СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии ориентирована на обучающихся 10-х классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на один учебный час в неделю в 10 классе, что составляет 34 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по биологии Пасечника В.В., рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Биология. 10-11 классы.
Рабочая программа
Биология. 10-11 классы
(базовый уровень)
Рабочая программа по биологии (10-11 класс, базовый уровень) составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (с изменениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (с изменениями) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология 10 -11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень)– М.:Просвещение,2014»
Рабочая программа включает: планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования на базовом уровне; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; тематическое планирование.
Изучение биологии среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю.
Программа в 10 классе включает в себя темы: «Введение» (2часа), «Клетка» (14 часов), «Организм» (14 часов). В 11 классе – «Организм» (14 часов), «Вид» (8 часов), «Экосистемы» (8 часов).
Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут быть использованы учителем в процессе изучения нового материала или на этапе его закрепления. Лабораторные работы проводятся учителем с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно-урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч.
программе отведено время для обобщения знаний учащихся, которое может проводиться в виде семинаров, фронтальных бесед, игр, практических работ обобщающего характера, а так же систематизации и контроля знаний, где одновременно будет осуществляться обобщение знаний и их проверка в виде кратковременных контрольных работ (например, в виде тестов).
рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Программа предусматривает резерв свободного учебного времени (4 часа в 10 классе и 4 часа в 11 классе) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Рабочая программа включает региональный компонент (изучение вклада научно-исследовательских учреждений региона, а также ученых-биологов, имя которых связано с Крымом, в развитие биологической науки; знакомство с типичными экосистемами и агроэкосистемами Крыма, проблемами охраны природы, сохранения биоразнообразия и др. на примере Крымского региона), что позволяет формировать чувство патриотизма, бережного отношения и любви к родному краю и гордости за отечественную науку.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение ученика по схеме «всеобщее – общее – единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик исполняет роль самостоятельного исследования последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определённой структуре знаний, умений и навыков.
Программный материал 10 класса разработан в виде блоков, расстановка которых определяется показателем первичности, значимости и сложности биологических явлений и процессов. Блочная система позволит обучающимся нагляднее представлять и глубже осмысливать особенности развития биологии.В рабочей программе по предмету биология определяются виды компетенций, формирующиеся в ходе ее изучения, а также текущая работа и форма проведения промежуточных и итоговых контролей, домашние задания. При блокировании учебного материала отводит 1/6 резервного времени, которое использует на систематизацию и обобщение изученного, проведение коррекционной работы, на конкретизацию и детализацию учебного материала темы.
Распределение резервного времени (1/6) составляет 2 модуля (4 часа) в 10 классе и 2 модуля (4 часа) в 11 классе
В соответствии учебного плана школы составлено календарно – тематическое планирование, в котором запланировано 34 учебных недели. Резерв составляет 4 часа в каждом классе.
Согласно модульному графику работы по окончании каждого полугодия запланировано выставление итоговых отметок.В конце полугодия - К/Р. Если изучение темы незакончено, то проводится промежуточный контроль в конце первого полугодия, а по окончанию темы - контроль знаний за тему уже в следующем полугодии. Данные работы (2) могут проводиться в любой форме (тестирование, защита проектов, проверка знаний понятий и терминов) на усмотрение учителя
Сроки реализации программы: 2020-2025гг.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования на базовом уровне
Личностные результаты:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по
биологии на базовом уровне
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание устного ответа учащихся.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не боле одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не боле двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не мене 2/3 работы или допустил:
1. не боле двух грубых ошибок;
2. или не боле одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не боле двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил мене половины работы.
Отметка «1»: работа не выполнена
Основное содержание
10-11 КЛАСС
(базовый уровень)
, из них 8 ч. резервное время)
10 КЛАСС
(34 часов, из них 4 ч. резервное время)
Введение (2 ч.)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их свойства. Основные уровни организации живой природы.Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы
Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии
Клетка (14 ч.)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в клетке и организме человека. Роль углеводов и липидов в клетке и организме человека. Роль белков в клетке и организме человека. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). ДНК – носитель наследственной информации. Строение и функции АТФ.Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток.Основные части и органоиды эукариотической клетки и их функции. Мембрана. Одномембранные органоиды. Двумембранные и немембранные органоиды. Включения.Особенности строения клеток растений и животных.Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Демонстрации:
Строение молекулы белка, строение молекулы ДНК, строение молекулы РНК, строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса,хромосомы, характеристика гена, удвоение молекулы ДНК.
