ландшафтов. Значение птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Охрана и привлечение птиц; домашние птицы.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение птицы. Строение перьев.

Тема 14. Класс Млекопитающие (10 ч)

Происхождение млекопитающих. Прогрессивные черты млекопитающих. Характерные особенности млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих.

Многообразие млекопитающих. Подкласс Первозвери, или яйцекладущие. Подкласс настоящие звери: низшие звери, или Сумчатые, и Высшие звери, или Плацентарные. Основные отряды плацентарных млекопитающих.

Экологические группы млекопитающих: типично наземные, наземно-древесные, подземные (роющие), летающие, полуводные (околоводные), водные. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Домашние млекопитающие: крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади и другие сельскохозяйственные животные. Звероводство. Промысловые звери. Млекопитающие, приносящие вред человеку.

Охрана животного мира. Заповедники, заказники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Интродукция, акклиматизация.

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Тема 15. Экология и эволюция животного мира (5 ч)

Природные сообщества и взаимоотношения организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Пространственная структура экосистем. Экосистема дубравы как пример устойчивой наземной экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Пищевые цепи, пищевые сети.

Факторы эволюции. Путешествие Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость. Борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор — главная движущая сила, направляющая эволюционный процесс. Относительный характер приспособлений.

Основные этапы эволюции животного мира. Протерозойская эра: от одноклеточных к многоклеточным. Палеозойская эра: развитие хордовых. Мезозойская эра: расцвет пресмыкающихся. Кайнозойская эра: господство птиц и млекопитающих.

Экскурсии

Экскурсия в местный краеведческий музей.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Экскурсия на ферму животных крупного рогатого скота.











III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и тема

Количество часов

Дата проведения


Тема 1. Общие сведения о мире животных

(5 часов)


1

Зоология — наука о животных

1

03.09

2

Животные и окружающая среда

1

04.09

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

10.09

4

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние.

1

11.09

5

Краткая история развития зоологии.

Экскурсия №1«Разнообразие животных в природе»

1

17.09

Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

6

Клетка — основная единица живого организма

1

18.09

7

Ткани, органы и системы органов.

1

24.09


Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

(4 часа)


8

Общая характеристика подцарства Простейшие.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

1

25.09

9

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

1

01.10

10

Тип Инфузории Лабораторная работа № 1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

02.10

11

Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

1

08.10


Тема 4. Подцарство Многоклеточные

(2 часа)


12.

Общая характеристика многоклеточных животных.

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

1

09.10

13.

Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные»

1

15.10


Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

(6 часов)


14

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

16.10

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

1

22.10

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

1

23.10

17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.

1

29.10

18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

1

12.11

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

13.11


Тема 6. Тип Моллюски

(4 часа)


20

Общая характеристика моллюсков

1

19.11

21

Класс Брюхоногие моллюски

1

20.11

22

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

26.11

23

Класс Головоногие моллюски.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».

1

27.11


Тема 7. Тип Членистоногие

(7 часов)


24

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

03.12

25

Класс Паукообразные.

1

04.12

26

Класс Насекомые Лабораторная работа № 4«Внешнее строение насекомого».

1

10.12

27

Типы развития насекомых.

1

11.12

28

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

17.12

29

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

18.12

30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

1

24.12


Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

(6 часов)


31

Хордовые. Примитивные формы

1

25.12

32

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

1

14.01

33

Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

15.01

34

Особенности размножения рыб

1

21.01

35

Основные систематические группы рыб

1

22.01

36

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

1

28.01


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии

(4 часа)


37

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

1

29.01

38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

1

04.02

39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

05.02

40

Разнообразие и значение земноводных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1

11.02


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

(4 часа)


41

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

1

12.02

42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

18.02

43

Разнообразие пресмыкающихся

1

19.02

44

Значение пресмыкающихся, их происхождение

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

1

25.02


Тема 11. «Класс Птицы»

(9 часов)


45

Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц 
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

26.02

46

Лабораторная работа № 7«Строение скелета птицы»

1

03.03

47

Внутреннее строение птиц

1

04.03

48

Размножение и развитие птиц

1

10.03

49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

11.03

50

Разнообразие птиц

1

17.03

51

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

18.03

52

Экскурсия №2 «Птицы леса (парка)»

1

01.04

53

Тестирование по темам «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», « Класс Птицы».

