СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староромановская основная общеобразовательная школа»

Мглинского района Брянской области



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО и.о. зам. директора по УВР Директор МБОУ

протокол №1 МБОУ «Староромановская ООШ» «Староромановская ООШ»

от 27.08.2019 г. _________/Камышева Д.Г./ ________/Щигарцова Е.И./

Председатель МО 30.08.2019 г. Приказ №43-п от 30.08.2019 г.

МБОУ «Староромановская ООШ»

_______/Щигарцов В.М./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 9 КЛАССА


НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД




Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Щигарцова Елена Ивановна





2019 г.

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Староромановская ООШ», на основе примерной рабочей программы по биологии 5-9 классы авторов: В .И. Лапшина, Д. И. Рокотова, В. А. Самкова, А.М. Шереметьева. Москва, АКАДЕМКНИГАУЧЕБНИК, 2015.

Рабочая программа ориентированна на использование учебника Биология 9 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Академкнига/Учебник, 2019.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), исходя из продолжительности учебного года (календарного учебного графика) программа изменена и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов).


























I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам в обучении биологии должны быть направлены на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты изучения учебного предмета "Биология" на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1) сформированность системы биологических знаний, понимание способов их получения и преобразования; ценностного отношения к живой природе, к собственному организму;

2) сформированность умения раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования и эволюции объектов и явлений живой природы;

3) сформированность умения использовать понятийный аппарат и символический язык биологии, грамотно применяя научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения;

4) приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

5) сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.) для понимания роли биологии как компонента культуры;

6) сформированность умения характеризовать первоначальные систематизированные представления об основных надцарствах, царствах организмов, их строении, процессах жизнедеятельности и значении;

7) сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

8) сформированность умения использовать характерные свойства биологических моделей для объяснения процессов и явлений в живой природе;

9) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, влияния факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

10) владение приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными;

11) владение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

12) сформированность умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;

13) приобретение опыта работы в группе сверстников при решении познавательных задач в области биологии, выстраивания коммуникации, учитывая мнение окружающих, и адекватной оценки собственного вклада в деятельность группы;

14) сформированность интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства.





II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение: биологическая и социальная природа человека


Общий обзор организма

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Лабораторная работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Клеточное строение организма. Ткани

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей.

Рефлекторная регуляция органов и систем органов

Нервная регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Опорно-двигательная система

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторные работы. Изучение внешнего вида отдельных костей. Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты).

Кровеносная и лимфатическая системы организма

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений, подсчета ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Дыхательная система

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторная работа. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Пищеварительная система

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Выполнение практической работы по определению норм рационального питания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Покровные органы. Теплорегуляция

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделение

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение

Нервная система человека

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторная работа. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Анализаторы

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация модели глаза и изучение строения.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр. Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр.

Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Индивидуальное развитие организма

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.






III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

Дата проведения

1

Введение: биологическая и социальная природа человека.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

03.09


Раздел 1. Организм человека. Общий обзор.

6


2

Науки об организме человека.

1

04.09

3

Место человека в живой природе. Структура тела человека.

1

10.09

4

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

11.09

5

Ткани. Л.р. №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

1

17.09

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма.

1

18.09

7

Нервная и гуморальная регуляция. П.р. №1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

1

24.09


Раздел 2: Опорно-двигательная система.

9


8

Система опоры и движения. Скелет Строение, состав,соединения костей. Демонстрации: Скелет. Таблицы. Л/р №2 «Строение костей и поперечно- полосатой мышечной ткани под микроскопом» 

1

25.09

9

Скелет головы и туловища.

1

01.10

10

Скелет конечностей.

1

02.10

11

Первая доврачебная  помощь при травмах конечностей.

1

08.10

12-13

Мышцы. Работа мышц.

2

09.10, 15.10

14

Нарушение осанки и плоскостопие. П/р № 2,3,4 «Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп»

1

16.10

15

Развитие  опорно-двигательной системы.

1

22.10

16

Проверочная работа по теме: «Опорно – двигательная система» (Тест)

1

23.10


Раздел 3: Кровь и кровообращение

9


17

Внутренняя среда организма. Состав и свойства крови. 

Л/р №3 «Строение крови лягушки и крови человека»

1


29.10

18

Иммунитет.

1

12.11

19

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

13.11

20

Строение сердца и его работа. Демонстрации: Торс человека. Модель сердца. Тонометр. Таблицы.

