СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





Рассмотрено/принято:


Заседание МО

протокол №___ от «____»______2020г.

______________/Вельмякина Е.Н.




Утверждаю:

Директор школы

________________/Силантьев А.Н.

Приказ №_____ от «___»______2020 г.



Рабочая программа по предмету

«Биология»

9 класс



Программа: авторская программа под редакцией В.В.Пасечника (авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) «Биология 5-9 классы», М.: Дрофа, 2017г.;

Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник-М.: Дрофа.2009.


Количество часов: 68 часов

Составитель: учитель биологии Рогачева Наталья Михайловна










c. Морд.Коломасово -2020г.

Характеристика особенностей программы

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель и задачи курса:

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.


Задачи:

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Практическая деятельность. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Основные методы работы на уроке: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, тестирование, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения биологии на базе основного общего образования в 9 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.


В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:

- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение тем раздела «Организменный уровень» на 4 часа за счет сокращения количества часов на изучение тем раздела «Экосистемный уровень», что объясняется разной степенью сложности учебного материал и значимости его для итоговой аттестации обучающихся.

































Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

  1. называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царства живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

  1. приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

  1. характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

  1. обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;


  1. распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

  1. сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

  1. применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

  1. делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

  1. наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

  1. соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
















Введение в общую биологию 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа).

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Уровни организации живой природы (51 часа).

Тема 1. Молекулярный уровень (8 часов).

Качественный скачок от неживой природы к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 2. Клеточный уровень (14 часов).

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; хромосом, моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 3. Организменный уровень (18 часов).

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа).

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция-форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей живых растений.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 5. Экосистемный уровень (4 часов).

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация: коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 6. Биосферный уровень (5 часа).

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Эволюция (8 часов).

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Экскурсия Причины многообразия видов в природе.

Возникновение и развитие жизни (5 часов).

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Резерв времени – 2 часа



Тематический план по биологии в 9 классе
на 2020-2021 учебный год


п/п

Наименование раздела

Количество
часов

В т.ч. лабораторных работ

1

Введение

2

-

2

Уровни организации живой природы

51

3

2.1

Молекулярный уровень

8

-

2.2

Клеточный уровень

14

1

2.3

Организменный уровень

18

1

2.4

Популяционно-видовой уровень

2

1

2.5

Экосистемный уровень

4

-

2.6

Биосферный уровень

5

-

3

Эволюция

8

-

4

Происхождение и развитие жизни

5

-

5

Резерв

2

-


итого

68

3




















Календарно – тематический план по биологии
для 9 класса на 2020 – 2021
учебный год

№ урока



Тема занятия

Дата проведения



Примечание

п/п

В
теме

План.

Факт.

Введение – 2 часа

1

1

Биология – наука о живой природе. Техника безопасности на уроках биологии




2

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы




Уровни организации живой природы-52 часа

2.1.Молекулярный уровень -8 часов

3

1

Молекулярный уровень: общая характеристика




4

2

Углеводы и липиды




5

3

Состав и строение белков




6

4

Функции белков




7

5

Нуклеиновые кислоты




8

6

АТФ и другие соединения клетки, биологические катализаторы




9

7

Вирус как неклеточная форма жизни




10

8

Контрольно-обобщающий урок. по теме «Молекулярный уровень»




2.2.Клеточный уровень – 14 часов

11

1

Основные положения клеточной теории




12

2

Основные сведения о клетках. Клеточная мембрана




13

3

Ядро




14

4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи




15

5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды




16

6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения




17

7

Клеточные разновидности. Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»





18

8

Метаболизм – основа существования живых организмов




19

9

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки




20

10

Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы




21

11

Реализация наследственной информации в клетке. Транскрипция




22

12

Трансляция как второй этап биосинтеза белков в клетке. Транспортные РНК




23

13

Общие понятия о делении клетки. Митоз




24

14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»




2.3. Организменный уровень – 18 часов

25

1

Бесполое размножение организмов. Митоз




26

2

Половое размножение организмов. Мейоз. Гаметогенез




27

3

Оплодотворение




28

4

Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон




29

5

Генетика – наука о наследственности и изменчивости




30

6

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.
Моногибридное скрещивание




31

7

Неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание




32

8

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (Третий закон Г.Менделя)




