СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки России №1897 «Об утверждении  ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криволесская основная школа»




Рассмотрена и принята Утверждена

на педагогическом Совете приказом № 34

Протокол № 1 от 31.08.2018 от 28.08.2018.

Директор школы: ________ Л. П. Терехова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии для 6 класса

































Рабочая программа по биологии разработана на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки России №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образовния; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ« Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2013 год .

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Цель биологического образования направлена на создание условий для формирования ключевых компетенций для создания у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

- систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве; методах познания живой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

-формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.


1. Планируемые результаты обучения.

Выпускник научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


2.Содержание учебного предмета


1. Наука о растениях – ботаника.

Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

2. Органы растений.

Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

3. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

4. Многообразие и развитие растительного мира.

Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

5. Природные сообщества.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.



3. Тематическое планирование.



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)

1/1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

1

2/2

Многообразие жизненных форм растений

1

3\3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

1

4/4

Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»

1

Тема 2.Органы растений.(8ч)

5./1

Семя, его строение и значение . Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли»

1

6/2

Условия прорастания семян

1

7/3

Корень, его строение и значение .Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»

1

8\4

Побег, его строение и развитие .Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1

9/5

Лист, его строение и значение

1

10/6

Стебель, его строение и значение .Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1

11/7

Цветок, его строение и значение

1

12/8

Плод. Разнообразие и значение плодов .Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

1

Тема 3. . Основные процессы жизнедеятельности растений.(6 часов)

13/1

Минеральное питание растений и значение воды

1

14/2

Воздушное питание растений —фотосинтез

1

15/3

Дыхание и обмен веществ у растений

1

16/4

Размножение и оплодотворение у растений

1

17/5

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Лабораторная работа 5 «Черенкование комнатных растений»

1

18/6

Рост и развитие растений .Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира.(8 часов)

19/1

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

20/2

Водоросли, их многообразие в природе.

1

21/2

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение .Лабораторная работа 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

22/3

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

1

23/4

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

24/5

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

1

25/6

Семейства класса Двудольные Общая характеристика.

1

26/6

Семейства класса Однодольные .Общая характеристика

1

27/7

Историческое развитие растительного мира

1

28/8

Многообразие и происхождение культурных растений

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

Тема 5. Природные сообщества.(4 часа)

29/1

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

30/2

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

1

31/3

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1

32/3

Смена природных сообществ и её причины

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»

1

33/4

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето

1

34

Промежуточная аттестация за курс биологии 6 класса

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!