СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа предназначена для учеников 6 класса, изучающих биологию 1,5 часа в неделю. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. 6 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса. В Пояснительной записке дается характеристика курса «Биология. 6 класс», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных и практических работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем, основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2012 под ред. Трайтака Д.И. – 6 класс. Согласно ФГОС изучение биологии начинается с 5 класса и материал тем был разделен на 2 года обучения (5 и 6 класс). Курс рассчитан на 52 учебных часа (1,5 часа в неделю). Дополнительные учебные часы используются на реализацию краеведческого компонента (КК).
В 6 классе при составлении рабочей программы произошло перераспределение часов данных на изучение отдельных тем. Тема «Систематика растений» объединена с темой «Низшие растения». За счет этого часа увеличено количество часов на изучение темы «Высшие споровые растения» с 2 до 3 часов. Увеличено количество часов на изучение темы: «Высшие семенные растения» с 8 до 10 часов по программе.
Нормативные документы
Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2012.
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.II/ Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Обучающие цели:
Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
Развитие знаний об основных методах биологической науки;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. 6 класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности,в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности,фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую -ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности.
2.Общекультурную -опыт освоения учащимися научной картины мира.
3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.
4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
6.Социально-трудовую- овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Разделы
Компетенции
1.Размножение растений
Учебно – познавательная, коммуникативная, информационная.Общекультурная
2.Факторы, влияющие на рост и развитие растений.
Ценностно-смысловая, учебно – познавательная, коммуникативная, информационная. Общекультурная
3. Систематика растений. Низшие растения. Высшие споровые растения.
Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная.
4.Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле.
Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная.
5. Вирусы. Бактерии.
Ценностно-смысловая,учебно–познавательная, коммуникативная, информационная.
6.Грибы. Лишайники.
Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная.
7.Жизнь организмов в сообществах.
Ценностно-смысловая, учебно–познавательная, коммуникативная, информационная.
Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Количество часов по рабочему плану:
Всего – 52 часа; в неделю – 1,5 часа. Дополнительные учебные часы используются на реализацию краеведческого компонента (КК).
Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам
итоговой аттестации – итоговое тестирование
Требования к результатам обучения
Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы, на системно-деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися системой знаний, предметными, общими учебными умениями, универсальными учебными действиями и способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных в ходе исследований результатов.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.
В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:
в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 6 класса научатся:
Характеризовать признаки растительных организмов
характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;
различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
характеризовать строение и физиологические процессы, свойственные растительным организмам;
различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;
ученики получат возможность научиться:
основам рефлексивного чтения биологической литературы;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
выдвигать гипотезы иорганизовывать исследования с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;
В результате изучения курса «Биология. 6 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
учащиеся 6 класса должны
Знать основные принципы отношения к живой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Метапредметные результаты
учащиеся 6 класса должны
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 6 класса должны
Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
Различать жизненные формы растений;
Знать строение и процесс деления клетки;
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений,
бактерий, грибов, лишайников, характеристика вирусов как неклеточной
формы жизни;
объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения,
определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической
группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их
изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических
объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных
В ценностно-ориентационной сфере
Знать основные правила поведения в природе.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере
Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение растительных организмов;
• основные свойства живых организмов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности для:
-выращивания комнатных растений;
-охраны окружающей среды.
Литература и средства обучения
Список методической литературы по предмету:
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. II / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.: ил.
Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2012.
С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
Бодрова Н.Ф. Хрыпова Р.Н. Биология. Методическое пособие. 5-6 классы. М., Мнемозина, 2013 -301 с.: с ил.
Трайтак Н.Д. Биология. Рабочая тетрадь. 5-6 класс. Ч.2 – М.: Мнемозина, 2013.
Экологический атлас Ярославской области / Науч. ред. Г. А. Фоменко. Ярославль, 2015.
Интернет–ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
Список литературы для учащихся:
Красная книга Ярославской области
С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).
«Растения». Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор Трайтак Д.И.