1

19.11

21

Круги кровообращения.

 П/р№5«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» 

1

20.11

22

 Движение лимфы

1

26.11

23

.Движение крови по сосудам. П/р№ 6,7 «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»»

1

27.11

24

Регуляция работы сердца  и кровеносных сосудов. 

П/р №8 «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

03.12

25

 Гигиена сердечно – сосудистой системы.  Виды кровотечений. Первая, доврачебная помощь при травмах сосудов. Демонстрация приемов оказания доврачебной помощи.

1

04.12


Раздел 4: Система дыхания

5


26

Система дыхания. Значение дыхания. Органы дыхания. Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса.

1

10.12

27

Строение легких. Газообмен. 

Л/р№4«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

11.12

28

Дыхательные движения. Л/р № 5 «Изготовление самодельной модели Дондерса»

1

17.12

29

Регуляция дыхания. П/р №9,10 «Определение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимнее время»

1

18.12

30

Заболевания системы дыхания. Травмы органов дыхания и первая доврачебная помощь.

1

24.12


Пищеварительная система

6


31

Пищеварительная система. Значение пищи и ее состав.

1

25.12

32

Органы пищеварения. Демои. Торс человека.

1

14.01

33

Пищеварение в ротовой полости. П/р №  11 «Наблюдение за  подъемом  гортани при глотании, функцией надгортанника  и нёбного  язычка.» Л/р №6 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

1

15.01

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Кишечное всасывание.

1

21.01

35

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения

1

22.01

36

Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение. Система дыхания. Система пищеварения»

1

28.01


Раздел 5: Обмен веществ и энергии.

3


37

Обменные процессы в организме

1

29.01

38

Нормы питания.

1

04.02

39

Витамины.

1

05.02


Раздел 6: Мочевыделительная система

2


40

Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Демонстрация. Торс человека. Модели мочевыделительной системы.

1

11.02

41

Предупреждение заболеваний  мочевыделительной системы.

1

12.02


Раздел 7: Кожа

3


42

Значение  кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов.

 П/р № 12 «Определение  жирности кожи с помощью бумажной салфетки.»

1


18.02

43

Роль кожи в терморегуляции.

1

19.02

44

Проверочная работа по темам: «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа.»

1

25.02


Раздел 8: Эндокринная система

2


45

Эндокринная система Железы  внешней и внутренней секреции.Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой.

1

26.02

46

Роль  гормонов в обмене веществ. Рост и развитие  организма

1

03.03


Раздел 9: Нервная система и органы чувств

8


47

Нервная система Значение, строение и функции нервной системы.

1

04.03

48

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П/р №13,14 «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи»

1

10.03

49

Спинной мозг

1

11.03

50

Головной мозг. Демонстрации. Модель головного мозга.

1

17.03


Функции органов чувств и анализаторов.



51

Орган зрения и зрительный анализатор. Демо. Модель черепа, глаза. 

 П/р№ 15,16,17  «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие  цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении». Заболевания и повреждения глаз.

1

18.03

52

Органы слуха и равновесия. Демонстрации. Модель черепа, уха.

1

01.04

53

Органы осязания и обоняния, вкус.

1

07.04

54

Проверочная работа по теме: «Нервная  система и органы чувств»

1

08.04


Раздел 10: Поведение и психика.

5


55

Врожденные формы поведения

1

14.04

56

Приобретенные формы поведения.

1

15.04

57

Закономерности  работы головного мозга. Демо. Модель головного мозга; выработка динамического стереотипа зеркального письма.

1

21.04

58

Биологические ритмы. Сон и его значение. Работоспособность.Режим дня.

1

22.04

59

Особенности высшей нервной деятельности.

 П/р № 18 «Тренировка наблюдательности; иллюзии зрения»

1

28.04


Раздел 11: Индивидуальное развитие человека.                                                        

5


60

Строение половой системы человека.

1

29.04

61

Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Влияние вредных привычек на развитие организма.

1

05.05

62

Внутриутробное развитие человека. Демо. Модели зародышей человека.

Развитие после рождения.

1

06.05

63

О вреде наркогенных веществ.

1

12.05

64

Психологические особенности личности

1

13.05


Раздел 11: Биосфера и человек

2


65

Человек - часть живой природы

1

19.05

66

Глобальное антропогенное влияние.

1

20.05

67-68

Итоговое тестирование (КИМ - ОГЭ)

2

26.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!