КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 201 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 201 г. | |
2017
Содержание учебного курса по биологии 9 класс
Введение. Биология в системе наук (3 часа)
Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии. Выделять основные методы биологических исследований. Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира.
Глава 1. Основы цитологии-науки о клетке (10 часов)
Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук. Объяснять значение клеточной теории для развития биологии. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке. Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых. Выделять существенные признаки процессов обмена веществ. Объяснять космическую роль фотосинтеза в биосфере.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (7 часов)
Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение митоза.
Половое размножение. Мейоз.
Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Выделять типы онтогенеза (классифицировать).
Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
Глава 3. Основы генетики (11 часов)
Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика как отрасль биологической науки
Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки.
Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип
Выделять основные методы исследования наследственности. Определять основные признаки фенотипа и генотипа.
Закономерности наследования.
Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности.
Решение генетических задач. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать генетические задачи.
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Комбинативная изменчивость.
Выявлять особенности комбинативной изменчивости.
Выявлять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
Глава 4. Генетика человека (2 часа)
Выявлять основные методы изучения наследственности человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
Генотип и здоровье человека. Медико-генетическое консультирование.
Устанавливать взаимосвязь генотипа человека и его здоровья.
Глава 5. Основы селекции и биотехнология (4 часа)
Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук.
Достижения мировой и отечественной селекции.
Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук.
Глава 6. Эволюционное учение (8 часов)
Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида.
Выделять существенные признаки вида.
Популяционная структура вида.
Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции.
Видообразование.
Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. Объяснять причины многообразия видов. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.
Адаптация как результат естественного отбора.
Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа)
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экология как наука.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (14 часов)
Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. Выделять существенные признаки экологических факторов. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов. Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов. Экосистема.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
В курсе 9 класса выделяются следующие умения и навыки:
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 9 классе выделяется 2 часа в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год.
Учебник: Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [В.В. Пасечник, А. А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.: ил. – (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-046589-2.
Биология 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Введение. Биология в системе наук (3 часа) |
1 | Биология как наука | 1 час | 05.09.2017 |
2 | Урок-семинар «Ученые в истории биологии и их вклад в науку» | 1 час | 08.09.2017 |
3 | Методы биологических исследований. Значение биологии | 1 час | 11.09.2017 |
Глава 1. Основы цитологии-науки о клетке (10 часов) |
4 | Цитология-наука о клетке | 1 час | 15.09.2017 |
5 | Клеточная теория | 1 час | 18.09.2017 |
6 | Химический состав клетки | 2 часа | 22.09.2017; 25.09.2017 |
7 | Строение клетки | 1 час | 29.09.2017 |
8 | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы | 1 час | 02.10.2017 |
9 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез | 1 час | 06.10.2017 |
10 | Биосинтез белков | 1 час | 16.10.2017 |
11 | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке | 1 час | 20.10.2017 |
12 | Контрольная работа по теме «Цитология» | 1 час | 23.10.2017 |
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (7 часов) |
13 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз | 1 час | 27.10.2017 |
14 | Половое размножение. Мейоз | 2 часа | 30.10.2017; 03.11.2017 |
15 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 2 час | 06.11.2017; 10.11.2017 |
16 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 1 час | 13.11.2017 |
17 | Контрольная работа по теме «Размножение» | 1 час | 17.11.2017 |
Глава 3. Основы генетики (11 часов) |
18 | Генетика как отрасль биологической науки | 1 час | 27.11.2017 |
19 | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип | 1 час | 01.12.2017 |
20 | Закономерности наследования | 1 час | 04.12.2017 |
21 | Решение генетических задач | 2 часа | 08.12.2017; 11.12.2017 |
22 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | 2 часа | 15.12.2017; 18.12.2017 |
23 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | 1 час | 22.12.2017 |
24 | Комбинативная изменчивость | 1 час | 25.12.2017 |
25 | Фенотипическая изменчивость | 1 час | 29.12.2017 |
26 | Контрольная работа на тему «Основы генетики» | 1 час | 12.01.2018 |
Глава 4. Генетика человека (2 часа) |
27 | Методы изучения наследственности человека | 1 час | 15.01.2018 |
28 | Генотип и здоровье человека | 1 час | 19.01.2018 |
Глава 5. Основы селекции и биотехнология (4 часа) |
29 | Основы селекции | 1 час | 22.01.2018 |
30 | Достижения мировой и отечественной селекции | 1 час | 26.01.2018 |
31 | Урок-семинар «Достижения ученых в селекции» | 1 час | 29.01.2018 |
32 | Биотехнология: достижения и перспективы развития | 1 час | 02.02.2018 |
Глава 6. Эволюционное учение (8 часов) |
33 | Учение об эволюции органического мира | 1 час | 05.02.2018 |
34 | Вид. Критерии вида | 1 час | 09.02.2018 |
35 | Популяционная структура вида | 1 час | 12.02.2018 |
36 | Видообразование | 1 час | 16.02.2018 |
37 | Борьба за существование и естественный отбор-движущие силы эволюции | 1 час | 02.03.2018 |
38 | Адаптация как результат естественного отбора | 1 час | 05.03.2018 |
39 | Контрольная работа на тему «Эволюционное учение» | 1 час | 09.03.2018 |
40 | Урок-семинар «Современные проблемы теории эволюции» | 1 час | 12.03.2018 |
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа) |
41 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | 1 час | 16.03.2018 |
42 | Органический мир как результат эволюции | 1 час | 19.03.2018 |
43 | История развития органического мира | 1 час | 23.03.2018 |
44 | Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле» | 1 час | 26.03.2018 |
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (14 часов) |
45 | Экология как наука | 1 час | 30.03.2018 |
46 | Влияние экологических факторов на организмы | 1 час | 02.04.2018 |
47 | Экологическая ниша | 1 час | 06.04.2018 |
48 | Структура популяций | 1 час | 16.04.2018 |
49 | Типы взаимодействия популяций разных видов | 1 час | 20.04.2018 |
50 | Урок-семинар «Типы взаимодействия популяций» | 1 час | 23.04.2018 |
51 | Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем | 1 час | 27.04.2018 |
52 | Структура экосистем | 1 час | 30.04.2018 |
53 | Поток энергии и пищевые цепи | 1 час | 04.05.2018 |
54 | Искусственные экосистемы | 1 час | 07.05.2018 |
55 | Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» | 1 час | 11.05.2018 |
56 | Экологические проблемы современности | 1 час | 14.05.2018 |
57 | Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 2 часа | 18.05.2018 |
58 | Резерв | 5 часов | |
| Итого | 68 часов | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |