СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник БИОЛОГИЯ. 5—9 классы. Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника (линейный курс),  в соответствии с учебником,  допущенным Министерством просвещения Российской Федерации: Биология: Многообразие растений. Бактерии. Грибы: Линейный курс: 7 класс: учебник / В.В.Пасечник. - М.: Просвещение, 2021 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса»






Содержание



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ________3

2. Содержание учебного предмета, курса ____________________________9

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания ____________________________________________________12

Приложение





























Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник БИОЛОГИЯ. 5—9 классы. Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника (линейный курс), в соответствии с учебником, допущенным Министерством просвещения Российской Федерации: Биология: Многообразие растений. Бактерии. Грибы: Линейный курс: 7 класс: учебник / В.В.Пасечник. - М.: Просвещение, 2021 г.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные результаты:


  1. сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:

- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

3) сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

4) стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

5) сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).


Метапредметные результаты:



1) овладение познавательными универсальными учебными действиями: - переводить практическую задачу в учебную; умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами; способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

- умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

- умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

- умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

- умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

- умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;

- умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

- умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- умение распознавать ложные и истинные утверждения;

- умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

- умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

- умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

- умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

- умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2) овладение навыками работы с информацией:

- умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска); находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания; овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

- умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

- умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

- умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

- соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

- участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

3) овладение регулятивными действиями:

- умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

- умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

- умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

- умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

- умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

- овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

- умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

- умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

- умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

- владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

- владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

- умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории; соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

- умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.


Предметные результаты:


Учащиеся должны:

- описывать многообразие органического мира;

- указывать на особенности организации бактерий, грибов, растений и животных;

- приводить примеры организмов разных групп;

- описывать принцип классификации живых организмов;

- указывать на условность систематических единиц в классификации живых организмов.

- описывать общий принцип строения клетки растений; особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у растений;

- описывать общий принцип жизненного цикла растений; называть основные систематические группы растений;

- описывать особенности строения клетки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- приводить примеры фотосинтетических пигментов у растений;

- описывать общий принцип строения тела водорослей; называть основные характеристики зеленых, красных и бурых водорослей; приводить примеры водорослей, относящихся к разным систематическим группам; описывать жизненный цикл водорослей (на примере ульвы); описывать значение водорослей разных систематических групп в природе и жизни человека;

- описывать общий принцип строения тела листостебельных мхов; называть основные характеристики мхов на примере кукушкина льна и сфагнума; различать спорофит и гаметофит мхов; приводить примеры видов мхов; различать мхи на иллюстрациях и гербарных образцах; описывать жизненный цикл мхов (на примере кукушкина льна);

- описывать значение мхов в природе и жизни человека.

- описывать общий принцип строения тела плаунов; различать спорофит и гаметофит плаунов; давать общую характеристику отдела Плауновидные; приводить примеры видов плаунов; различать плауны на иллюстрациях и гербарных образцах; описывать жизненный цикл плаунов (на примере плауна булавовидного); описывать значение плаунов в природе и жизни человека;

- описывать общий принцип строения тела хвощей; различать спорофит и гаметофит хвощей; давать общую характеристику отдела Хвощевидные; приводить примеры видов хвощей; различать хвощи на иллюстрациях и гербарных образцах; описывать жизненный цикл хвощей (на примере хвоща полевого); описывать значение хвощей в природе и жизни человека;

- описывать общий принцип строения тела папоротников; различать спорофит и гаметофит папоротников; давать общую характеристику отдела Папоротниковидные; приводить примеры видов папоротников; различать папоротники на иллюстрациях и гербарных образцах; описывать жизненный цикл папоротника (на примере щитовника мужского); описывать значение папоротников в природе и жизни человека; перечислять редкие и охраняемые виды папоротников.

- описывать общий принцип строения тела голосеменных растений; различать спорофит и гаметофит голосеменных растений; давать общую характеристику отдела Голосеменные;

называть основные классы голосеменных растений и давать их краткую характеристику;

приводить примеры видов голосеменных растений, относящихся к различным классам;

различать голосеменные растения на иллюстрациях и гербарных образцах; описывать жизненный цикл голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной), описывать значение голосеменных в природе и жизни человека; перечислять редкие и охраняемые виды голосеменных растений; называть меры охраны редких и исчезающих голосеменных растений.

- описывать общий принцип строения тела покрытосеменных растений; различать спорофит и гаметофит покрытосеменных растений; давать общую характеристику отдела Покрытосеменные; называть основные классы и семейства покрытосеменных растений и давать их краткую характеристику; приводить примеры видов покрытосеменных растений, относящихся к различным классам и семействам; различать покрытосеменные растения, относящиеся к основным семействам, на иллюстрациях и гербарных образцах;

- описывать жизненный цикл покрытосеменных растений; описывать значение представителей основных семейств покрытосеменных растений в природе и жизни человека; перечислять редкие и охраняемые покрытосеменные растения своей местности; называть меры охраны редких и исчезающих видов покрытосеменных растений.

- описывать особенности строения клетки бактерий; различать клетки бактерий и ядерных организмов; описывать особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у бактерий; различать формы клетки бактерий; приводить примеры бактерий, относящихся к разным систематическим группам; описывать значение бактерий разных систематических групп в природе и жизни человека; указывать на причины возникновения ботулизма и способы его предотвращения.

- описывать особенности строения клетки грибов; называть отличия в строении бактерий и одноклеточных грибов; называть общие и индивидуальные черты строения и процессов жизнедеятельности грибов, растений и животных; описывать особенности проявления признаков жизни у грибов; приводить примеры грибов, относящихся к разным система-тическим группам; различать на иллюстрациях и моделях грибы, относящиеся к разным систематическим группам; описывать значение грибов разных систематических групп в природе и жизни человека; различать съедобные и ядовитые грибы своей местности; различать грибы-паразиты.