Экологический атлас Ярославской области / Науч. ред. Г. А. Фоменко. Ярославль, 2015.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела | Количество отведенных часов | Дата |
1 | Размножение растений | 3 | |
2 | Факторы, влияющие на рост растений | 4 | |
3 | Введение в краеведение (КК) | 3 | |
4 | Систематика растений. Низшие растения + КК | 2 + 2 (КК) | |
5 | Высшие споровые растения + КК | 4 + 1 (КК) | |
6 | Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле + КК | 10 + 7 (КК) | |
7 | Вирусы. Бактерии | 5 | |
8 | Грибы. Лишайники + КК | 4 + 2 (КК) | |
9 | Жизнь организмов в сообществах | 5 | |
| Всего | 52 часа | |
№ | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | ||||||||||||
личностные | метапредметные Регулятивные (Р), Личностные (Л), Коммуникативные (К), Познавательные (П) | предметные | ||||||||||||||||
| Тема 1. Размножение растений (3ч) | |||||||||||||||||
1 | Биологическое значение и особенности размножения растений | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом учебника, наглядным материалом, просмотр слайд – фильма, ответы на вопросы и задания учебника и учителя | уметь объяснять значение знаний о жизнеспособности семян для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о биологическом значении размножения, жизнеспособности семян и особенностях их прорастания | Входная диагностика. Кроссворд «Свойства растительного организма» | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Цветок», «Вегетативное размножение» | ||||||||||
2 | Способы вегетативного размножения растений | комплексного применения знаний и умений, ЛР 1,2 | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет - ресурсами. Заполнение схемы и таблицы по заданным критериям. Систематизация текстового материала. ЛР «Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами» | уметь объяснять необходимость знаний о способах вегетативного размножения для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П) | иметь представление о разных способах вегетативного размножения. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, иллюстрирующие способы вегетативного размножения, скальпели, горшочки с грунтом, черенки бегонии, традесканции. | ||||||||||
3 | Размножение растений прививкой и культурой ткани | Урок решения практических задач | Работа с текстом и рисунками учебника, технологическими картами, натуральными объектами Составление отчета практической работы и его представление окружающим | уметь объяснять значение знаний о способах размножения прививкой и культурой ткани для выращивания и селекции культурных растений | уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о размножении растений прививкой и культурой ткани. | Фронтальная беседа , решение головоломок | ПК, м/м проектор, презентация | ||||||||||
| Тема 2. Факторы, влияющие на рост растений (4ч) | |||||||||||||||||
4/ 1 | Рост растений. Ростовые движения растений | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр видеофрагмента «Рост растений». Ответы на вопросы и задания учебника. Работа с натуральными объектами и технологическими картами. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим. | уметь объяснять необходимость знаний об особенностях роста растений для сельскохозяйственного производства и разведения декоративных растений | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление об особенностях роста растений и ростовых движений. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии | Кроссворд «Способы вегетативного размножения растений» | ПК, м/м проектор, презентация. Таблицы «Строение ветки липы», «Корень и его зоны» | ||||||||||
5/ 2 | Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений | Комбинированный | Работа с текстом, вопросами и заданиями учебника, просмотр слайд-фильма, работа с натуральными объектами и технологическими картами. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим | уметь объяснять необходимость знаний о развитии растений для их культивирования и использования в жизни человека | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о развитии растений, сезонных изменениях в развитии, фенологических наблюдениях. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии | составление схем по §7 | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Прорастание семян», проростки семян, комнатные растения | ||||||||||
6/ 3 | Дикорастущие, культурные и сорные растения | комплексного применения знаний и умений | Работа с текстом и рисунками учебника, составление схемы по заданному алгоритму, работа с натуральным гербарным материалом, технологическими картами | уметь объяснять необходимость знаний о дикорастущих, культурных и сорных растениях в практической деятельности человека | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о дикорастущих, культурных и сорных растениях, отраслях сельскохозяйственного производства. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, карта мира, муляжи плодов, гербарии, изображения растений | ||||||||||
7/ 4 | Паразитизм в растительном мире. Растения - хищники | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника. Работа по выполнению индивидуальных заданий с интернет - ресурсами, составление презентаций и представление их классу. | уметь объяснять знания о формах взаимодействия растений между собой и другими живыми организмами для организации природоохранных мероприятий | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы (К) | иметь представление о паразитизме в растительном мире и растениях хищниках | Фронтальная беседа , решение кроссворда (работа в парах) | ПК, м/м проектор, презентация, видео-фильм о растениях - паразитах и хищниках | ||||||||||
| Тема 3. Введение в краеведение (3ч) | |||||||||||||||||
8/ 1 КК | Разнообразие растительного покрова Ярославской области | Урок «открытия» нового знания | Работа с натуральными объектами, гербарным материалом и лабораторным оборудованием. Работа с инструктивными карточками. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим. | Уметь объяснять необходимость знаний о растительном покрове ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о многообразии растительного покрова ЯО
| Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
9/ 2 КК | Растения Красной книги Ярославской области | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа в группах, работа с инструктивными карточками. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.
