СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»

(МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана»)



РАССМОТРЕНО

Зав.кафедрой_____________Витряк Т.Н.

 Протокол № от « » августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________ Матвеева Л.Н.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

№ от « » августа 2022г.




Рабочая программа
по предмету «Биология»

(9 класс)





Составитель: Витряк Татьяна Надиловна

учитель биологии







2022 г.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


2. Содержание учебного предмета

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч.)

Биология — наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм

жизни.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч).

Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Многообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие ораганизмов. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Основы селекции организмов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне».

Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции.

Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле».

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч).

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяция как форма существования вида. Природное сообщество — биогеоценоз. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Смена природных сообществ и ее причины. Многообразие биогеоценозов (экосистем) на Земле. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды».

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»


Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса (1 ч)


3. Тематическое планирование учебного предмета, в том числе с учётом рабочей программы воспитания

с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Тема урока

Количество часов


Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч.)


1

Биология — наука о живом мире (Урок-дискуссия "Биология как наука.Роль биологии в практической деятельности людей")

1

2

Методы биологических исследований

1

3

Общие свойства живых организмов

1

4

Многообразие форм жизни

1

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1


Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч.)


6

Многообразие клеток. (Проекты "Роль учёных в изучении клетки").

1

7

Лабораторная работа 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1

8

Химические вещества в клетке

1

9

Строение клетки

1

10

Органоиды клетки и их функции

1

11

Обмен веществ — основа существования клетки

1

12

Биосинтез белка в живой клетке

1

13

Биосинтез углеводов — фотосинтез

1

14

Обеспечение клеток энергией

1

15

Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» (Эрудит-марафон)

1


Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч).


17

Организм — открытая живая система (биосистема).

1

18

Бактерии и вирусы. (Урок - конференция "Неклеточные формы жизни")

1

19

Растительный организм и его особенности

1

20

Многообразие растений и значение в природе. (Проекты "Споровые растения", "Семенные растения").

1

21

Организмы царства грибов и лишайников. (Интеллектуальная игра "Слабое звено")

1

22

Животный организм и его особенности.

1

23

Многообразие животных. (Виртуальная экскурсия)

1

24

Сравнение свойств организма человека и животных

1

25

Размножение живых организмов

1

26

Индивидуальное развитие организмов (Мини-проекты "Развитие животных организмов с превращением и без превращения")

1

27

Образование половых клеток. Мейоз

1

28

Изучение механизма наследственности (Урок -спектакль "Г.И.Мендель. История одного открытия")

1

29

Основные закономерности наследственности организмов

1

30

Закономерности изменчивости.

1

31

Лабораторная работа 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

32

Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

33

Основы селекции организмов. (Урок-конференция "Селекция растений, животных, микроорганизмов")

1

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1


Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).


34

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

37

Этапы развития жизни на Земле. (Виртуальная экскурсия)

1

38

Идеи развития органического мира в биологии

1

39

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира (Урок-спектакль "Победа Дарвина")

1

40

Современные представления об эволюции органического мира

1

41

Вид, его критерии и структура

1

42

Процессы образования видов

1

43

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

44

Основные направления эволюции

1

45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

46

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

47

Человек — представитель животного мира

1

48

Эволюционное происхождение человека

1

49

Ранние этапы эволюции человека

1

50

Поздние этапы эволюции человека

1

51

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. (Урок -конференция "Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества")

1

53

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1


Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч).


55

Условия жизни на Земле

1

56

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

57

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

58

Биотические связи в природе

1

59

Взаимосвязи организмов в популяции

1

60

Функционирование популяций в природе

1

61

Природное сообщество — биогеоценоз

1

62

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

63

Развитие и смена природных сообществ

1

64

Многообразие биогеоценозов (экосистем). (Виртуальная экскурсия)

1

65

Основные законы устойчивости живой природы

1

66

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

1

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

68

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса

1


Итого

68


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!