2. Содержание учебного предмета, курса

Царство Растения (20 часов)

Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Современная система растительного мира.

Водоросли как низшие растения. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Строение и размножение зеленых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика. Строение и размножение мхов. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании.

Отделы Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Общая характеристика. Строение и размножение папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения. Строение и размножение хвойных (на примере сосны или ели). Значение хвойных растений в природе и жизни человека. Хвойные леса тайги.

Классификация покрытосеменных растений (18 часов)

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика. Классификация покрытосеменных растений. Отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные.

Представления об эволюционном развитии растительного мира. Палеонтологические остатки растений. Первые растения. Жизнь в воде. Одноклеточные растения. Колониальные растения. Происхождение многоклеточных растений. Выход растений на сушу. Появление и развитие проводящих и механических тканей. Появление и развитие корней, побегов, органов размножения. Развитие цветка. Эволюция наземных растений основных систематических групп. Вымершие группы растений. Древние папоротникообразные и голосеменные. Живые ископаемые среди современных растений. Группы растений, достигшие эволюционного расцвета.

Растения и среда обитания. Свет, температура, влажность, почва как факторы среды и их воздействие на растения. Основные экологические группы растений. Приспособленность растений различных экологических групп к условиям среды обитания.

Популяция растений. Взаимоотношения растений внутри популяций. Самоизреживание.

Растительное сообщество. Лес. Луг. Болото. Условия существования растительного сообщества. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества.

Растительность (растительный покров). Растительность природных зон Земли. Понятие о флоре природных зон Земли.

Растения в природных сообществах (12 часов)

Воздействие человека на растения. Растения сельскохозяйственных угодий. Происхождение культурных растений. Селекция растений. Культурные растения. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Хлебные злаки. Другие продовольственные (овощные, плодово-ягодные, масличные), пряные, технические, лекарственные культуры и кормовые культуры.

Сорные растения сельскохозяйственных угодий. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на растения.

Растения города. Значение растений для городской среды. Растения, пригодные для озеленения городов. Взаимоотношения растений и человека в городе. Комнатные растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений.

Царство Грибы (12 часов)

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы. Съедобные, условно-съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Значение шляпочных грибов в природных сообществах. Продовольственное значение шляпочных грибов. Промышленное выращивание шляпочных грибов.

Плесневые грибы. Мукор и пеницилл. Значение пеницилла для медицины. Дрожжевые грибы. Значение дрожжевых грибов для хлебопечения, виноделия и производства кормов и для науки.

Паразитические грибы. Значение паразитических грибов для растениеводства и животноводства. Борьба с паразитическими грибами.

Лишайники — комплексные организмы. Строение, питание, размножение лишайников. Значение лишайников в почвообразовании и питании животных.

Царство Бактерии (6 часов)

Бактерии — доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии. Меры борьбы с болезнетворными бактериями, принципы гигиены. Бактерии на службе человека: в медицине, пищевой промышленности, переработке мусора, очистке сточных вод и др.

Обобщение (2 часа)







3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания



п/п

Наименование раздела

Количество

часов

всего

в том числе

практические

( лабораторные) работы


1

Царство Растения

20

6

2

Классификация покрытосеменных растений

18


3

Растения в природных сообществах

12





4

Царство Бактерии

6





5

Царство Грибы


12

1

6

Обобщение

2






Итого:

70


7














Приложение


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы


Дата проведения


план


факт

1-2

Систематика растений.





3-4

Водоросли как низшие растения. Лабораторная работа №1 «Изучение строения водорослей».




5-6

Отдел Моховидные. Лабораторная работа №2

«Строение мха».




7-8

Отделы Плауновидные и Хвощевидные. Лабораторная работа №3 «Изучение строения хвоща».




9-10

Отдел Папоротниковидные.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения папоротника».



11-12

Отдел Голосеменные. Многообразие голосеменных. Лабораторная работа №5 «Изучение строения голосеменных растений».



13-14

Размножение голосеменных.





15-16

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Лабораторная работа №6 «Изучение строения покрытосеменных растений».




17-18

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.




19-20

Контроль знаний по теме «Многообразие растений»






21-22

Основы классификации покрытосеменных растений. Отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные.



23-24

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные.




25-26

Класс Двудольные. Семейства Пасленовые и Мотыльковые (Бобовые).




27-28

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые).




29-30

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.





31-32

Класс Однодольные. Семейство Злаки.





33-34

Культурные растения класса Двудольные.





35-36

Культурные растения класса Однодольные.





37-38

Контроль знаний по теме «Классификация покрытосеменных растений»





39-40

Основные экологические факторы и их влияние

на растения.




41-42

Характеристика основных экологических групп растений.





43-44

Типы растительных сообществ.





45-46

Приспособленность растений к жизни в сообществах.





47-48

Влияние хозяйственной деятельности человека

на растительный мир. Охрана растений.




49-50

Контроль знаний по теме «Растения в природных сообществах».




51-52

Строение и жизнедеятельность бактерий.





53-54

Роль бактерий в природе и жизни человека.





55-56

Болезнетворные бактерии. Меры борьбы с

болезнетворными бактериями, принципы гигиены.





57-58

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.





59-60

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 «Изучение строения плесневых грибов».




61-62

Грибы-паразиты.





63-64

Лишайники.





65-66

Контроль знаний по теме «Царство Бактерии и Грибы».





67-70

Обобщение и повторение курса.









18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя