СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса с краеведческим компонентом

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учеников 6 класса, изучающих биологию 1,5 часа в неделю. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса с краеведческим компонентом»

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)



Пояснительная записка



Рабочая программа курса «Биология. 6 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса. В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 6 класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем, основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2012 под ред. Трайтака Д.И. – 6 класс. Согласно ФГОС изучение биологии начинается с 5 класса и материал тем был разделен на 2 года обучения (5 и 6 класс). Курс рассчитан на 52 учебных часа (1,5 часа в неделю). Дополнительные учебные часы используются на реализацию краеведческого компонента (КК).

В 6 классе при составлении рабочей программы произошло перераспределение часов данных на изучение отдельных тем. Тема «Систематика растений» объединена с темой «Низшие растения». За счет этого часа увеличено количество часов на изучение темы «Высшие споровые растения» с 2 до 3 часов. Увеличено количество часов на изучение темы: «Высшие семенные растения» с 8 до 10 часов по программе.



Нормативные документы

  1. Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2012.

  3. Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2ч. Ч.II/ Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.









Цели и задачи изучения предмета



Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:



Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;

  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;

  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

 Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;

  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле



Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. 6 класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности,в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности,фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую -ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную -опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.



Разделы

Компетенции

1.Размножение растений

Учебно – познавательная, коммуникативная,  информационная.Общекультурная

2.Факторы, влияющие на рост и развитие растений.

Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная

3. Систематика растений. Низшие растения. Высшие споровые растения.

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

4.Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле.

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

5. Вирусы. Бактерии.

Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

6.Грибы. Лишайники.

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

7.Жизнь организмов в сообществах.

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная,  информационная.

Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Количество часов по рабочему плану:

Всего – 52 часа; в неделю – 1,5 часа. Дополнительные учебные часы используются на реализацию краеведческого компонента (КК).

Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам

итоговой аттестации – итоговое тестирование



Требования к результатам обучения



Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы, на системно-деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися системой знаний, предметными, общими учебными умениями, универсальными учебными действиями и способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных в ходе исследований результатов.

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.

В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:



в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 6 класса научатся:

  • Характеризовать признаки растительных организмов

  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;

  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;

  • характеризовать строение и физиологические процессы, свойственные растительным организмам;

  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;

регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;

  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;

  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;

  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;

  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;

  •  ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;

  • выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;

  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;

  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;

  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;



В результате изучения курса «Биология. 6 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.



Личностные результаты

учащиеся 6 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;

  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.



Метапредметные результаты

учащиеся 6 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.



Предметные результаты

В познавательной сфере учащиеся 6 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.

  • Различать жизненные формы растений;

  • Знать строение и процесс деления клетки;

  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений,

  • бактерий, грибов, лишайников, характеристика вирусов как неклеточной

  • формы жизни;

  • объяснение связи организма с окружающей его средой;

  • обоснование роли растений, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;

  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения,

определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической

группе;

  • выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;

  • распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их

  • изображений;

  • определение и классификация основных биологических понятий;

  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических

  • объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.



В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.



В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.

  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.



В эстетической сфере

  • Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.

  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);

  • взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;

  • публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Учащиеся должны знать/понимать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение растительных организмов;

• основные свойства живых организмов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности для:

-выращивания комнатных растений;

-охраны окружающей среды.



Литература и средства обучения 

Список методической литературы по предмету:



  1. Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч. Ч. II / Д.И. Трайтак,  Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.

  2. Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2012.

  3. С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.

  4. Бодрова Н.Ф. Хрыпова Р.Н. Биология. Методическое пособие. 5-6 классы. М., Мнемозина, 2013 -301 с.: с ил.

  5. Трайтак Н.Д. Биология. Рабочая тетрадь. 5-6 класс. Ч.2 – М.: Мнемозина, 2013.

  6. Экологический атлас Ярославской области / Науч. ред. Г. А. Фоменко. Ярославль, 2015.



  1. Интернет–ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru



Список литературы для учащихся:

  1. Красная книга Ярославской области

  2. С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.

  3. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).

  4. «Растения». Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор  Трайтак Д.И.

  5. Экологический атлас Ярославской области / Науч. ред. Г. А. Фоменко. Ярославль, 2015.







