СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе программы   авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, . – М.: Вентана-Граф, 2010 для учебника "Биология. 9 класс." Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. 5-е изд., испр. - М.: 2013. - 240 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаховская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края



Согласовано:

Руководитель ШМО естественно-научного цикла

__________________И.В. Санаева

Протокол № ________________

от «______»___________________ 20__ г


Утверждена приказом

директора учреждения

________________ Рыбалко Г.А. 

№ ____ от___________









Рабочая программа учебного предмета

«БИОЛОГИЯ»

9 КЛАСС, базовый уровень

основное общее образование

составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, . – М.: Вентана-Граф, 2010.

Срок реализации: 2017 -2018 учебный год







Составлена:

Пушкаревой Л.В.,

Учителем химии и биологии

1 квалификационной категории















Шахи 2017

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

В соответствии с требованиями к оформлению журнала в рабочей программе прописаны темы контрольных, лабораторных работ.

Формы контроля

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, , самостоятельных и итоговой контрольной работ как в традиционной, так и в тестовой формах. Темы лабораторных работ указаны в учебно-тематическом планировании.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов

Отметка "5" ставится, если ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

-Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определѐнной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочѐтов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает

медленно).

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. - Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даѐт нечѐткие определения понятий.

- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

- Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

- При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет не менее половины работы.

- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочѐтов.

- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет менее половины письменной работы. - Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка "3".

- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

3. Оценка практических и лабораторных работ

Лабораторная работа – это работа, которая проводится в лаборатории с применением лабораторного оборудования. Большая часть лабораторных работ являются обучающими и занимают часть урока. Могут оцениваться выборочно.

Практическая работа может проводиться в лаборатории, учебном кабинете, в школьном дворе, на берегу реки и т.д. с применением или без применения лабораторного оборудования.

Отметка « 5 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией, с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений и других видов работ, предложенных в инструкции.

- Грамотно, логично описывает ход работы, грамотно формулирует выводы, точно и аккуратно выполняет все необходимые записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

- Соблюдает организационно-трудовые умения: поддержание чистоты рабочего места, порядка на рабочем столе, экономно расходует материалы, соблюдает правила техники безопасности.

Отметка « 4 » ставится, если ученик:

- Выполняет работу в полном объеме в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях и т.д. два-три недочета или одну негрубую ошибку и один недочет.

- При оформлении работы допускает неточности в описании хода действий, делает неполные выводы, обобщения.

Отметка « 3 » ставится, если ученик: - Правильно выполняет не менее 50% работы, однако объем выполненной части работы таков, что позволяет получить верные

результаты и сделать верные выводы, соответствующие цели работы. - При выполнении работы обращается за помощью к учителю; в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

- Выполняет работу, частично не соответствующую инструкции, или выполняет ее нерационально, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; допускает ошибки, которые составляют не более 50% от общего объема работы, не имеют для данной работы принципиального значения, но влияют на результат выполнения.

- Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую исправляет по требованию учителя.

Отметка « 2 » ставится, если ученик :

- Выполняет работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные выводы и обобщения.

- Допускает грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить по требованию педагога или неверно выполняет измерения, вычисления, наблюдения.

4. Оценка за наблюдением объектов

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

- Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Отметка "4" ставится, если ученик:

- Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

- Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса, называет второстепенные.

- Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Отметка "3" ставится, если ученик:

- Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

- При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

- Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюденийи выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

- Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

- Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

- Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание

Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчѐта.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочѐтами являются:

- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.


Планируемые результаты

На базовом уровне планируется достижение качества знания в соответствие со средними показателями по краю 55%, на повышенном уровне освоение программы не планируется.

Содержание учебной программы:

Введение - 3 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Тема 1 «Основы цитологии» - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Лабораторная работа №1: Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Тема 2 «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Лабораторная работа №2: Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений.

Тема 3 «Основы генетики» - 9 часов.

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Лабораторная работа№3: Решение генетических задач

Лабораторная работа №4: Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений

Тема 4 «Основы селекции» - 4 часа.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6 часов Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Тема 6 «Эволюционное учение» - 10 часов.

