2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Образовательная программа составлена
на основе программы авторского коллектива под руководством
И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для базовых и профильных уровней обучения – М., изд. "Вентана - Граф", 2010 г. стр. 73-83), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова
«Основы общей биологии» /М., изд. центр "Вентана-Граф", 2010г./
Изучение биологии направлено на достижение
cледующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Общая характеристика учебного предмета
Программа по биологии под редакцией И.Н. Пономарёвой выбрана мною для работы в общеобразовательных классах.
Отбор содержания этой программы проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Основная цель курса «Биология: общие закономерности»- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи : создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников, моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Место учебного предмета в учебном плане : в соответствии с учебным планом МКОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно.
Формы организации образовательного процесса: лекция, лабораторная работа, зачёт, самостоятельная работа с книгой, экскурсия.
УМК: Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под ред. И. Н. Пономаревой : Вентана-Граф, 2010.
3. Содержание рабочей программы.
Введение (2 ч)
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.
Раздел I ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (26 ч)
Химический состав живого (6ч)
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.
Строение и функции клетки - элементарной живой системы (11ч)
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотроф и гетеротрофов, деление клетки - основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.
Организм - целостная система (9 ч)
Вирусы - неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого. Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.
Лабораторная работа №1 «Сравнение строения растительной и животной клетки».
Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (12 ч)
Основные закономерности наследственности и изменчивости (8 ч)
Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.
Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.
Лабораторная работа №2 «Изучение ненаследственной изменчивости листьев у комнатных растений».
Генетика и практическая деятельность человека (4 ч)
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение. Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов, достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.
Раздел III НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ (14 ч)
Популяции (4 ч)
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение
численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.
Биологические сообщества (4 ч)
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Тип взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Экосистемы (6 ч)
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Лабораторная работа №3 «Составление схем пищевых цепей и переноса энергии в экосистеме».
Раздел V ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (14 ч) Эволюционное учение (7 ч) Додарвиновская научная картина мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида, доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие опалеонтологии как науке о древней жизни. Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира. Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.
Происхождение и эволюция человека (3ч)
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.
Лабораторная работа №4 « Изучение внутривидовой борьбы за существование».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения биологии учащиеся должны: знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний ; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация). Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Календарно – тематическое планирование раздела
«Основы общей биологии»
№ п/п | Наименование главы, количество часов | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
По плану | фактическая |
1. | Введение.(3 часа) | «Биология – наука о жизни» | 06.09 | | |
2. | | «Общие свойства живого» | 07.09 | | |
3. | | «Многообразие форм жизни» | 13.09 | | |
4. | Тема 1. Основы учения о клетке (10 часов) | «Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды» | 14.09 | | |
5. | | «Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты» | 20.09 | | |
6. | | «Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро» | 21.09 | | Л. Р. №1 |
7. | | Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды» | 27.09 | | |
8. | | «Обмен веществ – основа существования клеток» | 28.09 | | |
9. | | «Биосинтез белков в живой клетке» | 04.10 | | |
10. | | «Биосинтез углеводов – фотосинтез» | 05.10 | | |
11. | | «Обеспечение клеток энергией» | 11.10 | | |
12. | | «Разнообразие клеток живой природы» | 12.10 | | |
13. | | Зачет по теме «Основы учения о клетке» | 18.10 | | |
14. | «Тема 2. Организм, его свойства и развитие (5 часов) | «Типы размножения организмов» | 19.10 | | |
15. | | «Клеточное деление: митоз | 25.10 | | |
16 | | «Клеточное деление: мейоз» | 26.10 | | |
17 | | «Особенности образования половых клеток. Оплодотворение» | 08.11 | | |
18. | | «Индивидуальное развитие организмов и его этапы» | 09.11 | | |