Содержание программы


№ п/п

Название раздела

Количество отведенных часов

Дата

1

Размножение растений

3


2

Факторы, влияющие на рост растений

4


3

Введение в краеведение (КК)

3


4

Систематика растений. Низшие растения + КК

2 + 2 (КК)


5

Высшие споровые растения + КК

4 + 1 (КК)


6

Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле + КК

10 + 7 (КК)


7

Вирусы. Бактерии

5


8

Грибы. Лишайники + КК

4 + 2 (КК)


9

Жизнь организмов в сообществах

5



Всего

52 часа






















Тема урока

Тип урока, форма проведения

Основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Система контроля

Основные средства обучения, ЭОР

личностные

метапредметные

Регулятивные (Р), Личностные (Л), Коммуникативные (К), Познавательные (П)

предметные


Тема 1. Размножение растений (3ч)

1

Биологическое значение и особенности размножения растений

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника, наглядным материалом, просмотр слайд – фильма, ответы на вопросы и задания учебника и учителя

уметь объяснять значение знаний о жизнеспособности семян для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о биологическом значении размножения, жизнеспособности семян и особенностях их прорастания

Входная диагностика. Кроссворд «Свойства растительного организма»

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Цветок», «Вегетативное размножение»

2

Способы вегетативного размножения растений

комплексного применения знаний и умений, ЛР 1,2

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет - ресурсами. Заполнение схемы и таблицы по заданным критериям. Систематизация текстового материала.

ЛР «Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами»

уметь объяснять необходимость знаний о способах вегетативного размножения для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике.

Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П)

иметь представление о разных способах вегетативного размножения. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, иллюстрирующие способы вегетативного размножения, скальпели, горшочки с грунтом, черенки бегонии, традесканции.

3

Размножение растений прививкой и культурой ткани

Урок решения практических задач

Работа с текстом и рисунками учебника, технологическими картами, натуральными объектами

Составление отчета практической работы и его представление окружающим

уметь объяснять значение знаний о способах размножения прививкой и культурой ткани для выращивания и селекции культурных растений

уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о размножении растений прививкой и культурой ткани.

Фронтальная беседа , решение головоломок

ПК, м/м проектор, презентация


Тема 2. Факторы, влияющие на рост растений (4ч)

4/

1

Рост растений. Ростовые движения растений

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр видеофрагмента «Рост растений». Ответы на вопросы и задания учебника. Работа с натуральными объектами и технологическими картами. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

уметь объяснять необходимость знаний об особенностях роста растений для сельскохозяйственного производства и разведения декоративных растений

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление об особенностях роста растений и ростовых движений. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии

Кроссворд

«Способы вегетативного размножения растений»

ПК, м/м проектор, презентация.

Таблицы «Строение ветки липы», «Корень и его зоны»

5/

2

Развитие растений.

Сезонные изменения в жизни растений

Комбинированный

Работа с текстом, вопросами и заданиями учебника, просмотр слайд-фильма, работа с натуральными объектами и технологическими картами. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим

уметь объяснять необходимость знаний о развитии растений для их культивирования и использования в жизни человека

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о развитии растений, сезонных изменениях в развитии, фенологических наблюдениях. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии

составление схем по §7

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Прорастание семян», проростки семян, комнатные растения

6/

3

Дикорастущие, культурные и сорные растения

комплексного применения знаний и умений

Работа с текстом и рисунками учебника, составление схемы по заданному алгоритму, работа с натуральным гербарным материалом, технологическими картами

уметь объяснять необходимость знаний о дикорастущих, культурных и сорных растениях в практической деятельности человека

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о дикорастущих, культурных и сорных растениях, отраслях сельскохозяйственного производства. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, карта мира, муляжи плодов, гербарии, изображения растений

7/

4

Паразитизм в растительном мире.

Растения - хищники

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника. Работа по выполнению индивидуальных заданий с интернет - ресурсами, составление презентаций и представление их классу.

уметь объяснять знания о формах взаимодействия растений между собой и другими живыми организмами для организации природоохранных мероприятий

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы (К)

иметь представление о паразитизме в растительном мире и растениях хищниках

Фронтальная беседа , решение кроссворда (работа в парах)

ПК, м/м проектор, презентация, видео-фильм о растениях - паразитах и хищниках


Тема 3. Введение в краеведение (3ч)

8/

1


КК

Разнообразие растительного покрова Ярославской области 

Урок «открытия» нового знания

Работа с натуральными объектами, гербарным материалом и лабораторным оборудованием. Работа с инструктивными карточками.

Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

Уметь объяснять необходимость знаний о растительном покрове ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о многообразии растительного покрова ЯО

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

9/

2


КК

Растения Красной книги Ярославской области 

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа в группах, работа с инструктивными карточками.

Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

Уметь объяснять необходимость знаний о растениях Красной книги ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования, а также охраны окружающей среды

уметь самостоятельно выделять и формулировать тему урока, уметь высказывать свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р). Уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (К). Уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы (П)


иметь представление о понятии «Красная книга», представление о Красной книге, как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.

Знать историю создания Красной книги ЯО

Кроссворд, мини-тест

ПК, м/м проектор, презентация, Красная книга ЯО, картинки с изображением растений

10/3


КК

Животные Красной книги Ярославской области 

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа в группах, работа с инструктивными карточками.

Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.


Уметь объяснять необходимость знаний о животных Красной книги ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования, а также охраны окружающей среды

уметь самостоятельно выделять и формулировать тему урока, уметь высказывать свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р). Уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (К). Уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы (П)


иметь представление о понятии «Красная книга», представление о Красной книге, как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

Знать историю создания Красной книги ЯО

Кроссворд, мини-тест

ПК, м/м проектор, презентация, Красная книга ЯО, картинки с изображением животных


Тема 4. Систематика растений. Низшие растения (2ч + 2ч КК)

11/

1

Понятие о систематике.

Водоросли: особенности строения, размножение

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа с текстом параграфа, словарем, рисунками, динамическими пособиями. Работа с натуральными объектами, гербарным материалом и лабораторным оборудованием. Работа с инструктивными карточками.

Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

уметь объяснять необходимость систематических знаний для понимания многообразия живой природы

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о систематике и классификациях растений, о водорослях, особенностях их строения и размножения.

Знать систематические категории в соответствующем порядке

индив, на соответствие (термин - определение)

ПК, м/м проектор, презентация, карта мира, портрет Линнея, видео-фильм о водорослях, аквариум, м/п «Хламидомонада»

12/

2




Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека.


Комбинированный

Работа с текстом параграфа, словарем, рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей для их охраны и использования в биотехнологических производствах и жизни человека

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии водорослей. Знать значение водорослей в природе и жизни человека

Фронтальная беседа, решение кроссворда (работа в парах)

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы

«Улотрикс»,

«Морские водоросли», видеофильм о водорослях

13/3


КК

Многообразие водорослей Ярославского края

Комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей родного края для их охраны и использования в биотехнологических производствах и жизни человека

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии водорослей ЯО. Знать значение водорослей в природе и жизни человека

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии


14/4


КК

Осенние явления в жизни растений Ярославского края 


Экскурсия

Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза

уметь объяснять необходимость знаний о сезонных изменениях в жизни растений ближайшего окружения для осуществления рационального природопользования и локальных мер охраны данных сообществ

Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К)

иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ

проверка умений работать с инструктивными картами

определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты


Тема 5. Высшие споровые растения (4ч + 1ч КК)

15/

1

Мхи

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника, динамическими пособиями, просмотр слайд - фильмов. Заполнение сравнительный таблицы «Мхи кукушкин лен и сфагнум». Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу.

уметь объяснять значение знаний о многообразии мхов и их свойствах для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной ин- формации (П)

иметь представление об особенностях строения и размножения мхов, о многообразии мхов. Знать значение сфагнума в природе и жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии, правила работы с микроскопом

терминологическая разминка

ПК, м/м проектор, презентация, коллекция мхов, «Торф и продукты его переработки», видео-фильм о моховидных

16/

2

Папоротники: особенности строения, размножения

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника. Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу.

уметь объяснять значение знаний о строении и размножении папоротников для их охраны и использовании в жизни человека

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о строении и размножении папоротников. Знать о чередовании поколений в жизненном цикле растений.

Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии

Фронтальная беседа , составление схемы «Размножение мха»

ПК, м/м проектор, презентация, гербарий папоротниковидных, рисунки, м\п «заросток папоротника»

17/

3

Многообразие и значение папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсами, просмотр слайд –фильма. Работа над мини - проектами и представление результатов в виде презентаций

уметь объяснять значение знаний о многообразии папоротников, хвощей и плаунов для их охраны и практического использования.

уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии высших споровых растений. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека

Фронтальная беседа , составление схемы «Размножение папоротника»

ПК, м/м проектор, презентация, гербарий папоротниковидных, рисунки, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

18/4


КК

Разнообразие высших споровых растений родного края 

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии высших споровых растений родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии высших споровых растений ЯО. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

19/5

Контрольно-обобщающий урок по темам «Водоросли», «Высшие споровые растения»


Тема 6. Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле (10ч + 7ч КК)

20/

1

Голосеменные растения: особенности строения, размножение

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника, динамическим пособием, гербарным материалом. Работа с лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу.

уметь объяснять необходимость знаний о строении и размножении голосеменных растений для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека.

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о строении и размножении голосеменных. Знать правила техники безопасности в кабинете биологии, правила работы с микроскопом

заполнение сравнительной таблицы

ПК, м/м проектор, презентация, видеофильм о голосеменных, таблица «Сосна обыкновенная»,

МП «Хвоя сосны»,

«Пыльца сосны»

21/

2

Многообразие и значение голосеменных в природе и жизни человека

Урок решения практических, проектных задач

Работа с разными источниками информации, интернет–ресурсами. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Заполнение сравнительной таблицы «Сосна, ель». Работа над мини-проектами и представление результатов в виде презентаций

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии голосеменных растений для их охраны и практического использования

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о многообразии голосеменных растений и их классификации.

Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии

Игра «Найди ошибку», «Вставь пропущенные термины»

ПК, м/м проектор, презентация, гербарий и шишки хвойных, видеофильм о голосеменных

22/3


КК

Многообразие голосеменных растений родного края

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии голосеменных растений родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии голосеменных растений ЯО. Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

23/

4

Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Деление покрытосеменных на классы и семейства

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд –фильма. Заполнение сравнительной таблицы «Растения классов Однодольные и Двудольные»

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии.

Знать характеристику классов Однодольных и Двудольных.

Определение на рисунках ГС растений, решение головоломок

ПК, м/м проектор, презентация, таблица «Классификация покрытосеменных», гербарные экземпляры, живые растения

24/5


КК

Зимние явления в жизни растений Ярославского края 


Экскурсия

Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза

уметь объяснять необходимость знаний о сезонных изменениях в жизни растений ближайшего окружения для осуществления рационального природопользования и локальных мер охраны данных сообществ

Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К)

иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ

проверка умений работать с инструктивными картами

определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты

25/

6

Класс Двудольные. Семейство Капустные, или Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет - ресурсы Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Крестоцветные и Розоцветные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд - фильма. Представление отчетов мини-проектов

уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Крестоцветные и Розоцветные для их практического использования

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знать культурные растения семейств Крестоцветные и Розоцветные и их значение в жизни человека.

составление схемы, фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видео- фильм

26/7



КК

Разнообразие растений родного края: семейства Крестоцветные и Розоцветные

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Крестоцветные и Розоцветные родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии семейств Крестоцветные и Розоцветные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

27/

8

Класс Двудольные. Семейство Бобовые, или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Бобовые и Зонтичные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд -фильма. Представление отчетов мини-проектов.

уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Бобовых и Зонтичных для их практического использования

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Бобовых и Зонтичных.

Знать культурные растения семейств Бобовых и Зонтичных и их значение в жизни человека.

терминологическая разминка, фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм

28/9


КК

Разнообразие растений родного края: семейства Бобовые и Зонтичные

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Бобовые и Зонтичные родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии семейств Бобовые и Зонтичные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

29/

10

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Семейство Астровые, или Сложноцветные

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Паслёновые и Астровые и их роль в жизни человека». Просмотр слайд -фильма. Представление отчетов

уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Паслёновые и Астровые для их практического использования

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений сем. Паслёновые и Астровые. Знать культурные растения сем. Паслёновые и Астровые и их значение в жизни человека.

взаимопроверка

ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм

30/11



КК

Разнообразие растений родного края: семейства Паслёновые и Сложноцветные

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Паслёновые и Сложноцветные родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии семейств Паслёновые и Сложноцветные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

31/

12

Класс Однодольные. Семейство Злаки. Семейство Лилейные

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, инструктивными карточками, лабораторным оборудованием. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Злаки и Лилейные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд – фильма. Представление отчетов мини- проектов

уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Злаки и Лилейные для их практического использования

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения семейств Злаки и Лилейные и их значение в жизни человека.

