СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09 Машинист локомотива

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана в соответствии ФГОС СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09 Машинист локомотива»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»






Утверждаю:

Директор ЧТПрИС

________________М.Н. Балабанова

«____»_________________2021г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

по специальности среднего профессионального образования

23.01.09 Машинист локомотива



Квалификация:

Слесарь по ремонту подвижного состава

Помощник машиниста тепловоза




Форма обучения: очная

Срок получения СПО по ППКРС 3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального

образования: технический













Черемхово, 2021

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций – М.,2015, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»





Разработчик:

Козлова Екатерина Александровна-преподаватель
















Рассмотрена и одобрена на заседании

методической комиссии преподавателей

общеобразовательных дисциплин

Протокол № 10

от «25» июня 2021 г.

Председатель МК________Н.С. Именных




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов

самостоятельная работа обучающихся 18 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

2

практические занятия

5

контрольные работы

2

зачеты

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

работа с учебником,

решение задач и упражнений,

работа с тестами,

составление конспекта,

заполнение таблиц,

тематический диктант.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

урока


Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание








Введение


1


Краткая история развития биологии.

2

1

В. И Сивоглазов и др.

Биология.

Введение стр. 4.5§ 1

2


Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии.

§1,ответить на вопросы

Тема 1.



Содержание учебного материала

9




Учение о клетке















3

1.1

История изучения клетки. Клеточная теория.


1

Гл. 2 § 1, ответить на вопросы.

4

1.2

Химический состав клетки

1

§ 2

5

1.3.

Неорганические вещества клетки. Вода, минеральные соли.

1

§ 3, ответить на вопросы, приготовить сообщение.

6

1.4

Органические вещества клетки. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

1

§ 4,§ 5§ 6 ответить на вопросы

7

1.5.

Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты.

1

§ 7, 9, ответить на вопросы, зарисовать.

8

1.6

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

2

§ 9, § 11приготовить доклад

9

1.7

Лабораторная работа №1 Работа с микроскопом: изучение строения клетки. Органоиды клетки, характеристика и значение.

2

§ 7,§ 8

10

1.8

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

1

Гл. 3§ 2, § 3ответить на вопросы.

11

1.9

Практическая работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных

1

Гл. 2 § 10







Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

5



Тема 2.


Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.




Содержание учебного материала

4



12

2.1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.


1

Гл. 3§ 1

13

2.2

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

1

§ 5, ответить на вопросы

14

2.3

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

1

Гл. 3 § 6 § 7, ответить на вопросы.

15

2.4

Практическая работа № 2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

1

Гл. 3§ 8


Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 3.


Основы генетики и селекции





Содержание учебного материала




16

3.1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики.

11

1

Гл. 3 § 10

17

3.2

Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание.

1

§11 §12, ответить на вопросы.

18

3.3

Генетика и здоровье человека.

1

§ 17, решить задачу.

19

3.4

Практическая работа № 3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2


20

3.5

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

2

§ 13

21

3.6

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные заболевания..

1

§ 14 § 15




1

Решить задачу.

22

3.7

Виды изменчивости: модификационная и генетическая..

1

§16, ответить на вопросы

23

3.8

Основные понятия селекции. Селекция растений и животных.

1

§18 гл. 3, ответить на вопросы

24

3.9

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

Стр. 177- 178.

25

3.10

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения селекции организмов.

1

Стр.180. ответить на вопросы, приготовить сообщение

26

3.11

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных.

1

§19, изучить конспект.








Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 4


Эволюционное учение





Содержание учебного материала

5


Стр. 197§ 1 гл 4

27

4.1

История развития эволюционных идей.


1

Гл.4§1

28

4.2-

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Учение Ч..Дарвина

1

Гл.4§1, §2 ,§ 3,§ 4

29

4.3

Практическая работа № 4 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

2


30

4.4

Борьба за существование, ее виды.


1

§ 9,§ 10изучить конспект

32

4.5

Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого развития биосферы..

1

§12

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 5.


История развития жизни на земле.

Содержание учебного материала

5



33

5.1

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

1

§ 14, приготовить сообщение.

34

5.2-5.3

Урок- конференция:Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Человеческие расы.

1

§§15 -20, ответить на вопросы

35

5.4

Общая характеристика геохронологической таблицы. Лабораторная работа№2 Заполнение геохронологической таблицы.

1


36

5.5

Дифференцированный зачёт

1


Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6






Итого

54 часа





3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия, биология, экология». Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебников

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Общая биология» 10 -11 классы. М: Дрофа, 2013г.

Дополнительные источники:

- Общая биология . учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М. Дрофа. 2003г.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии, 2003

Интернет-ресуры:

- учительский портал http://www.biologia.ru/

- портал 1 сентября http://1september.ru/

- электронная газета «Биология» http://his.1september.ru/index.php

http://ru.wikipedia.org/wiki





























4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

тестирование, контрольная работа

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

тестирование, контрольная работа


сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

тестирование, контрольная работа

биологическую терминологию и символику

тестирование, контрольная работа

итоговая контрольная работа


контрольная работа

Умения:


объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;


тестирование, рефераты

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

лабораторная работа

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

конспекты, рефераты