Лабораторная работа
1.Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их сравнение
Практическая работа
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений Обобщение знаний Химический состав и строение клетки. Контрольная работа №1
Организм (14 ч.)
Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов.
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных. Бактерий. Энергетический обмен и его этапы.Пластический обмен. Фотосинтез и его значение. К.А. Тимирязев о космической роли фотосинтеза.Биосинтез белка, его этапы и значение. Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК, транскрипция, трансляция).Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл
клетки. Митоз и его биологическое значение.Мейоз и его биологическое значение. Бесполое размножение и его формы.Половое размножение. Соматические и половые клетки. Гаметогенез. Оплодотворение, его значение. Способы оплодотворения у животных. Искусственное оплодотворение у животных. Особенности двойного оплодотворения цветковых растений. Искусственное опыление у растений. Онтогенез.
Эмбриональный период. Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организма. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.Постэмбриональный
период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным превращением).Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и сложный жизненный цикл.
Обобщение знаний:
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов Размножение – свойство живых организмов Итоговая контрольная работа
Резервное время – 4 часа
КЛАСС (34 часов, из них 4 ч. резервное время)
II.Организм (продолжение) (14 ч.)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.Первый и второй законы Г.Менделя и их цитологические основы.Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя и его цитологические основыСцепленное наследование. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Современные представления о гене и геноме.Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Модификационная изменчивость. Норма реакции.Наследственная изменчивость и еѐ виды. Мутации. Мутагены.Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на здоровье человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека и защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции – гибридизация, искусственный отбор. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения растений. Выдающиеся отечественные, в том числе крымские селекционеры.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты клонирования человека.
Демонстрации:
Многообразие организмов, обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, деление клетки (митоз, мейоз), способы бесполого размножения,половые клетки, оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие организма, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, перекрест хромосом, неполное доминирование, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, наследственные болезни человека, влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность, мутации, модификационная изменчивость, центры многообразия и происхождения культурных растений, искусственный отбор, гибридизация, исследования
области биотехнологии.
Практические работы
Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (на примереКрымского региона) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов клонирования человека Обобщение знаний
Основные закономерности наследственности и изменчивости. Контрольная работа №1
Вид (8ч.)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка об эволюции. Теория эволюции Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.Вид, его критерии. Синтетическая теория эволюции. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Генетика популяций. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути и направления макроэволюции.Происхождение жизни на Земле. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Основные этапы развития органического мира. Архей. Протерозой.Основные события палеозоя и мезозоя.Кайнозой. Гипотезы происхождения человека.Доказательства родства человека с млекопитающим животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство.
Демонстрации:
Критерии вида, популяция – структурная единица вида, единица эволюции,движущие силы эволюции, возникновение и многообразие приспособлений у организмов, образование новых видов в природе, эволюция растительного мира, эволюция животного мира, редкие и исчезающие виды, формы сохранности ископаемых растений и животных, движущие силы антропогенеза, происхождение человека, происхождение человеческих рас.
Лабораторные работы
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Практические работы
Анализ и оценка различных теорий происхождения жизни
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Обобщение знаний
Эволюция: движущие силы, направления и результаты. Контрольная работа № 2
(тест)
IV. Экосистемы (8 ч.)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Типичные экосистемы Крыма.Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Типичные агроэкосистемы Крыма. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Проблема устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде. Обобщение – «Экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема»
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы, биологические ритмы, межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз, ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети, экологическая пирамида, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистеме, экосистема агроэкосистема, биосфера круговорот углерода в биосфере, биоразнообразие, глобальные экологические проблемы последствия деятельности человека в окружающей среде, биосфера и человек заповедники и заказники России, Крыма.
Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Решение экологических задач
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
9.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Экскурсии
*Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения
(селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка, ботанический сад)
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
Итоговая контрольная работа
Резервное время – 4 часа
Контрольная работа № 1 по биологи 10 класс
Вариант № 1
1.Какое из названных химических соединений не является биополимером?
а) белок б) глюкоза в) дезоксирибонуклеиновая кислота г) целлюлоза
2. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа
б) радикал
в) карбоксильная группа
г) радикал и карбоксильная группа
3. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции, а сами при этом не изменяются
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции
в) замедляют реакции, не изменяясь
г) замедляют реакции, изменяясь
4. Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания
б) дезоксирибоза и рибоза
в) азотистые основания и фосфатные группы
г) нуклеотиды
5. Вторичная структура белка поддерживается:
а) пептидными связями
б) водородными связями
в) дисульфидными связями
г) ковалентными связями
6. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза
б) белок, гликоген, жир
в) целлюлоза, сахароза, крахмал
7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
а) углеводов б) белков в) липидов г) жиров
8. к моносахаридам относятся:
а) лактоза, глюкоза
б) дезоксирибоза, сахароза
в) глюкоза, фруктоза
г) гликоген, мальтоза
9. Какую функцию выполняет рибосомальная РНК?
а) формирует рибосомы
б) переносит информацию с ДНК
в) переносит аминокислоты на рибосомы
г) все перечисленные функции
10. Соединение двух цепей ДНК в спираль осуществляют связи:
а) ионные
б) водородные
в) гидрофобные
г) электоростатические
Хлоропласты имеются в клетках:
А. соединительной ткани
Б. животных
В. Животных и растений
Г. Зелёных клетках растений
12.Группа очень простых организмов, живущих и размножающихся только в клетках живых организмов и в клетках бактерий, относятся к :
А. эукариотам
Б. синезелёным (цианиям)
В. Вирусам
Г. Прокариотам
13.Органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодинаковых по размеру субъединиц:
А. лейкопласты
Б. рибосомы
В. Хромосомы
Г. Лизосомы
14.Через каналы этой важной части клетки осуществляется транспорт веществ в клетку и обратно. Это своеобразный барьер образует:
А. цитоскелет
Б. полисома
В. Эндоплазматическая сеть
Г. Цитоплазматическая мембрана.
Контрольная работа № 1 по биологии 10 класс
Вариант № 2
Выберите один правильный ответ:
1.Какое из веществ хорошо растворимое в воде?
а) клетчатка б) белок в) глюкоза г) липиды
2. Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот
б) количеством аминокислот в молекуле
в) формой третичной структуры
г) всеми указанными особенностями
3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин
б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза
в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
г) фосфорная кислота, рибоза, гуанин
4. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания
б) рибоза или дезоксирибоза
в) дезоксирибоза и фосфатные группы
г) нуклеотиды
5. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:
а) ионной связи
б) пептидной связи
в) водородной связи
г) ковалентной связи
6. Какую функцию выполняет транспортная РНК?
а) переносит аминокислоты на рибосомы
б) переносит информацию с ДНК
в) формирует рибосомы
г) все перечисленные функции
7. Ферменты – это биокатализаторы, состоящие из:
а) белков б) нуклеотидов в) липидов в) жиров
8. К полисахаридам относятся:
а) крахмал, рибоза
б) гликоген, глюкоза
в) целлюлоза, крахмал
г) крахмал, сахароза
9. Углерод как элемент входит в состав:
а) белков и углеводов
б) углеводов и липидов
в) углеводов и нуклеиновых кислот
г) всех органических соединений клетки
10. Клетка содержит ДНК:
а) в ядре и митохондриях
б) в ядре, цитоплазме и различных органоидах
в) в ядре, митохондриях и цитоплазме
г) в ядре, митохондриях, хлоропластах
11. У каких организмов генетический аппарат клетки образован единственной кольцевой хромосомой?
А. хламидомонады
Б.лютика золотистого
В. Туберкулёзной палочки
Г.малярийного паразита
12. Какой органоид клетки при разрушении мембраны может быть её убийцей?
А. лизосома
Б. центриоль
В. Митохондрии
Г. Аппарат Гольджи
13. Сложные ридонуклеопротеиды, состоящие из двух неравных субъединиц,- это:
А. центромеры
Б. гликокаликс
В. Рибосомы
Г. Центриоли
14. В строении растительной клетки отсутствует:
А. рибосомы
Б. центриоли
В. Хромопласты
Г. Вакуоль
Контрольная работа № 2 по биологии 10 класс
Задания к теме “Фотосинтез”. 1 вариант
1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
а) митохондрии,
б) рибосомы,
в) хлоропласты,
г) хромопласты.
2. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
а) красные и фиолетовые,
б) зеленые и желтые.
3. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?
а) CO2,
б) H2O,
в) АТФ.
4. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?
а) темновая,
б) световая,
в) постоянно.
5. Что происходит с АТФ в течение световой стадии?
а) синтез,
б) расщепление.
6. В течение какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод?
а) световая стадия,
б) темновая стадия.
7. Расщепляется ли молекула CO2 при синтезе углеводов?
а) да,
б) нет.
Задания к теме “Фотосинтез”. 2 вариант
1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
а) митохондрии,
б) рибосомы,
в) хлоропласты,
г) хромопласты.
2. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
а) красные и фиолетовые,
б) зеленые и желтые.
3. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?
а) CO2,
б) H2O,
в) АТФ.
4. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород?
а) темновая,
б) световая,
в) постоянно.
5. Что происходит с АТФ в течение световой стадии?
а) синтез,
б) расщепление.
6. В течение какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод?
а) световая стадия,
б) темновая стадия.
7. Расщепляется ли молекула CO2 при синтезе углеводов?
а) да,
б) нет.
«БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»
№1 – тест Выберите 1 правильный ответ:
А1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка – это
1) ген 2) фен 3) геном 4) генотип
А2. Синтез белка в клетке происходит
1) на рибосомах в ядре 2) на рибосомах в цитоплазме
3) в клеточной стенке 4) на внешней поверхности цитоплазматической мембраны
А3. Транскрипция у эукариот происходит в
1) цитоплазме 2)эндоплазматическом ретикулуме 3) лизосомах 4)ядре
А4. В соответствии с принципом комплиментарности гуанин в молекуле ДНК образует пару с
1) цитозином 2)аденином 3)тимином 4) уроцилом
А5. Процесс трансляции не происходит
1) в цитоплазме 2)в ядре 3)в митохондриях 4) на мембранах шероховатой эндоплазматической сети
А6. Процесс трансляции происходит
1) в цитоплазме 2)в ядре 3)в митохондриях 4) в хлоропластах
А7. Одна аминокислота кодируется
1) 4 нуклеотидами 2) 2 нуклеотидами 3) 1 нуклеотидом 4) 3 нуклеотидами
А8. Один триплет ДНК содержит информацию о:
1) последовательности аминокислот в белке; 2) одном признаке организма;
3) одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь; 4) начале синтеза и РНК.
Контрольная работа № 2 по биологии 10 класс - задачи
Д1. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок мол-лы ДНК, в которой закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - изо – лей – мет – тре – цис –
Д2. Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок мол-лы ДНК, в которой закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - ала – вал – сер – про – тре –
Д3.Какая последовательность аминокислот зашифрована след. последовательностью нуклеотидов в ДНК: -ГЦЦЦТУФЦЦЦЦЦ-
Д4. Какая последовательность аминокислот зашифрована след. последовательностью нуклеотидов в ДНК: -ГГЕЦЦГЕЕАГГГ-
С1. Содержание нуклеотидов в цепи и-РНК следующее:
Аденилового – 40%
Гуанилового – 20%
Цитидилового – 10%
Урацилового – 30%
Определите процентный состав нуклеотидов участка двухцепочечной молекулы ДНК, являющегося матрицей для этой и-РНК.
С2. В одной цепочке молекулы ДНК имеется:
Аденоловых остатков – 31%
Тимидиловых – 25%
Цитидиловых – 19%
Рассчитайте, каково процентное соотношение нуклеотидов в двухцепочечной ДНК.
С3. Участок молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: А-Г-Ц-Т-Т-Г-А-А-Ц-Т-Ц-Т.
Запишите последовательность нуклеотидов и-РНК, которая будет синтезироваться на этом участке при транскрипции.
С4. Сколько нуклеотидов содержит ген ,кодирующий фермент рибонуклеазу , если он состоит из 16 аминокислот?
С5. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется этим геном?
С6. Участок молекулы и-РНК имеет последовательность УЦГАГЦУУАЦГУ. Запишите последовательность нуклеотидов молекулы ДНК, с которой была синтезирована данная и-РНК в процессе транскрипции.
Контрольная работа № 1 по биологии 11 класс
Вариант I
Задание 1.
1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
2. Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
а) 48 б) 46 в) 44 г) 23
4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:
а) гибридными б) гомозиготными в) гетерозиготными г) гемизиготными
5. Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:
а) доминантный б) рецессивный в) гибридный г) мутантный
6. Фенотип – это совокупность:
а) Рецессивных генов б) Доминантных генов
в) Проявившихся внешне признаков г) Генотипов одного вида
7. Ген:
а) Единица наследственной информации б) Участок молекулы И-РНК
в) Участок ДНК г) Содержит определенный набор нуклеотидов
8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
а) Единообразны
б) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:3:1
в) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:1
г) Обнаруживают расщепление по фенотипу - 1:2:1
9. Второй закон Менделя:
а) Описывает дигибридное скрещивание
б) Справедлив при скрещивании двух гетерозигот между собой
в) Утверждает, что при скрещивании гетерозигот между собой наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу
10. Дигибридное скрещивание:
а) это скрещивание по двум парам аллельных генов
б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания
в) позволило выявить рекомбинацию признаков
г) лежит в основе третьего закона Менделя
11. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа наблюдается расщепление в потомстве по
фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
12. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску
цветков гороха, называют
а) сцепленными б) рецессивными в) доминантными г) аллельными
13. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, Ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
14. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:
а) 24 б) 23 в) 46 г) 32
15. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:
а) две ХХ – хромосомы б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому
в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
16. Может ли дочь заболеть гемофилией, если её отец гемофилик:
а) может, т.к. ген гемофилии расположен в У- хромосоме
б) может, если мать является носителем гена гемофилии
в) не может, т.к. она гетерозиготна по Х-хромосоме
г) не может, если мать носительница гена гемофилии
17. Границы фенотипической изменчивости называются:
а) Вариационным рядом б) Вариационной кривой в) Нормой реакции г) Модификацией
18. Поворот участка хромосомы на 180° называется…
а) Транслокация б) Дупликация в) Делеция г) Инверсия
19. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
материал, называется…
а) Генотипической изменчивостью б) Комбинативной изменчивостью
в) Мутационной изменчивостью г) Фенотипической изменчивостью
20. Мутации, которые происходят в половых клетках называются…
а) Соматическими б) Генеративными в) Полезными г) Генными
21. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
а) генная мутация; б) хромосомная мутация; в) геномная мутация.
22. Норма реакции признака:
а) передается по наследству; б) зависит от окружающей среды; в) формируется в онтогенезе.
Задание 2.
1. Мутации в отличие от модификаций:
а) наследуются б) не наследуются
в) возникают случайно г) соответствуют воздействию внешней среды
д) возникают под воздействием радиации е) всегда являются доминантными
2. Соматические мутации:
а) Проявляются у организмов, у которых возникли; б) По наследству не передаются;
в) Проявляются у потомства; г) Возникают в клетках тела;
д) Могут передаваться по наследству; е) Возникают в гаметах.
Здание 3.
Установите соответствие:
Между видами изменчивости и их характеристикой.
Характеристика: Вид изменчивости:
Носит групповой характер. А) модификационная;
Носит индивидуальный характер. Б) мутационная.
Наследуется.
Не наследуется.
Обусловлена нормой реакции организма.
Неадекватна изменениям условий среды.
Задание 4.
Определите верное и неверное суждение:
1. Синдром Дауна вызывается хромосомной мутацией.
2. Генные и точечные мутации – это синонимы.
3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, не наследуются.
4. Мутации, несовместимые с жизнью, называют летальными.
5. Мутации в соматических клетках передаются по наследству.
