1.Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
признаки биологических объектов: клеток, тканей, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона; строение биологических объектов: растений, животных, грибов, бактерий.
сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, раздражимость, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, индивидуальное развитие организма, формирование приспособленности организмов к среде обитания, круговорот веществ.
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими;
Учащиеся должны уметь:
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушении осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рационально организовывать труд и отдых;
соблюдать правила поведения в окружающей среде;
выращивать культурные растения и домашних животных, ухаживать за ними;
проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
По классам | Знать | Уметь |
6 класс | отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. | обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
7 класс | названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. | отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; выращивать некоторые цветочнодекоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. |
8 класс | основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). | узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). |
9 класс | названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила. | применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:
устный опрос,
тестирование;
самостоятельная работа;
проверочная работа.
Формами промежуточной аттестации (четверть, год) являются:
2. Содержание программы
6 класс
Общее знакомство с природой
Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.
Вода
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и её измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые вещества в природе. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде. Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.
Расширение воды при замерзании.
Растворение соли, сахара, марганцово - кислого калия в воде.
Очистка мутной воды.
Практическая работа:
Определение текучести воды.
Воздух
Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)
Объем воздуха в какой – либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух - плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практическая работа
1.Наблюдение за отклонением пламени свечи.
4.Полезные ископаемые
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды, черные руды. Чугун, сталь. Медные и алюминиевые руды. Алюминий. Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых
Демонстрация опытов
1.Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
2.Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
3.Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность)
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Почва
Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв по их составу. Как проходит вода в разные почвы. Весенняя обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве.
Демонстрация опытов:
Выделение воды и воздуха из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её.
Резерв 2 часа
7 класс
Растения вокруг нас
Разнообразие растений. Значение растений и охрана растений
Общее знакомство с цветковыми растениями
Строение растений, органы растений. Цветок, соцветия, опыление цветков. Разнообразие плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.
Внешнее и внутреннее строение семени фасоли и пшеницы. Определение всхожести семян, условия прорастания. Правила заделки семян в почву. Виды корней и корневых систем, их видоизменения. Значение корней для растения. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Образование органических веществ в растении, испарение, дыхание, листопад и его значение. Строение и разнообразие стеблей, значение стебля. Взаимосвязь частей растения и со средой обитания.
Демонстрация:
Муляж цветка; таблица Виды соцветий; коллекция сухих влажных плодов; таблица Распространение семян; коллекция семян. Корневые системы. Виды корнеплодов, гербарии листьев. Виды стеблей и их разнообразие. Опыт 1. Условия, необходимые для прорастания семян. Опыт 2. Глубина заделки семян Опыт 3. Испарение воды листьями.
Лабораторная работа:
Строение цветка.
Определение всхожести семян
Многообразие растительного мира
Деление растений на группы. Строение, среда обитания, свойства, значение мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных. Семейства класса однодольных и двудольных, Сходство и различие представителей семейств. Дикорастущие, овощные, технические, цветочно–декоративные, плодово-ягодные растения. Уход за комнатными растениями. Осенние и весенние работы на УОУ.
Демонстрация:
гербарии растений, таблицы Представители семейств. Комнатные цветы Лабораторные работы:
3.Строение луковицы.
4.Строение клубня картофеля.
Бактерии
Виды бактерий, положительное и отрицательное значение бактерий
Грибы
Строение грибов, съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Демонстрация опытов:
Коллекция грибов, таблицы Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы
Повторение курса 7 класса.
8 класс
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и её гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение мёда от пчёл и шёлковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоёмы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пёстрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орёл).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детёнышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детёнышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
9 класс
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное, неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды ( а через кровеносную систему — на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы.
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в лёгких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и её значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
Учебно-методический комплект
Никишов А.И. Биология Неживая природа, 6 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М: Просвещение.2012 год
Клепинина З.А. Биология Растения, бактерии Грибы, 7 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида – Москва: Просвещение.2016 год
Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М, : Просвещение.2018 год
Соломина Е.Н. Шевырева Т.В: Биология «Человек» 9 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида - М,: Просвещение.2018 год
3.Тематическое планирование
В связи с особенностями учебного плана обучения на дому программа скорректирована и рассчитана на 17,5 часов в год, 0,5 часа в неделю.
