МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 |
городского округа Мытищи Московской области |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 4
_____________И.В. Захаренко
31 августа 2022 года
Рабочая программа
Предмет ___________________биология__________________________________________
Класс______________________9д_______________________________________________
Составитель:
Учитель__________биологии_______________
Ф.И.О.___________Чуба С.Ю.______________
Категория ________высшая________________
2022 - 2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биологии» в 9 классе разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
• Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 64 часа (2 урока в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г. без изменений.
Актуальность: Биология относится к основным естественным наукам. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии. Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира.
Цель: изучение биологии в 9 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
Задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний.
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Место курса «Биология» 9 класс в учебном плане: предмет «Биология» для
9 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2022/23 учебный год и входит в естественнонаучный цикл. Рассчитан на 64 часа в год (2 часа в неделю).
2. Содержание рабочей программы
Введение (3 ч.).
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.).
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических
исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского
хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы. Вирусы.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч.).
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Лабораторные работы: Строение эукариотических клеток у растений, животных.
Раздел 3. Организменный уровень (14 ч.).
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение— всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Основы селекции и биотехнологии. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. Лабораторные работы: Изучение изменчивости у растений и животных.
Раздел 4. Популяционно - видовой уровень (8 ч.).
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.).
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.).
Биосфера — глобальная экосистема. Структура, свойства и закономерности биосферы. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
Резерв (2 ч.).
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Молекулярный уровень | 10 |
3 | Клеточный уровень | 14 |
4 | Организменный уровень | 14 |
5 | Популяционно - видовой уровень | 8 |
6 | Экосистемный уровень | 6 |
7 | Биосферный уровень | 11 |
8 | Резерв времени | 2 |
| Итого | 68 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
— признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;;
— сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
— особенности строения организмов;
— меры профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
Учащиеся должны уметь:
— выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
— распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов;
— изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;
— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
— объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
— анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Критерии оценки
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "1":
Не приступили к выполнению заданий.
5. Календарно-тематический план
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (3 ч.). |
1 | Биология – наука о живой природе. | 01.09.2022 – 02.09.2022 | |
2 | Методы исследования в биологии. | 01.09.2022 – 02.09.2022 | |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 05.09.2022 – 09.09.2022 | |
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.). |
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | 05.09.2022 – 09.09.2022 | |
5 | Углеводы. | 12.09.2022 – 16.09.2022 | |
6 | Липиды. | 12.09.2022 – 16.09.2022 | |
7 | Состав и строение белков. | 19.09.2022 – 23.09.2022 | |
8 | Функции белков. | 19.09.2022 – 23.09.2022 | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | 26.09.2022 – 30.09.2022 | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 26.09.2022 – 30.09.2022 | |
11 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 03.10.2022 – 07.10.2022 | |
12 | Вирусы. | 03.10.2022 – 07.10.2022 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень». Контрольная работа №1. | 17.10.2022 – 21.10.2022 | |
Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч.). |
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. | 17.10.2022 – 21.10.2022 | |
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 24.10.2022 – 28.10.2022 | |
16 | Ядро. | 24.10.2022 – 28.10.2022 | |
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 31.10.2022 – 04.11.2022 | |
18 | Митохондрии. Пластиды. | 31.10.2022 – 04.11.2022 | |
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 07.11.2022 – 11.11.2022 | |
20 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом». | 07.11.2022 – 11.11.2022 | |
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 14.11.2022 – 18.11.2022 | |
22 | Энергетический обмен в клетке. | 14.11.2022 – 18.11.2022 | |
23 | Фотосинтез и хемосинтез. | 28.11.2022 – 02.12.2022 | |