| Уметь объяснять необходимость знаний о растениях Красной книги ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования, а также охраны окружающей среды | уметь самостоятельно выделять и формулировать тему урока, уметь высказывать свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р). Уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (К). Уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы (П) | иметь представление о понятии «Красная книга», представление о Красной книге, как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Знать историю создания Красной книги ЯО | Кроссворд, мини-тест | ПК, м/м проектор, презентация, Красная книга ЯО, картинки с изображением растений | ||||||||||
10/3 КК | Животные Красной книги Ярославской области | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа в группах, работа с инструктивными карточками. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим. | Уметь объяснять необходимость знаний о животных Красной книги ЯО для понимания многообразия живой природы и рационального природопользования, а также охраны окружающей среды | уметь самостоятельно выделять и формулировать тему урока, уметь высказывать свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р). Уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (К). Уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, делать выводы (П) | иметь представление о понятии «Красная книга», представление о Красной книге, как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Знать историю создания Красной книги ЯО | Кроссворд, мини-тест | ПК, м/м проектор, презентация, Красная книга ЯО, картинки с изображением животных | ||||||||||
| Тема 4. Систематика растений. Низшие растения (2ч + 2ч КК) | |||||||||||||||||
11/ 1 | Понятие о систематике. Водоросли: особенности строения, размножение | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа с текстом параграфа, словарем, рисунками, динамическими пособиями. Работа с натуральными объектами, гербарным материалом и лабораторным оборудованием. Работа с инструктивными карточками. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим. | уметь объяснять необходимость систематических знаний для понимания многообразия живой природы | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о систематике и классификациях растений, о водорослях, особенностях их строения и размножения. Знать систематические категории в соответствующем порядке | индив, на соответствие (термин - определение) | ПК, м/м проектор, презентация, карта мира, портрет Линнея, видео-фильм о водорослях, аквариум, м/п «Хламидомонада» | ||||||||||
12/ 2 | Многообразие и значение водорослей в природе и жизни человека. | Комбинированный | Работа с текстом параграфа, словарем, рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей для их охраны и использования в биотехнологических производствах и жизни человека | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии водорослей. Знать значение водорослей в природе и жизни человека | Фронтальная беседа, решение кроссворда (работа в парах) | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Улотрикс», «Морские водоросли», видеофильм о водорослях | ||||||||||
13/3 КК | Многообразие водорослей Ярославского края | Комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии водорослей родного края для их охраны и использования в биотехнологических производствах и жизни человека | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии водорослей ЯО. Знать значение водорослей в природе и жизни человека | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
14/4
КК | Осенние явления в жизни растений Ярославского края | Экскурсия | Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза | уметь объяснять необходимость знаний о сезонных изменениях в жизни растений ближайшего окружения для осуществления рационального природопользования и локальных мер охраны данных сообществ | Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К) | иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ | проверка умений работать с инструктивными картами | определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты | ||||||||||
| Тема 5. Высшие споровые растения (4ч + 1ч КК) | |||||||||||||||||
15/ 1 | Мхи | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника, динамическими пособиями, просмотр слайд - фильмов. Заполнение сравнительный таблицы «Мхи кукушкин лен и сфагнум». Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу. | уметь объяснять значение знаний о многообразии мхов и их свойствах для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной ин- формации (П) | иметь представление об особенностях строения и размножения мхов, о многообразии мхов. Знать значение сфагнума в природе и жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии, правила работы с микроскопом | терминологическая разминка | ПК, м/м проектор, презентация, коллекция мхов, «Торф и продукты его переработки», видео-фильм о моховидных | ||||||||||
16/ 2 | Папоротники: особенности строения, размножения | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника. Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу. | уметь объяснять значение знаний о строении и размножении папоротников для их охраны и использовании в жизни человека | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о строении и размножении папоротников. Знать о чередовании поколений в жизненном цикле растений. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии | Фронтальная беседа , составление схемы «Размножение мха» | ПК, м/м проектор, презентация, гербарий папоротниковидных, рисунки, м\п «заросток папоротника» | ||||||||||
17/ 3 | Многообразие и значение папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсами, просмотр слайд –фильма. Работа над мини - проектами и представление результатов в виде презентаций | уметь объяснять значение знаний о многообразии папоротников, хвощей и плаунов для их охраны и практического использования. | уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии высших споровых растений. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека | Фронтальная беседа , составление схемы «Размножение папоротника» | ПК, м/м проектор, презентация, гербарий папоротниковидных, рисунки, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | ||||||||||
18/4 КК | Разнообразие высших споровых растений родного края | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии высших споровых растений родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии высших споровых растений ЯО. Знать значение споровых растений в природе и жизни человека | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
19/5 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Водоросли», «Высшие споровые растения» | |||||||||||||||||
| Тема 6. Высшие семенные растения. Развитие растительного мира на Земле (10ч + 7ч КК) | |||||||||||||||||
20/ 1 | Голосеменные растения: особенности строения, размножение | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника, динамическим пособием, гербарным материалом. Работа с лабораторным оборудованием, микроскопами, инструктивными карточками. Составление отчета по проделанной работе и его представление классу. | уметь объяснять необходимость знаний о строении и размножении голосеменных растений для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека. | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о строении и размножении голосеменных. Знать правила техники безопасности в кабинете биологии, правила работы с микроскопом | заполнение сравнительной таблицы | ПК, м/м проектор, презентация, видеофильм о голосеменных, таблица «Сосна обыкновенная», МП «Хвоя сосны», «Пыльца сосны» | ||||||||||
21/ 2 | Многообразие и значение голосеменных в природе и жизни человека | Урок решения практических, проектных задач | Работа с разными источниками информации, интернет–ресурсами. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Заполнение сравнительной таблицы «Сосна, ель». Работа над мини-проектами и представление результатов в виде презентаций | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии голосеменных растений для их охраны и практического использования | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о многообразии голосеменных растений и их классификации. Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии | Игра «Найди ошибку», «Вставь пропущенные термины» | ПК, м/м проектор, презентация, гербарий и шишки хвойных, видеофильм о голосеменных | ||||||||||
22/3 КК | Многообразие голосеменных растений родного края | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии голосеменных растений родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии голосеменных растений ЯО. Знать значение голосеменных растений в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
23/ 4 | Покрытосеменные, или Цветковые растения. Деление покрытосеменных на классы и семейства | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд –фильма. Заполнение сравнительной таблицы «Растения классов Однодольные и Двудольные» | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии покрытосеменных и особенностях их строения для понимания причин их широкого распространения и господства в растительном мире | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знать характеристику классов Однодольных и Двудольных. | Определение на рисунках ГС растений, решение головоломок | ПК, м/м проектор, презентация, таблица «Классификация покрытосеменных», гербарные экземпляры, живые растения | ||||||||||
24/5 КК | Зимние явления в жизни растений Ярославского края | Экскурсия | Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза | уметь объяснять необходимость знаний о сезонных изменениях в жизни растений ближайшего окружения для осуществления рационального природопользования и локальных мер охраны данных сообществ | Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К) | иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ | проверка умений работать с инструктивными картами | определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты | ||||||||||
25/ 6 | Класс Двудольные. Семейство Капустные, или Крестоцветные. Семейство Розоцветные | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет - ресурсы Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Крестоцветные и Розоцветные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд - фильма. Представление отчетов мини-проектов | уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Крестоцветные и Розоцветные для их практического использования | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знать культурные растения семейств Крестоцветные и Розоцветные и их значение в жизни человека. | составление схемы, фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видео- фильм | ||||||||||
