СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс, составленная с учетом ФГОС ООО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс, составленная с учетом ФГОС ООО»



Пояснительная записка

Рабочая программа курса биологии 9 класс составлена на основании следующих документов:

1. «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО) , утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.
2. Примерных программ по учебным предметам. Биология 5—9 классы. М.: Просвещение, 2011г.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

4. Программы основного общего образования.Биология.5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин,В.Б.Захаров,М.:Дрофа,2013

5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тягунская СОШ».

6.Учебного плана МБОУ «Тягунская СОШ».

7.Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС, базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить обучающимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Цели обучения:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, его строении, особенностях жизнедеятельности;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдение за состоянием собственного организма и биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи себе и окружающим; норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.


Задачи обучения:

  • Формирование целостной научной картины мира;

  • Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • Овладение научным подходом к решению различных задач;

  • Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.



Общая характеристика предмета, курса.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке, как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебное содержание курса включает 70 часов, 2 часа в неделю


Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения курса.


Результаты освоения курса биологии 9 класса обучающимися

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признание права каждого на собственное мнение;

- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  1. выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  2. приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  3. классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  4. объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  5. различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  6. сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  7. выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  8. овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

    1. знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

    2. анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


В сфере трудовой деятельности:

  1. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  2. соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;


В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Тематическое планирование



п/п


Тема

Количество часов

Раздел 1. Введение 9 ч.

1

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира

2

2

Тема 1.2. Происхождение человека

2

3

Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4

Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека 56 ч.

5

Тема 2.1. Координация и регуляция

10

6

Тема 2.2. Опора и движение

8

7

Тема 2.3. Внутренняя среда организма

3

8

Тема 2.4. Транспорт веществ

4

9

Тема 2.5. Дыхание

5

10

Тема 2.6. Пищеварение

5

11

Тема 2.7. Обмен веществ и энергии

2

12

Тема 2.8. Выделение

2

13

Тема 2.9. Покровы тела

3

14

Тема 2.10. Размножение и развитие

3

15

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность

5

16

Тема 2.12. Человек и его здоровье

4

17

Тема 2.13. Человек и окружающая среда

2


Резервное время

5


Итого

70


Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение (9 часов)

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

1. Изучение микроскопического строения тканей.

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов

Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (56 ч)

Тема 2.1. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение головного мозга человека (по муляжам).

2.Изучение изменения размера зрачка

Тема 2.2. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение внешнего строения костей.

2.Измерение массы и роста своего организма.

3.Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Тема 2.3. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение микроскопического строения крови

Тема 2.4. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

1.Измерение кровяного давления

2.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Тема 2.5. Дыхание (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

1.Определение частоты дыхания.

Тема 2.6. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

1.Воздействие желудочного сока на белки, воздействие слюны на крахмал

2.Определение норм рационального питания.

Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 2.8. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 2.9. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Тема 2.10. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 2.12. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.

1.Изучение приёмов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений.

2.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье.


Тема 2.13. Человек и окружающая среда (2 часа)

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптацияя к нему организма человека. Биосфера-живая оболочка Земли. В.И.Вернадский-создатель учения о биосфере. Ноосфера-новое эволюционное состояние.

Использование резервного времени (5 часов)

1

Контрольная работа №1 по теме: «Введение»

2

Контрольная работа № 2 по теме «Опора и движение»

3

Контрольная работа №3 по теме «Дыхание. Пищеварение»

4

Контрольная работа №4 по теме «Строение и жизнедеятельность организма человека»

5

Итоговая контрольная работа



Формы и средства контроля


Основными методами проверки знаний и умений обучающихся являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: биологические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, зачёты, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.


Система контроля и оценки

Формы контроля:

Устный опрос – устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.

Биологический диктант – письменная форма контроля, применяемая для проверки умения правильно понимать и записывать числа, биологические термины и понятия.

Тестирование – письменная форма контроля с предложенными вариантами ответов, один из которых правильный, применяемая для проверки базовых знаний по биологии, биологических терминов и понятий.

Самостоятельная работа – письменная форма контроля, рассчитанная на 5 – 20 мин, применяется для оценивания уровня сформированности знаний и умений по изучаемому вопросу в теме.

Практическая работа – форма контроля, применяется для оценивания умения выполнять определенные практические действия, применяя знания биологии.

Контрольная работа – письменная форма контроля знаний и умений.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний обучающихся.

Оценка устного ответа:

«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.

Оценка лабораторной работы.

«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления.

Критерии оценки тестовых заданий по биологии с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Учебники и методические пособия.


  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биологии. Человек. 9 класс. М.: «Дрофа», учебник.

  2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биологии. Человек. 9 класс. М.: «Дрофа», рабочая тетрадь к учебнику.

  3. Петрова О.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Человек. 9 класс: методическое пособие.-М.: Дрофа

Оборудование и приборы.


Микропрепараты: митоз живой клетки, однослойный эпителий, многослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, нервные клетки, нерв (поперечный срез), нерв (продольный срез), кровь человека (окрашенный препарат), кровь лягушки (окрашенный препарат), артерии, вены, капилляры

Модели: скелет человека, кости черепа, глаз человека, головной мозг человека, позвонки, почка, сердце

Цифровые образовательные ресурсы


  1. Подготовка к ГИА по биологии. Курс создан коллективом разработчиков компании ФИЗИКОН. Автор курса - Д.И. Мамонтов. Под редакцией кандидата биологических наук А.В. Маталина, 2005.

  2. Биология. 6-9 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО "Кирилл и Мефодий", 2003.

  3. Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание. 6-11 класс. На 2-х дисках, 2004.

  4. Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин., М.Р. Сапин. 10-е изд. -М.:Дрофа,2008





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!