СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс к УМК И.Н.Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для работы с УМК Пономаревой И.Н.Планирование учитвает темы для текущего обучения, проведение лабораторных работ и уроков контроля знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс к УМК И.Н.Пономаревой»

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Морозовска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

Приказ от 31.0.2020 №6





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебный предмет: биология

Класс: 9а, 9б, 9в

Учитель: Синяпкина Ольга Алексеевна, высшая категория


2020 – 2021 учебный год













«Согласовано»

Методический совет МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска

Протокол от 31.08.2020 №1


Структура документа

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основании следующих документов:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • примерная программа по учебным предметам «Биология 6-9 класс»;

  • основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • учебный план МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • федеральный перечень учебников.

Срок реализации программы учебного предмета «Биология. 9 класс» – один учебный год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» программа по биологии реализуется в полном объеме из расчета 2 часа в неделю.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

В 9 классе программа курса «Общие биологические закономерности» знакомит с современными научными представлениями о происхождении и развитии жизни на земле, об основных биологических закономерностях, обобщает и углубляет понятие эволюционного развития организмов.



Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «Биология»

1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.

2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

1.Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных версий и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии ученик должен


знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;


уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





2. Содержание учебного предмета.

Программа «Основы общей биологии» 9 класс

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признаки

живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент


Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.


Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Ус лож нение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.


Тематическое планирование.

Тема раздела

Универсальные учебные действия

Кол-во часов

1

Общие закономерности жизни

Контроль знаний – 1 час

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • установление причинно-следственных связей;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5

2

Закономерности жизни на клеточном уровне

Контроль знаний – 1 час

Лабораторные работы – 2 часа

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

10

3

Закономерности жизни на организменном уровне

Контроль знаний – 1 час

Лабораторные работы – 2 часа

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

17

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

Контроль знаний – 1 час

Лабораторные работы – 1час

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

20

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

Контроль знаний – 1 час

Лабораторные работы – 1час

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

15


3.Календарно-тематическое планирование

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности


Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

1

3.09

1

Биология — наука о живом мире


Называть и характеризовать различные научные области биологии.

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей

2

7.09

1

Методы биологических исследований


Объяснять назначение методов исследования в биологии.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

3

10.09

1

Общие свойства живых организмов


Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы

4

14.09

1

Многообразие форм живых организмов


Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Объяснять понятие «биосистема».

Называть структурные уровни организации жизни

5

17.09

1

Контрольная работа №1

«Общие закономерности жизни»

Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания.

Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

6

21.09

1

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.

Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

7

24.09

1

Химические вещества в клетке


Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы

8

28.09

1

Строение клетки


Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Различать основные части клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных

9

1.10

1

Органоиды клетки и их функции

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.

Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции от дельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток

10

5.10

1

Обмен веществ — основа существования клетки


Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.

Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

11

8.10

1

Биосинтез белка в клетке


Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке

12

12.10

1

Биосинтез углеводов — фотосинтез


Определять понятие «фотосинтез».

Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом.

Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения

13

15.10

1

Обеспечение клеток энергией


Определять понятие «клеточное дыхание».

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза

14

19.10

1

Размножение клетки и её жизненный цикл

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Давать определение понятия «митоз».

Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения.

Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам.

Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.

15

22.10

1

Контрольная работа №2

«Закономерности жизни на клеточном уровне»

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Контроль знаний.


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

16

2.11

1

Организм — открытая живая система (биосистема)

Выделять существенные признаки биосистемы «организм».

Объяснять целостность и открытость биосистемы.

Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме

17

5.11

1

Примитивные организмы


Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.

Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов.

18

9.11

1

Растительный организм и его особенности


Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека

19

12.11

1

Многообразие растений и значение в природе


Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений.

Сравнивать значение семени и споры в жизни растений

20

16.11

1

Организмы царства грибов и лишайников

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы

21

19.11

1

Животный организм и его особенности


Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными

22

23.11

1

Разнообразие животных


Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных.

Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации).

23

26.11

1

Сравнение свойств организма человека и животных

Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.

Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы

24

30.11

1

Размножение живых организмов


Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы

25

3.12

1

Индивидуальное развитие организмов

Давать определение понятия «онтогенез».

Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды

26

7.12

1

Образование половых клеток. Мейоз


Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза

Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы

27

10.12

1

Изучение механизма наследственности


Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости

28

14.12

1

Основные закономерности наследственности организмов


Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Давать определение понятия «ген».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.

29

17.12

1

Закономерности изменчивости

Лабораторная работа № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Обобщать информацию и формулировать выводы.

30

21.12

1

Ненаследственная изменчивость

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчивости у организмов»

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков

31

24.12

1

Основы селекции организмов


Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей

32

28.12

1

Контрольная работа №3

«Закономерности жизни на организменном уровне»

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы.

Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

33

11.01

1

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания


Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера.

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни

34

14.01

1

Современные представления о возникновении жизни на Земле


Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения

35

18.01

1

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни


Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов.

Объяснять роль биологического круговорота веществ.

Аргументировать процесс возникновения биосферы.

Отмечать изменения условий существования жизни на Земле.

36

21.01

1

Этапы развития жизни на Земле


Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Различать эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов

37

25.01

1

Идеи развития органического мира в биологии


Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии

Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.

38

28.01

1

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира


Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции.

Называть и объяснять результаты эволюции.

Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина

39

1.02

1

Современные представления об эволюции органического мира

Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу.

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов

40

4.02

1

Вид, его критерии и структура

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида, делать выводы

41

8.02

1

Процессы образования видов


Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирования новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике

42

11.02

1

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов


Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.

43

15.02

1

Основные направления эволюции


Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции

44

18.02

1

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.

Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений.

Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле

45

22.02

1

Основные закономерности эволюции

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов к среде обитания»

Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность.

46

25.02

1

Человек — представитель животного мира

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид.

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

47

1.03

1

Эволюционное происхождение человека


Характеризовать основные особенности организма человека.

Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека

48

4.03

1

Ранние этапы эволюции человека


Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека

49

11.03

1

Поздние этапы эволюции человека


Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.

Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека

50

15.03

1

Человеческие расы, их родство и происхождение

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Характеризовать родство рас на конкретных

примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный

Выявлять причины многообразия рас человека

51

18.03

1

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли


Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природе

52

29.03

1

Контрольная работа №4

«Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.

Контроль знаний..


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

53

1.04

1

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле.

Характеризовать закономерности действия экологических факторов среды.


54

5.04

1

Общие законы действия факторов среды на организмы.

Характеризовать природное сообщество (экосистему и биогеоценоз)

55

8.04

1

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

Характеризовать законы, отражающие разнообразные стороны действия факторов среды на организмы.

Объяснять периодичность в жизни организмов.

56

12.04

1

Лабораторная работа «Оценка качества окружающей среды»

Анализировать условия окружающей среды.

Сравнивать измерения.

Делать выводы на основе анализа и синтеза с точки зрения биологических законов.

57

15.04

1

Биотические связи в природе.

Характеризовать биологическую роль адаптаций.

Объяснять принципы деления живых организмов на экологические группы.

58

19.04

1

Популяции

Характеризовать типы взаимоотношений между организмами.

Определять биологические понятия: популяция, цепь питания.

59

22.04

1

Функционирование популяции в природе

Определять биологические понятия: популяция, цепь питания.

Объяснять свойства популяций.

60

26.04

1

Сообщества

Характеризовать структуру сообщества живых организмов.

Объяснять роль видов в биоценозе.

61

29.04

1

Биоценозы, экосистемы и биосфера

Характеризовать экологические ниши организмов.

Объяснять состав биоценозов.

62

6.05

1

Учение о биосфере

Характеризовать основные положения научного учения.

Объяснять круговорот веществ в природе.

63

13.05

1

Развитие и смена биогеоценозов

Характеризовать структурные компоненты биогеоценоза.

Объяснять значение круговорота веществ и его роли в природе.

64

17.05

1

Итоговая контрольная работа

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.

Контроль знаний.

65

20.05

1

Основные законы устойчивости живой природы

Объяснять причины смены биогеоценоза.

Давать определение устойчивого биогеоценоза.

66

24.05

1

Экологические проблемы в биосфере

Анализировать условия окружающей среды.

Сравнивать изменения.

Делать выводы на основе анализа и синтеза с точки зрения биологических законов.

67

27.05

1

Охрана природы

Презентация экологических проектов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!