6. Источником комбинативной изменчивости является мейоз.
7. Полиплоидия вызывается хромосомной мутацией.
8. Модификационная изменчивость – изменение генотипа в пределах нормы реакции.
9. Набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается как ХУ.
10. У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы.
11. Признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности.
12. Женщина, носительница гена гемофилии с вероятностью в 50% - передает этот ген своим детям.
13. Сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией.
Контрольная работа № 1 по биологии 11 класс
Вариант № 2
1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:
а) цитология б) селекция в) генетика г) эмбриология
2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам
называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
3. Половые клетки у большинства животных, человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
4. Единица наследственной информации – это:
а) Генотип б) Фенотип в) Ген г) Белок
5. Генотип:
а) Совокупность всех генов особи б) Совокупность всех признаков организмов
в) Всегда полностью совпадает с фенотипом г) Определяет пределы нормы реакции организма
6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак
наличия ямочек на щеках:
а) доминантный б) рецессивный в) сцепленный с полом г) сцепленный
7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:
а) гибридными б) гомозиготными; в) гетерозиготными г) гемизиготными
8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:
а) доминантный б) рецессивный в) промежуточный г) мутантным
9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании
двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
а) 75% б) 50% в) 25% г) 0%
10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)
наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
11. Третий закон Менделя:
а) Описывает моногибридное скрещивание
б) Это закон независимого наследования признаков
в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других
г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу 9:3:3:1
12. Наследование признаков, определяемых, локализованными в половых хромосомах
называется:
а) дигибридным б) сцепленным в) моногибридным г) сцепленным с полом
13. Какая хромосома будет иметь решающее значение при определении женского пола у птиц?
а) Х-хромосома сперматозоида б) Y-хромосома сперматозоида
в) Х-хромосома яйцеклетки г) Y-хромосома яйцеклетки
14. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
15. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:
а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому
в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы
16. Мутации могут быть обусловлены
а) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет
б) перекрестом хромосом в ходе мейоза
в) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения
г) изменениями генов и хромосом
17. Потеря участка хромосомы называется…
а) Делеция б) Дупликация в) Инверсия г) Транслокация
18. Синдром Шерешевского-Тернера может возникнуть в результате…
а) Полиплоидии б) Полисомии в) Трисомии г) Моносомии
19. Укажите направленную изменчивость:
а) Комбинативная изменчивость б) Мутационная изменчивость
в) Соотносительная изменчивость г) Модификационная изменчивость
20. Кроссинговер – это механизм…
а) Комбинативной изменчивости б) Мутационной изменчивости
в) Фенотипической изменчивости г) Модификационной изменчивости
21. Ненаследственную изменчивость называют:
а) неопределенной; б) определенной; в) генотипической.
22.Полиплоидные организмы возникают в результате:
а) геномных мутаций; б) генных мутаций;
в) модификационнойизменчивости; г) комбинативной изменчивости.
Задание 2.
1. Мутациями являются:
а) позеленение клубней картофеля на свету б) брахидактилия
в) синдром Дауна г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы
д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы
2. Норма реакции у организмов:
а) определяется совокупностью генов;
б) разная для разных признаков;
в) существует непродолжительное время и может меняться;
г) позволяет им приспосабливаться к условиям существования;
д) одинаковая у разных признаков одного организма;
е) определяется условиями среды.
Задание 3.
Установите соответствие:
Между видами мутаций и их характеристиками.
Характеристика: Виды мутаций:
Число хромосом увеличилось на 1-2. А) генные;
Один нуклеотид ДНК заменяется на другой. Б) хромосомные;
Участок одной хромосомы перенесен на другую. В) геномные.
Произошло выпадение участка хромосомы.
Участок хромосомы повернут на 180°.
Произошло кратное увеличение числа хромосом.
Задание 4.
Выберите неправильные утверждения.
Синдром Дауна вызывается геномной мутацией.
Генные и геномные мутации – это синонимы.
Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, наследуются.
Мутации, вызывающие понижение жизнеспособности, называются полулетальными.
Ненаследственная изменчивость – изменение фенотипа в пределах нормы реакции.
