СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы "Биология. 5 класс", которая реализуется на основе УМК издательства "Дрофа"; авторский коллектив: В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков.  Учебное содержание курса рассчитано на 34 часа (по 1 часу в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Навигатор», авторский коллектив В.И Сивоглазов и А.А.Плешаков.

Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

• освоение знаний о многообразии объектов природы; связи мира живой и неживой природы; об изменении природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, для безопасного поведения в природной среде и оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Курс для обучающихся 5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.



Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы и светового микроскопа.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Строение клеток кожицы лука.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых

организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств,

их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человекаПравила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Лабораторные и практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.



Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Лабораторные, практики, практические работы (для уроков физики, химии, биологии, технологии)

Контрольные работы

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

9

л/р 1-5

пр/р -1


2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14


1

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

5

пр/р 2-4


4

Раздел 4. Человек на Земле

6

пр/р 5-6

1


Всего

34

л/р - 5; пр/р - 6

2

























Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

учебного предмета «Биология»

Первый год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;

– перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;

– приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;

– иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

– использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, фотосинтез, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

– различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

– проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

– выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;

– приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания, определяющих существование в ней организмов;

– аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;

– раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике;

– выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;

– использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

– владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;

– использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культур.

Календарно-тематический план

урока

Дата проведения

Тема урока

дата

Д/з

1

2

3

4

Часть 1. Живой организм: строение и изучение (9ч)

1

03.09.

с.6-11, задания из электрон.прилож.

Что такое живой организм.

Входная контрольная работа

2

10.09.

с.12-16, выучить названия наук

Наука о живой природе

3

17.09.

с.17-22, отчеты по л/р,

задания из электрон.прилож.

Методы изучения природы.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

4

24.09.

с.23-26, отчет по л/р

Увеличительные приборы. 

Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа».

5

01.10

с.27-32, отчеты по л/р

Живые клетки. 

Лабораторная работа №4 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)» Лабораторная работа №5 «Строение клеток кожицы лука»

6

08.10.

с.33-38, отчет по пр/р

Химический состав клетки.

Практическая работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

7

15.10.

с.39-46, задания из электрон.прилож

Вещества и явления в окружающем мире.

8

22.10.

с.47-49, сообщения, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Живой организм: строение и изучение»

Великие естествоиспытатели.

9

05.11

Индивидуальные задания, синквейн

Повторительно-обобщающий урок по теме «Живой организм: строение и изучение»

Часть 2. Многообразие живых организмов (14ч.)

10

12.11

с.52-59, задание 8 на с.59, минипроекты

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого.

11

19.11

с.60-63, задания из электронного приложения

Бактерии


12

26.11

с.64-67, сообщения

Грибы


13

03.12

с.68-72, №10, стр.72

Общая характеристика растений. Водоросли.


14

10.12

с.73-75, №5, стр.75

Мхи.

15

17.12

с.76-78, задания из электрон. прилож. Подготовиться к к/р за 1 полугодие

Папоротники


16

24.12

Кроссворд

Контрольная работа №1, обобщающая знания за 1 полугодие

17

14.01

с.79-82, заполнить таблицу

Голосеменные растения

18

21.01

с.83-87, рисунок

Покрытосеменные (Цветковые) растения

19

28.01

с.88-90, минипроект

Значение растений в природе и жизни человека


20

04.02

с.91-93, схема

Общая характеристика животных. Простейшие


21

11.02

с.94-96, задания из электрон. прилож.

Беспозвоночные


22

18.02

с.97-99, задания из электрон. прилож.

Позвоночные


23

25.02

с.100-101, минипроект

Значение животных в природе и жизни человека.


Часть 3. Среда обитания живых организмов (5ч)


24

03.03

с.104-110, задания из электрон. прилож.

Среды обитания. Экологические факторы




25

10.03

с.111-116, отчет по пр/р, сообщения

Жизнь на разных материках.

Практическая работа №2 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации»


26


17.03


с.117-122, отчет по пр/р, задания из электрон. прилож.

Природные зоны Земли.

Практическая работа №3 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

27

07.04

с.123-127, отчет по пр/р, знать термины и основные понятия. Подготовиться к контрольной работе, обобщающей знания , полученные за год (выходной диагностике)


Жизнь в морях и океанах.

Практическая работа №4 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»


28

14.04

Кроссворд

Контрольная работа №2, обобщающая знания , полученные за год (выходная диагностика)


Часть 4. Человек на Земле (6ч)

29

21.04

с.130-136, таблица, сообщения

Как человек появился на Земле


30

28.04

с.137-141, минипроекты

Как человек изменил Землю


31

05.05

с.142-147, задания из электрон. прилож.

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?


32

12.05

с.148-157, отчеты по пр/р, задания из электрон. прилож., памятки по группам

Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работа №5 «Измерение своего роста и массы тела».

Практическая работа №6 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»


33-34

19.05

Летние задания

Обобщающий урок.








Материально-техническое обеспечение

1. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков «Биология». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2019

2. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением.— М.: Дрофа,2012

3. Открытая биология (полный интерактивный курс биологии)

4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия

5. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» М. Электронные издания: ООО «Русское слово-учебник »; ООО «ЦАЙТ» программная оболочка, дизайн. 2013. (ФГОС. Инновационная школа).




Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2019.

Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ

И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС


1. Исследование растений школьной территории и определение количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.

2. Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хомяка, крысы или какого-то другого животного). Составление описания и презентации с фотографиями.

3. Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Составление доклада о результатах.

4. Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.

5. Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных вашего края, составление доклада с показом презентации на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!