СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Планируемые результаты


Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • воспитания чувства гордости за российскую биологическую науку;

  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • признание каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД

- формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

  • проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

2) регулятивные УУД

- формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;

  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;

  • характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;

  • понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;

  • характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

  • сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и эукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;

  • доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;

  • характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять значение включений в жизнедеятельность клетки;

  • сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;

  • определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;

  • оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;

  • понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;

  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

  • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

  • использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;

  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;

  • понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);

  • характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;

  • описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;

  • проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения; объяснять, почему приспособления носят относительный характер;

  • объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;

  • характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;

  • описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;

  • характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;

  • осознавать антинаучную сущность расизма;

  • описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;

  • характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;

  • классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;

  • характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;

  • применять на практике сведения об экологических закономерностях;

2) в целостно-ориентацинной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;

  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

3) в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) в сфере физической деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

5) в эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы.


Содержание тем учебного предмета


    1. Введение в основы общей биологии

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия: Биологическое разнообразие вокруг нас.

  1. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.  

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.  

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторная работа:

Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

Решение генетических задач.

  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).

  1. Учение об эволюции

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы:

  1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

  2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  1. Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

  1. Основы экологии

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Еврейской автономной области.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Дальнего Востока экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Дальнего Востока при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Дальнего Востока. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторная работа.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Промежуточная аттестация 1 ч.


Тематическое планирование


п/п

Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков

Кол-во часов


Введение в основы общей биологии

4

1

Биология- наука о живом мире. Инструктаж по ТБ

1

2

Общие свойства живых организмов.

1

3

Многообразие форм живых организмов.

1

4

Биологическое разнообразие вокруг нас. (экскурсия)

1


Основы учения о клетке

10

5

Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

1

6

Химический состав клетки.

1

7

Белки и нуклеиновые кислоты.

1

8

Строение клетки.

1

9

Органоиды клетки и их функции.

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клетки»

1

10

Обмен веществ и превращение энергии.

1

11

Биосинтез белков в живой клетке.

1

12

Биосинтез углеводов- фотосинтез.

1

13

Обеспечение клетки энергией.

1

14

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

1


Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

15

Типы размножения организмов.

1

16

Деление клетки. Митоз.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений»

1

17

Образование половых клеток. Мейоз.

1

18

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

19

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1


Основы учения о наследственности и изменчивости

11

20

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

21

Генетические опыты

Г. Менделя.

1

22

Дигибридное скрещивание.

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»

1

23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

24

Взаимодействие генов и их множественное действие.

1

25

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

26

Наследственная изменчивость.

1

27

Типы изменчивости.

1

28

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

1

29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

30

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

31

Особенности селекции у растений.

1

32

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

33

Особенности селекции животных.

1

34

Основные направления селекции микроорганизмов.

1

35

Особенности селекции у растений.

1


Происхождение жизни и развитие органического мира

5

36

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

1

37

Современные представления о возникновении жизни на Земле .

1

38

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

39

Этапы развития жизни на Земле.

1

40

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

1


Учение об эволюции

11

41

Идея развития органического мира в биологии

1

42

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

1

43

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.

1

44

Современные представления об эволюции органического мира.

Лабораторная работа №4 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

1

45

Вид, его критерии и структура.

1

46

Процессы образования новых видов в природе – видообразование.

1

47

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

1

48

Основные направления эволюции.

1

49

Основные закономерности эволюции.

1

50

Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов.

Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

1

51

Зачет по теме «Учение об эволюции»

1


Происхождение человека (антропогенез)

5

52

Место человека в системе органического мира

1

53

Доказательства эволюционного происхождения человека

1

54

Этапы эволюции человека

1

55

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

56

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

1


Основы экологии

11

57

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы

1

58

Основные закономерности действия факторов среды на организмы

1

59

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Лабораторная работа №6«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

1

60

Биотические связи в природе

1

61

Популяции как форма существования видов в природе

1

62

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

1

63

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

64

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

Лабораторная работа №7«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

65

Развитие и смена биогеоценозов

1

66

Основные законы устойчивости живой природы

1

67

Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы

Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

68

Промежуточная аттестация. Тестирование

1



























Приложение 1.


Количество контрольных, лабораторных работ, экскурсий



Название темы

Количество часов

В том числе

Лабораторные работы

Экскурсии

Контрольные работы

Введение в основы общей биологии


1


Основы учения о клетке

10 ч

1



Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5 ч

1



Основы учения о наследственности и изменчивости

11 ч

1



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5 ч




Происхождение жизни и развитие органического мира




Учение об эволюции

11 ч

2



Происхождение человека (антропогенез)

5 ч




Основы экологии

11 ч

3



Промежуточная аттестация. Тестирование

1 ч



1

Всего:

68 ч

8

1

1





























Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №9 п. Известковый, с учебным планом школы на 2020/2021 учебный год, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии (авторы: И. Н. Понамарева, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (авторы: ( Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.).

