СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по биологии 8 класс, 1,5 часа в неделю,  53 часов в год 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

I. Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные результаты:

-реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты: 

-понимать смысл биологических терминов;

-знать признаки сходства и отличия человека и животных;

-знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост,

развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

-знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

-объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека,

место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и

снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

-изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

-выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

-сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

-анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов,

в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;


  1. Содержание курса

Тема 1.Место и роль человека в системе органического мира

Сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Тема 2. Происхождение человека

Эволюция человека. Расы.

Тема 3. Клеточное строение организма

Тема 4. Ткани и органы

Ткани и органы, Л.р. «Изучение микроскопического строения тканей». Органы. Системы органов. Организм. Практическая работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Тема 5. Координация и регуляция

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Тема 6. Анализаторы

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Тема 7. Опора и движение

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Тема 8. Внутренняя среда организма

Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Тема 9. Транспорт веществ

Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Тема 10. Дыхание

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 11. Пищеварение

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Тема 12. Обмен веществ и энергии

Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,  углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище.  Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Тема 13. Выделение

Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 14. Покровы тела

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тема 15 Размножение и развитие

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Тема 16 Развитие человека

Возрастные процессы




Тема 17. Высшая нервная деятельность

 Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Тема 18. Человек и его здоровье

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.



  1. Тематическое планирование

Биология 8 класс

п.п

Название темы

Кол-во часов

1

Место человека в системе органического мира

1

2

Происхождение человека

2

3

Клеточное строение организма

1

4

Ткани и органы

2

5

Координация и регуляция

6

6

Анализаторы

3

7

Опора и движение

5

8

Внутренняя среда организма

4

9

Транспорт веществ

3

10

Дыхание

3

11

Пищеварение

4

12

Обмен веществ и энергии

2

13

Выделение

1

14

Покровы тела

2

15

Размножение

3

16

Развитие человека. Возрастные процессы

1

17

Высшая нервная деятельность

5

18

Человек и его здоровье

5

ИТОГО

53




Календарно – тематическое планирование. Биология 8 класс

№ п/п

Название темы, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Домашнее задание

Тема 1 .Место человека в системе органического мира (1 ч)


1

Место человека в системе органического мираОсобенности человека

1




Тема 2 Происхождение человека (2ч)


2

Происхождение человека.Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство

1




3

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1




Тема 3 Клеточное строение организма (1ч)


4

Клеточное строение организма

1




Тема 4 Ткани и органы (2ч)


5

Ткани и органы. Органы. Системы органов. Организм. П. р. «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1




6

Контрольная работа «Обзор строения и функций организма»

1




Тема 5 Координация и регуляция (6 ч)


7

 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека

1




8

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция

1




9

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1




10

Спинной мозг

1




11

Головной мозг. Полушария большого головного мозга. Л/р «Изучение головного мозга человека»

1




12

Контрольная работа «Нервно-гуморальная регуляция»

1




Тема 6 Анализаторы (3ч)


13

Зрительный анализато. Строение и функции глаза

1




14

Анализаторы слуха и равновесия

1




15

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1




Тема 7 Опора и движение (6ч)


16

Скелет человека, его строение и значение

1




17

Строение, свойства костей. Л.р. «Изучение  

строения костей»

1




18

Типы соединения костей. П.р. «Измерение массы и

роста своего организма»

1




19

Первая помощь при растяжении связок и  переломах костей

1




20

Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1




21

Обобщение  темы «Опора и движение». Тестирование

1




Тема 8 Внутренняя среда организма (4ч)


22

Внутренняя среда организма и ее значение

1




23

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.»

1




24

Иммунитет. Группы крови. Переливание крови

1




25

Тестирование по теме «Внутренняя среда организма»

1




Тема 9 Транспорт веществ (3 ч)


26

Транспорт веществ. Кровеносная система. Работа сердца.

1




27

Движение крови по сосудам. Кровяное давление. П.р.  «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1




28

Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение

1




Тема 10 Дыхание (3 ч)


29

Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях

1




30

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. П. р. «Определение частотыдыхания». Заболевания органов дыхания, их предупреждение

1




31

Повторение и обобщение темы «Дыхание»

1




Тема 11 Пищеварение (4 ч)


32

Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.  «Действие слюны на крахмал»

1




33

Пищеварение в желудке и кишечнике

1




34

Гигиена питанияП. р. «Определение норм рационального питания»

1




35

Тестирование по теме «Пищеварение»

1




Тема 12 Обмен веществ и энергии (2ч)


36

Пластический и энергетический обмен

1




37

Витамины

1




Тема 13 Выделение (1 ч)










38

Выделение. Строение и работа почек. Конечные продукты обмена веществ

1




Тема 14 Покровы тела (2 ч)


39

Строение и функции кожи.

1




40

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. Гигиена кожи

1




Тема 15 Размножение (2 ч)


41

Половая система человека

1




42

Внутриутробное развитие человека. Наследственные и врождённые заболевания и их профилактика

1




Тема 16 Развитие человека. Возрастные процессы (1ч)


43

Возрастные процессы

1




Тема 17 Высшая нервная деятельность (5 ч)


44

Рефлекторная деятельность нервной системы

1




45

Бодрствование и сон

1




46

Сознание и мышление. Речь

1




47

Познавательные процессы и интеллект. Память

1




48

Эмоции и темперамент

1




Тема 18 Человек и его здоровье (5ч)


49

Здоровье и влияющие на него факторы

1




50

Оказание первой доврачебной помощи. Л. р. «Изучение приемов остановки кровотечений»

1




51

Вредные привычки. Заболевания человека. Двигательная активность. Закаливание.

1




52

Гигиена человека. Стресс и адаптации

1




53

Тестирование по теме «Человек и его здоровье»

1




ИТОГО

53
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!