8 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от «17 декабря 2010 г» №1897;
- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомирова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.
- образовательной программы МКОУ «Новиковская СОШ им. Фёдорова Н.Д.».
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, что соответствует федеральному компоненту. Количество классов-комплектов -1.
В соответствии с СанПинМином на 68 часов в учебном году, продолжительностью урока 40 минут, 2 урока в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Используются формы контроля предусмотренные примерной программой по биологии: лабораторные и практические работы, уроки обобщения, тестирование.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
Задачи: 1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
3. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
4. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Планируемые результаты
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебно-тематическое планирование (70 часов, из них 4 ч – резервное время)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Лабораторные работы (оцениваются) | Практические работы (не оцениваются) |
1 | Тема 1.Общий обзор организма человека. | 5 | №1,2 | 1 |
2 | Тема 2. Опорно-двигательная система | 9 | №3,4 | 3 |
3 | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | №5 | 4 |
4 | Тема 4. Дыхательная система | 7 | № 6,7 | 2 |
5 | Тема 5. Пищеварительная система. | 7 | №8,9 | 1 |
6 | Тема 6. Обмен веществ и энергии | 3 | | 1 |
7 | Тема 7. Мочевыделительная система | 2 | | |
8 | Тема 8. Кожа | 3 | | |
9 | Тема 9. Эндокринная и нервная системы | 5 | | 3 |
10 | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы. | 6 | | 3 |
11 | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность. | 9 | | 2 |
12 | Тема 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. | 3 | | |
13 | Резерв. | 4 | | |
| Итого: | 70 | 9 | 20 |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Формы и методы обучения | Информационные ресурсы, средства обучения |
Личностные (ЛУУД) | Метапредмет-ные (КУУД, ПУУД, РУУД) | Предметные |
| | Тема 1.Общий обзор организма человека. 5 ч. | | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Влажные препараты. |
1. | 1 Нед, сентября | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. | Личностные: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. | Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умеют слушать учителя, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения. умеют отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | знать о таких науках как анатомия, физиология, психология и гигиена. Различать предметы изучения наук о человеке. | Устный опрос УОНМ |
2. | 1 нед. сентября | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. | КУ Карточки |
3. | 2 Нед. сентября | Ткани организма человека. Л.р. № 2. «Клетки и ткани под микроскопом» | | Называть основные группы тканей. Узнавать на немом рисунке виды тканей. Называть функции тканей и их структурных компонентов | КУ Устный опрос |
4. | 2 Нед. сентября | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» | Давать определение термину рефлекс.Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов Называть функции вставочных, исполнительных нейронов Называть компоненты рефлекторной дуги Описывать механизм проявления безусловного рефлекса Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса Объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе | КУ Устный опрос. |
5. | 3 Нед. сентября | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» |
| | Тема 2. Опорно-двигательная система 9 ч. | | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации.Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц. |
6 | 3 Нед. сентября | Строение состав и типы соединения костей. Обзор скелета головы и туловища. Л.р. № 3 «Строение костной ткани ». Л.р. № 4. «Состав костей» | Личностные: Осознавать важность учебного процесса. Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках животного происхождения человека. | Регулятивные: Умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. | Называть и раскрывать сущность функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей, анализировать содержание рисунков | УОНМ Устный опрос |
7. | 4 Нед. сентября | Скелет головы и туловища. | Называть компоненты осевого и добавочного скелета. Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета. Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями черепа, поясов конечностей | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради |
8. | 4 Нед. сентября | Скелет конечностей. Практическая работа «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | Коммуникативные: Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать | Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности | КУ Устный опрос. |
9. | 1 Нед. октября | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. | Перечислять повреждения опорно-двигательной системы Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей. | КУ Устный опрос |
10. | 1 Нед. октября | Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа «Изучение расположения мышц головы» | | Описывать строение поперечнополосатой мышечной ткани. Узнавать расположение скелетных мышц Приводить примеры мышц-антагонистов и мышц-синергистов | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. |
11. | 2 Нед. октября | Работа мышц. | Описывать энергетику мышечного сокращения. Различать механизм статической и динамической работы Характеризовать механизм регуляции работы мышц | КУ Устный опрос. |
12. | 2 Нед. октября | Нарушения осанки и плоскостопие. Пр. раб. «Проверка правильности осанки» «Выявление плоскостопия» «Оценка гибкости позвоночника» | | Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия. Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов | КУ Устный опрос. |
13. | 3 Нед. октября | Развитие опорно-двигательной системы. | | Перечислять повреждения опорно-двигательной системы Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей. Определять по рисунку вид травм | КУ Устный опрос Карточки |
14. | 3 Нед. октября | Обобщение и систиматизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» |
| | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. 7 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования. |
15. | 4 Нед. октября | Значение крови и ее состав. Л.р. № 5. Сравнение крови человека с кровью лягушки. | Личностные: Осмысливают тему урока Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях тканей и органов человека. Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | Регулятивные: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Планировать учебные действия. | Перечислять компоненты внутренней среды и функции Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды | УОНМ Опрос, вопросы письменно в тетради |
16. | 4 Нед. октября | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. | Коммуникативные: Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Приводить примеры инфекционных заболеваний Называть органы иммунной системы Давать определение термину иммунитет Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета. Объяснять механизм действия лимфоцитов | КУ Устный опрос |
17. | 2 Нед. ноября | Сердце. Круги кровообращения. | | Описывать расположение сердца в организме, строение сердца Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца | КУ Карточки |
18. | 2 Нед. ноября | Движение лимфы. Пр.р «Изучение явления кислородного голодания» | Называть транспортные системы человека и их органы Описывать образование тканевой жидкости и лимфы Узнавать по немому рисунку органы лимфатической системы Описывать механизм измерения артериального давления Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради. |
19. | 3 Нед. ноября | Движение крови по сосудам. Практические работы. «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» |
20 | 3 Нед. ноября | Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа. «Доказательство вреда табакокурения» | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы Называть факторы, влияющие на движение крови | КУ Устный опрос |
21. | 4 Нед. ноября | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Пр.р. «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе Объяснять причины появления заболеваний. Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута | КУ Устный опрос. |
| | Тема 4. Дыхательная система 7 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Торс человека; модели гортани и лёгких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха. |
22. | 4 Нед. ноября | Значение дыхательной системы. Органы дыхания. | Личностные: Отстаивать личное мнение. | Регулятивные: Умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. | Знать строение органов дыхания. Узнавать по немым рисункам органы дыхания. Понимать значение дыхания. Называть этапы дыхания. Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья. | УОНМ Карточки Устный опрос |
23. | 5 Нед. ноября | Строение легких. Л.р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями. Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания. Пониматьзначение носового дыхания; роль кашля и чихания | КУ Устный опрос. |
24. | 5 Нед. ноября | Дыхательные движения. Л.р № 7 «Дыхательные движения» |
25. | 1 Нед. декабря | Регуляция дыхания Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» |
26. | 1 Нед. декабря | Заболевания дыхательной системы. П.р. « Определение запыленности воздуха» | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Познакомиться с болезнями дыхательной системы. Понимать влияние курения и других вредных привычек на организм. | КУ Устный опрос. |
27. | 2 Нед. декабря | Первая помощь при повреждении органов дыхания. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | | Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей. | КУ Устный опрос |
28. | 2 Нед. декабря | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» |
| | Тема 5. Пищеварительная система. 7 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. |
29. | 3 Нед. декабря | Строение пищеварительной системы. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» Зубы. | Личностные: оценивать свои результаты в учебной деятельности | Регулятивные: Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работает по предложенному и самостоятельно составленному плану, использует наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). | Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения Называть этапы пищеварения, значение кулинарной обработки пищи Перечислять функции пищи Описывать этапы пищеварения Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы. Описывать строение зубов, проявление функций органов ротовой полости. Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями | УОНМ Устный опрос |
30. | 3 Нед. декабря | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №8. «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа №9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» |
31. | 4 Нед. декабря | Пищеварение в кишечнике. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Коммуникативные: Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки; механизм действия ферментов Описывать состав желудочного сока. Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми ими функциями | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради |
32 | 4 Нед. декабря | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | Описывать механизм всасывания, роль печени в организме человека Перечислять функции тонкого и толстого кишечника Называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы Называть симптомы аппендицита Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями | КУ Устный опрос |