Искусственный мутагенез применяют для увеличения количества мутаций.
Мутации в половых клетках передаются по наследству.
Источником комбинативной изменчивости является митоз.
Гены, определяющие развитие разных признаков, называются аллельными.
Совокупность генов организма составляет его фенотип.
Примером анализирующего скрещивания может служить скрещивание Аах аа.
Группы сцепления генов находятся в разных хромосомах.
Условия внешней среды, как правило, изменяют норму реакции организма.
Контрольная работа № 2 по биологии 11 класс 1 вариант
1.Первое определение в науке понятию «вид» дал:
а) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж.. Б . Ламарк г)Ч. Дарвин
2. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:
а) наследственность б) изменчивость в) естественный отбор в) борьба за существование
3.Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая б) внутривидовая в) с условиями неорганической природы
4. Элементарная единица эволюции: а) вид в) популяция г) отдельная особь
5. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к:
а) расселению особей на новые территории,
б) уменьшению или увеличению численности популяции
в) обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции
г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций
6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:
а) географическая б) генетическая в) экологическая г) этологическая
7. Пример покровительственной окраски:
а) зелёная окраска кузнечика б) зеленая окраска листьев у большинства растений
в) ярко- красная окраска у божьей коровки г) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы
8.Пример маскировки:
а) зеленая окраска кузнечика б) сходство окраски осы и мухи – журчалки в) ярко-красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком
9.Микроэволюция приводит к :
а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлении популяций
б) формированию родов, семейств, отрядов
в) изменению генофонда популяций и образованию новых видов
г) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас
10.Приспособленность организмов к среде обитания результат:
а) стремления особей к самоусовершенствованию б) деятельности человека
в) модификационной изменчивости г) взаимодействия движущих сил эволюции
11. Отбор при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют
а) стабилизирующим б) движущим в) искусственным г) методическим
12.При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий
а) генетический б) географический в) морфологический г) физиологический
13. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
а)искусственный отбор б) естественный отбор в) наследственная изменчивость г) борьба за существование
14.Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:
а) дрейфа генов б) движущей формой отбора в) стабилизирующей формы отбора г) мутационного процесса.
15.Пример экологического (симпатрического) видообразования:
а) существование в средней полосе нескольких видов лютиков, произрастающих в разных условиях;
б) образование комплекса подвидов у большой синицы, широко расселенной по территории Земного шара;
в) образование двух подвидов лиственниц: сибирской и даурской;
г) возникновение двух видов чаек: серебристой и клуши, живущих по побережьям Балтийского и Северного морей.
16.Какой показатель характеризует биологический прогресс:
а) забота о потомстве б) широкий ареал в) высокая плодовитость г) образование видов
17.Вытеснение черной крысы серой крысой – это пример:
а) естественного отбора б)конкуренция в) внутривидовая борьба за существование г) искусственный отбор
Общие вопросы по теме: «Вид»
А1. Как называется устойчивое сожительство видов? А) биоценоз Б) биотоп В) биоток Г) биосфера
А2.Как называются уровни, занимаемые травами, кустарниками и деревьями? А) ниши Б) полки В) ярусы Г) местообитания
А3. Чаще всего средообразователямивыступают: А) животные Б) растения В) бактерии Г) грибы
А4. Роль консументов в лесной экосистеме играют: А) зайцы-беляки Б) куколки насекомых В) почвенные бактерии Г) осины
А5. Какой организм, участвующий в трофической цепи, получает меньше всего энергии? А) морковь Б) капуста В) заяц Г) лисица
Контрольная работа № 2 по биологии 11 класс 2 вариант
1. Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий
а) экологический б) генетический в) морфологический г) географический
2. Исходным материалом для естественного отбора является
а) модификационная изменчивость б) наследственная изменчивость
в) борьба особей за выживание г) приспособленность популяций к среде обитания
3. Наиболее остро борьба за существование происходит между
а) особями одного вида б) особями одного рода в) популяциями разных видов
4.Единица эволюции видов в природе: а) порода б) популяция в) сорт г) отряд
5.Какой морфологический критерий характерен для земноводных
а) пятипалый тип конечности б) глаза прикрытые веками в) голая слизистая кожа г) роговой покров чешуи
6.В направлении приспособления организмов к среде обитания действует
а) искусственный отбор б) естественный в) наследственная изменчивость г) борьба за существование
7.Направляющим фактором эволюции является
а) естественный отбор б) наследственная изменчивость в) географическая изоляция в) дрейф генов
8.Исходная единица систематики организмов а) вид б) род в)популяция г) отдельная особь
9.Следствием изоляции популяции является
а) миграция особей на соседнюю территорию б) нарушение их полового состава
в) близкородственное скрещивание г) нарушение их возрастного состава
10.Пример мимикрии
а) зеленая окраска у кузнечика б) ярко-красная окраска божьей коровки
в) сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки и осы г) сходство в окраске и форме тела гусеницы и сучка.