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Вода | 4 |
3 | Воздух | 4 |
4 | Полезные ископаемые | 5 |
5 | Почва | 3 |
6 | Повторение | 0,5 |
| Итого | 17,5 ч |
7 класс
В связи с особенностями учебного плана обучения на дому программа скорректирована и рассчитана на 17,5 часов в год, 0,5 часа в неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 6 |
3 | Многообразие цветковых растений | 6 |
4 | Многообразие бесцветковых растений | 1 |
5 | Бактерии | 1 |
6 | Грибы | 1 |
7 | Практические работы, экскурсия | 1,5 |
| Итого | 17,5 ч |
8 класс
В связи с особенностями учебного плана обучения на дому программа скорректирована и рассчитана на 17,5 часов в год, 0,5 часа в неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Беспозвоночные животные | 4 2 2 |
3 | Позвоночные животные | 12 2 1 1 2 3 3 |
4 | Повторение | 0,5 |
| Итого | 17,5 ч |
9 класс
В связи с особенностями учебного плана обучения на дому программа скорректирована и рассчитана на 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю.
№ п/п | Тема | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Введение. | 0,5 |
2 | Общий обзор организма человека. | 0,5 |
3 | Опора тела и движение. | 1 |
4 | Кровь и кровообращение. | 1 |
5 | Дыхание. | 1 |
6 | Пищеварение. | 1 |
7 | Почки. | 1 |
8 | Кожа. | 1 |
9 | Нервная система. | 0,5 |
10 | Органы чувств | 0,5 |
11 | Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 0,5 |
| Итого | 8,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поурочно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
7 класс
№ п/п | Программный материал | Кол-во час. | Коррекционная работа по развитию | Словарь. Практическая работа. | Минимум знаний, умений, навыков учащихся |
| Введение | 1 | | | |
1 | Разнообразие растений.Значение растений. Охрана растений. | 1 | зрительно – смыслового восприятия | Дикорастущие, культурные, деревянистые. Бесцветковые. Цветковые. Лен. Хлопчатник. Лекарственные. Декоративные | Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые. Значение в природе. Уметь приводить примеры из жизни. |
| Общее знакомство с цветковыми растениями | 6 | | | |
2 | Строение растения. Строение цветка. | 1 | пространственной ориентации | Живой организм. Корень. Стебель, Лист, Цветок. Плод. Семя, Венчик. Лепесток. Тычинка. Пестик. Пр.р. Органы цветкового растения | Знать строение цветкового растения, названия органов. Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения. |
3 | Опыление цветков. Оплодотворение. Образование и распространение плодов и семян. | 1 | логического мышления. | Перекрестное опыление. Самоопыление. Сочные плоды. Сухие плоды. | Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления. |
4 | Строение семени Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | осмысленного запоминания | Семенная кожура. Зародыш. Двудольные. Пр.р. Строение семени с двумя семядолями (фасоль) | Знать двудольные растения, строение семени. Знать условия, необходимые для прорастания семян. Уметь применять знания в жизни. |
5 | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Значение корня в жизни растения | 1 | умения выделять главное | Стержневая корневая система. Мочковатая корневая система. Корнеплод. Корневой клубень | Знать стержневую и мочковатую корневые системы. Уметь отличать их друг от друга. Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни и корнеплоды. |
6 | Внешнее строение листа. Листья простые и сложные.Листопад Значение стебля в жизни растения. | 1 | мыслительных процессов: сравнения, анализа | Черешок. Листовая пластинка. Черешковые. Хвоя. Простой лист. Сложный лист Стебель. | Знать строение листа, простые листья и сложные. Знать, что листопад - защитное приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни. Знать, каково значение стебля для растения. Уметь рассказывать. |
| Многообразие цветковых растений | 6 | | | |
7 | Тест 1 Особенности строения растений. | 1 | точности запоминания. | | Знать особенности строения цветковых растений. Уметь рассказывать об этих особенностях. |
8 | Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых и использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | прочного, осмысленного запоминания | Пшеница. Рожь. Овес. Ячмень. Кукуруза. Сорняки.Злаковые. Пр.р. с гербарием | Знать хлебные злаковые культуры. Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации. |
9 | Общие признаки лилейных. Перевалка и пересадка комнатных растений. | 1 | эмоционально-зрительного восприятия, связной речи | Лилейные. Цветочно-декоративные растения. Открытый грунт. Закрытый грунт. Детки. | Уметь узнавать эти растения среди других. Знать основные правила ухода за комнатными растениями. Уметь делать пересадку и перевалку комнатных растений |
