СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника - Биология: Введение в биологию. 5 класс. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Дрофа, 2018 г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 5 класса



































Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы, на основании авторской программы по биологии 5-9 классы под редакцией Н.В. Бабичева, В.И. Сивоглазова (М., Дрофа, 2019 г).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника - Биология: Введение в биологию. 5 класс. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Дрофа, 2018 г.

Цель обучения по программе:

• освоение знаний о многообразии объектов природы, связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, для безопасного поведения в природной среде и оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир 1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.



Программа является рабочей программой учителя по биологии.

Программа определяет содержание, объем, порядок изучения биологической дисциплины, в соответствии с которым осуществляется учебный процесс в 5 классе по биологии.


Место предмета «Биология» в учебном плане.

По учебному плану на изучение биологии выделяется 1 час в неделю. Согласно календарному графику работы школы программа составлена на 35 часов.






Планируемые результаты изучения учебного предмета


Обучение школьников биологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.


Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Биология» в основной школе. Обучающиеся будут:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Биология» в основной школе. Обучающиеся будут уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты;

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

  • выделять в тексте смысловые части, ставить вопросы к тексту;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • участвовать в совместной деятельности.


Предметные результаты освоения учащимися предмета «Биология» в основной школе. В результате изучения биологии обучающийся научится:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами





Содержание программы


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов.

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.


Лабораторная работа:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований;

  • Устройство ручной лупы. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним;

  • Строение клеток кожицы чешуи лука;

Практическая работа:

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Раздел 2. Многообразие живых организмов - 15 часов.

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.


Лабораторная работа:

  • Съедобные и ядовитые грибы;

  • Строение зеленых водорослей;

  • Строения мха кукушкина льна;

  • Листья и споры папоротников;

  • Строение хвои и шишек хвойных;

  • Строение цветкового растения (органы).


Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 5 часов.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


Практическая работа:

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.


Раздел 4. Человек на Земле – 7 часов.

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.


Практическая работа:

  • Овладение простейшими  способами оказания первой доврачебной  помощи



Итоговый урок по теме «Введение в биологию» – 1 час.





Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

15

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

5

4

Раздел 4. Человек на Земле

6

5

Итоговый урок по теме «Введение в биологию»

1


Итого:

35













Календарно-тематическое планирование по биологии

в 5 классе на 35 часов (1 час по учебному плану)


№ урока п/п

урока по разделу

Наименование разделов и тем


Дата

План

Факт

Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение» (8 часов)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии. Что такое живой организм.



2

2

Науки о живой природе.



3

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».



4

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 «Устройство ручной лупы. Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».



5

5

Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».



6

6

Химический состав клетки. Практическая работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».



7

7

Вещества и явления в окружающем мире.



8

8

Великие естествоиспытатели.



Раздел 2. «Многообразие живых организмов» (15 часов)

9

1

Как развивалась жизнь на Земле.



10

2

Разнообразие живого.



11

3

Бактерии.



12

4

Грибы. Лабораторная работа №4 «Съедобные и ядовитые грибы».



13

5

Растения. Водоросли. Лабораторная работа №5 «Строение зеленых водорослей».



14

6

Мхи. Лабораторная работа №6 «Строения мха кукушкина льна».



15

7

Папоротники. Лабораторная работа №7 «Листья и споры папоротников».



16

8

Голосеменные растения.



17

9

Лабораторная работа №8 «Строение хвои и шишек хвойных»



18

10

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Лабораторная работа №9 «Строение цветкового растения (органы)».



19

11

Значение растений в природе и жизни человека.



20

12

Животные. Простейшие



21

13

Беспозвоночные



22

14

Позвоночные



23

15

Значение животных в природе жизни человека



Раздел 3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов)

24

1

Три среды обитания.



25

2

Практическая работа №2 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»



26

3

Жизнь на разных материках.



27

4

Природные зоны Земли.



28

5

Жизнь в морях и океанах.



Раздел 4. «Человек на Земле» (7 часов)

29

1

Как Человек появился на Земле.



30

2

Как человек изменил Землю.



31

3

Жизнь под угрозой.



32

4

Не станет ли Земля пустыней.



33

5

Здоровье человека и безопасность жизни.



34

6

Практическая работа №3 «Овладение простейшими  способами оказания первой доврачебной  помощи»



35

7

Итоговый урок по теме «Введение в биологию»



















Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ пп

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись


















































СОГЛАСОВАНО.

ШМО учителей общественно-научных

и естественно-научных дисциплин

Протокол заседания №_______

от _______________________

Руководитель ШМО____________


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

___________________

__________________(дата)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!