СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс Мамонтов С.Г,В.Б.Захаров

Просмотр содержимого документа
«биология_9класс_2019_04_18_19_15_48_031»


МБОУ Павловская СШ



Рассмотрено на педсовете

протокол №1 от30.08.2018

Утверждаю директор школы

______________Л.И.Емельянцева

Приказ №60 от 01.09.2018







Рабочая программа

по биологии 9 класса







Рабочую программу составил учитель

Антипов Михаил Александрович









2018-2019 учебный год



Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

  • Федеральная программа развития образования;

  • Учебные стандарты школ России;

  • Государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Программно методические материалы;

  • Примерная программа основного общего образования по биологии.

Программа:

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2015

Учебник:

С.Г Мамонтов В.Б Захаров И.Б.Агафонова Н.И Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2017


Планируемые результаты изучения учебного курса


Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
метапредметные результататы:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
познавательные (интеллектуальные) результаты:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
ценностно-ориентационнонные результаты:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
результаты в трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
в сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
в эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание рабочей программы



Раздел 1. Структурная организация живых организмов (15 часов)

Химическая организация клетки: неорганические вещества (макро-, микроэлементы, вода), органические вещества (биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты). Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Органеллы клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз. Клеточная теория.

Раздел2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение организмов: бесполое, половое, вегетативное. Онтогенез, эмбриогенез, общие закономерности развития.

Раздел3. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. Законы Г.Менделя. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов. Закономерности изменчивости. Изменчивость: наследственная (генотипическая), фенотипическая (модификационная). Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Раздел4. Эволюция живого мира на земле (19часов)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учения Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе, формы естественного отбора. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция: вид, критерии видов, адаптация. Макроэволюция. Развитие жизни на Земле: протерозейская, палеозойская, мезозойская, кайназойская эры.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. Пищевые связи в экосистемах. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Перечень практических и лабораторных работ

Тема

Срок проведения

1

«Изучение строения растительной и животной клетки под мик­роскопом».


2

«Решение генетических задач и составление родословных».


3

«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».


4

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусст­венного отбора».


5

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».













Тематическое планирование 9 класс



уро­ка





Название темы



Дата

1

Биология - наука о жизни


2

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.


3

Входная диагностическая работа


4

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.


5

Органические вещества, входящие в состав клетки,


6

Пластический обмен. Биосинтез белков.


7

Энергетический обмен.


8

Прокариотическая клетка.


9

Эукариотическая клетка


10

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения растительной и животной клетки под мик­роскопом».


11

Эукариотическая клетка. Ядро.


12

Деление клеток.


13

Клеточная теория строения организмов.


14

Бесполое размножение


15

Половое размножение. Развитие половых клеток


16

Эмбриональный период развития.



17

Постэмбриональный период развития


18

Общие закономерности развития. Биогенетический закон


19

Основные понятия генетики.


20

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.


21

Первый закон Г. Менделя.


22

Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет.


23

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя


24

Анализирующее скрещивание.


25

Сцепленное наследование генов.


26

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.


27

Взаимодействие генов.


28

Лабораторная работа № 2 «Решение генетических задач и составление родословных».


29

Наследственная (генотипическая) изменчивость.


30

Ненаследственная (Фенотипическая) изменчивость.


31

Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».


32

Центры многообразия и происхождения культурных растений.


33

Селекция растений и животных.


34

Селекция микроорганизмов.


35

Становление систематики.


36

Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка.


37

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч, Дарвина.


38

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе


39

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.


40

Вид, его критерии и структуры.


41

Лабораторная работа № 4. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусст­венного отбора».


42

Элементарные эволюционные факторы


43

Формы естественного отбора.


44

Главные направления эволюции.


45

Типы эволюционных изменений


46

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.


47

Лабораторная работа № 5. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».


48

Забота о потомстве.


49

Физиологические адаптации.


50

Современные представления о возникновении жизни.


51

Начальные этапы развития жизни.


52

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.


53

Жизнь в палеозойскую эру


54

Жизнь в мезозойскую эру


55

Жизнь в кайнозойскую эру


56

Происхождение человека.


57

Тестирование «Эволюция живого мира на Земле»


58

Структура биосферы.


59

Круговорот веществ в природе.


60

История формирования сообществ живых организмов.


61

Биогеоценозы и биоценозы.


62

Абиотические факторы среды.


63

Интенсивность действия факторов среды.


64

Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе.


65

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами


66

Природные ресурсы и их использование.

Итоговый тест


67

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования


68

Охрана природы и основы рационального природопользования







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!