СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 64 часа (2 урока в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г. без изменений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

городского округа Мытищи Московской области





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

_____________И.В. Захаренко

31 августа 2022 года







Рабочая программа





Предмет ___________________биология__________________________________________


Класс______________________9д_______________________________________________






Составитель:


Учитель__________биологии_______________


Ф.И.О.___________Чуба С.Ю.______________


Категория ________высшая________________











2022 - 2023 учебный год



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Биологии» в 9 классе разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

• Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 64 часа (2 урока в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г. без изменений.

Актуальность: Биология относится к основным естественным наукам. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии. Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира.

Цель: изучение биологии в 9 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности

Задачи:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний.

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Место курса «Биология» 9 класс в учебном плане: предмет «Биология» для
9 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2022/23 учебный год и входит в естественнонаучный цикл. Рассчитан на 64 часа в год (2 часа в неделю).




2. Содержание рабочей программы


Введение (3 ч.).

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.).

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических

исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского

хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы. Вирусы.

Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч.).

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Лабораторные работы: Строение эукариотических клеток у растений, животных.

Раздел 3. Организменный уровень (14 ч.).

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение— всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Основы селекции и биотехнологии. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. Лабораторные работы: Изучение изменчивости у растений и животных.

Раздел 4. Популяционно - видовой уровень (8 ч.).

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.).

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.

Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.).

Биосфера — глобальная экосистема. Структура, свойства и закономерности биосферы. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Резерв (2 ч.).




3. Учебно-тематический план


п/п

Содержание раздела

Количество часов

1

Введение

3

2

Молекулярный уровень

10

3

Клеточный уровень

14

4

Организменный уровень

14

5

Популяционно - видовой уровень

8

6

Экосистемный уровень

6

7

Биосферный уровень

11

8

Резерв времени

2


Итого

68




4. Требования к уровню подготовки обучающихся


Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;;

— сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

— особенности строения организмов;

— меры профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Учащиеся должны уметь:

— выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

— распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов;

— изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;

— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

— объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

— анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.


Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Критерии оценки


Отметка "5":

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "1":

Не приступили к выполнению заданий.




5. Календарно-тематический план


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (3 ч.).

1

Биология – наука о живой природе.

01.09.2022 – 02.09.2022


2

Методы исследования в биологии.

01.09.2022 – 02.09.2022


3

Сущность жизни и свойства живого.

05.09.2022 – 09.09.2022


Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.).

4

Молекулярный уровень: общая характеристика.

05.09.2022 – 09.09.2022


5

Углеводы.

12.09.2022 – 16.09.2022


6

Липиды.

12.09.2022 – 16.09.2022


7

Состав и строение белков.

19.09.2022 – 23.09.2022


8

Функции белков.

19.09.2022 – 23.09.2022


9

Нуклеиновые кислоты.

26.09.2022 – 30.09.2022


10

АТФ и другие органические соединения клетки.

26.09.2022 – 30.09.2022


11

Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

03.10.2022 – 07.10.2022


12

Вирусы.

03.10.2022 – 07.10.2022


13

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень». Контрольная работа №1.

17.10.2022 – 21.10.2022


Раздел 2. Клеточный уровень (14 ч.).

14

Клеточный уровень: общая характеристика.

17.10.2022 – 21.10.2022


15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

24.10.2022 – 28.10.2022


16

Ядро.

24.10.2022 – 28.10.2022


17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

31.10.2022 – 04.11.2022


18

Митохондрии. Пластиды.

31.10.2022 – 04.11.2022


19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

07.11.2022 – 11.11.2022


20

Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом».

07.11.2022 – 11.11.2022


21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

14.11.2022 – 18.11.2022


22

Энергетический обмен в клетке.

14.11.2022 – 18.11.2022


23

Фотосинтез и хемосинтез.

28.11.2022 – 02.12.2022


24

Автотрофы и гетеротрофы.

28.11.2022 – 02.12.2022


25

Синтез белков в клетке.

05.12.2022 – 09.12.2022


26

Деление клетки. Митоз.

05.12.2022 – 09.12.2022


27

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень». Контрольная работа № 2.

12.12.2022 – 16.12.2022


Раздел 3. Организменный уровень (14 ч.).

