СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 11 класса ( Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Г.М. Дымшиц и др.)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 11 класса по биологии. (Учебник Беляев Д.К., Бородин П.М. Дымшиц Г.М. и др.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 11 класса ( Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Г.М. Дымшиц и др.)»


ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Принято на заседании

педагогического совета

«__» августа 2017 г.

Протокол № 1


Утверждено

приказом директора Лицея № 36 ОАО «РЖД»

от «__» августа 2017 г. №_____











Рабочая программа по биологии для 11 класса

учебный предмет


(базовый уровень)


Программа составлена на основе программы, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений:

Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина Биология. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Базовый и профильный уровни.- М.: «Просвещение», 2009, с.3-11

Учебник – Биология: Общая биология 11 класс: Авторы: Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.- М.: Просвещение, с 2014г.

Количество часов в неделю/в год: 1/34

Количество контролирующих мероприятий: контрольные работы – 3; лабораторные работы – 3 .

Составитель: Цесарская Н. Ю., учитель биологии,

ФИО должность






г. Иркутск

2017- 2018 учебный год



Планируемые результаты освоения биологии


  знать /понимать

  • основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина);

  • истории развития современных представлений о живой природе

  • основные биологические понятия (клетка, организм, вид, экосистема, естественный отбор, дрейф генов, видообразование, и др.);

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем ;

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • открытия выдающихся ученых в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • необходимости сохранения многообразия видов;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • учение В.И. Вернадского о биосфере;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темповых реакций фотосинтеза;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • сравнивать биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


Содержание учебного предмета


Раздел 1. Эволюция - 4 часа)


История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории. Возникновение синтетической теории эволюции.
Доказательства единства происхождения органического мира. Эволюционные доказательства, морфологические и палеонтологические, биогеографические, островные, молекулярные.
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Лабораторная работа.

«Морфологические особенности растений различных видов»

Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса. - 9 ч

Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора.

Движущие формы отбора. Стабилизирующая форма отбора.

Случайные колебания частоты генов в популяциях ограниченного размера. Популяционные волны.

Географическая изоляция. Экологическая. Биологические механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов.

Покровительственная окраска. Маскировка. Мимикрия. Предупреждающая окраска. Совершенство приспособлений и их относительный характер. Механизм видообразования. Прогресс и регресс в эволюции. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

Лабораторная работа

«Приспособленность организмов к среде обитания».

«Ароморфозы и идиоадаптации организмов».

Раздел 3: Возникновение жизни на Земле. - 2 ч


Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Пастера. Абиогенный синтез органических веществ.

Гипотеза Опарина. Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас? Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Раздел 4: Развитие жизни на Земле. - 4 ч


Архей. Протерозой. Эра скрытой жизни. Вспышка разнообразия животных. Кембрий. Ордовик. Силур. Девон. Карбон. Пермь.

Триас. Юра. Мел. Палеоген. Неоген. Антропоген. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Контрольная работа

«Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса».


Раздел 5: Происхождение человека - 5 ч


Ближайшие «родственники» человека среди животных. Состав отряда приматов. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Данные сравнительной анатомии. Поведение приматов. Цитогенетические данные. Данные молекулярной биологии. Методы познания истории человечества. Основные этапы эволюции приматов. Австралопитеки. Эволюция австралопитеков. Человек прямоходящий. Неандертальский человек. Место их в эволюции. Кроманьонцы.

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

Контрольная работа

«Происхождение человека».


Раздел 6: Экосистемы. - 6 ч

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – Агроэкосистемы. Структура агроценоза. Отличия агроценоза от биогеоценоза. Экология – как наука. Экологические факторы. Биологический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Симбиотические связи организмов. Сообщество и экосистема. Функциональные группы организмов в сообществе. Примеры экосистем. Поток энергии. Цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем. Устойчивость и саморегуляция экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Биологические методы борьбы с вредителями. Применение экологических знаний.

Контрольная работа

«Экосистемы».


Раздел 7: Биосфера. Охрана биосферы - 3 ч


Компоненты биосферы. Функции живого вещества. Круговорот углерода, азота в природе. Роль живых организмов в создании горных пород. Роль живых организмов в создании почвы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.


Раздел 8: Влияние деятельности человека на биосферу. - 1 ч


Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы, водных систем. Уничтожение лесов. Опустынивание. Потеря биоразнообразия. Рост численности населения.


Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма организации учебного занятия

Планируемые предметные результаты при изучении темы/раздела/главы

Примечание


Раздел 1. Эволюция (4 часа)


1

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Стартовая диагностика.

1


Знать: историческое прошлое биологической науки, сущность эволюционных представлений Линнея и Ж.Б. Ламарка и др. ученых. Предпосылки возникновения дарвинизма и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира, гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы. Понятие «вид» и его основные критерии.

Уметь: анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого, доказывать значение эволюционного учения; характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие, овладеть умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой, учебником. Работать с текстом учебника (составлять характеристику критериев вида, находить в тексте ответы на вопросы).


2

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

1


3

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.

1


4

Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 1. «Морфологические особенности растений различных видов».

1



Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса. - 9 ч



1

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

1


Знать: наследственность и изменчивость – основные свойства живого организма, формы изменчивости, модификационная, мутационная, комбинативная. Понятие «естественный отбор» и его роль в эволюции, естественный отбор - основная и направляющая движущая сила эволюционного процесса. Дрейф генов - фактор эволюции, популяционные волны; изоляция - важный эволюционный фактор; типы изоляции - биологические механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов. Разнообразные приспособления к среде обитания у растений и животных. Географическое и экологическое видообразование, необходимость сохранения видового многообразия растений и животных.