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

Тема 7 «Происхождение человека» - 6 часов.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 8 « Основы экологии» - 14 часов.

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.




Тематическое планирование 9 класс

Тема

Всего часов

Лаб. Раб.

1

Введение

3 часа.

0

2

Основы учения о клетке

10 часов

1

3

Организм, его свойства и развитие

5 часов

1

4

Основы генетики

9 часов

2

5

Основы селекции

4 часа

0

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

6 часов

0

7

Эволюционное учение

10 часов

1

8

Происхождение человека

6 часов.

0

9

Основы экологии

14 часов

2

10

Итоговое повторение и контроль знаний

3

0


Итого:

70

7





Учебно – тематическое планирование раздела

«Основы общей биологии»

п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во

часов

Организационная форма урока/ тип урока

Оборудование, информационное сопровождение

Введение.


1/1

«Биология – наука о жизни»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №1

2/2

«Общие свойства живого»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Табл. «Уровни организации жизни»

3/3

«Многообразие форм жизни»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Видеофрагменты, коллекции изображений

Тема 1. «Основы учения о клетке»


4/1

«Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды»Химические вещества в клетке

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Табл. «химический состав клетки»

5/2

«Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №2

6/3

«Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро»

1


Модель строения животной клетки

7/4

«Органоиды клетки и их функции»

1


Модель строения живой клети

8/5

«Многообразие клеток Л.р. 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа


лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

9/6

«Обмен веществ – основа существования клеток»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой


10/7

«Биосинтез белков в живой клетке»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Виртуальная лаборатория

11/8

«Биосинтез углеводов – фотосинтез»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №3

12/9

«Обеспечение клеток энергией»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Видеофрагменты, табл. «Энергетический обмен»

13/10

«Размножение клетки и её жизненный цикл»



Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Виртуальная лаборатория

Тема 2. «Организм, его свойства и развитие»


14/1

«Типы размножения организмов»)»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

видеофрагменты

15/2

«Клеточное деление: митоз»

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

16/3

«Клеточное деление: мейоз»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Виртуальная лаборатория

17/4

«Особенности образования половых клеток. Оплодотворение»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Схемы митоза и мейоза индивид.

18/5

«Индивидуальное развитие организмов и его этапы»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №4, схема развития индивид

Тема 3. «Основы генетики»


19/1

«Из истории развития генетики»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №5

20/2

«Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой


21/3

«Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание»

Лабораторная работа №3 Решение генетических задач.

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

Дидактические задания

22/4

«Сцепленное наследование генов и кроссинговер»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №6, дидактические карточки

23/5

«Взаимодействие генов и их множественное действие»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №7

24/6

«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом»


1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Виртуальная лаборатория

25/7

«Наследственная изменчивость»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №8, видеофрагменты

26/8

«Другие типы изменчивости»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Комнатные растения, фасоль (семя), линейки

27/9

Лабораторная работа №4: Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений


1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

Тема 4. «Основы селекции»


28/1

«Генетические основы селекции организмов»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №9

29/2

«Особенности селекции растений»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №10

30/3

«Особенности селекции животных»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация№11

31/4

«Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Доп. литература

Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира»


32/1

«Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Таблица «Развитие жизни на земле»

33/2

«Современные теории возникновения жизни на Земле»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №12

34/3

«Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Дидактические карточки

35/4

«Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №13

36/5

«Этапы развития жизни на Земле: Палеозой»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №14

37/6

«Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №15

Тема 6. «Учение об эволюции»


38/1

«Идея развития органического мира в биологии»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №16

39/2

«Основные положение теории Ч. Дарвина»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Доп литература, раздаточный материал

40/3

«Современные представления об эволюции органического мира»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №17

41/4

«Вид, его критерии и структура»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Таблица «Критерии вида»

42/5

«Процессы видообразования»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №18

43/6

«Макроэволюция – результат микроэволюций»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №19

44/7

«Основные направления эволюции»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №20

45/8

«Основные закономерности эволюции»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой


46/9

Лабораторная работа №5 Изучение изменчивости у организмов

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

47/10

«Результаты эволюции»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Тематические задания

Тема 7. «Происхождение человека»


48/1

«Доказательства эволюционного происхождения человека»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Табл. «Происхождение человека»

49/2

«Эволюция приматов»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Табл. «Происхождение человека»

50/3

«Этапы эволюции человека»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №21

51/4

«Первые современные люди»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №22, доп. литература.