24 | Автотрофы и гетеротрофы. | 28.11.2022 – 02.12.2022 | |
25 | Синтез белков в клетке. | 05.12.2022 – 09.12.2022 | |
26 | Деление клетки. Митоз. | 05.12.2022 – 09.12.2022 | |
27 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». Контрольная работа № 2. | 12.12.2022 – 16.12.2022 | |
Раздел 3. Организменный уровень (14 ч.). |
28 | Размножение организмов. | 12.12.2022 – 16.12.2022 | |
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 19.12.2022 – 23.12.2022 | |
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 19.12.2022 – 23.12.2022 | |
31 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | 26.12.2022 – 30.12.2022 | |
32 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». | 26.12.2022 – 30.12.2022 | |
33 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | 09.01.2023 – 13.01.2023 | |
34 | Практическая работа № 4 «Решение генетических задач». | 09.01.2023 – 13.01.2023 | |
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 16.01.2023 – 20.01.2023 | |
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом». | 16.01.2023 – 20.01.2023 | |
37 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Практическая работа № 6 «Выявление изменчивости организмов». | 23.01.2023 – 27.01.2023 | |
38 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 23.01.2023 – 27.01.2023 | |
39 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 30.01.2023 – 03.02.2023 | |
40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 30.01.2023 – 03.02.2023 | |
41 | Обобщающий урок-семинар. Селекция на службе человека. Контрольная работа № 3. | 06.02.2023 – 10.02.2023 | |
Раздел 4. Популяционно - видовой уровень (8 ч.). |
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида». | 06.02.2023 – 10.02.2023 | |
43 | Экологические факторы и условия среды. | 13.02.2023 – 17.02.2023 | |
44 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 13.02.2023 – 17.02.2023 | |
45 | Популяция как элементарная единица эволюции. | 27.02.2023 – 03.03.2023 | |
46 | Борьба за существование и естественный отбор. | 27.02.2023 – 03.03.2023 | |
47 | Видообразование. | 06.03.2023 – 10.03.2023 | |
48 | Макроэволюция. | 06.03.2023 – 10.03.2023 | |
49 | Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень». Контрольная работа № 4. | 13.03.2023 – 17.03.2023 | |
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.). |
50 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 13.03.2023 – 17.03.2023 | |
51 | Состав и структура сообщества. | 20.03.2023 – 24.03.2023 | |
52 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | 20.03.2023 – 24.03.2023 | |
53 | Потоки веществ и энергии в экосистеме. | 27.03.2023 – 31.03.2023 | |
54 | Саморазвитие экосистемы. | 27.03.2023 – 31.03.2023 | |
55 | Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». Контрольная работа № 5. | 10.04.2023 – 14.04.2023 | |
Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.). |
56 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. | 10.04.2023 – 14.04.2023 | |
57 | Круговорот веществ в биосфере. | 17.04.2023 – 21.04.2023 | |
58 | Эволюция биосферы. | 17.04.2023 – 21.04.2023 | |
59 | Гипотезы возникновения жизни. | 24.04.2023 – 28.04.2023 | |
60 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | 24.04.2023 – 28.04.2023 | |
61 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. | 01.05.2023 – 05.05.2023 | |
62 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 01.05.2023 – 05.05.2023 | |
63 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 08.05.2023 – 12.05.2023 | |
64 | Основы рационального природоиспользования. | 08.05.2023 – 12.05.2023 | |
65 | Урок – конференция: «Аукцион экологических знаний». | 15.05.2023 – 19.05.2023 | |
66 | Итоговый работа. | 15.05.2023 – 19.05.2023 | |
67 | Резерв времени. | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |
68 | Резерв времени. | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |
6. Учебно-методическое обеспечение
№ | Вид обеспечения | Комплектность |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006 | Д |
2 | Программа основного общего образования «Биология 5-9 классы» Авторы В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г Швецов. Издательство «Дрофа» Москва 2019 | Д |
Учебно-методическое обеспечение |
1 | Учебник "Биология. Введение в общую биологию. 9 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | П |
2 | Рабочая тетрадь " Биология. Введение в общую биологию. 9 класс сс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | П |
3 | Методическое пособие " Биология. Введение в общую биологию. 9 класс ", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | Д |
Информационно-справочное обеспечение |
1 | Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2017. | Д |
2 | Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2017. | Д |
3 | Книга для чтения по биологии. Составитель Д.И. Трайтак. Москва «Просвещение»2016 | Д |
Материально-техническое обеспечение |
1 | Медиапроектор | Д |
2 | Плакаты | Д |
3 | Комплект микропрепаратов 2 ч. | Д |
4 | Интерактивные учебные пособия | Д |
5 | Микроскопы | П |
6 | Лупы | П |
7 | Коллекция возрастные физиологические признаки организма | Д |
8 | Компакт диск: «Эволюция животного мира» | Д |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественно-научного цикла
от 30.08.2022 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________/В.А.Дубинин/
31.08.2022 год