Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято на | Утверждено |
На заседании МО | заседании педагогического | Приказом 33/35 от «1» |
(Протокол от «27» августа | совета | сентября 2021 года №1 |
2021 года №1 | (Протокол от «31» августа | Директор школы |
| 2021 года №1 | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
по биологии
9 класса
основного общего образования
на 2021– 2022 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2021г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа ».
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерная образовательная программа основного общего образования;
Авторская программа по предмету;
Образовательная программа основного общего образования ОУ;
Учебный план ОУ;
Федеральный перечень учебников;
Положение о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Дрофа, 2012 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).
Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 9 класс – один учебный год.
В связи с тем, что 9 классе биология выбрана предметом, по которому сдаётся ОГЭ, из школьного компонента выделен 1 дополнительный час для лучшего освоения предмета и подготовки к сдаче экзамена. Поэтому в 9 классе биология изучается не 68,а 102 часа, т. е не 2, а 3 часа в неделю. В связи с этим увеличено количество часов на изучение следующих разделов: «Молекулярный уровень» (14 часов, вместо 10); «Клеточный уровень» (23 часа вместо 14); «Организменный уровень» (18 часов, вместо 12); «Экосистемный уровень» (15 часов, вместо 7); «Биосферный уровень» (21 час вместо 12). Изменения, внесенные в рабочую программу, также касаются тематики экскурсий и лабораторных работ, ориентированных на краеведческий компонент.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под. ред. В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрации
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (14 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (23 часа)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Учащиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (18 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (15 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.
Экскурсия
«Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе».
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 6.Биосферный уровень (21час)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия
«Антропогенное воздействие на природную среду».
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействие на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биосферном уровне организации живого;
— о средообразующей деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах эволюции;
— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны демонстрировать:
— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Резерв времени — 2 часа
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | В том числе практические, лабораторные работы, экскурсии, итоговые тестовые работы |
Лабор., практ. р. | Экскур-сии | Итогов. тест. р. | |
1 | Введение | 3 | - | - | - |
2 | Молекулярный уровень | 14 | 1 | - | - |
3 | Клеточный уровень | 23 | 2 | - | - |
4 | Организменный уровень | 18 | 5 | - | 1 |
5 | Популяционно-видовой уровень | 8 | 1 | - | - |
6 | Экосистемный уровень | 15 | - | 1 | - |
7 | Биосферный уровень | 21 | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 102 | 9 | 2 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние |
план | факт |
Введение (3 часа) |
1 | Биология — наука о живой природе | 1 | | | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | | | |
Раздел 1. Молекулярный уровень (14 часов) |
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. Неорганические вещества. | 1 | | | |
5 | Углеводы | 1 | | | |
6 | Липиды | 1 | | | |
7 | Состав и строение белков. | 1 | | | |
8 | Состав и строение белков. Л. р. №1 "Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой" | 1 | | | |
9 | Функции белков | 1 | | | |
10 | Функции белков | 1 | | | |
11 | Нуклеиновые кислоты | 1 | | | |
12 | Нуклеиновые кислоты | 1 | | | |
13 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | | | |
14 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | | | |
15 | Биологические катализаторы | 1 | | | |
16 | Вирусы | 1 | | | |
17 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | 1 | | | |
Раздел 2. Клеточный уровень (23 часа) |
18 | Клеточный уровень: общая характеристика. | 1 | | | |
19 | Основные положения клеточной теории. | 1 | | | |
20 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Л. р. №2 "Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом". | 1 | | | |
21 | Ядро | 1 | | | |
22 | Хромосомный набор клетки | 1 | | | |
23 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы | 1 | | | |
24 | Комплекс Гольджи. Лизосомы | 1 | | | |
25 | Митохондрии. Пластиды | 1 | | | |
26 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | | | |
27 | Особенности строения клеток прокариот | 1 | | | |
28 | Особенности строения клеток эукариот. Л. р. №3 "Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом". | 1 | | | |
29 | Обобщающий урок по теме "Клеточный уровень" | 1 | | | |
30 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 | | | |
31 | Энергетический обмен в клетке | 1 | | | |
32 | Энергетический обмен в клетке | 1 | | | |
33 | Фотосинтез | 1 | | | |
34 | Хемосинтез | 1 | | | |
35 | Автотрофы и гетеротрофы | 1 | | | |
36 | Синтез белков в клетке | 1 | | | |
37 | Синтез белков в клетке | 1 | | | |
38 | Деление клетки. Митоз | 1 | | | |
39 | Деление клетки. Митоз | 1 | | | |
40 | Обобщающий урок по темам: "Молекулярный и клеточный уровни". | 1 | | | |
Раздел 3. Организменный уровень (18 часов) |
41 | Размножение организмов. Бесполое размножение | 1 | | | |
42 | Размножение организмов. Половое размножение | 1 | | | |
43 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | | | |
44 | Тестовые задания за I полугодие | 1 | | | |
45 | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | | | |
46 | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Пр. р №1 Решение генетических задач на моногибридное скрещивание". | 1 | | | |
47 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | | | |
48 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Пр. р. №2 "Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании". | 1 | | | |
49 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | | | |
50 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. П.р. № 3«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | 1 | | | |
51 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | | | |
52 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр. р. № 4« Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | 1 | | | |
53 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Пр. р. № 5 «Выявление изменчивости организмов» | 1 | | | |
54 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 | | | |
55 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 | | | |
56 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | | | |
57 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | | | |
58 | Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень». | 1 | | | |
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов) |
59 | Популяционно – видовой уровень: общая характеристика. | 1 | | | |
60 | Популяционно – видовой уровень: общая характеристика. Л. р. № 4«Изучение морфологического критерия вида» | 1 | | | |
61 | Экологические факторы и условия среды | 1 | | | |
62 | Экологические факторы и условия среды | 1 | | | |
63 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 1 | | | |
64 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 | | | |
65 | Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | | | |
66 | Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | | | |
67 | Борьба за существование и естественный отбор | 1 | | | |
68 | Борьба за существование и естественный отбор | 1 | | | |
69 | Видообразование | 1 | | | |
70 | Видообразование | 1 | | | |
71 | Макроэволюция | 1 | | | |
72 | Макроэволюция | 1 | | | |
73 | Обобщающий урок по теме: «Популяционно – видовой уровень» | 1 | | | |
Раздел 5. Экосистемный уровень (15 часов) |
74 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 1 | | | |
75 | Состав и структура сообщества | 1 | | | |
76 | Состав и структура сообщества | 1 | | | |
77 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 | | | |
78 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | | | |
79 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | 1 | | | |
80 | Экскурсия №1«Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе» | 1 | | | |
81 | Обобщающий урок по темам: «Популяционно - видовой и биогеоценотический уровни» | 1 | | | |
Раздел 6.Биосферный уровень (21 час) |
82 | Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность Организмов | 1 | | | |
83 | Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность Организмов | 1 | | | |
84 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | | | |
85 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | | | |
86 | Эволюция биосферы | 1 | | | |
87 | Эволюция биосферы | 1 | | | |
88 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | | | |
89 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | | | |
90 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | | | |
91 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | | | |
92 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | | | |
93 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | | | |
94 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | | | |
95 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | | | |
96 | Экскурсия №2 «Антропогенное воздействие на природную среду» | 1 | | | |
97 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | | | |
98 | Основы рационального природопользования | 1 | | | |
99 | Обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень» | 1 | | | |
100 | Итоговые тестовые задания | 1 | | | |
101 | Резерв времени | 1 | | | |
102 | Резерв времени | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет__биология____
Класс____9____
Учитель____________Константинова Е.В.
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |