СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





Рассмотрено/принято:

Заседание МО

протокол №___ от «____»______2020г.

______________/Вельмякина Е.Н.




Утверждаю:

Директор школы

________________/Силантьев А.Н.

Приказ №_____ от «___»______2020 г.



Рабочая программа по предмету

«Биология»

8 класс




Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология.Человек. 8 кл. — М.: Дрофа, 2011.

Количество часов: 68 часов

Составитель: учитель биологии Рогачева Наталья Михайловна







c. Морд.Коломасово -2020г.


Характеристика особенностей программы

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель и задачи курса:

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Задачи:

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Практическая деятельность. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Основные методы работы на уроке: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, тестирование, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии на базе основного общего образования в 8 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.


В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:

- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение тем раздела «введения» на 1 час за счет сокращения количества часов на изучение тем раздела 2 «Строение и функции организма», что объясняется разной степенью сложности учебного материал и значимости его для итоговой аттестации обучающихся.


























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

  1. называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царства живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

  1. приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

  1. характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

  1. обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

  1. распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

  1. сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

  1. применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  1. делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

  1. наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

  1. соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.




















Содержание курса «Человек и его здоровье» 8 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 час).

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Происхождение человека (3 часа).

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация плаката «Происхождение человека».

Строение и функции организма (56 часов)

Тема 1. Общий обзор организма (1 час).

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов).

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань. Строение и функции нейрона. Синапс.

Демонстрация расположения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

Тема 3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час).

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 4. Опорно-двигательная система (7 часов).

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменения мышцы при тренировки, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей.

Лабораторные работы: микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.


Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа).

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека под микроскопом.

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 7. Дыхательная система (4 часа).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерение жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 8. Пищеварительная система (6 часов).

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: Определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа).

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа).

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 11. Выделительная система (1 час).

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почек, таблицы «Органы выделения».

Тема 12. Нервная система человека (5 часов).

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 13. Анализаторы (5 часов).

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.



Тема 14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов).

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).

Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли, развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Тема 16. Индивидуальное развитие организма (5 часов).

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножение. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени – 2 часа.


Тематическое планирование курса биологии 8 класса
на 2020-2021 учебный год


п/п

Наименование раздела

Количество
часов

В т.ч. лабораторных работ

1

Введение

2

-

2

Происхождение человека

3

-

3

Общий обзор организма

1

-

4

Клеточное строение организма. Ткани

3

2

5

Опорно-двигательная система

7

6

6

Внутренняя среда организма

3

1

7

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

2

8

Дыхательная система

4

1

9

Пищеварительная система

7

1

10

Обмен веществ и энергии

3

1

11

Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система

5

-

12

Нервная система человека

5

1

13

Анализаторы

5

1

14

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

1

15

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

-

16

Индивидуальное развитие организма

5

1

17

Повторение

1

-

18

Итого

68

18






Календарно – тематический план по биологии
для 8 класса на 2020 – 2021
учебный год

№ урока



Тема занятия

Дата проведения



Примечание

п/п

В теме

План.

Факт.

Введение – 2 часа

1

1

Биосоциальная природа человека и науки, его изучающие. Техника безопасности на уроках биологии




2

2

Становление наук о человеке




Раздел 1. Происхождение человека – 3 часа

3

1

Систематическое положение человека




4

2

Историческое прошлое людей




5

3

Расы человека




Раздел 2. Строение и функции организма – 56 часов

6

1

Общий обзор организма -1 час




Клеточное строение организма. Ткани-3 часа

7

1

Клеточное строение организма




8

2

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.
Л/р «Рассмотрение клеток и тканей в оптический микроскоп»




9

3

Рефлекторная регуляция. Нервная ткань. Л/р «самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»




Опорно-двигательная система – 7 часов

10

1

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л/р «Микроскопическое строение кости»




11

2

Скелет человека. Осевой скелет т скелет конечностей




12

3

Соединение костей




13

4

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л/р «Мышцы человеческого тела». Л/р «Самонаблюдение работы основных мышц. , роль плечевого пояса в движении руки»




14

5

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л/р «Утомление при статистической и динамической работе»




15

6

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Л/р «Выявление нарушений осанки». Л/р Выявление плоскостопия».