11.Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к
а) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей
б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей
в) возникновению приспособленности у организмов к условиям существования
г) изменчивости, представляющей материал для развития приспособленности
12.Основатель научной систематики (классификации)
А) Дж. Рей б) К.Линней в) Ж.Б.Ламарк г) Ч. Дарвин
13.Пример предостерегающей окраски
а) ярко-красная окраска у цветка розы б) ярко-красная окраска у божьей коровки
в) сходство в окраске съедобной и несъедобной бабочек. г) игольчатая форма рыбы иглы
14.С позиций эволюционного учения Ч.Дарвина любое приспособление организмов является результатом
а) дрейфа генов б) изоляции в) искусственного отбора г) естественного отбора
15. Пример географического (аллопатрического) видообразования
а) возникновение культурной сливы в результате гибридизации терна с алычой;
б) образование европейского и дальневосточного подвидов обыкновенного ландыша;
в) существование пяти рас севанской форели, разделенных разными сроками размножения в течение года;
г) обособление нескольких видов синиц, обитающих в разных местах и питающихся разной пищей.
16.Пример действия дизруптивной формы естественного отбора
а) существование реликтовой рептилии гаттерии; б) появление в гавани порта, отгороженной молом, популяции узкопанцирных крабов; в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах; г) гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время сильной бури.
17.Укажите пример дегенерации
а) утрата глаз у обитателей почвы б) потеря зубов у птиц
в) утрата пальцев у лошади г) утрата листьев у повилики
Общие вопросы по теме: «Вид»
А6.Какой живой организм является консументом второго порядка? А) травянистое растение Б) овца В) волк Г) микроорганизмы
А7. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят: А) к автотрофам Б) гетеротрофам В) продуцентам Г) хемотрофам
А8.Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются: А) бактерии Б) грибы В) животные Г) растения
А9. Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой? А) деревья Б) лишайники В) кустарники Г) лисицы
А10. Ядовитые растения (пестициды) не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они: А) очень дорогостоящие Б) разрушают структуру почвы В) убивают и полезных и вредных членов сообщества Г) снижают продукцию агроценоз.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
(34 часа, из них 4 ч. резервное время)
№ | Наименование темы |
|
| Количество |
|
|
| |||||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| часов | практическая |
| лабораторная | контрольная | экскурсии |
| ||||
|
|
|
| работа |
| работа | работа |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2 | I. | КЛЕТКА | 14 | 1 |
| 1 | 1 |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 | II. | ОРГАНИЗМ | 14 |
|
|
| 1 |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | РЕЗЕРВ | 4 |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| ИТОГО | 34 | 1 |
| 1 | 2 |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛАСС
(34 часа, из них 4 ч. резервное время)
№ | Наименование темы |
|
| Количество |
|
|
| ||||
п/п |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| часов | практическая |
| лабораторная | контрольная | экскурсии |
| ||||
|
|
| работа |
| работа | работа |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1 | II. ОРГАНИЗМ | 14 | 3 |
| - | 1 | 1* |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2 | III. ВИД | 8 | 2 |
| 4 | 1 | 1 |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 | IV. ЭКОСИСТЕМЫ | 8 | 5 |
| - | 1 | 1 |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 | РЕЗЕРВ | 4 |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| ИТОГО | 34 | 10 |
| 4 | 3 | 3 |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|