52/5

«Человеческие расы, их родство и происхождение»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №23, табл. «Человеческие расы»

53/6

«Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Видеофрагменты

Тема 8. «Основы экологии»


54/1

«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №24, видеофрагменты.

55/2

«Общие законы действия факторов среды на организм»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Видеофрагменты, ЦОРы

56/3

«Приспособленность организмов к действиям факторов среды»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №25

57/4

Лабораторная работа№6 Приспособленность организмов к среде обитания

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

58/5

«Биотические связи в природе»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Презентация №26

59/6

«Популяции»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Презентация №27

60/7

«Функционирование популяции и динамика ее численности»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Видеофрагменты, ЦОР

61/8

«Сообщества»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Видеофрагменты, ЦОР

62/9

«Биогеоценозы, экосистемы и биосфера»

1

Объяснительно-иллюстративный; устное слово; работа с книгой

Таблица «Строение биогоценоза, видеофрагмент.

63/10

«Развитие и смена биогеоценозов»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Виртуальная лаборатория

64/11

«Основные законы устойчивости живой природы»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Карточки с заданием.

65/12

Лабораторная работа№7 Оценка качества окружающей среды

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа, лабораторная работа

лаб. оборуд., коллекция природ. объектов

66/13

«Рациональное использование природы и ее охрана»

1

Частично-поисковый; объяснение, печатное слово; работа с доп. информацией, работа со схемами,

Учебная презентация, схемы производств, карточки с заданием.

67/14

«Парк как пример искусственного биогеоценоза» экскурсия.

1

Исследовательский; натуральные объекты ; практическая работа

Тетрадь, простой карандаш

Итоговое повторение и контроль

68/1

Итоговое повторение за курс биологии в 9 классе. Подготовка к контролю знаний.

1

Повторительно – обобщающий урок

Дидактический материал

69/2

Итоговый контроль знаний за курс биологии в 9 классе

1

Дифференцированная контрольная работа.

Дидактический материал

70/3

Итоговый урок за курс биологии в 9 классе

1

Повторительно – обобщающий урок


Итого: 70 часов.


Учебно-методическое обеспечение:



СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

  6. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.

  7. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.


Интернет – ресурсы

1.1С Репетитор-Он-Лайн
http://www.repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;2

2. Биология в движении
http://www.biologyinmotion.com/ 

3. Виртуальный репетитор по биологии
http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=99 

4. Базовые разделы биологии
http://mediaterra.ru/project/biology 

5. Учебный курс по общей биологии: электронное пособие
http://www.informika.ru/text/database/biology/ 

6. Проект "Открытый колледж"
http://www.biology.ru 

7. Проект "Изучаем биологию"
http://learnbiology.narod.ru/ 

8. Гербарий ВИР
http://www.herbarium.nw.ru/r/about.shtml

9. База знаний по биологии человека
http://obi.img.ras.ru 

10. Цитологический словарь
http://www.mblab.gla.ac.uk/dictionary/ 

11. Генетический словарь
http://helios.bto.ed.ac.uk/bto/glossary/ab.htm#a

12. Биомоделирование: электронная клетка
http://www.e-cell.org/ 

13. Biom: учебно-воспитательный биологический комплекс
http://biom.narod.ru/ 

14. Биология человека
http://obi.img.ras.ru 

15.  Анатомия и физиология человека, медицина
http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ 

16. Общие основы биологии
http://nrc.edu.ru/est/ 

17. Виртуальная клетка
http://www.life.uiuc.edu/plantbio/cell/ 

18. ФЦИОР

http://fcior.edu.ru/

Диски

Биология 6-11

Лабораторный практикум







Лист корректировки программы


Дата


Внесенные изменения









































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!