Уметь: определять форму изменчивости по ее сущностным характеристикам, приводить примеры различных форм изменчивости, строить вариационный ряд и вариационную кривую. Сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. Сравнивать типы изоляции, выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов. Определять способы видообразования и сравнивать их друг с другом.




2

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

1


3

Формы естественного отбора в популяциях.

1


4

Дрейф генов – фактор эволюции.

1


5

Изоляция – эволюционный фактор. Лабораторная работа № 2. «Изменчивость организмов».

1


6

Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Лабораторная работа № 3. «Приспособленность организмов к среде обитания».

1



7

Видообразование.

1


8

Основные направления эволюционного процесса. Лабораторная работа № 4. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых)».

1


9

Контрольная работа: «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса».

1



Раздел 3: Возникновение жизни на Земле. - 2 ч


1.

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

1


Знать: сущность основных гипотез возникновения и развития жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Опыты Л. Пастера, А.И. Опарина.

Уметь: находить главное в гипотезах, характеризовать основные гипотезы возникновения жизни на Земле, отвечать на проблемные вопросы данной темы.


2

Современные взгляды на возникновение жизни.

1



Раздел 4: Развитие жизни на Земле. - 4 ч



1

Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое

1


Знать: крупнейшие ароморфозы, их значение для развития жизни на Земле; влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли, развитии наземных организмов, выходе растений на сушу, псилофитах, мхах, расцвете папоротникообразных, многообразие морской фауны. Главные ароморфозы мезозоя, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам обитания, о появлении птиц и цветковых растений в мезозое. Характеристику кайнозоя как эру новой жизни; влияние человека на фауну и ландшафты четвертичного периода.

Уметь: приводить примеры, отвечать на вопросы; характеризовать роль основных ароморфозов и идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в определенной эре растений и животных.


2

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1


3

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

1


4

Контрольная раьота: «Развитие жизни на Земле»

1



Раздел 5: Происхождение человека - 5 ч



1

Ближайшие «родственники» человека среди животных.

1


Знать: историю изучения проблемы происхождения человека, ведущую роль учения Дарвина в ее решении; сходство и различия человека и человекообразных обезьян; влияние труда на происхождение человека. Предпосылки антропогенеза; биологические факторы эволюции человека, стадии эволюции человека. Стадии эволюции человека, биологических и социальных особенностях древнейших и древних людей, биологические и социальные черты ископаемого человека современного типа. Биологические особенности человеческих рас, причины их

возникновения, сущность расизма и его несостоятельность.

Уметь: доказывать родство человека с животными и объяснять качественное отличие человека от животных, описывать систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира. Выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции.


2

Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo.

1


3

Появление человека разумного.

1


4

Факторы эволюции человека.

1


5

Контрольная работа «Происхождение человека».

1



Раздел 6: Экосистемы. - 6 ч



1

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.

1


Знать: определение «экология», экологические факторы, биологический оптимум. Основные взаимоотношения популяций разных видов: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Функциональные группы организмов в сообществе: консументы, продуценты, редуценты. экологию видов и популяции; биогеоценоз, его структурные компоненты и их взаимосвязи (пищевые связи, экологическая пирамида, продуктивность), смену биогеоценозов, типы пищевых связей.

Уметь: приводить примеры абиотических и биотических факторов, биологического оптимума, приводить примеры взаимоотношений, экосистем. Описывать пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение. Выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов, предлагать меры по охране и восстановлению природных биогеоценозов в нашей местности.


2

Сообщества. Экосистемы.

1


3

Поток энергии и цепи питания.

1


4

Свойства и смена экосистем.

1


5

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

1


6

Контрольная работа: «Экосистемы».

1



Раздел 7: Биосфера. Охрана биосферы - 3 ч



1

Состав и функции биосферы.

1


Знать: определение «биосфера», свойства биомассы, границы биосферы и факторы, их определяющих. Сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере.

Уметь: выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой.


2

Круговорот химических элементов

1


3

Биогеохимические процессы в биосфере.

1



Раздел 8: Влияние деятельности человека на биосферу. - 1 ч



1

Глобальные экологические проблемы.

1


Знать: антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Уметь: предлагать меры по охране природы; называть основные формы неблагоприятного воздействия человека на природу.

























Литература

Для учителя:

1. Примерная программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для X-XI классов.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;

3. Авторская программа Д.К. Беляева, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.

4. Д. К. Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.

5. Биология «Для поступающих в ВУЗы и подготовке к ЕГЭ» / З.А. Власова М.: АСТ: Слово, 2010.

6. М е д н и к о в Б. М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.

7. Биология. Тестовые задания/И.М. Прищепа, Г.А. Захарова, М.А. Щербакова и др. -Мн. :Новое знание, 2006.- 760 с.

8.Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов/В.Н. Ярыгин, В. И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высш. Шк., 2010.- 334 с.

Для ученика:

1. Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из

первых рук»

2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012,— 816 с. : ил.

3. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор), М., Мир, 1990.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996

5. Казакова О.С. и др. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. Сост. О.В. Казакова, Л.С. Короткова, З.А. Мокеева. Под ред. В.М. Корсунской М.: Просвещение, 1970.- 480 с.

6. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учеб. Пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. Изуч. Химии, биологии и экологии.- М.: Просвещение, 1994.- 239 с.










4