Муниципальное общеобразовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы, на основании авторской программы по биологии 5-9 классы под редакцией Н.В. Бабичева, В.И. Сивоглазова (М., Дрофа, 2019 г).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника - Биология: Введение в биологию. 5 класс. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Дрофа, 2018 г.
Цель обучения по программе:
• освоение знаний о многообразии объектов природы, связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, для безопасного поведения в природной среде и оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир 1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Программа является рабочей программой учителя по биологии.
Программа определяет содержание, объем, порядок изучения биологической дисциплины, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс в 5 классе по биологии.
Место предмета «Биология» в учебном плане.
По учебному плану на изучение биологии выделяется 1 час в неделю. Согласно календарному графику работы школы программа составлена на 35 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение школьников биологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Биология» в основной школе. Обучающиеся будут:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Биология» в основной школе. Обучающиеся будут уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять план выполнения учебной задачи;
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты;
находить и использовать причинно-следственные связи;
формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части, ставить вопросы к тексту;
составлять простой и сложный план текста;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
участвовать в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Биология» в основной школе. В результате изучения биологии обучающийся научится:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами
Содержание программы
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов.
Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторная работа:
Знакомство с оборудованием для научных исследований;
Устройство ручной лупы. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним;
Строение клеток кожицы чешуи лука;
Практическая работа:
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов - 15 часов.
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Лабораторная работа:
Съедобные и ядовитые грибы;
Строение зеленых водорослей;
Строения мха кукушкина льна;
Листья и споры папоротников;
Строение хвои и шишек хвойных;
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 5 часов.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практическая работа:
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Раздел 4. Человек на Земле – 7 часов.
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практическая работа:
Итоговый урок по теме «Введение в биологию» – 1 час.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 |
2 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | 15 |
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 |
4 | Раздел 4. Человек на Земле | 6 |
5 | Итоговый урок по теме «Введение в биологию» | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование по биологии
в 5 классе на 35 часов (1 час по учебному плану)
№ урока п/п | № урока по разделу | Наименование разделов и тем | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение» (8 часов) |
1 | 1 | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Что такое живой организм. | | |
2 | 2 | Науки о живой природе. | | |
3 | 3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований». | | |
4 | 4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 «Устройство ручной лупы. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». | | |
5 | 5 | Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | | |
6 | 6 | Химический состав клетки. Практическая работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». | | |
7 | 7 | Вещества и явления в окружающем мире. | | |
8 | 8 | Великие естествоиспытатели. | | |
Раздел 2. «Многообразие живых организмов» (15 часов) |
9 | 1 | Как развивалась жизнь на Земле. | | |
10 | 2 | Разнообразие живого. | | |
11 | 3 | Бактерии. | | |
12 | 4 | Грибы. Лабораторная работа №4 «Съедобные и ядовитые грибы». | | |
13 | 5 | Растения. Водоросли. Лабораторная работа №5 «Строение зеленых водорослей». | | |
14 | 6 | Мхи. Лабораторная работа №6 «Строения мха кукушкина льна». | | |
15 | 7 | Папоротники. Лабораторная работа №7 «Листья и споры папоротников». | | |
16 | 8 | Голосеменные растения. | | |
17 | 9 | Лабораторная работа №8 «Строение хвои и шишек хвойных» | | |
18 | 10 | Покрытосеменные (цветковые) растения. Лабораторная работа №9 «Строение цветкового растения (органы)». | | |
19 | 11 | Значение растений в природе и жизни человека. | | |
20 | 12 | Животные. Простейшие | | |
21 | 13 | Беспозвоночные | | |
22 | 14 | Позвоночные | | |
23 | 15 | Значение животных в природе жизни человека | | |
Раздел 3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов) |
24 | 1 | Три среды обитания. | | |
25 | 2 | Практическая работа №2 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | | |
26 | 3 | Жизнь на разных материках. | | |
27 | 4 | Природные зоны Земли. | | |
28 | 5 | Жизнь в морях и океанах. | | |
Раздел 4. «Человек на Земле» (7 часов) |
29 | 1 | Как Человек появился на Земле. | | |
30 | 2 | Как человек изменил Землю. | | |
31 | 3 | Жизнь под угрозой. | | |
32 | 4 | Не станет ли Земля пустыней. | | |
33 | 5 | Здоровье человека и безопасность жизни. | | |
34 | 6 | Практическая работа №3 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | | |
35 | 7 | Итоговый урок по теме «Введение в биологию» | | |
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО.
ШМО учителей общественно-научных
и естественно-научных дисциплин
Протокол заседания №_______
от _______________________
Руководитель ШМО____________
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
___________________
__________________(дата)