10 | Овощные лилейные. Строение луковицы | 1 | точности восприятия. | Лук. Чеснок. Донце. Стрелка. Пр.р. Строение луковицы | Знать строение луковицы лука и чеснока. Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения |
11 | Двудольные растения. Картофель – пищевое пасленовое растение. Томат. | 1 | слухового восприятия, связанной речи | Паслен. Пр.р. Выращивание рассады. | Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений. Уметь рассказывать о выращивании картофеля, томата. |
12 | Бобовые. Овощные бобовые. Розоцветные. Шиповник. Яблоня. Груша. Вишня. Малина | 1 | осмысленного запоминания | Боб. Горох посевной. Фасоль. Соя. Розоцветные. | Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника. Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения. Уметь рассказывать об использовании бобовых человеком |
| Многообразие бесцветковых растений | 1 | | | |
13 | Тест 2 Голосеменные. Хвойные растения. Папоротники. Мхи. | 1 | концентрации внимания | Голосеменные. Хвоя. Шишка. Сосна. Ель. Папоротник. Каменный уголь | Уметь рассказывать об использовании древесины в народном хозяйстве. Знать о значении растений в жизни человека, об охране зеленых насаждений |
| Бактерии | 1 | | | |
14 | Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 | целостного восприятия | Одноклеточные организмы. Спора. | Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями. Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями. |
| Грибы | 1 | | | |
15 | Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание. | 1 | осмысленного запоминания | Съедобные. Несъедобные. Мухомор. Бледная поганка. | Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов. Уметь распознавать грибы, правильно собирать их. |
| Практические работы | 1,5 | | | |
16 | Тест 3 Рыхление междурядий, прополка | 1 | практической направленности устойчивости внимания. | Пр.р. | Знать способы обработки почвы мотыгой. Уметь на практике применять теоретические знания. |
17 | Уборка прошлогодней листвы. | 1 | Практической направленности устойчивости внимания. | Пр.р. | Знать способы обработки почвы граблями. Уметь на практике применять теоретические знания. |
| Весенние работы в саду. Экскурсия. | 0,5 | Умения устанавливать причинно-следственные связи | | Знать, какие работы в саду проводятся весной, значение этих работ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольно-измерительные материалы
Тест 1.
Наука, которая изучает строение и жизнь живых организмов называется?
Математика
География
Биология
2.Какое растение получило название Цветковых?
Которое цветет
Которое зеленеет
Которое красивое
Тест2.
1. Какое растение относится к культурным?
Черника
Огурцы
3.Подорожник
2.Назовите часть растения.
Колос
Стебель
Кустарник
Тест 3.
1. Что не относится к живым организмам?
Грибы
Растения
Бактерии
Горы.
2.Какие условия необходимы для образования органических веществ? (отметьте все правильные ответы)
Хлорофилл
Свет
Углекислый газ
Тепло
Вода
Кислород
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Критерии и нормы оценки обучающихся.
Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.
«5» или «отлично»
уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«4» или «хорошо» уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование доп. материала, полнота и логичность раскрытия
вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по
пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной
задачи, отдельные неточности в изложении мат-ла
«3» или «удовлетворительно»
минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или
не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3- 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному уч. мат-лу, нарушения логики
изложения мат-ла, неполнота раскрытия вопроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Аннотация
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не обучающихся по ФГОС, МБОУ СОШ № 1 МО «Барышский район», программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.:В 2 сб./ Под ред. В. В.Воронковой .- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2014. и учебника Клепинина З.А. Биология Растения, бактерии Грибы, 7 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида – Москва: Просвещение.2016 год.
В связи с особенностями учебного плана обучения на дому программа скорректирована и рассчитана на 17,5 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Листок коррекции занятий
№ урока,тема | Дата проведения по журналу | Дата фактического проведения | Причины коррекции | Пути коррекции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |