муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криволесская основная школа»
Рассмотрена и принята Утверждена
на педагогическом Совете приказом № 34
Протокол № 1 от 31.08.2018 от 28.08.2018.
Директор школы: ________ Л. П. Терехова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 класса
Рабочая программа по биологии разработана на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки России №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образовния; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ« Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2013 год .
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Цель биологического образования направлена на создание условий для формирования ключевых компетенций для создания у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* Понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира.
* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме.
* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи:
- систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве; методах познания живой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
1. Планируемые результаты обучения.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
2.Содержание учебного предмета
1. Наука о растениях – ботаника.
Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.
Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.
Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
2. Органы растений.
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.
Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
3. Основные процессы жизнедеятельности растений.
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
4. Многообразие и развитие растительного мира.
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.
5. Природные сообщества.
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч) |
1/1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | 1 |
2/2 | Многообразие жизненных форм растений | 1 |
3\3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | 1 |
4/4 | Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | 1 |
Тема 2.Органы растений.(8ч) |
5./1 | Семя, его строение и значение . Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 1 |
6/2 | Условия прорастания семян | 1 |
7/3 | Корень, его строение и значение .Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 |
8\4 | Побег, его строение и развитие .Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 |
9/5 | Лист, его строение и значение | 1 |
10/6 | Стебель, его строение и значение .Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 |
11/7 | Цветок, его строение и значение | 1 |
12/8 | Плод. Разнообразие и значение плодов .Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | 1 |
Тема 3. . Основные процессы жизнедеятельности растений.(6 часов) |
13/1 | Минеральное питание растений и значение воды | 1 |
14/2 | Воздушное питание растений —фотосинтез | 1 |
15/3 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 |
16/4 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 |
17/5 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 |
18/6 | Рост и развитие растений .Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | 1 |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира.(8 часов) |
19/1 | Систематика растений, её значение для ботаники. | 1 |
20/2 | Водоросли, их многообразие в природе. | 1 |
21/2 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение .Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 |
22/3 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 1 |
23/4 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 |
24/5 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | 1 |
25/6 | Семейства класса Двудольные Общая характеристика. | 1 |
26/6 | Семейства класса Однодольные .Общая характеристика | 1 |
27/7 | Историческое развитие растительного мира | 1 |
28/8 | Многообразие и происхождение культурных растений Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 |
Тема 5. Природные сообщества.(4 часа) |
29/1 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме
| 1 |
30/2 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | 1 |
31/3 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 1 |
32/3 | Смена природных сообществ и её причины Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 |
33/4 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето | 1 |
34 | Промежуточная аттестация за курс биологии 6 класса | 1 |