Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью),учебника – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях живой природы.
Задачи :1. Сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека.
2. Формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов.
3. Проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.
4. Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними.
5. Привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых полевых, овощных, плодовых и ягодных , а также декоративных культур. Предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью известных однодольных и двудольных растений, кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Введение-1
Общее знакомство с цветковыми растениями-22
Многообразие растительного мира-10
Однодольные растения-8
Двудольные растения-17
Практические работы.экскурсии-12
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю
Формы организации учебного процесса:
урок, видео-урок, видео-лекция ;практикум, лабораторная работа;
фронтальная или индивидуальная работа; коллективная, парная, групповая работа;
экскурсия в парк, на пришкольный участок;изучение растений в классе, работа с гербариями.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Смоленской области);
разницу ядовитых и съедобных грибов;
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
различать грибы и растения между собой.
Литература
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.
7класс-70часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение. Многообразие растений и их охрана. Экскурсия в лес для ознакомления с грибами и растения осенью. | 1 | 02.09 | |
| Общее знакомство с цветковыми растениями. Цветок | 22 6ч | | |
2 | Лаб. работа. Органы цветкового растения. | 1 | 07.09 | |
3 | Лаб. работа Строение цветка. | 1 | 09.09 | |
4 | Виды соцветий. | 1 | 14.09 | |
5 | Опыление цветков. | 1 | 16.09 | |
6 | Образование плодов и семян. | 1 | 21.09 | |
7 | Экскурсия в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян. | 1 | 23.09 | |
| Семя растения. | 4ч | | |
8 | Лаб. работа. Строение семени фасоли. | 1 | 28.09 | |
9 | Лаб. работа. Строение зерновки пшеницы. | 1 | 30.09 | |
10 | Практич. работа. Определение всхожести семян. | 1 | 05.10 | |
11 | Правила заделки семян в почву. Дем. опыта. Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | 07.10 | |
| Корень. | 2ч | | |
12 | Образование корней и их виды. | 1 | 12.10 | |
13 | Корневые системы. Видоизменение и значение корней. | 1 | 14.10 | |
| Лист. | 5ч | | |
14 | Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование и листорасположение. | 1 | 19.10 | |
15 | Образование питательных веществ на свету. Дем. опыта. Образование крахмала в листьях на свету. Тестирование за 1 четверть. | 1 | 21.10 | |
16 | Испарение воды листьями. Дем. опыта. | 1 | 26.10 | |
17 | Дыхание растений. Дем. опыта. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа. | 1 | 28.10 | |
18 | Обмен веществ. Листопад и его значение. | 1 | 09.11 | |
| Стебель. | 5ч | | |
19 | Строение и значение стебля в жизни растений. Дем. опыта. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. | 1 | 11.11 | |
20 | Разнообразие стеблей. | 1 | 16.11 | |
21 | Растение – целостный организм. | 1 | 18.11 | |
22 | Устройство микроскопа | 1 | 23.11 | |
23 | Урок – повторение. | 1 | 25.11 | |
| Многообразие растительного мира. | 10ч | | |
24 | Бактерии. | 1 | 30.11 | |
25 | Грибы. Строение шляпочного гриба. | 1 | 02.12 | |
26 | Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | 07.12 | |
27 | Мхи. | 1 | 09.12 | |
28 | Папоротники. | 1 | 14.12 | |
29 | Голосеменные. Сосна и ель – хвойные растения. Отличие от лиственных. | 1 | 16.12 | |
30 | Использование древесины хвойных и лиственных пород. Тестирование за 2 четверть. | 1 | 21.12 | |
31 | Хвойные, смешанные и лиственные леса. | 1 | 23.12 | |
32 | Значение лесов и их охрана. | 1 | 11.01.21 | |
33 | Цветковые растения. Деление цветковых растений на классы: однодольные и двудольные. Характерные признаки классов. | 1 | 13.01 | |
| Однодольные растения. | 8ч | | |
| Злаки. | 5ч | | |
34 | Пшеница и рожь. | 1 | 18.01 | |
35 | Ячмень и овёс. | 1 | 20.01 | |
36 | Кукуруза. | 1 | 25.01 | |
37 | Общие признаки злаковых. | 1 | 27.01 | |
38 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | 01.02 | |
| Лилейные. | 3 | | |
39 | Лаб. раб. Строение луковицы. Лук. | 1 | 03.02 | |
40 | Чеснок. | 1 | 08.02 | |
41 | Ландыш, лилия, тюльпан, хлорофитум. Признаки лилейных. | 1 | 10.02 | |
| Двудольные растения. Паслёновые. | 17ч 3ч | | |
42 | Лаб. раб. Строение клубня картофеля. | 1 | 15.02 | |
43 | Томаты. | 1 | 17.02 | |
44 | Петунья, дикий паслён, душистый табак. | 1 | 22.02 | |
| Бобовые. | 2ч | | |
45 | Горох, бобы, фасоль. | 1 | 24.02 | |
46 | Клевер, люпин – кормовые травы. | 1 | 01.03 | |
| Сложноцветные. | 4ч | | |
47 | Подсолнечник. | 1 | 03.03 | |
48 | Ноготки, бархатцы. | 1 | 10.03 | |
49 | Маргаритки, георгины. | 1 | 15.03 | |
50 | Общие признаки сложноцветных. Тестирование за 3 четверть. | 1 | 17.03 | |
| Розоцветные. | 8ч | | |
51 | Яблоня. | 1 | 29.03 | |
52 | Груша. | 1 | 31.03 | |
53 | Вишня. | 1 | 05.04 | |
54 | Малина. | 1 | 07.04 | |
55 | Земляника садовая. | 1 | 12.04 | |
56 | Шиповник. | 1 | 14.04 | |
57 | Персик. Абрикос. | 1 | 19.04 | |
58 | Биологические особенности растений сада. | 1 | 21.04 | |
| Практические работы и экскурсии | 10ч | | |
59 | Экскурсия в лесопарк. Для ознакомления с особенностями растений весной. | 1 | 26.04 | |
60 | Экскурсия. Весенние работы в саду. | 1 | 28.04 | |
61 62 | Практич. раб. Пересадка и перевалка комнатных растений.Т.Б. | 1 1 | 03.05 05.05 | |
63 64 | Практич. раб. Пересадка и перевалка комнатных растений.Т.Б. | 1 1 | 12.05 12.05 | |
65 66 | Практич. раб. «Обработка почв на клумбе»Т.Б. | 1 1 | 17.05 19.05 | |
67-68 | Повторение по теме: «Многообразие растительного мира» | 2 | 24.05 24.05 | |
69-70 | Итоговый урок. Тестирование за 7 класс. | 2 | 26.05 26.05 | |