СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 кл ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • фундаментальные понятия биологии;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 кл ФГОС»



Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от __27.08.2018г._62

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

2018-2019 учебный год

Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 66ч (2ч в неделю)

Учитель: Никулина Елена Валерьевна

Категория: высшая квалификационная





Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы среднего общего образования по биологии (составитель Н.И. Сонин, В.И. Сонина Москва, «Дрофа», 2017г ФГОС)



Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Н. И. Сонин М.Р.Сапин Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2018г ФГОС



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 9 КЛАСС

В результате изучения данного курса биологии ученик должен научиться понимать:

  • фундаментальные понятия биологии;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;

  • систематическое положение человека и его происхождение;

  • основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;

ученик научится:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • объяснять связь между строением и функциями органов;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;

  • владеть языком предмета;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании. Учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место человека в системе органического мира-5ч

Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Происхождение человека и его эволюция. Расы человека, их происхождение и единство. История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Общий обзор строения и функций организма человека-4ч

Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Системы органов.

Координация и регуляция-8ч

Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Спинной мозг. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции.

Полушария головного мозга.

Анализаторы. -5ч

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. Чувствительность анализаторов, их взаимодействие.

Опора и движение. - 9ч

Кости скелета. Строение, состав и соединение костей.

Строение скелета. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах ставов и переломах костей. Мышцы. Общий обзор. Работа мышц. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Внутренняя среда организма-3ч

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Группы крови.

Транспорт веществ-5ч

Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.





Дыхание. -5ч

Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Пищеварение. -5ч

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ и энергии. Витамины. -2ч

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен Витамины, их роль в организме.

Выделение. -2ч

Выделение. Заболевания почек и их предупреждение.

Покровы тела. -4ч

Строение функции кожи. Роль кожи в терморегуляции организма Закаливание.

Размножение. -2ч

Половая система. Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика. Развитие человека. Возрастные процессы.

Высшая нервная деятельность. -8ч

Рефлекторная деятельность нервной системы. Торможение. Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна. Сознание и мышление. Речь. Познавательные процессы и интеллект. Память. Эмоции и темперамент.

Человек и его здоровье. -2ч

Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки Заболевания человека. Гигиена человека. Стресс и адаптации.

Лабораторные и контрольные работы:

Л.р. «Строение животной клетки»

Л.р. «Изучение головного мозга человека по муляжам»

Л.р. «Изучение внешнего строения костей»

Контрольная работа «Общий обзор организма человека».

Контрольная работа «Координация и регуляция». «Анализаторы»

Контрольное тестирование «Опора и движение»

Контрольная работа «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

Контрольная работа «Дыхание».

Итоговое тестирование по теме «Пищеварение».

Контрольная работа «Выделение. Кожа»

Контрольное тестирование по теме «ВНД»



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





№ урока





Раздел/Тема занятия



Количество часов

Дата проведения урока



План



Факт

1.Место человека в системе органического мира (5 ч)

1

Место человека в системе орга­нического мира.

1

03.09


2

Особенности человека.

1

05.09


3

Происхождение человека и его эволюция.

1

10.09


4.


Расы человека, их происхождение и единство.

1

12.09


5.


История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

17.09


Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

6

Клеточное строение организма.

Л.р. «Строение животной клетки»

1

19.09


7

Ткани.

1

24.09


8.

Органы. Системы органов.

1

26.09


9.

Контрольная работа «Общий обзор организма человека». «Место человека в системе органического мира»

1

01.10


Координация и регуляция.(8 ч)

10

Гуморальная регуляция.

1

03.10


11.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

08.10


12.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

10.10




13.

Спинной мозг.

1

15.10


14.

Спинной мозг, строение и функции.

1

17.10


15.

Головной мозг, строение и функции.

1

22.10


16.

Л. р. «Изучение головного мозга человека по муляжам»

1

.24.10


17

Полушария головного мозга.

1

07.11


Анализаторы ( 5 часов)

18

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика.

1

12.11


19

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

1

14.11


20

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

.1

19.11


21

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие.

Обобщение знаний .

1

21.11


22.

Контрольная работа «Координация и регуляция». «Анализаторы»

1

26.11


Опора и движение. (9часов)

23.

Кости скелета. Строение, состав и со­единение костей.

1

28.11


24


Строение скелета. Скелет головы и скелет туловища.

1

03.12



25


Скелет конечностей. Л.р. «Изучение внешнего строения костей»

1

05.12


26

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

10.12


27-28.

Мышцы. Общий обзор.

Работа мышц.

2

12.12

17.12


29.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

1

19.12


30.




Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

24.12


31

Контрольное тестирование.

«Опора и движение»

1

26.12


Внутренняя среда организма.( 3 часа)

32-33

Внутренняя среда организма. Кровь.

2

14.01

16.01


34.

Иммунитет.

Группы крови.

1

21.01


Транспорт веществ (5 часов)

35.

Органы кровообращения.

1

23.01


36.

Работа сердца.

1




28.01


37.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и крове­носных сосудов.

1

30.01


38.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

04.02


39.

Контрольная работа «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

1

06.02


Дыхание (5 ч)

40.

Строение органов дыхания.

1

11.02


41-42

Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.

2

13.02

18.02


43.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

1

20.02


44.

Контрольная работа «Дыхание».

1

25.02


Пищеварение 5 часов

45

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме.

1



27.02


46.

Пищеварение в

ротовой полости.

1

04.03



47.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

06.03


48.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.

1

11.03


49.

Итоговое тестирование по теме «Пищеварение».

1

13.03


Обмен веществ и энергии. Витамины.-2ч

50

Обмен веществ и превращение энергии. Пла­стический и энергетический обмен

1

18.03


51.

Витамины, их роль в организме.

1

20.03


Выделение ( 2 часа)

52

Выделение.

1

01.04


53.

Заболевания почек и их предупреждение.

1

03.04


Покровы тела. (4 часа)

54.

Строение функции кожи.

1

08.04


55.

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

10.04


56

Закаливание.

1

15.04


57

Контрольная работа «Выделение. Покровы тела.»

1

17.04


Размножение( 2 часа)

58.

Половая система. Оплодотворение и развитие зародыша.

1

22.04


59.

Наследственные и врожденные заболевания и их профилактика.

Развитие человека. Возрастные процессы.

1

24.04


Высшая нервная деятельность (8 ч)

60.

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

29.04


61.

Торможение.

1

06.05


62

Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна.

1

08.05


63.

Сознание и мышление. Речь.

1

13.05


64.

Познавательные процессы и интеллект.

1

15.05


65.

Память. Эмоции и темперамент

2

20.05


66.

Контрольное тестирование по теме «ВНД»

1

22.05


Человек и его здоровье.(2 часа)

67

Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки.

Заболевания человека.

Гигиена человека.

Стресс и адаптация.

2












В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 уч.г на изучение биологии в 9 классе выделено 2ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от __________ г. №___«О переносе выходных дней в 20___ году») произошло уплотнение учебного материала до 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.









СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Никонова Н.Р/

от_27.08.2018г _1 подпись


________________________ _27 августа 2018г

подпись руководителя МС дата
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!