СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 кл»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;

  • Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;

  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;

Учебного плана на 2019-2020 год;

ООП ФГОС ООО МКОУ «Краснознаменская СОШ»;

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности,  Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г.



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ:

Цель: Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.

Задачи: - изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости, - развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, - воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни, - применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера. - умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА;

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.        В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

        Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

        Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.



МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа 9 класса рассчитана на 68 часов. В соответствии с календарным учебным графикомМКОУ «Краснознаменская СОШ» на 2019-2020 учебный год (из расчета 2 часа в неделю).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Изучение курса «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

В 9 классе учащимися изучаются следующие разделы: Уровни организации живой природы. Эволюция органического мира. Основы экологии. В начале курса происходит знакомство со свойствами живого и сущностью жизни. Затем изучаются уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный. Далее даётся представление об эволюции органического мира. В конце знакомство с основами экологии.


     

тельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.




Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного курса



Введение ( 2 часа )

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрация

Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов )

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул органических соединений

Модель ДНК

Лабораторная работа № 1

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Раздел 2. Клеточный уровень ( 14 часов )

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.

Демонстрация

Моделей- апликаций : «Митоз», «Мейоз»

Лабораторная работа № 2

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.


Раздел 3. Организменный уровень ( 13 часов )

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.

Демонстрация:

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа № 3

Выявление изменчивости у организмов.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов )

Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Демонстрация:

Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Лабораторная работа № 4

Изучение морфологического критерия вида.

Лабораторная работа № 5

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Раздел 5. Экосистемный уровень (7часов )

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов )

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модель-аппликация «Биосфера и человек»

Окаменелости и отпечатки древних организмов.

Лабораторная работа № 6

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.


Заключение (3 часа )

Тестирование по теме : «Основы обшей биологии.»








Тематическое планирование



№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы


Практическая часть


1

Введение

2



2

Раздел №1 Молекулярный уровень.

10


Л.р.№1

3

Раздел №2 Клеточный уровень

14


Л.р.№2

4

Раздел №3 Организменный уровень.

13


Л.р№.3

5

Раздел №4 Популяционно-видовой уровень

8


Л.р.№4,5

6

Раздел №5 Экосистемный уровень

7



7

Раздел №6 Биосферный уровень

11


Л.р.№6

8

Заключение

3

1



Итого:

68

1

6




Календарно – тематическое планирование

п/п



Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Дата по плану

Дата по факту

Введение (2 часа )

Биология как наука и методы её исследования

1

§1,2



Сущность жизни. Значение биологической науки

1

§3



Глава 1

Молекулярный уровень (10часов)

Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

§4



Многомолекулярные комплексы. Углеводы.

1

§5



Многомолекулярные комплексы Липиды.

1

§6



Многомолекулярные комплексыСостав и строение белков.

1

§7



Функции белков.

1

§8



Многомолекулярные комплексыНуклеиновые кислоты.

1

§9



АТФ и другие органические соединения клетки

1

§10



Биологические катализаторы. Л.р.№1 «Расщеплнние пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

1

§11



Вирусы.

1

§12



Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

§1-12



Глава 2

Клеточный уровень (14 часов )

Основное положение клеточной теории Л.р.№2 «Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом»

1

§13



Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана .

1

§14



Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

§15



Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи .

1

§16



Лизосомы.Митохондрии. Пластиды.

1

§17



Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

§17



Эукариоты и прокариоты. Различие в строении эукариот и прокариот.

1

§18



Обмен веществ и превращение энергии в клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

§19



Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

1

§20



Питание клетки. Автотрофы и гетеротрофы.Фотосинтез и хемосинтез.

1

§21



Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

§22



Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

1

§23



Деление клетки. Митоз.

1

§24



Обобщающий урок по теме«Клеточный уровень организации живой материи.»

1

§18-24



Глава 3

Организменный уровень (13 часов )

Бесполое и половое размножение организмов.

1

§25



Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

§26



Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон .

1

§27



Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1

§28



Закон частоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследование при моногибридном скрещивании.

1

§28



Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

§29



Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков .

1

§30



Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

§31



Решение задачпо теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

1

§28-31



Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость . Норма реакции.Л. р № 3Выявление изменчивости у организмов

1

§32



Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость .

1

§33



Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

§34



Обобщающий урок-семинар по таме «Организменный уровень»

1

§записи



Раздел 4

Популяционно видовой уровень ( 8 часов )

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

1

§35



Экологические факторы и условия средыЛ. р № 4

Изучение морфологического критерия вида.


1

§36



Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

1

§37



Популяция как элементарная единица эволюции


1

§38



Борьба за существование и естественный отбор


1

§39



Видообразование Л. р № 5Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

1

§40



Макроэволюция

1

§41



Обобщающий урок-семинар по теме «Популяционно видовой уровень»

1

§



Раздел 5

Экосистемный уровень (7 часов )

Сообщество, экосистема,биогеоценоз

1

§42



Состав и структура сообщества.

1

§43



Межвидовые отношения организмов в экосистеме

1

§44



Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

§45



Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия


1

§46



Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности.»

1




Обобщающий урок-экскурсия по теме «Экосистемный уровень»

1

§42-46



Раздел 6

Биосферный уровень (11 часов)

Биосфера Средообразующая деятельность организмов

1

§47



Круговорот веществ в биосфере

1

§48



Эволюция биосферыЛ. р. № 6Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

1

§49



Гипотезы возникновения жизни.

1

§50



Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

1

§51



Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

1

§52



Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

§53



Обобщающий урок-экскурсия

1

§



Антропогенное воздействие на биосферу.

1

§54



Основы рационального природопользования.

1

§55



Обобщающий урок по теме«Биосферный уровень»

1




Заключение ( 2 часа )

Тестирование по теме : «Основы обшей биологии.»

1




68

Итоговое повторение


2













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!