СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии на ступени основного общего образования .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС »


Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями;

  3. Основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы) МБОУ «ООШ №1»;

  4. Учебный план МБОУ «ООШ №1» на 2019-2020 учебный год;

  5. Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Изучение биологии в 9 классах, согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение следующих целей : овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

Задачи курса

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)

- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)

- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Место учебного предмета в учебном плане


По программе на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Из них на выполнение контрольных работ – 5 часов, проверочных работ – 10, лабораторных работ – 4. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 час в неделю в течение 1 учебного года.

Содержание учебного предмета



п/п

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

лабор.

работы

провероч.работы

контр.

раб.

1.

Общие закономерности жизни

5


1


2.

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

1

1

3

Закономерности жизни на организменном уровне

17

1

3

1

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20


3

1

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

1

2

1

6

Заключение Итоговый урок

1



1

7

Итого

68

4

10

5


Формы организации учебной деятельности

Выбор организационной формы на уроках биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами, учебной программой по биологии, оснащенностью учебного процесса, спецификой учеников, используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Для обучения детей с ОВЗ проведена адаптация учебной программы по биологии при сохранении общего объёма содержания обучения. Изменения внесены в структуру организации урока, содержание учебного материала (уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем для обзорного, ознакомительного изучения) и способы контроля знаний. Количество лабораторных, тестовых и контрольных работ остаётся без изменений.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

  • Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

  • Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

  • Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

  • Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока

  • Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности

Формы работы для детей с ОВЗ:

  • индивидуальная

  • групповая

по образцу по алгоритму

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

· Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

· Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметамматериал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

· Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

· Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

· Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

· Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

· Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией

· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

· Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметные:

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

· Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

· Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

· Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

· Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

· В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

· Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

· Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

· Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с

меньшим объемом к понятию с большим объемом.

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

· Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

· Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

· Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

· Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

· Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

· Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

· В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

· Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

· Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные:

· Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

· Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных.

· Приводить примеры приспособлений у растений и животных.

· Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

· Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.).

· Соблюдать профилактику наследственных болезней.

· Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

· Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их.

· Характеризовать основные уровни организации живого.

· Перечислять основные положения клеточной теории.

· Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов.

· Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.

· Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток.

· Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты.

· Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов.

· Пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях.

· Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении.

· Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата проведения


План.


Факт.

Личностные

Предметные

Метапредметные


Тема I. Общие закономерности жизни (5 часов)



1

Биология — наука о живом мире

1

Фронтальная беседа, парная, работа с текстом

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Называть и характеризовать различные научные области биологии.

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей.


Объяснять назначение методов исследования в биологии.

Характеризовать и сравнивать методы между собой.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Называть и характеризовать признаки живых существ.

Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы


Различать четыре среды жизни в биосфере.

Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Определять понятие «биосистема».

Характеризовать структурные уровни организации жизни

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы.



2

Методы биологических исследований

1

Индивидуальная, групповая, самостоятельная работа «Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами»





3

Общие свойства живых организмов

1

Индивидуальная, коллективная, смысловое чтение



4

Многообразие форм жизни

1

Индивидуальная, коллективная, работа с источниками информации



5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»


Индивидуальная, групповая (создание учебного практико-ориентированного проекта), приём «Перекрёстная дискуссия»

•Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

•Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Объяснять роль биологии в жизни человека.

Характеризовать свойства живого.

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания.

Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

•Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.




Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)



6

Многообразие клеток


1

Парная,

Лабораторная работа № 1

«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.


Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот.

Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.

Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани.

Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки.

Сравнивать строение растительных и животных клеток.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его



7

Химические вещества в клетке


Индивидуальная,прием развития критического мышления «Таблица»

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами



8

Строение клетки

1

прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, парная самостоятельная работа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


Различать основные части клетки.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.


Владеть монологической и диалоговой формами речи; задавать вопросы.



9

Органоиды клетки и их функции

1

прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, парная самостоятельная работа

Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов



10

Обмен веществ — основа существования клетки

1

Индивидуальная, фронтальная, проверочная работа

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения

Определять понятие «обмен веществ».

Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.



11

Биосинтез белка в живой клетке

1

Фронтальная, индивидуальная, смысловое чтение

Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке



12

Биосинтез углеводов — фотосинтез

1

Фронтальная, индивидуальная










Формирование убеждённости в важности биологических знаний для понимания естественнонаучной картины мира.