  1. Цели и задачи программы:

Цель программы — развитие в процессе биологического об­разования школьников понимание законов и закономерно­стей существования и развития живой природы, а также осознание величайшей ценности жизни, роли биологическо­го разнообразия, значения процесса эволюции, закономерно­стей передачи наследственности, многообразия форм жизни, а также на разви­тие экологического образования и воспитание у школьников экологической культуры

Задачи:

  • формировать на базе знаний и умений научную карти­ну мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • усилить внимание к изучению биологического разнооб­разия как исключительной ценности органического мира, к изучению живой природы родного края и бережному отно­шению к ней;

  • использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни: для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

  1. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов: 68 часов (34 недели).

  2. Содержание программы представлено следующими темами:

Введение в основы общей биологии – 4 часа

Основы учения о клетке – 10 часов

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов

Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 часов

Происхождение жизни и развитие органического мира – 5 часов

Учение об эволюции – 11 часов

Происхождение человека (антропогенез) – 5 часов

Основы экологии – 11 часов

Промежуточная аттестация. Тестирование – 1 час

В рабочей программе на промежуточную аттестацию отводится 1 час из резервного времени авторской программы.

  1. Формы текущего контроля

Контроль и учѐт достижений учащихся ведѐтся по оценочной системе.

Знания и умения учащихся по биологии оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, лабораторных работ, тестов, проектных работ.

Количество контрольных работ – 1, лабораторных работ – 8, экскурсий - 1.

Форма промежуточной аттестации: Тестирование.

  1. Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 кл : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб. .- М. : Вентана-Граф, 2014.- 240 с.: ил.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm - Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru - Электронные версии произведений Ч.Дарвина

http://www.ceti.ur.ru - Сайт Центра экологического обучения и информации

http://www.informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

http://www.college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

http://www.biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории.

http://www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.

http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).

http://www.nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.

Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке используются материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .



























Приложение 3.


Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по биологии

Критерии оценки ответа учащегося 9 класса:


Оценка «5» ставится

Если:

  • ответ правильный, конкретный, полный, отсутствуют существенные ошибки.

  • теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования подтверждены

конкретными сопутствующими примерами;

  • отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;

  • ученик самостоятельно умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;

  • устный ответ не требует наводящих вопросов;

  • умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических

работ, экскурсий.

Оценка «4» ставится

Если:

  • ответ правильный, конкретный, полный, присутствуют несущественные ошибки или одна существенная.

  • теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования недостаточно подтверждены конкретными сопутствующими примерами;

  • недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;

  • ученик умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;

  • устный ответ требует незначительных наводящих вопросов;

  • умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий.

Оценка «3» ставится

Если:

  • ответ неполный, неконкретный, присутствуют существенные ошибки.

  • теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;

  • недостаточно отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;

  • ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;

  • устный ответ требует значительных наводящих вопросов;

  • не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий.

Оценка «2» ставится

Если:

  • в ответе присутствуют существенные ошибки, непонимание программного материала, отсутствует ответ на конкретный вопрос.

  • отсутствуют в ответе теоретические положения, утверждения, правила, методы исследования не подтверждены конкретными сопутствующими примерами или недостаточно подтверждены примерами;

  • не отражена связь с жизнью, с медициной, с окружающей средой;

  • ученик не умеет делать выводы и аргументирует свою точку зрения;

  • отсутствует устный ответ даже с наводящими вопросами;

  • не умеет применять свои знания на практике, при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий.

Оценка письменных работ (развернутый ответ на вопрос)

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

  • ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

  • работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок

Выполнение тестовых заданий.


Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3). 
Оптимально на одной тестовой работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии оценок:

«5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 

Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.




































Приложение 4.


Демострационный вариант промежуточной аттестации. Тестирование


На выполнение итоговой работы по биологии даётся 45 минут.

Работа состоит из двух частей, включающих заданий.

К заданию 1- 21 с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верныйПри выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.

Ответы к заданиям 22- 25, требует развернутый ответ, нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.


1. Предложил использовать термин биология для обозначения науки:

А) Т. Рузом Б) Ч.Дарвин в) Ж. Б. Ламарк г) К. Линей

2. Свойство организма приобретать различия в пределах вида:

А) обмен веществ Б) раздражимость в) наследственность г) изменчивость

3. Мономерами ДНК и РНК являются:

а) азотистые основания; в) азотистые ос­нования и фосфатные группы;

б) нуклеотиды. г) дезоксирибоза и рибоза;

4. Немембранное строение характерно:

а) для гладкой эндоплазматической сети

б) для комплекса Гольджи

в) для митохондрий

г) для рибосом

5. Ассимиляция – это

а) выделение энергии

б) распад органических веществ

в) пластический обмен

г) энергетический обмен

6. В ходе транскрипции происходит

а) перенос информации с РНК на ДНК

б) перенос генетической информации с ДНК на РНК

в) самоудвоение ДНК

г) создание белковой молекулы на основе информации « записанной» в иРНК

7. Что происходит при действии света на молекулу воды внутри хлоропласта (фотолиз)