26/7 КК | Разнообразие растений родного края: семейства Крестоцветные и Розоцветные | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Крестоцветные и Розоцветные родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии семейств Крестоцветные и Розоцветные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
27/ 8 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые, или Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Бобовые и Зонтичные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд -фильма. Представление отчетов мини-проектов. | уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Бобовых и Зонтичных для их практического использования | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Бобовых и Зонтичных. Знать культурные растения семейств Бобовых и Зонтичных и их значение в жизни человека. | терминологическая разминка, фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм | ||||||||||
28/9 КК | Разнообразие растений родного края: семейства Бобовые и Зонтичные | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Бобовые и Зонтичные родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии семейств Бобовые и Зонтичные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
29/ 10 | Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Семейство Астровые, или Сложноцветные | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Паслёновые и Астровые и их роль в жизни человека». Просмотр слайд -фильма. Представление отчетов | уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Паслёновые и Астровые для их практического использования | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений сем. Паслёновые и Астровые. Знать культурные растения сем. Паслёновые и Астровые и их значение в жизни человека. | взаимопроверка | ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм | ||||||||||
30/11 КК | Разнообразие растений родного края: семейства Паслёновые и Сложноцветные | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Паслёновые и Сложноцветные родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии семейств Паслёновые и Сложноцветные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
31/ 12 | Класс Однодольные. Семейство Злаки. Семейство Лилейные | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Работа с текстом и рисунками учебника, интернет ресурсы. Составление характеристики семейств по алгоритму. Работа с гербарным материалом, натуральными объектами, инструктивными карточками, лабораторным оборудованием. Заполнение таблицы культурные растения «Семейство Злаки и Лилейные и их роль в жизни человека». Просмотр слайд – фильма. Представление отчетов мини- проектов | уметь объяснять необходимость знаний о биологических особенностях культурных растений семейств Злаки и Лилейные для их практического использования | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии, об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения семейств Злаки и Лилейные и их значение в жизни человека. | решение головоломок, работа в парах | ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы, видеофильм | ||||||||||
32/13 КК | Разнообразие растений родного края: семейства Злаки и Лилейные | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с гербарным материалом. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии растений семейств Злаки и Лилейные родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии семейств Злаки и Лилейные ЯО. Знать значение растений в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, гербарии | ||||||||||
33/ 14 | Такие разные и такие похожие цветковые растения | комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | Работа с различными источниками информации, выполнение мини проектов и представление отчетов о них. Работа с гербарным материалом и комнатными растениями. Описание Цветкового растения по алгоритму. Представление классу отчетов по практической работе | уметь объяснять необходимость знаний о Покрытосеменных растениях для их охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной ин- формации (П) | иметь представление о многообразии цветковых растений, их отличиях от других отделов царств растений. Знать причины широкого распространения Покрытосеменных растений и возможность их адаптации к разным условиям обитания. Знать правила ТБ при выполнении лабораторных работ | Термин. разминка, тест | ПК, м/м проектор, презентация, модели цветков, таблицы семейств, гербарные образцы | ||||||||||
34/15 | Контрольная работа по теме «Высшие семенные растения» | |||||||||||||||||
35/ 16 | Эволюция растений | Урок «открытия» нового знания | Работа с различными источниками информации и интернет - ресурсами. Просмотр слайд - фильмов (видеофильмов) Заполнение таблицы «Эволюция растительного мира на Земле» Выполнение мини – проектов и представление отчетов | уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира для понимания особенностей современного со- стояния растительности и ее рационального использования, для понимания эволюции культурных форм | уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира на Земле, об усложнении организации растений в процессе их эволюции. Знать роль древних Папоротникообразных в образовании каменного угля. | заполнение таблицы | ПК, м/м проектор, презентация, стенд «Развитие растительного мира», видеофильм, коллекция ископаемых остатков организмов | ||||||||||
