СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калининскаясредняя школа

Рязанской области






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой разработанной в    соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 г. Рассчитанной на 68 часов (2 часа в неделю)

Лабораторных работ-6.

Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.

Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Н.М. Чернова «Биология» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2016 года.

Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм   через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

  особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,

продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей,

продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Требования к уровню подготовки обучающихся  на ступени основного общего образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. 

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 

  • умение выявлятьизменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме; 

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; 

  • умение определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; 

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека; 

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья; 

  • использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; 

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона. 

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний; 

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; 

  • умение анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; 

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте; 

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих

личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

  • на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

  • • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • •формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • •освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,

  • этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • •развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  • •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • •развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • •умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • •овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • •умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • •умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • •владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • •формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).



Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.







  • Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:



· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

· Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

· Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

· Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

· Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

· Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

· Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

· Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

· Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

· Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

· Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

· Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

· Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

· Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

· Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

· В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

· Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

· Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

· Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

· Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Познавательные УУД:

· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

· Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

· Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

· Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

·Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое),

приемы слушания.

· Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

· Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

· Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

· В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

· Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

· Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

– приводить примеры приспособлений у растений и животных.

– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– соблюдать профилактику наследственных болезней;

– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации живого;

– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

– перечислять основные положения клеточной теории;

– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

– характеризовать природу наследственных болезней;

– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

– характеризовать основные события, выделившие человека из животного

мира.

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.



Общая характеристика учебного предмета

  • Содержание и структура курса «Основы общей биологии» обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

  • Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе.

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  • Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  • Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Место учебного предмета в учебном плане


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рассчитана на 68 часов.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1 Общие закономерности жизни

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основ­ные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав клетки, его постоянство. Неорга­нические и органические вещества в ней. Их функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жи­ры и липиды. Их разнообразие и свойства. Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Ме­ханизм самоудвоения. Строение клетки. Основные компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цито­плазма и основные органоиды, их функции в клетке. Разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Осо­бенности строения клеток животных и растений. Виру­сы и бактериофаги. Автотрофы и гетеротрофы. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке — фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Кос­мическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа

Сравнение растительной и животной клеток.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

3 Закономерности жизни на организменном уровне

Организм как биосистема. Одноклеточные и много­клеточные организмы, их свойства. Формы размноже­ния организмов. Бесполое и половое. Вегетативное раз­множение. Деление клетки прокариот к эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз и его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и по­лового способов размножения. Эмбриональное и постэмбриональное развитие орга­низмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Основные понятия генетики. Понятие о гене, гене­тике, наследственности и изменчивости. Законы на­следственности, закономерности изменчивости. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон еди­нообразия гибридов первого поколения. Закон расщеп­ления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомози­готы и гетерозиготы. Генотип и фенотип. Хромосомная теория наследственности. Определе­ние пола. Наследственные болезни, сцепленные с по­лом, у человека. Значение генетики в медицине и здра­воохранении. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций для жизнеспособности осо­бей. Опасность загрязнения природной среды мутагена­ми. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом био­разнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы

Изучение изменчивости организмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхожде­ния культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инжене­рия. Особенности методов селекции животных. Достиже­ния селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

4 . Закономерности происхождение и развитие жизни на Земле

Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма разви­тия жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследова­ниях. Развитие жизни на Земле. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникнове­ние фотосинтеза и биологического круговорота веществ в археозойскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыха­ния, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых ор­ганизмов на состав атмосферы, осадочных пород, фор­мирование первичных почв. Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Ос­новные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши живот­ными. Основные черты, приспосабливающие животных к наземному образу жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление че­ловека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Идея развития органического мира в биологии. Ме­тафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин — создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина об эво­люции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследст­венность, изменчивость, борьба за существование, есте­ственный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его кри­терии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции. Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы. Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эво­люции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Результаты эволюции: приспособленность организ­мов к среде обитания, многообразие видов. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволю­ции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов. Влияние деятельности человека на микроэволюци­онные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Место человека в системе органического мира. Чело­век как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от живот­ных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосо­циальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социаль­ная и природная среда, адаптации к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Че­ловек как единый биологический тип. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние лю­ди, становление человека разумного. Этапы развития материальной культуры человечества. Человек как жи­тель биосферы и его влияние на природу Земли.

5 Закономерности взаимоотношений организмов и среды

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и другие организмы как среда обитания. Общие законы действия факторов среды на организ­мы. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комп­лексное действие факторов. Учет меры действия факто­ров как необходимый принцип в хозяйственной деятель­ности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). По­нятие экстремальных условий. Приспособленность организмов к действию отдель­ных факторов среды (на примере температуры и влаж­ности). Экологические группы и жизненные формы ор­ганизмов. Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптации их к рит­мам внешней среды. Свет как сигнал сезонных измене­ний. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики попу­ляции: рождаемость, смертность, численность, плот­ность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных со­обществах. Причины массового размножения популяций и видов. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, эко­логические ниши. Основные типы взаимосвязей в сооб­ществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вто­ричная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: био­генные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы питания. Кругово­рот веществ и баланс потоков вещества и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Понятие сукцессии как процесса развития сообществ от неустойчивых к устой­чивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоцено­зы. Агроценоз, его особенности и значение для челове­ка. Изменения в экосистемах под влиянием деятельнос­ти человека. Биосфера, её структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Рациональное использование биологических ресур­сов. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов. Биосфера как система жизнеобеспечения человече­ства. Биосферные функции человека. Понятие о ноо­сфере и устойчивом развитии общества на Земле. Экологические потребности и экологическая ответ­ственность людей. Роль экологической культуры у чело­века в решении проблемы устойчивого развития приро­ды и общества.

Лабораторные работы

Выявление приспособ­ленности организмов к экологическим факторам среды обитания. Оценка санитарно-гигиенического качества своего рабочего места.

 


















Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе

(68 часов)


урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт.


Общие закономерности жизни 5 часов



1

Введение. Инструктаж по технике безопасности

04.09


2

Биология – наука о живом мире

05. 09


3

Методы биологических

исследований

11.09


4

Общие свойства живых организмов.

12.09


5

Многообразие форм живых организмов.

18.09


6

Стартовый контроль знаний

19.09



  1. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (13 часов)



7

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

25.09


8

Химические вещества в клетке

26.09


9

Белки и нуклеиновые кислоты.

02.10


10

Строение клетки.

03.10


11

Мембранные органоиды

09.10


12

Немембранные органоиды

10.10


13

Обмен

Веществ – основа существования клетки

16.10


14

Биосинтез белка в клетке

17.10


15

Решение задач по теме «Биосинтез белков»

23.10


16

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

24.10


17

Обеспечение клетки энергией.

06.11


18

Размножение клетки и её жизненный цикл

Л.р. № 2. Рассматривание микропрепаратов с с делящимися клетками растений

07.11




  1. Закономерности жизни на организменном уровне 16 часов



19

Организм – открытая живая система

13.11


20

Примитивные организмы

14.11


21

Растительный организм и его особенности

20.11


22

Многообразие растений и их значение в природе

21.11


23

Организмы царства грибов и лишайников

27.11


24

Животный организм и его особенности

28.11


25

Разнообразие животных

04.12


26

Сравнение свойств организма человека и животных

05.12


27

Размножение живых организм

11.12


28

Индивидуальное развитие

12.12


29

Образование половых клеток. Мейоз.

18.12


30

Изучение механизма наследственности

19.12


31

Основные закономерности наследования признаков у организмов

25.12


32

Закономерности изменчивости

26.12


33

Ненаследственная изменчивость

Л.р. № 4. Изучение изменчивости у организмов

15.01



34

Основы селекции организмов.

16.01


4.Закономерности происхождения и развития жизни на Земле


35

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

22.01


36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

23.01


37

Этапы развития жизни на Земле.

29.01




38.

Идея развития органического мира в биологии

30.01


39.

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

05.02


40.

Современные представления об эволюции органического мира.

06.02


41.

Вид, его критерии и структура

12.02


42.

Процессы образования видов


13.02


43.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

19.02


44.

Основные направления эволюции

20.02


45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

26.02


46

Основные закономерности эволюции

Л.Р. №5 Приспособленность организмов к среде обитания


27.02



47.

Человек – представитель животного мира

04.03


48.

Эволюционное происхождение человека

05.03


49.

Этапы эволюции человека

11.03


50.

Человеческие расы, их родство и происхождение

12.03



51

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

18.03


52

Обобщение знаний по теме:

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

19.03


5 Закономерности взаимоотношений организмов и среды 13 часов

53

Условия жизни на Земле

Среды жизни и экологические факторы

01.04


54

Общие законы действия факторов среды на организмы

02.04


55

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Л.р. № 6 Оценка качества окружающей среды

08.04


56

Биотические связи в природе

09.04


57.

Популяции

15.04


58.

Функционирование популяций в природе

16.04


59.

Сообщества

22.04


60.

Биоценозы, экосистемы и биосфера

23.04


61.

Развитие и смена биогеоценозов.

29.04


62.

Основные законы устойчивости живой природы

30.04


63

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

06.05


64.

Итоговая к.р.

07.05


65

66

67

68

Повторение

Повторение

Повторение

Повторение

13.05

14.05

20.05

21.05



Учебно-методическое обеспечение

а) литература для учащихся:

1Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

 "Биология " 9 класс (М., "Вентана-Граф", 2016 г.)

2Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре.с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

3Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

4Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.

5Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человек /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.



б) литература для учителя:



1 Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

2Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах (Москва, «Мир», 1993 год)

3Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

4Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)

5Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)

6Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 1980 год)

7Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)

8Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

9Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

10.  Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

11.  Методика обучения биологии: Учеб.пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко,

С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.



в) электронные пособия:

Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!