Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»
(МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»)
РАССМОТРЕНО Зав.кафедрой_____________Витряк Т.Н. Протокол № от « » августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ Матвеева Л.Н. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора № от « » августа 2022г. |
Рабочая программа
по предмету «Биология»
(9 класс)
Составитель: Витряк Татьяна Надиловна
учитель биологии
2022 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч.)
Биология — наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм
жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч).
Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Многообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие ораганизмов. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции.
Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч).
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяция как форма существования вида. Природное сообщество — биогеоценоз. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Смена природных сообществ и ее причины. Многообразие биогеоценозов (экосистем) на Земле. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса (1 ч)
3. Тематическое планирование учебного предмета, в том числе с учётом рабочей программы воспитания
с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Тема урока | Количество часов |
| Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч.) | |
1 | Биология — наука о живом мире (Урок-дискуссия "Биология как наука.Роль биологии в практической деятельности людей") | 1 |
2 | Методы биологических исследований | 1 |
3 | Общие свойства живых организмов | 1 |
4 | Многообразие форм жизни | 1 |
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 |
| Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч.) | |
6 | Многообразие клеток. (Проекты "Роль учёных в изучении клетки"). | 1 |
7 | Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | 1 |
8 | Химические вещества в клетке | 1 |
9 | Строение клетки | 1 |
10 | Органоиды клетки и их функции | 1 |
11 | Обмен веществ — основа существования клетки | 1 |
12 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 |
13 | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 |
14 | Обеспечение клеток энергией | 1 |
15 | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | 1 |
16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» (Эрудит-марафон) | 1 |
| Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч). | |
17 | Организм — открытая живая система (биосистема). | 1 |
18 | Бактерии и вирусы. (Урок - конференция "Неклеточные формы жизни") | 1 |
19 | Растительный организм и его особенности | 1 |
20 | Многообразие растений и значение в природе. (Проекты "Споровые растения", "Семенные растения"). | 1 |
21 | Организмы царства грибов и лишайников. (Интеллектуальная игра "Слабое звено") | 1 |
22 | Животный организм и его особенности. | 1 |
23 | Многообразие животных. (Виртуальная экскурсия) | 1 |
24 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 |
25 | Размножение живых организмов | 1 |
26 | Индивидуальное развитие организмов (Мини-проекты "Развитие животных организмов с превращением и без превращения") | 1 |
27 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 |
28 | Изучение механизма наследственности (Урок -спектакль "Г.И.Мендель. История одного открытия") | 1 |
29 | Основные закономерности наследственности организмов | 1 |
30 | Закономерности изменчивости. | 1 |
31 | Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 |
32 | Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 |
33 | Основы селекции организмов. (Урок-конференция "Селекция растений, животных, микроорганизмов") | 1 |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 |
| Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч). | |
34 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 |
35 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 |
36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 |
37 | Этапы развития жизни на Земле. (Виртуальная экскурсия) | 1 |
38 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 |
39 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира (Урок-спектакль "Победа Дарвина") | 1 |
40 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 |
41 | Вид, его критерии и структура | 1 |
42 | Процессы образования видов | 1 |
43 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 |
44 | Основные направления эволюции | 1 |
45 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 |
46 | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 |
47 | Человек — представитель животного мира | 1 |
48 | Эволюционное происхождение человека | 1 |
49 | Ранние этапы эволюции человека | 1 |
50 | Поздние этапы эволюции человека | 1 |
51 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 |
52 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. (Урок -конференция "Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества") | 1 |
53 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 |
| Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч). | |
55 | Условия жизни на Земле | 1 |
56 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 |
57 | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 |
58 | Биотические связи в природе | 1 |
59 | Взаимосвязи организмов в популяции | 1 |
60 | Функционирование популяций в природе | 1 |
61 | Природное сообщество — биогеоценоз | 1 |
62 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 |
63 | Развитие и смена природных сообществ | 1 |
64 | Многообразие биогеоценозов (экосистем). (Виртуальная экскурсия) | 1 |
65 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 |
66 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 |
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 |
68 | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса | 1 |
| Итого | 68 |
9