1

07.04


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

(10 часов)


54

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

1

08.04

55

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»

1

14.04

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

15.04

57

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

21.04

58

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

22.04

59

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1

28.04

60

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.

1

29.04

61

Экологические группы млекопитающих.

Экскурсия №3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

1

05.05

62

Значение млекопитающих для человека

1

06.05

63

Тестирование по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

12.05


Тема 13. Развитие животного мира на Земле

(5 часов)


64

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

1

13.05

65

Развитие животного мира на Земле

1

19.05

66

Современный мир живых организмов

1

20.05

67

Биосфера. Экскурсия №4 «Жизнь природного сообщества весной»

1

26.05

68

Итоговое тестирование по биологии за 8 класс (промеж.аттестация)

1

27.05

















Итоговое тестирование

1-вариант


В задании А1 – А12 выберите и обведите 1 верный ответ из 4.


А1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет

1) отсутствует

2) наружный

3) внутренний хрящевой или костный

4) в течение всей жизни представлен хордой


А2. Приспособлением к расселению и перенесению неблагоприятных условий у многих простейших служит способность:

1) активно передвигаться

2) образовывать цисту

3) размножаться путем деления

4) восстанавливать поврежденные органоиды

 

А3. Беспозвоночных животных с лучевой симметрией тела,

добывающих пищу и защищающихся от врагов с помощью стрекательных клеток, относят к типу

1) членистоногих                     2) моллюсков

3) кольчатых червей                 4) кишечнополостных

 

А4. С помощью боковой линии рыба воспринимает

1) запах предметов                          2) окраску предметов

3) звуковые сигналы                 4) направление и силу течения воды


А5.Кровеносная система в процессе исторического развития впервые появляется у

1) моллюсков                              2) плоских червей

3) кольчатых червей                     4) кишечнополостных


А6. К какому типу относят беспозвоночных животных, тело которых, как правило,

находится в раковине?

1) плоских червей                              2) круглых червей

3) моллюсков                                      4) членистоногих


А7. Земноводные обитают:

1) в морях и на суше 2) только в водоемах

3) в пресных водоемах и на суше 4) только на суше


А8.  Пресмыкающиеся имеют непостоянную температуру тела, потому что у них:

1) смешанная кровь 2) два круга кровообращения

3) сухая кожа 4) трехкамерное сердце


А9. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися является:

1) наличие пятипалой конечности 2) сухая кожа

3) строение яиц, богатых питательными веществами 4) наличие на коже роговых чешуек


А10. Вибриссы – это:

1) кожные железы 2) название мышцы

3) название зуба 4) жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию


А11. Лопатка относится к:

1) поясу передних конечностей 2) задней конечности

3) поясу задних конечностей 4) передней конечности


А12. Чем млекопитающие отличаются от других позвоночных животных

1) наличием век, прикрывающих глаза 2) наличием хвоста

3)пятипалыми конечностями 4) наличием шерстного покрова у большинства видов


В1. Выберите верные утверждения. Номера верных высказываний поставьте в клеточки.

1) кожа земноводных влажная и имеет большое количество желез;

2) перьевой покров птиц является приспособлением для сохранения тепла;

3) у пресмыкающихся постоянная температура тела;

4) к насекомоядным млекопитающим относятся крот, еж, землеройка;

5) китообразные под водой дышат с помощью жабр.









В2. Установите соответствие. Ответ запишите в виде пар: цифра – буква

1) тип кишечнополостные а. свиной цепень

2) тип кольчатые черви б. пресноводный полип гидра

3) тип круглые черви в. большой прудовик

4) тип плоские черви г. дождевой червь

5) тип моллюски д. острица

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 







В3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам:

Особенности системы        

А) В сердце венозная кровь           

Б) В сердце четыре камеры

В) Два круга кровообращения        

Г) Один круг кровообращения       

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким           

Е) В сердце две камеры


А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 КЛАСС: 1) рыбы 2) птицы






В4. Вставьте пропущенное слово

1. Класс «Млекопитающие» подразделяется на два подкласса: ... и ... звери.

2. Позвоночник млекопитающих состоит из отделов: ..., ..., ..., ..., ...

3. Перо состоит из ... и ...

4. Тело земноводных разделено на: ..., ..., ...

