СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса по учебнику И.Н.Пономарёвой.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс. Учебник И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М. Чернова, под редакцией И.Н.Пономарёвой. Издательство "Вентана- Граф" 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса по учебнику И.Н.Пономарёвой.»

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа.

Образовательная программа составлена

на основе программы авторского коллектива под руководством

И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для базовых и профильных уровней обучения – М., изд. "Вентана - Граф", 2010 г. стр. 73-83), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

в соответствии с альтернативным учебником, допущенным

Министерством образования Российской Федерации:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова

«Основы общей биологии» /М., изд. центр "Вентана-Граф", 2010г./

Изучение биологии направлено на достижение

cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Общая характеристика учебного предмета

Программа по биологии под редакцией И.Н. Пономарёвой выбрана мною для работы в общеобразовательных классах.

Отбор содержания этой программы проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Основная цель курса «Биология: общие закономерности»- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  1. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  2. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи :  создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме   через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:  особое внимание обратить на развитие у девятиклассников,  моторной памяти, критического мышления,  продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и   развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Место учебного предмета в учебном плане : в соответствии с учебным планом МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.

Формы организации образовательного процесса: лекция, лабораторная работа, зачёт, самостоятельная работа с книгой, экскурсия.

УМК: Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под ред. И. Н. Пономаревой : Вентана-Граф, 2010.





3. Содержание рабочей программы.

Введение (2 ч)

Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.

Раздел I ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)

Химический состав живого (6ч)

Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.

Строение и функции клетки - элементарной живой системы (11ч)

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотроф и гетеротрофов, деление клетки - основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.

Организм - целостная система (9 ч)

Вирусы - неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого. Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Лабораторная работа №1 «Сравнение строения растительной и животной клетки».

Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (12 ч)

Основные закономерности наследственности и изменчивости (8 ч)

Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.

Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.

Лабораторная работа №2 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».

Генетика и практическая деятельность человека (4 ч)

Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение. Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов, достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.

Раздел III НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)

Популяции (4 ч)

Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение

численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.

Биологические сообщества (4 ч)

Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Тип взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Экосистемы (6 ч)

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Лабораторная работа №3 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».


Раздел V ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч) Эволюционное учение (7 ч) Додарвиновская научная картина мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида, доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).

Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие опалеонтологии как науке о древней жизни. Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира. Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.

Происхождение и эволюция человека (3ч)

Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.

Лабораторная работа №4 « Изучение внутривидовой борьбы за существование».

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся:

 В результате изучения биологии учащиеся должны:  знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний ; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация). Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);




  1. Календарно – тематическое планирование раздела

«Основы общей биологии»

п/п



Наименование главы, количество часов



Тема урока



Дата проведения




Примечание


По

плану

фактическая


1.

Введение.(3 часа)

«Биология – наука о жизни»

06.09



2.


«Общие свойства живого»

07.09



3.


«Многообразие форм жизни»

13.09



4.

Тема 1. Основы учения о клетке (10 часов)

«Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды»

14.09



5.


«Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты»

20.09



6.


«Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро»

                  1. 21.09

Л. Р. №1

7.


Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды»

27.09



8.


«Обмен веществ – основа существования клеток»

28.09



9.


«Биосинтез белков в живой клетке»

04.10



10.


«Биосинтез углеводов – фотосинтез»

05.10



11.


«Обеспечение клеток энергией»

11.10



12.


«Разнообразие клеток живой природы»

                  1. 12.10


13.


Зачет по теме «Основы учения о клетке»

18.10



14.

«Тема 2. Организм, его свойства и развитие (5 часов)

«Типы размножения организмов»

19.10



15.


«Клеточное деление: митоз

                  1. 25.10


16


«Клеточное деление: мейоз»

26.10



17


«Особенности образования половых клеток. Оплодотворение»

08.11



18.


«Индивидуальное развитие организмов и его этапы»

09.11



19.

Тема 3. Основы генетики (9 часов)

«Из истории развития генетики»

15.11



20.


«Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание»

16.11



21.


«Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание»

22.11



22.


«Сцепленное наследование генов и кроссинговер»

23.11



23.