решение головоломок, работа в парах

ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм

32/13



КК

Разнообразие растений родного края: семейства Злаки и Лилейные

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Злаки и Лилейные родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии семейств Злаки и Лилейные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, гербарии

33/

14

Такие разные и такие похожие цветковые растения

комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Работа с различными источниками информации, выполнение мини проектов и представление отчетов о них. Работа с гербарным материалом и комнатными растениями. Описание Цветкового растения по алгоритму. Представление классу отчетов по практической работе

уметь объяснять необходимость знаний о Покрытосеменных растениях для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной ин- формации (П)

иметь представление о многообразии цветковых растений, их отличиях от других отделов царств растений. Знать причины широкого распространения Покрытосеменных растений и возможность их адаптации к разным условиям обитания.

Знать правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Термин. разминка, тест

ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы

34/15

Контрольная работа по теме «Высшие семенные растения»

35/

16

Эволюция растений

Урок «открытия» нового знания

Работа с различными источниками информации и интернет - ресурсами. Просмотр слайд - фильмов (видеофильмов) Заполнение таблицы «Эволюция растительного мира на Земле» Выполнение мини – проектов и представление отчетов

уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира для понимания особенностей современного со- стояния растительности и ее рационального использования, для понимания эволюции культурных форм

уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира на Земле, об усложнении организации растений в процессе их эволюции. Знать роль древних Папоротникообразных в образовании каменного угля.

заполнение таблицы

ПК, м/м проектор, презентация, стенд «Развитие растительного мира», видеофильм, коллекция ископаемых остатков организмов

36/17


КК

Эволюция растений Ярославской области

Комбинированный

Работа с различными источниками информации и интернет - ресурсами. Просмотр слайд - фильмов (видеофильмов) Выполнение мини – проектов и представление отчетов

уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира ЯО для понимания особенностей современного со- стояния растительности ЯО и ее рационального использования, для понимания эволюции культурных форм

уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира родного края, об усложнении организации растений в процессе их эволюции

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, стенд «Развитие растительного мира», коллекция ископаемых остатков организмов


Тема 7. Вирусы. Бактерии (5ч)

37/

1

Вирусы – неклеточная форма жизни

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд -фильма. Работа с мини-проектами и представление их результатов. Заполнение таблицы «Вирусные болезни растений

уметь объяснять необходимость знаний о вирусах и вирусных болезнях растений в практической деятельности человека

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы (К)

иметь представление о вирусах и вирусных болезнях растений, о мерах борьбы с вирусными болезнями.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, таблица «Вирусы», рисунки организмов, пораженных виру- сами

38/

2

Общая характеристика бактерий

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд -фильма. Заполнение таблицы и выполнение рисунков различных форм бактериальных клеток. Составление схемы «Разнообразие бактерий по типам питания»

уметь объяснять необходимость знаний о бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о строении бактериальной клетки и процессах их жизнедеятельности, знать характеристику прокариот по сравнению с эукариотами. Знать среды обитания бактерий и причины их быстрого размножения.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Вирусы», «Бактерии», видеофильм о бактериях

39/

3

Взаимоотношения бактерий с другими организмами.

Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии

Урок решения практических, проектных задач ЛР «Изучение клубеньков бобовых растений».

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу

уметь объяснять необходимость знаний о формах взаимоотношений бактерий с другими живыми организмами для понимания закономерностей существования биосферы

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о разных формах взаимодействия бактерий с другими живыми организмами, о процессах размножения и спорообразования бактерий. Знать значение азотофиксирующих бактерий в жизнедеятельности растений. Знать роль фотосинтезирующих бактерий в эволюции живой природы и жизни человека. Знать правила ТБ при выполнении ЛР

Индив. По карточкам с рисунками, фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация,

фильм об азотофиксирующих бактериях

40/

4

Значение бактерий в природе и жизни человека

Урок решения практических, проектных задач

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу

Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами изобразительной наглядности. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о бактериальных болезнях растений. Знать значение бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека.

тестирование

ПК, м/м проектор, презентация, выставка «Бактерии в природе и жизни человека»

41/5

Контрольно-обобщающий урок по темам «Вирусы», «Бактерии»


Тема 8. Грибы. Лишайники (4ч + 2ч КК)

42/

1

Грибы – особое царство организмов

Урок «открытия» нового знания.

ЛР «Строение шляпочного гриба».

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика грибов и растений»

уметь объяснять необходимость знаний о строении и значении грибов для понимания их роли в природе и жизни человека.

