Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Навигатор», авторский коллектив В.И Сивоглазов и А.А.Плешаков.
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов природы; связи мира живой и неживой природы; об изменении природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, для безопасного поведения в природной среде и оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс для обучающихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
Строение клеток кожицы лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств,
их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—
степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Лабораторные, практики, практические работы (для уроков физики, химии, биологии, технологии) | Контрольные работы |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 9 | л/р 1-5 пр/р -1 | |
2 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 | | 1 |
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 | пр/р 2-4 | |
4 | Раздел 4. Человек на Земле | 6 | пр/р 5-6 | 1 |
| Всего | 34 | л/р - 5; пр/р - 6 | 2 |
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения
учебного предмета «Биология»
Первый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;
– перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
– приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;
– иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
– использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, фотосинтез, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
– различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
– проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
– выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;
– приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания, определяющих существование в ней организмов;
– аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
– раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике;
– выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;
– использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
– владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
– соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;
– использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культур.
Календарно-тематический план
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
дата | Д/з |
1 | 2 | 3 | 4 |
Часть 1. Живой организм: строение и изучение (9ч) |
1 | 03.09. | с.6-11, задания из электрон.прилож. | Что такое живой организм. Входная контрольная работа |
2 | 10.09. | с.12-16, выучить названия наук | Наука о живой природе |
3 | 17.09. | с.17-22, отчеты по л/р, задания из электрон.прилож. | Методы изучения природы. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» |
4 | 24.09. | с.23-26, отчет по л/р | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3 «Устройство ручной лупы и светового микроскопа». |
5 | 01.10 | с.27-32, отчеты по л/р | Живые клетки. Лабораторная работа №4 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)» Лабораторная работа №5 «Строение клеток кожицы лука» |
6 | 08.10. | с.33-38, отчет по пр/р | Химический состав клетки. Практическая работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» |
7 | 15.10. | с.39-46, задания из электрон.прилож | Вещества и явления в окружающем мире. |
8 | 22.10. | с.47-49, сообщения, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Живой организм: строение и изучение» | Великие естествоиспытатели. |
9 | 05.11 | Индивидуальные задания, синквейн | Повторительно-обобщающий урок по теме «Живой организм: строение и изучение» |
Часть 2. Многообразие живых организмов (14ч.) |
10 | 12.11 | с.52-59, задание 8 на с.59, минипроекты | Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. |
11 | 19.11 | с.60-63, задания из электронного приложения | Бактерии |
12 | 26.11 | с.64-67, сообщения | Грибы |
13 | 03.12 | с.68-72, №10, стр.72 | Общая характеристика растений. Водоросли. |
14 | 10.12 | с.73-75, №5, стр.75 | Мхи. |
15 | 17.12 | с.76-78, задания из электрон. прилож. Подготовиться к к/р за 1 полугодие | Папоротники |
16 | 24.12 | Кроссворд | Контрольная работа №1, обобщающая знания за 1 полугодие |
17 | 14.01 | с.79-82, заполнить таблицу | Голосеменные растения |
18 | 21.01 | с.83-87, рисунок | Покрытосеменные (Цветковые) растения |
19 | 28.01 | с.88-90, минипроект | Значение растений в природе и жизни человека |
20 | 04.02 | с.91-93, схема | Общая характеристика животных. Простейшие |
21 | 11.02 | с.94-96, задания из электрон. прилож. | Беспозвоночные |
22 | 18.02 | с.97-99, задания из электрон. прилож. | Позвоночные |
23 | 25.02 | с.100-101, минипроект | Значение животных в природе и жизни человека. |
Часть 3. Среда обитания живых организмов (5ч) |
24 | 03.03 | с.104-110, задания из электрон. прилож. | Среды обитания. Экологические факторы |
25 | 10.03 | с.111-116, отчет по пр/р, сообщения | Жизнь на разных материках. Практическая работа №2 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» |
26 | 17.03 | с.117-122, отчет по пр/р, задания из электрон. прилож. | Природные зоны Земли. Практическая работа №3 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» |
27 | 07.04 | с.123-127, отчет по пр/р, знать термины и основные понятия. Подготовиться к контрольной работе, обобщающей знания , полученные за год (выходной диагностике) | Жизнь в морях и океанах. Практическая работа №4 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» |
28 | 14.04 | Кроссворд | Контрольная работа №2, обобщающая знания , полученные за год (выходная диагностика) |
Часть 4. Человек на Земле (6ч) |
29 | 21.04 | с.130-136, таблица, сообщения | Как человек появился на Земле |
30 | 28.04 | с.137-141, минипроекты | Как человек изменил Землю |
31 | 05.05 | с.142-147, задания из электрон. прилож. | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? |
32 | 12.05 | с.148-157, отчеты по пр/р, задания из электрон. прилож., памятки по группам | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №5 «Измерение своего роста и массы тела». Практическая работа №6 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
33-34 | 19.05 | Летние задания | Обобщающий урок. |
| | | |
Материально-техническое обеспечение
1. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков «Биология». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2019
2. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением.— М.: Дрофа,2012
3. Открытая биология (полный интерактивный курс биологии)
4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия
5. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» М. Электронные издания: ООО «Русское слово-учебник »; ООО «ЦАЙТ» программная оболочка, дизайн. 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;
http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;
http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);
http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;
http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;
http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
— Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Биология. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2019.
— Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
— Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.
4. Географические карты материков.
5. Экранно-звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно-образовательные ресурсы.
8. Мультимедиапроекция.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ
И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС
1. Исследование растений школьной территории и определение количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.
2. Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хомяка, крысы или какого-то другого животного). Составление описания и презентации с фотографиями.
3. Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Составление доклада о результатах.
4. Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.
5. Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных вашего края, составление доклада с показом презентации на уроке.