ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
Учебного плана на 2019-2020 год;
ООП ФГОС ООО МКОУ «Краснознаменская СОШ»;
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ:
Цель: Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
Задачи: - изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости, - развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, - воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни, - применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера. - умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА;
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач. В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа 9 класса рассчитана на 68 часов. В соответствии с календарным учебным графикомМКОУ «Краснознаменская СОШ» на 2019-2020 учебный год (из расчета 2 часа в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
В 9 классе учащимися изучаются следующие разделы: Уровни организации живой природы. Эволюция органического мира. Основы экологии. В начале курса происходит знакомство со свойствами живого и сущностью жизни. Затем изучаются уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный. Далее даётся представление об эволюции органического мира. В конце знакомство с основами экологии.
тельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
Введение ( 2 часа )
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов )
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Модель ДНК
Лабораторная работа № 1
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень ( 14 часов )
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Моделей- апликаций : «Митоз», «Мейоз»
Лабораторная работа № 2
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень ( 13 часов )
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Демонстрация:
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа № 3
Выявление изменчивости у организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов )
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Демонстрация:
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа № 4
Изучение морфологического критерия вида.
Лабораторная работа № 5
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Раздел 5. Экосистемный уровень (7часов )
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов )
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модель-аппликация «Биосфера и человек»
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторная работа № 6
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Заключение (3 часа )
Тестирование по теме : «Основы обшей биологии.»
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Раздел №1 Молекулярный уровень. | 10 | | Л.р.№1 |
3 | Раздел №2 Клеточный уровень | 14 | | Л.р.№2 |
4 | Раздел №3 Организменный уровень. | 13 | | Л.р№.3 |
5 | Раздел №4 Популяционно-видовой уровень | 8 | | Л.р.№4,5 |
6 | Раздел №5 Экосистемный уровень | 7 | | |
7 | Раздел №6 Биосферный уровень | 11 | | Л.р.№6 |
8 | Заключение | 3 | 1 | |
| Итого: | 68 | 1 | 6 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (2 часа ) |
| Биология как наука и методы её исследования | 1 | §1,2 | | |
| Сущность жизни. Значение биологической науки | 1 | §3 | | |
Глава 1 Молекулярный уровень (10часов) |
| Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | §4 | | |
| Многомолекулярные комплексы. Углеводы. | 1 | §5 | | |
| Многомолекулярные комплексы Липиды. | 1 | §6 | | |
| Многомолекулярные комплексыСостав и строение белков. | 1 | §7 | | |
| Функции белков. | 1 | §8 | | |
| Многомолекулярные комплексыНуклеиновые кислоты. | 1 | §9 | | |
| АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | §10 | | |
| Биологические катализаторы. Л.р.№1 «Расщеплнние пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». | 1 | §11 | | |
| Вирусы. | 1 | §12 | | |
| Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | §1-12 | | |
Глава 2 Клеточный уровень (14 часов ) |
| Основное положение клеточной теории Л.р.№2 «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом» | 1 | §13 | | |
| Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана . | 1 | §14 | | |
| Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 | §15 | | |
| Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи . | 1 | §16 | | |
| Лизосомы.Митохондрии. Пластиды. | 1 | §17 | | |
| Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | §17 | | |
| Эукариоты и прокариоты. Различие в строении эукариот и прокариот. | 1 | §18 | | |
| Обмен веществ и превращение энергии в клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | §19 | | |
| Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке. | 1 | §20 | | |
| Питание клетки. Автотрофы и гетеротрофы.Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | §21 | | |
| Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | 1 | §22 | | |
| Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция | 1 | §23 | | |
| Деление клетки. Митоз. | 1 | §24 | | |
| Обобщающий урок по теме«Клеточный уровень организации живой материи.» | 1 | §18-24 | | |
Глава 3 Организменный уровень (13 часов ) |
| Бесполое и половое размножение организмов. | 1 | §25 | | |
| Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 | §26 | | |
| Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон . | 1 | §27 | | |
| Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 | §28 | | |
| Закон частоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследование при моногибридном скрещивании. | 1 | §28 | | |
| Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 | §29 | | |
| Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков . | 1 | §30 | | |
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | §31 | | |
| Решение задачпо теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование» | 1 | §28-31 | | |
| Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость . Норма реакции.Л. р № 3Выявление изменчивости у организмов | 1 | §32 | | |
| Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость . | 1 | §33 | | |
| Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | §34 | | |
| Обобщающий урок-семинар по таме «Организменный уровень» | 1 | §записи | | |
Раздел 4 Популяционно видовой уровень ( 8 часов ) |
| Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | 1 | §35 | | |
| Экологические факторы и условия средыЛ. р № 4 Изучение морфологического критерия вида. | 1 | §36 | | |
| Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 | §37 | | |
| Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | §38 | | |
| Борьба за существование и естественный отбор | 1 | §39 | | |
| Видообразование Л. р № 5Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | 1 | §40 | | |
| Макроэволюция | 1 | §41 | | |
| Обобщающий урок-семинар по теме «Популяционно видовой уровень» | 1 | § | | |
Раздел 5 Экосистемный уровень (7 часов ) |
| Сообщество, экосистема,биогеоценоз | 1 | §42 | | |
| Состав и структура сообщества. | 1 | §43 | | |
| Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 | §44 | | |
| Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | §45 | | |
| Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 | §46 | | |
| Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности.» | 1 | | | |
| Обобщающий урок-экскурсия по теме «Экосистемный уровень» | 1 | §42-46 | | |
Раздел 6 Биосферный уровень (11 часов) |
| Биосфера Средообразующая деятельность организмов | 1 | §47 | | |
| Круговорот веществ в биосфере | 1 | §48 | | |
| Эволюция биосферыЛ. р. № 6Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 1 | §49 | | |
| Гипотезы возникновения жизни. | 1 | §50 | | |
| Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | §51 | | |
| Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. | 1 | §52 | | |
| Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | §53 | | |
| Обобщающий урок-экскурсия | 1 | § | | |
| Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | §54 | | |
| Основы рационального природопользования. | 1 | §55 | | |
| Обобщающий урок по теме«Биосферный уровень» | 1 | | | |
Заключение ( 2 часа ) |
| Тестирование по теме : «Основы обшей биологии.» | 1 | | | |
68 | Итоговое повторение | 2 | | | |