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о грибах как отдельном царстве живой природы. Знать строение и значение шляпочных грибов. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии

Фронтальная беседа о царствах живой природы

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, видеофильм о грибах

43/

2

Экологические группы грибов. Дрожжи. Плесени

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Составление схемы (кластера) «Размножение грибов»

уметь объяснять необходимость знаний о способах питания и размножения грибов, эколог. группах грибов для их использования в хозяйственной деятельности человека

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о способах питания и размножения грибов. Знать значение плесневых и дрожжевых грибов в жизни человека.

заполнение схемы, разгадывание головоломок

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, живая плесень

44/3



КК

Грибы съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов Ярославской области

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов родного края для рационального природопользования и их охраны, а также для сохранения собственного здоровья

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии съедобных и ядовитых грибов ЯО. Знать строение и значение шляпочных грибов.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, муляжи плодовых тел грибов

45/

4


Значение грибов в природе и жизни человека

Урок решения практических, проектных задач

ПР «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Выполнение мини – проектов и представление отчетов. Заполнение таблицы «Грибы-двойники» Составление правил сбора плодовых тел шляпочных грибов

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов для понимания их роли в природе и использовании человеком

уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с раз личными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П)

иметь представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Знать отличие съедобных и ядовитых грибов, правила сбора грибов и способы оказания первой помощи при отравлении грибами. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ

мини–тест, решение биологических задач

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, лабораторное оборудование, пробирки с дрожжами, мукор, пеницилл


46/

5

Общая характеристика и экология лишайников

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Выполнение мини – проектов и представление отчетов. Составление схемы (кластера) «Многообразие и значение лишайников»

уметь объяснять необходимость знаний о строении, размножении и особенностях лишайников для понимания их роли в природе и деятельности человека

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать. разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о лишайниках как симбиотической группе организмов. Знать значение лишайников в природе и жизни человека.

взаимопроверка по шаблону

ПК, м/м проектор, презентация, видеофильм, коллекция лишайников, таблицы

47/6



КК

Разнообразие лишайников родного края

комбинированный

Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами. Работа с интернет - ресурсами.

уметь объяснять необходимость знаний о многообразии лишайников родного края для рационального природопользования и их охраны

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о многообразии лишайников ЯО. Знать значение лишайников в природе и жизни человека.

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы


Тема 9. Жизнь организмов в сообществах (3ч)

48/

1

Растительные сообщества (фитоценозы)

Комбинированный

Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет-ресурсами. Просмотр видео -фрагментов и слайд -фильмов, составление схемы ярусности в лесном фитоценозе. Работа с раздаточным материалом «Компоненты ярусов различных фитоценозов»

уметь объяснять значение знаний о растительных сообществах для их охраны и рационального использования

уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о структуре и составе фитоценозов, об их развитии. Знать значение ярусности как приспособленности растений к совместному существованию в сообществах

Фронтальная беседа

ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Ярусность», «Биоценоз дубравы», видеофильм о фитоценозах, гербарий «рас- тительные сообщества»

49/

2

Взаимоотношения организмов в растительном сообществе

Экскурсия

Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Прогнозирование возможной динамики данного фитоценоза Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза

уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения для осуществления локальных мер охраны данных сообществ

Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К)

иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ

проверка умений работать с инструкц. картами

определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты

50/

3

Типы растительности. Влияние человека на растительный покров Земли. Ботанические сады

Комбинированный

Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет-ресурсами. Просмотр видео - фрагментов и слайд-фильмов, Составление сравнительной характеристики природных зон в форме таблицы

уметь объяснять значение знаний о зональных и незональных типах растительности для охраны растительного мира и рационального использования природных ресурсов

уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

иметь представление о зональности, различных природных зонах.

Знать зональные и незональные типы растительности.

моделирование фитоценоза с помощью карточек

ПК, м/м проектор, презентация, Карта «Растительность мира», карточки для моделирования фитоценозов

51/

4

Прощай, ботаника

Урок контроля, повторения предметных знаний

Индивидуально-групповая, составление схем, кластеров, презентаций. Представление результатов своей работы

иметь представление о ботанике как сложной комплексной науке. Знать значение растений в природе и жизни человека

Итоговое тестирование

ПК, м/м проектор, презентация

Инд. задания


52/5

Контрольная работа по курсу биологии 6 класса