5. Головной мозг рыбы защищен ... ..., спинной мозг ...

6. Насекомые имеют ... пары ходильных конечностей


С1.К каким отрядам относятся изображенные на рис. Млекопитающие

Запишите под номером каждого животного, изображенного на рис. букву, соответствующую названию отряда, к которому это животное относится.


А. Насекомоядные

Б. Ластоногие

В. Хищные

Г. Рукокрылые

Д. Непарнокопытные
















Итоговое тестирование

2-вариант


В задании А1 – А12 выберите и обведите 1 верный ответ из 4.


А1. У большинства брюхоногих моллюсков скелет:

1) отсутствует

2) наружный

3) внутренний хрящевой или костный

4) в течение всей жизни представлен хордой


 А2. Нервная система хордовых животных:

1)представляет   собой   трубку,   расположенную   на спинной стороне тела

2)представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела

3)состоит из нервных стволов и нервных узлов

4)состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть

 

А3. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1)волосяного покрова и ушных раковин

2)голой кожи, покрытой слизью

3)рогового панциря или щитков

4)сухой кожи с роговыми чешуями

 

А4. Предками древних амфибий были, скорее всего:

1)акулы                                         2)осетровые

3)лососевые                                 4)кистеперые

 

 А5. К типу кишечнополостных относятся:

1) слизни; 2) пескожилы; 3 медузы); 4) дождевые черви.


 А6. Какие насекомые снижают численность вредителей растений

1) вши, блохи, клопы, мухи

2) наездники, лесные муравьи

3) оводы, слепни, майские жуки, короеды

4 )белянки, цветоеды


А7. Передвижение ланцетника происходит благодаря:

1) ресничкам 2) щупальцам

3) жгутикам 4) мускулатуре


А8. Сердце рыбы

1) имеет вид трубки 2) трехкамерное

3) двухкамерное 4) четырехкамерное


А9. Змеи отличаются от ящериц тем, что они:

1) не имеют конечностей 2) имеют два круга кровообращения

3) заглатывают добычу целиком 4) имеют ядовитые железы


А10. Дыхательная система птицы состоит:

1) трахея, бронхи, бронхиолы

2) трахея, бронхи, легкие

3) трахея, бронхи, гортань, бронхиолы

4) трахея, бронхи, нижняя гортань, легкие с бронхиолами, воздушные мешки


А11. Плацента – это:

1) орган выделительной системы 2) слой кожи

3) мышца 4) место, где развивается детеныш


А12. Грудная клетка образована:

1) ребрами 2) ребрами и грудиной

3) ребрами и грудными позвонками 4) грудными позвонками, ребрами и грудиной


В1. Выберите верные утверждения. Номера верных высказываний поставьте в клеточки.

  1. Млечные железы – это видоизмененные потовые железы.

  2. Млекопитающие, в отличие от птиц, имеют способность к теплорегуляции.

  3. Челюсть птиц представлена клювом.

  4. Все саркожгутиконосцы являются паразитами.

  5. У плоских червей появляется кровеносная система.









В2. Установите соответствие. Ответ запишите в виде пар: цифра – буква

Распределите млекопитающих по отрядам

1 – кенгуру, 2 - еж, 3– выхухоль, 4- кабан, 5– кашалот, 6 – касатка.


А.Насекомоядные

Б. Сумчатые

В. Китообразные

Г. Грызуны

Д. Парнокопытные

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 




 



В 3. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

Признаки животных

А) тело состоит из двух слоев клеток

Б) имеют лучевую симметрию тела

В) покровы и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

Г) через  тело  можно  провести одну плоскость симметрии

Д) между органами расположена паренхима

Е) есть стрекательные клетки


А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Типы беспозвоночных животных


1) Кишечнополостные 2) Плоские черви



В4. Вставьте пропущенное слово

  1. Все одноклеточные, обитающие в океане составляют ...

  2. Кишечнополостные – это ... животные.

  3. Тип «Кишечнополостные» делятся на классы: ..., ..., ..., ...

  4. Моллюски имеют ... симметрию.

  5. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – ...

  6. Характерной особенностью большинства насекомых является способность к ...


С1.К каким классам относятся изображенные на рис. животные типа: Хордовые

Запишите номер каждого животного, изображенного на рис. соответствующее ему название класса, к которому это животное относится.

1 2 3

4 5












28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!