Развитие творческого отношения к учению и готовности к самообразованию.


Оценка значимости биологических наук в изучении механизма энергетического обмена.











Понимание различия между механизмами процессов биосинтеза углеводов и биосинтеза белка.

Характеристика двух фаз фотосинтеза.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.



13

Обеспечение клеток энергией

1

Индивидуальная, самостоятельная работа

Расширение знаний об обмене веществ и превращении энергии в клетке.

Формирование представления о клеточном дыхании как процессе биологического окисления.

Характеристика трёх стадий процесса энергетического обмена



14

Размножение клетки и её жизненный цикл.

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

Парная,

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток.

Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты



15

Контроль знаний по теме «Основы учения о клетке».

1

Контрольная работа, создание учебного практико-ориентированного проекта

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам

Характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия




Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)



16

Организм — открытая живая система (биосистема)

1

Фронтальная, смысловое чтение

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их.

Объяснять целостность и открытость биосистемы.

Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



17

Примитивные организмы

1

прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная

Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.

Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов.

Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами



18

Растительный организм и его особенности

1

Индивидуальная, самостоятельная работа, сообщения учащихся

Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки.

Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения.

Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека.

Приводить примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе



19

Многообразие растений и значение в природе

1

прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная, проверочная работа

Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, приводить примеры этих растений.

Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений.

Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах.

Сравнивать значение семени и спор в жизни растений



20

Организмы царства грибов и лишайников

1

прием развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальная, фронтальная

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах.

Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы.

Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека.

Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе



21

Животный организм и его особенности

1

Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Таблица», индивидуальная, фронтальная,

Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Наблюдать и описывать поведение животных.

Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных.

Объяснять роль различных животных в жизни человека.

Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными



22

Разнообразие животных

1

Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Кластер», индивидуальная, фронтальная

Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации).

Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов. Объяснять роль различных животных в жизни человека.

Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые)



23

Сравнение свойств организма человека и животных

1

Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Выявлять и называть клетки, ткани, органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы



24

Размножение живых организмов

1

Приём «Составление синквейнов», индивидуальная, коллективная, фронтальная

Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов



25

Индивидуальное развитие организмов

1

Индивидуальная, фронтальная, смысловое чтение

Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных.




26

Образование половых клеток. Мейоз

1

Фронтальные, индивидуальные, парная работа

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Определять понятие «мейоз».

Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы.

Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».

Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза



27

Изучение механизма наследственности

1

Контрольная работа, фронтальные

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости



28

Основные закономерности наследственности организмов


1

Парные,

Лабораторная работа № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.

Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип».

Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов



29

Механизмы наследования признаков

1

Парные,

Лабораторная работа № 4

«Решение генетических задач»

Решать генетические задачи



30

Закономерности изменчивости

1

Фронтальные, парные, индивидуальные

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Определять понятие «мутаген».



31

Ненаследственная изменчивость


1

Парные, индивидуальные,

Лабораторная работа № 5

«Изучение изменчивости у организмов»

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы.

Выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков.



32

Основы селекции организмов

1

Индивидуальные, фронтальные

Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.).



33

Контроль знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

Индивидуальные, контрольная работа, создание учебного практико-ориентированного проекта


Характеризовать отличительные признаки живых организмов.

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.




Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)



34

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

Фронтальные

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



35

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

Фронтальные, «Кластер»

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов



36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Таблица», индивидуальная, фронтальная

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов.

Отмечать изменения условий существования жизни на Земле.

Аргументировать процесс возникновения биосферы.

Объяснять роль биологического круговорота веществ



37

Этапы развития жизни на Земле

1

Групповые, самостоятельная работа

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Различать эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов



38

Идеи развития органического мира в биологии

1

Индивидуальные, фронтальные, работа с текстом

Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.

Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии






39

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1


Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина




39

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

Приём «Да – нет», индивидуальные, фронтальные

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина




40

Современные представления об эволюции органического мира

1

Фронтальные, самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу



41

Вид, его критерии и структура

1

Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)



42

Процессы образования видов

1

Приём «Взаимоопрос», парные, групповые

Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирова-ния новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах)




43

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

Проверочная работа, фронтальные, работа с различными источниками информации

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.

Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию



44

Основные направления эволюции

1

Приемы развития критического мышления «Таблица», индивидуальная, фронтальная

Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс».

Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.

Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации




45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

Приемы развития критического мышления «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», «Интеллектуальная разминка», индивидуальная, фронтальная

Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.

Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений.

Сравнивать типы размножения у растительных организмов.

Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле




46

Основные закономерности эволюции


1

Фронтальные, парные,

Лабораторная работа № 6

«Приспособленность организмов к среде обитания»

Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.

Записывать выводы и наблюдения в таблицах.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием




47

Человек — представитель животного мира

1

Индивидуальные, проверочная работа, работа с различными источниками информации (включая Интернет), сравнение

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид.

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах



48

Эволюционное происхождение человека

1

Приём «Перекрёстная дискуссия», фронтальные, индивидуальные

Характеризовать основные особенности организма человека.

Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека



49

Ранние этапы эволюции человека

1

Индивидуальные, метод контрольных вопросов, работа с различными источниками информации

Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека



50

Поздние этапы эволюции человека

1

Индивидуальные, метод контрольных вопросов, работа с различными источниками информации

Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа.

Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.

Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека



51

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Индивидуальные, фронтальные, смысловое чтение

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Выявлять причины многообразия рас человека.

Характеризовать родство рас на конкретных примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный



52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Индивидуальные, парные, приём «Корзина идей»

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природе



53

Контроль знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

Выделять существенные признаки вида.

Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции.

Объяснять причины многообразия видов.

Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира.

Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека




Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)



54

Условия жизни на Земле

1

Фронтальные

Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе;

сформировать познавательный интерес и мотив,.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.

Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни.

Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.

Распознавать и характеризовать экологические факторы среды

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



55

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

Фронтальные, парные, работа с текстом и тетрадями на печатной основе

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Называть примеры факторов среды.

Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Выделять экологические группы организмов.

Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений



56

Приспособленность организмов к действию факторов среды


1

Парные,

Лабораторная работа № 7

«Оценка качества окружающей среды»

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.

Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций.

Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

Выявлять и оценивать степень загрязнения помещений.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



57

Биотические связи в природе

1

Фронтальные, самостоятельная работа

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Объяснять многообразие трофических связей.

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция; приводить их примеры.

Объяснять значение биотических связей



58

Взаимосвязи организмов в популяции

1

Индивидуальные, фронтальные

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.

Объяснять территориальное поведение особей популяции.

Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций



59

Функционирование популяций в природе

1

Индивидуальные, фронтальные, анализ содержания рисунков учебника

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.

Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.

Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы.

Анализировать содержание рисунков учебника



60

Природное сообщество — биогеоценоз

1

Индивидуальные, фронтальные, приём «Найди ошибки»

Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп».

Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».

Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе



61

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза.

Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника



62

Развитие и смена природных сообществ

1

Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе

Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края



63

Основные законы устойчивости живой природы

1

Индивидуальные, фронтальные, работа с учебником и тетрадями на печатной основе

Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем.

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряжённая численность видов в экосистеме» и «цикличность»



64

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

1

Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», индивидуальные, фронтальные, составление кластера

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.

Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия.

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.



65

Изучение и описание экосистемы своей местности

1

Фронтальные, групповые

Описывать особенности экосистемы своей местности.

Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе



66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.



67

Итоговый контроль знаний курса биологии

9 класса

1

Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности».

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям



68

Повторение


Систематизировать знания по темам раздела «Общие биологические закономерности».

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям




Приложение к рабочей программе.

Оценочные средства

№ п\п

Тема контрольных работы

Автор, название пособия, издательство


Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Контрольная работа по теме «Основы учения наследственности и изменчивости»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Контрольная работа «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Итоговая контрольная работа

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Темы проверочных работ



Проверочная работа «Свойства живых организмов»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Биосинтез белков в живой клетке. Фотосинтез»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работы «Вирусы.Бактерии»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Классификация живых организмов»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа « Основные положения теории Ч.Дарвина»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Вид.Критерии вида»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Основные направления эволюции»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014


Проверочная работа «Биотические связи в природе»

Контрольно - измерительные материалы. Биология. 9 класс \составитель И.Р.ГригорянВако, 2014






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!