36/17 КК | Эволюция растений Ярославской области | Комбинированный | Работа с различными источниками информации и интернет - ресурсами. Просмотр слайд - фильмов (видеофильмов) Выполнение мини – проектов и представление отчетов | уметь объяснять необходимость знаний об эволюции растительного мира ЯО для понимания особенностей современного со- стояния растительности ЯО и ее рационального использования, для понимания эволюции культурных форм | уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление об основных этапах эволюции растительного мира родного края, об усложнении организации растений в процессе их эволюции | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, стенд «Развитие растительного мира», коллекция ископаемых остатков организмов | ||||||||||
| Тема 7. Вирусы. Бактерии (5ч) | |||||||||||||||||
37/ 1 | Вирусы – неклеточная форма жизни | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд -фильма. Работа с мини-проектами и представление их результатов. Заполнение таблицы «Вирусные болезни растений | уметь объяснять необходимость знаний о вирусах и вирусных болезнях растений в практической деятельности человека | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы (К) | иметь представление о вирусах и вирусных болезнях растений, о мерах борьбы с вирусными болезнями. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, таблица «Вирусы», рисунки организмов, пораженных виру- сами | ||||||||||
38/ 2 | Общая характеристика бактерий | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника. Просмотр слайд -фильма. Заполнение таблицы и выполнение рисунков различных форм бактериальных клеток. Составление схемы «Разнообразие бактерий по типам питания» | уметь объяснять необходимость знаний о бактериях для понимания их роли в природе и жизни человека | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о строении бактериальной клетки и процессах их жизнедеятельности, знать характеристику прокариот по сравнению с эукариотами. Знать среды обитания бактерий и причины их быстрого размножения. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Вирусы», «Бактерии», видеофильм о бактериях | ||||||||||
39/ 3 | Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии | Урок решения практических, проектных задач ЛР «Изучение клубеньков бобовых растений». | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу | уметь объяснять необходимость знаний о формах взаимоотношений бактерий с другими живыми организмами для понимания закономерностей существования биосферы | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о разных формах взаимодействия бактерий с другими живыми организмами, о процессах размножения и спорообразования бактерий. Знать значение азотофиксирующих бактерий в жизнедеятельности растений. Знать роль фотосинтезирующих бактерий в эволюции живой природы и жизни человека. Знать правила ТБ при выполнении ЛР | Индив. По карточкам с рисунками, фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, фильм об азотофиксирующих бактериях | ||||||||||
40/ 4 | Значение бактерий в природе и жизни человека | Урок решения практических, проектных задач | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу | Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами изобразительной наглядности. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о бактериальных болезнях растений. Знать значение бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. | тестирование | ПК, м/м проектор, презентация, выставка «Бактерии в природе и жизни человека» | ||||||||||
41/5 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Вирусы», «Бактерии» | |||||||||||||||||
| Тема 8. Грибы. Лишайники (4ч + 2ч КК) | |||||||||||||||||
42/ 1 | Грибы – особое царство организмов | Урок «открытия» нового знания. ЛР «Строение шляпочного гриба». | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика грибов и растений» | уметь объяснять необходимость знаний о строении и значении грибов для понимания их роли в природе и жизни человека. | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о грибах как отдельном царстве живой природы. Знать строение и значение шляпочных грибов. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии | Фронтальная беседа о царствах живой природы | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, видеофильм о грибах | ||||||||||
43/ 2 | Экологические группы грибов. Дрожжи. Плесени | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Составление схемы (кластера) «Размножение грибов» | уметь объяснять необходимость знаний о способах питания и размножения грибов, эколог. группах грибов для их использования в хозяйственной деятельности человека | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о способах питания и размножения грибов. Знать значение плесневых и дрожжевых грибов в жизни человека. | заполнение схемы, разгадывание головоломок | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, живая плесень | ||||||||||
44/3 КК | Грибы съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов Ярославской области | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов родного края для рационального природопользования и их охраны, а также для сохранения собственного здоровья | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии съедобных и ядовитых грибов ЯО. Знать строение и значение шляпочных грибов. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, муляжи плодовых тел грибов | ||||||||||