16

7

Зачет по теме «Опорно-двигательная система»




Внутренняя среда организма – 3 часа

17

1

Кровь и основные компоненты внутренней среды организма. Л/р «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»




18

2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет




19

3

Иммунология на службе здоровья




Кровеносная и лимфатическая система -6 часов

20

1

Транспортные системы организма




21

2

Круги кровообращения. Л/р «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»




22

3

Строение и работа сердца




23

4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Л/р «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.»




24

5

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Л/Р «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»




25

6

Зачет по теме: «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система»




Дыхательная система – 4 часа

26

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей




27

2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.




28

3

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»




29

4

Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации




Пищеварительная система – 7 часов

30

1

Питание и пищеварение




31

2

Пищеварение в ротовой полости




32

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Л/р «Действие ферментов слюны на крахмал»




33

4

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендикс




34

5

Регуляция пищеварения




35

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций




36

7

Зачет по теме «Пищеварение»




Обмен веществ и энергии – 3 часа

37

1

Обмен веществ и энергии основное свойство всех живых существ




38

2

Витамины




39

3

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л/р «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Л/р «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»




Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система – 5 часов

40

1

Кожа –наружный покровный орган




41

2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи




42

3

Терморегуляция организма. Закаливание




43

4

Выделение




44

5

Зачет по теме «Покровные ткани органов. Терморегуляция. Выделение.»





Нервная система человека – 4 часа

45

1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг




46

2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л/р «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». Л/р «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»




47

3

Функции переднего мозга




48

4

Соматический и автономный отделы нервной системы. Л/р «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»




Анализаторы -5 часов

49

1

Анализаторы. Зрительный анализатор. Л/р «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»




50

2

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней




51

3

Слуховой анализатор




52

4

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса




53

5

Зачет по теме «Нервная систем. Анализаторы. Органы чувств»




Высшая нервная деятельность. Поведение, психика – 6 часов

54

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД




55

2

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л/р «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»




56

3

Сон и сновидения




57

4

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы




58

5

Воля, эмоции




59

6

Внимание. Л/р «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»






Эндокринная система - 2 часа

60

1

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции




61

2

Железы смешанной секреции




Раздел 3. Индивидуальное развитие организма – 5 часов

62

1

Жизненные циклы. Размножение




63

2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды




64

3

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем




65

4

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности




66

5

Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма»




67-68


Резерв времени



































Техническое оснащение учебного процесса 8 класс

  1. Персональный компьютер

  2. Медиапроектор

  3. Таблицы, микроскопы, микропрепараты и др.

  4. Презентации к урокам

  5. Комплект видеоуроков по темам


Печатные пособия

1.Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

2.Основные таблицы по темам данного курса.


Учебно – лабораторное оборудование

1. Комплект для проведения наблюдения за погодой

2. Комплект посуды демонстрационный

3.Световые микроскопы.

Учебно-методические средства обучения

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. -сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.

4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология.Человек. 8 кл. — М.: Дрофа, 2007. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. — М.: Дрофа, 2007. —96 с.

6.Настольная книга учителя биологии.Учебное издание./Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1.Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005.

2. Берилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д,В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология.Человек. 8 класс» - М.Издат. «Экзамен» - 2008.

3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся» - М. «Просвещение»,1983.

4.Биология. Пособие для поступающих в вузы./А.Г.Мустафин, Ф.К.Лагкуев,
Н.Г.Быстренина и др.; Под редакцией В.Н.Ярыгина-М.: Высш. Школа, 2001 г.

5. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина –Волгоград: Учитель, 2011г.

6. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт.-сост. Н.В.Ляшенко – Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд.2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008 г.

8.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы- Волгоград, учитель, 2002 г.

9.Биология. 7-8 классы: тесты/ авт.-сост. М.В.Оданович – Волгоград :Учитель, 2007 г.

10. Журналы «Древо познания», «GEO», «Биология в школе» за 2007 г

11. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Н.А.Касаткина-Волгоград: Учитель, 2002г.

12.Тесты по биологии. 6-11 кл.: Сухова Т.С.Учебно-метод. Пособие.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000г.


Интернет-ресурсы:


1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

5. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

6. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

9. http://www.proshkolu.ru [];

10. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

11. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

12. http://biouroki.ruонлайн кроссворды, тесты, ребусы по всем разделам биологии

13. http://unk.future4you.ru -Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!