19. | Тема 3. Основы генетики (9 часов) | «Из истории развития генетики» | 15.11 | | |
20. | | «Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание» | 16.11 | | |
21. | | «Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание» | 22.11 | | |
22. | | «Сцепленное наследование генов и кроссинговер» | 23.11 | | |
23. | | «Взаимодействие генов и их множественное действие» | 29.11 | | |
24. | | «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» | 30.11 | | |
25. | | «Наследственная изменчивость» | 06.12 | | |
26. | | «Другие типы изменчивости» | 07.12 | | Л.Р. №2 |
27. | | Зачет по теме «Основы генетики» | 13.12 | | |
28. | Тема 4. Основы селекции(4 часа) | «Генетические основы селекции организмов» | 14.12 | | |
29. | | «Особенности селекции растений» | 20.12 | | |
30. | | «Особенности селекции животных» | 21.12 | | |
31. | | «Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология» | 27.12 | | |
32. | Тема5. Происхождение жизни и развитие органического мира(6 часов) | «Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания» | 28.12 | | |
33. | | «Современные теории возникновения жизни на Земле» | | | |
34. | | «Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни» | | | |
35. | | «Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой | | | |
36. | | Этапы развития жизни на Земле: Палеозой» | | | |
37. | | «Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой» | | | |
38. | Тема 6. Учение об эволюции(10 часов) | «Идея развития органического мира в биологии» | | | |
39. | | «Основные положение теории Ч. Дарвина» | | | |
40. | | «Современные представления об эволюции органического мира» | | | |
41. | | «Вид, его критерии и структура» | | | |
42. | | «Процессы видообразования» | | | |
43. | | «Макроэволюция – результат микроэволюции» | | | |
44. | | «Основные направления эволюции» | | | |
45. | | «Основные закономерности эволюции» | | | |
46. | | «Результаты эволюции» | | | |
47. | | Зачет по теме «Учение об эволюции» | | | |
48. | Тема 7.Происхождение человека(6 часов) | «Доказательства эволюционного происхождения человека» | | | |
49. | «Эволюция приматов | «Эволюция приматов» | | | |
50. | | «Этапы эволюции человека» | | | |
51. | | «Этапы эволюции человека» | | | |
52. | | «Человеческие расы, их родство и происхождение» | | | Л. Р.№3 |
53. | | «Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли» | | | |
54. | Тема 8. Основы экологии(14 часов) | «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы» | | | |
55. | | «Общие законы действия факторов среды на организм» | | | |
56. | | «Приспособленность организмов к действиям факторов среды» | | | |
57. | | «Биотические связи в природе» | | | Л.Р.№4 |
58. | | «Популяции» | | | |
59. | | «Функционирование популяции и динамика ее численности | | | |
60. | | «Сообщества» | | | |
61. | | Годовая промежуточная аттестация: тест. | 02.05 | | |
62. | | «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера» «Развитие и смена биогеоценозов» | 03.05 | | |
63. | | «Основные законы устойчивости живой природы» | | | |
64. | | «Рациональное использование природы и ее охрана» | 10.05 | | |
65. | | «Лес и водоем как природные экосистемы» | 16.05 | | |
66. | | «Парк как пример искусственного биогеоценоза» | 17.05 | | |
67. | | Зачет по теме «Основы экологии | 23.05 | | |
68. | Заключение | Биология 9 класса в терминах. | 24.05 | | |
Перечень учебно – методического обеспечения:
1. Козлова, Т. А. Биология: 9 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
2. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2010.
3. Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова; под ред. И. Н. Пономаревой : Вентана-Граф, 2010.
4. Пономарева, И. Н Биология: 9 класс [Текст] : методическое пособие / И. Н. Пономарева, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2007.
1. Батуев, А. С. Биология [Текст] : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский. - М. : Дрофа, 2004.
2. Болгова, И. В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы :Текст] / И. В. Болгова. - М. : Оникс 21 век: Мир и образование, 2008.
3. Козлова, Т. А. Биология в таблицах. 6-11 классы [Текст] : справочное пособие / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. - М. : Дрофа, 2011.
4. Лернер, Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания [Текст] / Г. И. Лернер. - М. : Аквариум, 1998.
5. Пименов, А. В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» [Текст] -А. В. Пименов, И. Н. Пименова. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
6. Реброва, Л. В. Активные формы и методы обучения биологии [Текст] / Л. В. Реброва, Е.В. Прохорова; - М. : Просвещение, 1997.
7. Фросин В. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену. Общая биология (Tекст) В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2010. - 216 с.
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Мультимедиа-поддержка курса «Основы общей биологию»:
• 1 С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс (2 СD);
• Биология. Общие закономерности. 9 класс: мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. Б. Агафоновой, Н. И. Сонина (СD);
• Биология. 6-11 классы: лабораторный практикум (CD).
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
www.bio.nаturе.ru - научные новости биологии, www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования; www.km.ru/edication - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».