«Взаимодействие генов и их множественное действие»

29.11



24.


«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом»

30.11



25.


«Наследственная изменчивость»

06.12



26.


«Другие типы изменчивости»

                  1. 07.12

Л.Р. №2

27.


Зачет по теме «Основы генетики»

13.12



28.

Тема 4. Основы селекции(4 часа)

«Генетические основы селекции организмов»

14.12



29.


«Особенности селекции растений»

20.12



30.


«Особенности селекции животных»

                  1. 21.12

31.


«Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология»

27.12



32.

Тема5. Происхождение жизни и развитие органического мира(6 часов)

«Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания»

28.12



33.


«Современные теории возникновения жизни на Земле»




34.


«Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни»




35.


«Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой




36.


Этапы развития жизни на Земле: Палеозой»




37.


«Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой»




38.

Тема 6. Учение об эволюции(10 часов)

«Идея развития органического мира в биологии»




39.


«Основные положение теории Ч. Дарвина»




40.


«Современные представления об эволюции органического мира»




41.


«Вид, его критерии и структура»


42.


«Процессы видообразования»




43.


«Макроэволюция – результат микроэволюции»




44.


«Основные направления эволюции»


45.


«Основные закономерности эволюции»




46.


«Результаты эволюции»

47.


Зачет по теме «Учение об эволюции»




48.

Тема 7.Происхождение человека(6 часов)

«Доказательства эволюционного происхождения человека»




49.

«Эволюция приматов

«Эволюция приматов»




50.


«Этапы эволюции человека»




51.


«Этапы эволюции человека»




52.


«Человеческие расы, их родство и происхождение»



Л. Р.№3

53.


«Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»




54.

Тема 8. Основы экологии(14 часов)

«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы»




55.


«Общие законы действия факторов среды на организм»




56.


«Приспособленность организмов к действиям факторов среды»


57.


«Биотические связи в природе»



Л.Р.№4

58.


«Популяции»




59.


«Функционирование популяции и динамика ее численности




60.


«Сообщества»




61.


Годовая промежуточная аттестация: тест.

02.05



62.


«Биогеоценозы, экосистемы и биосфера» «Развитие и смена биогеоценозов»

03.05



63.


«Основные законы устойчивости живой природы»




64.


«Рациональное использование природы и ее охрана»

10.05



65.


«Лес и водоем как природные экосистемы»

16.05



66.


«Парк как пример искусственного биогеоценоза»

17.05



67.


Зачет по теме «Основы экологии

23.05



68.

Заключение

Биология 9 класса в терминах.

24.05









  1. Перечень учебно – методического обеспечения:



1. Козлова, Т. А. Биология: 9 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2010.


2. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2010.


3. Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под ред. И. Н. Пономаревой : Вентана-Граф, 2010.


4. Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : методическое пособие / И. Н. Пономарева, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2007.


1. Батуев, А. С. Биология [Текст] : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский. - М. : Дрофа, 2004.


2. Болгова, И. В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы :Текст] / И. В. Болгова. - М. : Оникс 21 век: Мир и образование, 2008.


3. Козлова, Т. А. Биология в таблицах. 6-11 классы [Текст] : справочное пособие / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. - М. : Дрофа, 2011.


4. Лернер, Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания [Текст] / Г. И. Лернер. - М. : Аквариум, 1998.


5. Пименов, А. В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» [Текст] -А. В. Пименов, И. Н. Пименова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004.


6. Реброва, Л. В. Активные формы и методы обучения биологии [Текст] / Л. В. Реброва, Е.В. Прохорова; - М. : Просвещение, 1997.



7. Фросин В. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену. Общая биология (Tекст) В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2010. - 216 с.


Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение


Ноутбук, мультимедийный проектор, экран


Мультимедиа-поддержка курса «Основы общей биологию»:


• 1 С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс (2 СD);


• Биология. Общие закономерности. 9 класс: мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина (СD);



• Биология. 6-11 классы: лабораторный практикум (CD).


Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.bio.nаturе.ru - научные новости биологии, www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования; www.km.ru/edication - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».