СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК В.В.Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс УМК В.В.Пасечник»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04

основная общеобразовательная школа с.Тактагулово

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан




Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол№___от__________2019г.



Согласовано.

Зам.дир. по УВР:_______Раянова Н.Г

«_____»_________________2019г.

Утверждаю.

Директор школы:

_____________________Галлямов В.К

Приказ№____от«___»___________2019г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

для обучающихся основного общего образования


Срок реализации программы: 2019-2020г


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии ФЗ «Об образовании РФ» №273 –ФЗ(редакции от 30.12.2015г), ООП ООО,программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год


Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии


Год составления программы: 2019г





Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих

личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:


  • -выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • -объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • -различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.






  1. Содержание тем учебного предмета

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы (46часов)

Тема 1 Молекулярный уровень (7 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Лабораторная работа расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Тема 2Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единицажизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема.3. Организменный уровень (16часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (9 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.


Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.


Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.

Тема 5. Экосистемный уровень (6часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Тема 6. Биосферный уровень (9часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Резерв 2 часа









  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

Количество

в.т.ч

Часов

лабораторные работы

Практические

работы


Контроль

ные работы

1

Введение

2






Раздел 1. Уровни организации живой природы 

62





2

Молекулярный уровень

7

1



1

3

Клеточный уровень

15

1



1

4

Организменный уровень

16

1

4


1

5

Популяционно – видовой уровень

9

1



1

6

Экосистемный уровень

6





7

Биосферный уровень

9





8

Резерв

2







ИТОГО

68

4

6



4











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Темы уроков

примечание

план

факт

1

09


Инструктаж по ТБ. Биология - наука о живой природе


2

09


Методы исследования в биологии . Сущность жизни и свойства живого.


3

09


Молекулярный уровень: общая характеристика.


4

09


Углеводы. Липиды


5

09


Состав строение и функции белков


6

09


Нуклеиновые кислоты.


7

09


АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы.


8

09


Вирусы.


9

10


Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»


10

10


Клеточный уровень: общая характеристика


11

10


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.


12

10


Ядро


13

10


ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы


14

10


Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.


15

10


Обобщение и повторение строения клетки


16

10


Различия в строении клеток эукариот и прокариот Л.Р «Рассматривание клеток бактерий ,грибов, растений и животных по микроскопом»


17

11


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.


18

11


Энергетический обмен в клетке.


19

11


Фотосинтез и хемосинтез


20

11


Автотрофы и гетеротрофы


21

11


Синтез белков в клетке.


22

11


Деление клетки. Митоз.


24

11


Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»


25

12


Размножение организмов.


26

12


Развитие половых клеток. Мейоз Оплодотворение.


27

12


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.


28

12


Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.. Моногибридное скрещивание.


29

12


Решение задач на моногибридное скрещивание


30

12


Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание


31

12


Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании


32

12


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков


33

01


Решение задач на дигибридное скрещивание


34

01


Генетика пола Сцепленное с полом наследование


35

01


Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом


36

01


Закономерности изменчивости. Норма реакции.

Л.Р «Выявление изменчивости организмов»


37

01


Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.


38

02


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов


39

02


Урок –семинар «селекция на службе человека»


40

02


Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»


41

02


Популяционно-видовой уровень: общая характеристика


42

02


Л/р № «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры.»


43

02


Экологические факторы и условия среды


44

02


Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений


45

02


Популяция как элементарная единица эволюции


46

03


Борьба за существование и естественный отбор


47

03


Видообразование


48

03


Макроэволюция


49

03


Контрольно-обобщающий урок по теме «Популяционно видовой уровень»


50

03


Сообщество, экосистема, биогеоценоз


51

03


Состав и структура сообщества


52

03


Межвидовые отношения организмов в экосистеме


53

03


Потоки вещества и энергии в экосистеме.


54

04


Саморазвитие экосистемы


55

04


Контрольно –обобщающий урок по теме «экосистемный уровень»


56

04


Биосфера. Средообразующая деятельность организмов


57

04


Круговорот веществ в биосфере.


58

04


Эволюция биосферы


59

04


.Гипотезы возникновения жизни


60

04


Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.


61

05


Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни


62

05


Развитие жизни в мезозое и кайнозое


63

05


Антропогенное воздействие на биосферу


64

05


Основы рационального природопользования


65

05


Повторение


66

05


Итоговая контрольная работа


67-68



Резерв