33

9

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана




34

10

Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов




35

11

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование




36

12

Урок-тренинг «Решение генетических задач»




37

13

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Л/р «Выявление изменчивости организмов»




38

14

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость




39

15

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Наследственные болезни человека




40

16

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова




41

17

Методы селекции растений и животных




42

18

Селекция микроорганизмов. Биотехнология




2.4. Популяционно-видовой уровень - 2 часа

43

1

Вид. Критерии вида. Л/р «Изучение морфологического критерия вида»




44

2

Популяция –форма существования вида. Биологическая классификация




2.5.Экосистемный уровень -4 часа

45

1

Экосистемный уровень: общая характеристика




46

2

Состав и структура сообщества




47

3

Потоки веществ и энергии в экосистеме. Продуктивность сообществ




48

4

Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистем




2.6.Биосферный уровень -5 часов

49

1

Биосфера – биологическая оболочка Земли




50

2

Живое вещество и его функции. Средообразующая деятельность организмов




51

3

Биогеохимический круговорот веществ и энергии в биосфере




52

4

Глобальные изменения в биосфере. Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра»




53

5

Контрольно-обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».
Урок-игра «Счастливый случай»




Эволюция -8 часов

54

1

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Основные положения теории эволюции органического мира




55

2

Изменчивочть организмов




56

3

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения




57

4

Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор –движущая сила эволюции




58

5

Формы естественного отбора. Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции




59

6

Микроэволюция и ее результаты




60

7

Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. Биологическая классификация




61

8

Основные закономерности эволюции




Происхождение и развитие жизни на Земле -5 часов

62

1

Взгляды и теории о происхождении жизни. Гипотеза происхождения жизни на Земле Опарина-Холдейна.




63

2

Основные этапы развития на Земле. Эра древней жизни в архее




64

3

Развитие органического мира в протерозойскую и палеозойскую эрах




65

4

Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эрах




66

5

Урок-зачет «Вертушка» по темам «Эволюция» и «Происхождение и развитие жизни»




67-68

6-7

Резерв времени
























Техническое оснащение учебного процесса

  1. Персональный компьютер

  2. Медиапроектор

  3. Таблицы, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.

  4. Презентации к урокам

  5. Диск «Общая биология» 10-11 кл.


Печатные пособия

1.Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

2.Основные таблицы по темам данного курса.


Учебно – лабораторное оборудование

1. Комплект посуды демонстрационный

2. Световые микроскопы.

Учебно-методические средства обучения

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. -сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.

4.Биология. Общая биология. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник-М.: Дрофа.2009.

5. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общая биология» 9 класс. — М.: Дрофа, 2011. —96 с.

6. Поурочные разработки по общей биологии 9 кл. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова

7.Настольная книга учителя биологии.Учебное издание./Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1.Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005.

2. Берилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д,В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология.Человек. 8 класс» - М.Издат. «Экзамен» - 2008.

3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся» - М. «Просвещение»,1983.

4.Биология. Пособие для поступающих в вузы./А.Г.мустафин, Ф.К.Лагкуев,
Н.Г.Быстренина и др.; Под редакцией В.Н.Ярыгина-М.: Высш. Школа, 2001 г.

5. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина –Волгоград: Учитель, 2011г.

6. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт.-сост. Н.В.Ляшенко – Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд.2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008 г.

8.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы- Волгоград, учитель, 2002 г.

9.Биология. 7-8 классы: тесты/ авт.-сост. М.В.Оданович – Волгоград :Учитель, 2007 г.

10. Журналы «Древо познания», «GEO», «Биология в школе» за 2007 г

11. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Н.А.Касаткина-Волгоград: Учитель, 2002г.

12.Тесты по биологии. 6-11 кл.: Сухова Т.С.Учебно-метод. Пособие.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000г.

13. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы. Сухова Т.С.-.: Метод. Пособие.-М.: Дрофа,1997.

Интернет-ресурсы



1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

5. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

6. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

9. http://www.proshkolu.ru [];

10. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

11. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

12. http://biouroki.ruонлайн кроссворды, тесты, ребусы по всем разделам биологии

13. http://unk.future4you.ru -Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!