28

Размножение организмов.

12.12.2022 – 16.12.2022


29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

19.12.2022 – 23.12.2022


30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

19.12.2022 – 23.12.2022


31

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

26.12.2022 – 30.12.2022


32

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании».

26.12.2022 – 30.12.2022


33

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

09.01.2023 – 13.01.2023


34

Практическая работа № 4 «Решение генетических задач».

09.01.2023 – 13.01.2023


35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

16.01.2023 – 20.01.2023


36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

16.01.2023 – 20.01.2023


37

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Практическая работа № 6 «Выявление изменчивости организмов».

23.01.2023 – 27.01.2023


38

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

23.01.2023 – 27.01.2023


39

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

30.01.2023 – 03.02.2023


40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

30.01.2023 – 03.02.2023


41

Обобщающий урок-семинар. Селекция на службе человека. Контрольная работа № 3.

06.02.2023 – 10.02.2023


Раздел 4. Популяционно - видовой уровень (8 ч.).

42

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида».

06.02.2023 – 10.02.2023


43

Экологические факторы и условия среды.

13.02.2023 – 17.02.2023


44

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.

13.02.2023 – 17.02.2023


45

Популяция как элементарная единица эволюции.

27.02.2023 – 03.03.2023


46

Борьба за существование и естественный отбор.

27.02.2023 – 03.03.2023


47

Видообразование.

06.03.2023 – 10.03.2023


48

Макроэволюция.

06.03.2023 – 10.03.2023


49

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень». Контрольная работа № 4.

13.03.2023 – 17.03.2023


Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.).

50

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

13.03.2023 – 17.03.2023


51

Состав и структура сообщества.

20.03.2023 – 24.03.2023


52

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

20.03.2023 – 24.03.2023


53

Потоки веществ и энергии в экосистеме.

27.03.2023 – 31.03.2023


54

Саморазвитие экосистемы.

27.03.2023 – 31.03.2023


55

Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». Контрольная работа № 5.

10.04.2023 – 14.04.2023


Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.).

56

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.

10.04.2023 – 14.04.2023


57

Круговорот веществ в биосфере.

17.04.2023 – 21.04.2023


58

Эволюция биосферы.

17.04.2023 – 21.04.2023


59

Гипотезы возникновения жизни.

24.04.2023 – 28.04.2023


60

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

24.04.2023 – 28.04.2023


61

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.

01.05.2023 – 05.05.2023


62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

01.05.2023 – 05.05.2023


63

Антропогенное воздействие на биосферу.

08.05.2023 – 12.05.2023


64

Основы рационального природоиспользования.

08.05.2023 – 12.05.2023


65

Урок – конференция: «Аукцион экологических знаний».

15.05.2023 – 19.05.2023


66

Итоговый работа.

15.05.2023 – 19.05.2023


67

Резерв времени.

22.05.2023 – 26.05.2023


68

Резерв времени.

22.05.2023 – 26.05.2023








6. Учебно-методическое обеспечение


Вид обеспечения

Комплектность

Нормативно-правовое обеспечение

1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006

Д

2

Программа основного общего образования «Биология 5-9 классы» Авторы В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г Швецов. Издательство «Дрофа» Москва 2019

Д

Учебно-методическое обеспечение

1

Учебник "Биология. Введение в общую биологию. 9 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва

П

2

Рабочая тетрадь " Биология. Введение в общую биологию. 9 класс сс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва

П

3

Методическое пособие " Биология. Введение в общую биологию. 9 класс ", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва

Д

Информационно-справочное обеспечение

1

Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2017.

Д

2

Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2017.

Д

3

Книга для чтения по биологии. Составитель Д.И. Трайтак. Москва «Просвещение»2016

Д

Материально-техническое обеспечение

1

Медиапроектор

Д

2

Плакаты

Д

3

Комплект микропрепаратов 2 ч.

Д

4

Интерактивные учебные пособия

Д

5

Микроскопы

П

6

Лупы

П

7

Коллекция возрастные физиологические признаки организма

Д

8

Компакт диск: «Эволюция животного мира»

Д


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического

объединения учителей естественно-научного цикла

от 30.08.2022 г. № 1


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


_________________/В.А.Дубинин/

31.08.2022 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!