СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.











Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

8 класс


Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год


















Составитель:

учитель биологии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ

  • Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с.

  • Положения о порядке разработки рабочих программ.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

Программа

Авторская программа по биологии 5-9 кл. издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.—336 с.

Учебник

Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 336 с.

Книга для учителя

В.М.Константинов. Биология. Животные. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2014


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

8

2



2


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология — наука о животных. Общее знакомство с животными. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.

Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа «Изучение строения инфузории-туфельки»

Контрольная работа № 1

Тема 4. ПодцарствоМногоклеточные, Тип Кишечнополостные (2 часа)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

«Внутреннее строение дождевого червя»

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа

«Внешнее строение насекомого, на примере черного таракана»

Контрольная работа № 1

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 часов)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

«Веутреннее строение рыбы»


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторная работа «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки»

Контрольная работа № 2

Тема 11. Класс Птицы (9 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторная работа «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторная работа «Строения скелета млекопитающих».

Экскурсия. «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)».

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 часов)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. Современный мир. Биосфера.

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

Контрольная работа № 3






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В данную программу 8 класса были внесены следующие изменения.

Резервное время (3 часа) было распределено на уроки повторения и обобщения по темам.Это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений.


Название темы

Количество часов

По авторской программе

По рабочей

программе

1

Общие сведения о мире животных.

5

5

2

Строение тела животных.

2

2

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

4

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

2

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

5

6

Тип Моллюски

4

4

7

Тип Членистоногие

7

7

8

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

7

9

Класс Земноводные, или Амфибии

4

4

10

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

4

4

11

Класс Птицы

9

10

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

9

13

Развитие животного мира на Земле

5

7


Резерв

3


Итого:

70

70










КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема урока, лабораторной, практической работы

8а класс

8б класс

Примечание

Дата проведения

Дата проведения

Планир.

Фактич.

Планир.

Фактич.


Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

1

1

Зоология — наука о животных






2

2

Животные и окружающая среда






3

3

Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние






4

4

Краткая история развития зоологии

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»






5

5

Экскурсия

«Разнообразие животных в природе»






Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

6

1

Клетка.






7

2

Ткани, органы и системы органов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных».






Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 часа)

8

1

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.






9

2

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.






10

3

Тип Инфузории.

Лабораторная работа 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»






11

4

Значение простейших.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»






Тема 4. ПодцарствоМногоклеточные, Тип Кишечнополостные (2 часа)

12

1

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.






13

2

Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «ПодцарствоМногоклеточные, тип Кишечнополостные».






Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов)

14

1

Тип Плоские черви. Общая характеристика.






15

2

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.






16

3

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.






17

4

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.






18

5

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Лабораторная работа № 3

«Внутреннее строение дождевого червя»

Обобщение и систематизация знаний по теме






Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)


19

1

Общая характеристика типа Моллюски.






20

2

Класс Брюхоногие моллюски.






21

3

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»






22

4

Класс Головоногие моллюски.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».






Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)


23

1

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.






24

2

Класс Паукообразные.






25

3

Класс Насекомые.

Лабораторная работа 5

«Внешнее строение насекомого, на примере черного таракана».






26

4

Типы развития насекомых.






27

5

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.






28

6

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие».






29

7

Контрольная работа № 1 по темам «Строение тела животных», «Одноклеточные», «Многоклеточные: черви, моллюски, членистоногие»






Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 часов)


30

1

Хордовые. Примитивные формы. Бесчерепные.






31

2

Черепные или позвоночные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение.

Лабораторная работа 6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»






32

3

Внутреннее строение рыб.






33

4

Особенности размножения рыб

Лабораторная работа 7

«Внутреннее строение рыбы» .






34

5

Основные систематические группы рыб.






35

6

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.






36

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».






Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)


37

1

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.






38

2

Строение и деятельность внутренних органов земноводных .






39

3

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.






40

4

Разнообразие и значение земноводных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».






Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)


41

1

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.Лабораторная работа №8 Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.






42

2

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.






43

3

Разнообразие пресмыкающихся.






44

4

Значение пресмыкающихся, их происхождение

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».






45

5

Контрольная работа № 2 по темам

«Тип Хордовые: надкласс рыбы, класс пресмыкающиеся, класс земноводные»






Тема 11. Класс Птицы (9 часов)


46

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц .

Лабораторная работа 9

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».






47

2

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа № 10

«Строение скелета птицы».






48

3

Внутреннее строение птиц.






49

4

Размножение и развитие птиц.






50

5

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.






51

6

Разнообразие птиц.






52

7

Значение и охрана птиц. Происхождение.






53

8

Экскурсия «Птицы леса (парка)».






54

9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Птицы»






Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)


55

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих.






56

2

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа 11

«Строение скелета млекопитающих».






57

3

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.






58

4

Происхождение и разнообразие млекопитающих.






59

5

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.






60

6

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.






61

7

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы.






62

8

Экологические группы млекопитающих

Экскурсия «Разнообразие млекопи-тающих (зоопарк, краеведческий музей)».






63

9

Значение млекопитающих для человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».






Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 часов)


64

1

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.






65

2

Развитие животного мира на Земле.






66

3

Современный мир живых организмов.






67

4

Биосфера.






68

5

Контрольная работа № 3 по темам «Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Развитие животного мира на Земле»






69

6

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной».






70

7

Обобщающий урок по курсу биология 8 класс.






Итого 70 часов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,

3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015

4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015


15