а) расщепление молекулы воды при фотосинтезе

б) синтез молекулы воды при фотосинтезе

в) выделение молекулы воды при фотосинтезе

г) поглощение молекулы воды при фотосинтезе

8. Клеточное дыхание или гидролиз – это процесс, при котором

а) образуется 2 молекулы АТФ

б) происходит анаэробное расщепление

в) образуется 36 молекул АТФ

г) выделяется кислород

9. Некоторые виды бактерий способны длительное время сохранять жизнеспособность, так как они

а) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры

б) имеют микроскопические размеры

в) вступают в симбиоз с другими организмами

г) питаются, как правило, готовыми органическими веществами

10. Ситовидные трубки обеспечивают

а) восходящий ток воды от корня

б) нисходящий ток воды от листьев

в) восходящий ток органических веществ от корня

г) нисходящий ток органических веществ от листьев

11. В отличие от земноводных у пресмыкающихся

а) передний мозг увеличен и имеет кору

б) имеется пять отделов головного мозга

в) плохо развит передний мозг

г) имеется головной мозг

12. Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.

а) телофаза - анафаза - метафаза — профаза

б) метафаза—профаза - телофаза—анафаза

в) профаза — метафаза - анафаза - телофаза

г) анафаза—метафаза - профаза—телофаза

13.Кроссинговер обеспечивает

а) сходство наследственной информации у потомков

б) образование гамет

в) разнообразие наследственной информации у потомков

г) образование соматических клеток

14. При моногибридном скрещивание двух чистых линий F1

а) демонстрируется расщепление по фенотипу 3:1

б) демонстрируется расщепление по фенотипу1:2:1

в) демонстрируется одинаковое расщепление по генотипу и фенотипу

г) не демонстрируется расщепление и является единообразным

15. Пример наследственной изменчивости – это

а) увеличение массы тела человека при усиленном питании

б) увеличение урожая при правильном поливе

в) увеличение числа хромосом в кариотипе

г) повышение устойчивости организма человека к холодному периоду в результате закаливания

16 Согласно гипотезе стационарного существования жизнь:

а) существовала всегда

б) возникла неоднократно из неживого вещества

в) была создана сверхъестественным существом

г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим закона

17. Вклад Ч. Дарвина в науку заключается в том, что он

а) создал первую эволюционную теорию

б) показал, что современные виды произошли от ранее существовавших видов

в) ввёл в науку понятие вид

г) создал первую классификацию организмов

18. Экологический критерий вида отражает

а) признаки внешнего строения особей

б) признаки внутреннего строения особей

в) наличие определённого ареала

г) приспособленность к определённому комплексу абиотических условий

19.Для эволюции человека характерно:

а) преобладание биологических факторов над социальными,

б) преобладание социальных факторов над биологическими,

в) единство действия биологических и социальных факторов,

г) независимое действие биологических и социальных факторов.

20. Ярусность – это:

а) сосуществование организмов разных видов;

б) использование одними растениями других в качестве опоры;

в) симбиотические взаимоотношения организмов;

г) расчлененность растительного сообщества на горизонтальные слои.

21. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение, называется:

а) жизненной формой в) экологической нишей

б) экотипом г) ареалом

22.Укажите порядок наступления событий в истории развития природы Земли

1) появление моховидных

2) образование коацерватов

3) появление птиц

4) формирование культурной фауны

5) возникновение фотосинтеза

6) появление бурых водорослей

23. Установите соответствие между направлениями биологического прогресса и их проявлениями

1) утрата органов чувств кишечными паразитами А) ароморфоз

2) появление многоклеточности Б) идиоадаптация

3) покровительственная окраска В) общая дегенерация

4) утрата листьев паразитическими растениями

5) видоизменения побегов

6) появление плода

24. Выберите три верных утверждения из шести.

Для древнейших людей характерны следующие особенности:

1) умение изготавливать орудия труда

2) умение поддерживать огонь

3) типичный представитель — неандерталец

4) умение изготавливать примитивную одежду

5) умение добывать огонь

6) развитая речь

25. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.


Ключи к тесту

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

в

г

б

г

в

б

а

в

а

г

а

в

в

а

в

а

б

в

б

г

в


Часть 2.

22

256124

24

124


В. 23

1

2

3

4

5

6

в

а

б

в

б

а


Часть 3

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

По­яс­не­ние.

1) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты

2) Консументы не участвуют в фотосинтезе, питаются готовыми органическими веществами

3)Кислород выделяется в световой фазе

 

Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

  1. Каждое из заданий части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

  2. За выполнение каждого из заданий 22 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

  3. За выполнение каждого из заданий 23 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

  4. За выполнение каждого из заданий 24 выставляется 2 балла, если правильно выбраны все утверждения , 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

  5. За верное выполнение задания части 3 ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 30.

Критерии оценивания

Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 9 баллов и менее.

Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 10 до 16 баллов.

Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов, от 17 до 25 баллов

Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 26 до 30 баллов

Уровень сформированности УУД


Низкий

Базовый

Повышенный

до 9 баллов

17-25

26-30


Шкала оценивания результатов учащихся.


Количество баллов

Отметка

26-30

5

17-25

4

10-16

3

0-9

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!