33. | 3 Нед. января | Заболевания органов пищеварения. | Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | | Описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение Называть правила приема пищи Объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний | КУ Устный опрос |
34. | 3 Нед. января | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» |
35. | 4 Нед. января | Обобщение и систематизация знаний по темам 1-5. |
| | Тема 6. Обмен веществ и энергии 3 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. |
36. | 4 Нед. января | Обменные процессы в организме. | Личностные: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. | Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Называть основные этапы обмена веществ Перечислять функции белков, жиров и углеводов Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека | УОНМ Устный опрос. |
37. | 5 Нед. Января | Нормы питания. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». | Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты Выделять преимущества смешанного рациона Различать основной и общий обмены веществ Рассчитывать нормы питания | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради |
38. | 5 Нед. января | Витамины. | Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины Перечислять значение витаминов в организме Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз КУ Устный опрос | |
. | | Тема 7. Мочевыделительная система 2ч. | Учебник, методическое пособие для учителя |
39 | 2 Нед. февраля | Строение и функции почек. | Личностные: Осознавать важность учебного процесса. Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек. Называть и показывать по таблице органы выделительной системы Узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки. Описывать строение и работу нефрона. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения | УОНМ Карточки |
40. | 2 Нед. февраля | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. | КУ Устный опрос |
| | Тема 8. Кожа 3 ч. | | | | | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Рельефная таблица строения кожи. |
41. | 3 Нед. февраля | Значение кожи и её строение | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Описывать строение кожи. Знать функции кожи. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи | УОНМ Карточки |
42. | 3 Нед. февраля | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. | | Называть возбудителей, причины заболеваний кожи. Называть меры помощи при химическом и термическом ожогах. Объяснять гигиенические требования к одежде и обуви | КУ Карточки. Практ. Раб. №17 |
43. | 4 Нед. февраля | Обобщение и систематизация знаний по темам 6-8 | Перечислять признаки теплового и солнечного ударов. Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов. Характеризовать приемы оказания доврачебной помощи. Определять целесообразность применения приемов первой доврачебной помощи | КУ Устный опрос |
| | Тема 9. Эндокринная и нервная системы 5 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы. |
44. | 4 Нед. февраля | Железы и роль гормонов в организме. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Называть органы эндокринной системы. Узнавать по рисункам органы эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов. Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций. Объяснять проявление свойств гормонов | УОНМ Устный опрос |
45. | 5 Нед. февраля | Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа «Изучение действия прямых и обратных связей» | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Описывать проявление функций нервной системы | УОНМ Устный опрос |
46. | 5 Нед. февраля | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Практическая работа «Штриховое раздражение кожи». | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | Знать компоненты Ц.Н.С. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем. Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов. Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради. Практ. Раб. №18.19 |
47. | 2 Нед. марта | Спинной мозг. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | | Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга | КУ Устный опрос |
48. | 2 Нед. марта | Головной мозг. Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий Сравнивать строение головного и спинного мозга Отличать прямые и обратные связи Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга | КУ Карточки |
. | | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы. 6 ч. | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха. |
49 | 3 Нед. Марта | Принцип работы органов чувств и анализаторов. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Регулятивные: умеют организовывать выполнение заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке. | Называть структурные компоненты анализатора. Объяснять значение анализаторов. Находить соответствие между функциями и частями анализатора. | УОНМ Устный опрос |
50. | 3 Нед. марта | Орган зрения и зрительный анализатор. П.р. «Исследование реакции зрачка на освещенность», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна». | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. Называть функции структур глаза. Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции | КУ Карточки. |
51. | 4 Нед. марта | Заболевание и повреждения органов зрения. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Различать близорукое и дальнозоркое зрение. Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза | КУ Устный опрос. |
52. | 4 Нед. марта | Органы слуха, равновесия и их анализаторы. П.р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Коммуникативные: Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Описывать строение органа слуха, механизм передачи звуковых сигналов. Узнавать по немым рисункам структурные компоненты органа слуха. Называть значение слуха для жизни человека. Показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции. Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор» | КУ Карточки |