45/ 4 | Значение грибов в природе и жизни человека | Урок решения практических, проектных задач ПР «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета и представление его классу. Выполнение мини – проектов и представление отчетов. Заполнение таблицы «Грибы-двойники» Составление правил сбора плодовых тел шляпочных грибов | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии грибов для понимания их роли в природе и использовании человеком | уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать с раз личными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П) | иметь представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Знать отличие съедобных и ядовитых грибов, правила сбора грибов и способы оказания первой помощи при отравлении грибами. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ | мини–тест, решение биологических задач | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы, муляжи плодовых тел грибов, лабораторное оборудование, пробирки с дрожжами, мукор, пеницилл | ||||||||||
46/ 5 | Общая характеристика и экология лишайников | Урок «открытия» нового знания | Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Просмотр слайд - фильма. Выполнение мини – проектов и представление отчетов. Составление схемы (кластера) «Многообразие и значение лишайников» | уметь объяснять необходимость знаний о строении, размножении и особенностях лишайников для понимания их роли в природе и деятельности человека | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать. разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о лишайниках как симбиотической группе организмов. Знать значение лишайников в природе и жизни человека. | взаимопроверка по шаблону | ПК, м/м проектор, презентация, видеофильм, коллекция лишайников, таблицы | ||||||||||
47/6 КК | Разнообразие лишайников родного края | комбинированный | Работа с рисунками, просмотр слайд - фильма. Работа с натуральными объектами. Работа с интернет - ресурсами. | уметь объяснять необходимость знаний о многообразии лишайников родного края для рационального природопользования и их охраны | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о многообразии лишайников ЯО. Знать значение лишайников в природе и жизни человека. | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы | ||||||||||
| Тема 9. Жизнь организмов в сообществах (3ч) | |||||||||||||||||
48/ 1 | Растительные сообщества (фитоценозы) | Комбинированный | Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет-ресурсами. Просмотр видео -фрагментов и слайд -фильмов, составление схемы ярусности в лесном фитоценозе. Работа с раздаточным материалом «Компоненты ярусов различных фитоценозов» | уметь объяснять значение знаний о растительных сообществах для их охраны и рационального использования | уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о структуре и составе фитоценозов, об их развитии. Знать значение ярусности как приспособленности растений к совместному существованию в сообществах | Фронтальная беседа | ПК, м/м проектор, презентация, таблицы «Ярусность», «Биоценоз дубравы», видеофильм о фитоценозах, гербарий «рас- тительные сообщества» | ||||||||||
49/ 2 | Взаимоотношения организмов в растительном сообществе | Экскурсия | Работа с инструктивными карточками. Работа по выполнению с индивидуальных и групповых заданий. Представление результатов работы классу. Прогнозирование возможной динамики данного фитоценоза Составление рекомендаций охраны и рац. использования данного фитоценоза | уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения для осуществления локальных мер охраны данных сообществ | Умение практически использовать полученные знания (Л). Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи. (П). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение соблюдать правила поведения на экскурсии (Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К) | иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе, и необходимые меры охраны растительных сообществ | проверка умений работать с инструкц. картами | определители, фотоаппарат, мерные ленты, карандаши, блокноты | ||||||||||
50/ 3 | Типы растительности. Влияние человека на растительный покров Земли. Ботанические сады | Комбинированный | Работа с текстом учебника и другими источниками информации, интернет-ресурсами. Просмотр видео - фрагментов и слайд-фильмов, Составление сравнительной характеристики природных зон в форме таблицы | уметь объяснять значение знаний о зональных и незональных типах растительности для охраны растительного мира и рационального использования природных ресурсов | уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценке результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) | иметь представление о зональности, различных природных зонах. Знать зональные и незональные типы растительности. | моделирование фитоценоза с помощью карточек | ПК, м/м проектор, презентация, Карта «Растительность мира», карточки для моделирования фитоценозов | ||||||||||
51/ 4 | Прощай, ботаника | Урок контроля, повторения предметных знаний | Индивидуально-групповая, составление схем, кластеров, презентаций. Представление результатов своей работы | иметь представление о ботанике как сложной комплексной науке. Знать значение растений в природе и жизни человека | Итоговое тестирование | ПК, м/м проектор, презентация | Инд. задания | | ||||||||||
52/5 | Контрольная работа по курсу биологии 6 класса |