53. | 1 Нед. апреля | Органы осязания, обоняния, вкуса. П.р. «Исследование тактильных рецепторов». | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибулярного аппарата. Объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради. |
54. | 1 Нед. апреля | Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» |
. | | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность. 9 ч | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки. |
55 | 2 Нед. апреля | Врожденные формы поведения. | Личностные: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. | Регулятивные: Умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные: Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать | Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения. Объяснять механизм формирования динамического стереотипа. Характеризовать формы поведения человека | УОНМ Устный опрос. Практ. Раб. №26,27 |
56. | 2 Нед. апреля | Приобретённые формы поведения. Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» |
57. | 3 Нед. апреля | Закономерности работы головного мозга. | КУ |
58. | 3 Нед. апреля | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. | Называть познавательные процессы человека, качества ума. | КУ Устный опрос |
59. | 4 Нед. апреля | Психологические особенности личности. | | Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей. Различать потребности человека и животных | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради |
60. | 4 Нед. апреля | Регуляция поведения Практическая работа «Изучение внимания» | | Приводить примеры ситуаций проявления функций воли; объяснять термин аффект. Описывать физиологические основы внимания. Называть этапы волевого действия. Приводить примеры эмоций. Характеризовать основные виды внимания. Отличать проявление произвольного и непроизвольного внимания. Описывать фазы сна. Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна | КУ Устный опрос. | |
61. | 5 Нед. апреля | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. |
62. | 1 Нед. мая | Вред наркогенных веществ | Личностные: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью | | Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя. | УОНМ Карточки | |
63. | 2 Нед. мая | Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. | |
| | Тема 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. 3 ч |
64. | 2 Нед. мая | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. | Личностные: Осмысливают тему урока Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях тканей и органов человека. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Регулятивные: Умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха. Выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает из предложенных и ищет самостоятельно средства достижения цели. | Перечислять этапы жизненного цикла особи. Знать органы относящиеся к мужской и женской половым системам. Сравнивать по выделенным параметрам бесполое и половое размножение Характеризовать процесс оплодотворения Называть меры профилактики заболеваний, передаваемых половых путем. Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа. | КУ Устный опрос | |
65. | 3 Нед. мая | Развитие организма человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «половая система. Индивидуальное развитие организма» | Коммуникативные: Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать | Называть функции плаценты. Формулировать биогенетический закон. Перечислять рефлексы новорожденных Описывать режим беременной. Знать периоды развития ребенка после рождения. Понимать вред ранних половых контактов и абортов. | КУ Устный опрос | Учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение к учебнику. Описывать изменения, происходящие с юношами и девушками в процессе развития. Сопоставлять понятия темперамент и характер. Различать понятия индивид и личность. Характеризовать типы темперамента |
66. | 3 Нед. мая | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | Характеризовать функции различных систем органов. | КУ Опрос, вопросы письменно в тетради |
67-70 | 4 -5Нед. мая | Резерв. Подведение итогов. | | |
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
При классификации типов уроков:
-урок ознакомления с новым материалом – УОНМ
-урок применения знаний и умений – УПЗУ
-комбинированный урок – КУ
-урок контроля знаний - К
. Утверждено приказом директора №103/1-П от 02.09.2014
Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № 01 от 29.08.2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНИВАНИЯ И НОРМАХ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новиковская средняя общеобразовательная школа»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава, Образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новиковская средняя общеобразовательная школа».
1.2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новиковская средняя общеобразовательная школа» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
1.3.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новиковская средняя общеобразовательная школа» самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».
II. НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ.
При промежуточной аттестации устанавливается как качественная («зачтено», «не зачтено»), так и бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
2.1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методические средства обучения
Программа ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.Н. Пономарёва , В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова. М.: Вентана-Граф, 2014, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений- М.:Вентана-Граф, 2018. – 272 с.
Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие/ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., -М.: Вентана-Граф, 2019. – 288 с.
Биология: 8 класс: рабочая тетрадь в двух частях для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д –М.: Вентана-Граф, 2017. – 80 с.