Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
| Утверждаю: Директор ЧТПрИС ________________М.Н. Балабанова «____»_________________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
по специальности среднего профессионального образования
23.01.09 Машинист локомотива
Квалификация:
Слесарь по ремонту подвижного состава
Помощник машиниста тепловоза
Форма обучения: очная
Срок получения СПО по ППКРС 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального
образования: технический
Черемхово, 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций – М.,2015, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
Разработчик:
Козлова Екатерина Александровна-преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании
методической комиссии преподавателей
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 10
от «25» июня 2021 г.
Председатель МК________Н.С. Именных
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
самостоятельная работа обучающихся 18 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 2 |
практические занятия | 5 |
контрольные работы | 2 |
зачеты | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
работа с учебником, решение задач и упражнений, работа с тестами, составление конспекта, заполнение таблиц, тематический диктант. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | № урока | | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | Домашнее задание |
| | | | | | |
Введение | 1 | | Краткая история развития биологии. | 2 | 1 | В. И Сивоглазов и др. Биология. Введение стр. 4.5§ 1 |
2 | | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии. | §1,ответить на вопросы |
Тема 1. | | | Содержание учебного материала | 9 | | |
Учение о клетке | 3 | 1.1 | История изучения клетки. Клеточная теория. | | 1 | Гл. 2 § 1, ответить на вопросы. |
4 | 1.2 | Химический состав клетки | 1 | § 2 |
5 | 1.3. | Неорганические вещества клетки. Вода, минеральные соли. | 1 | § 3, ответить на вопросы, приготовить сообщение. |
6 | 1.4 | Органические вещества клетки. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | 1 | § 4,§ 5§ 6 ответить на вопросы |
7 | 1.5. | Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты. | 1 | § 7, 9, ответить на вопросы, зарисовать. |
8 | 1.6 | Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. | 2 | § 9, § 11приготовить доклад |
9 | 1.7 | Лабораторная работа №1 Работа с микроскопом: изучение строения клетки. Органоиды клетки, характеристика и значение. | 2 | § 7,§ 8 |
10 | 1.8 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | 1 | Гл. 3§ 2, § 3ответить на вопросы. |
11 | 1.9 | Практическая работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных | 1 | Гл. 2 § 10 |
| | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа. | 5 | | |
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | | | Содержание учебного материала | 4 | | |
12 | 2.1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | | 1 | Гл. 3§ 1 |
13 | 2.2 | Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. | 1 | § 5, ответить на вопросы |
14 | 2.3 | Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 1 | Гл. 3 § 6 § 7, ответить на вопросы. |
15 | 2.4 | Практическая работа № 2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства | 1 | Гл. 3§ 8 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа. | 6 | | |
Тема 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | | | |
16 | 3.1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. | 11 | 1 | Гл. 3 § 10 |
17 | 3.2 | Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. | 1 | §11 §12, ответить на вопросы. |
18 | 3.3 | Генетика и здоровье человека. | 1 | § 17, решить задачу. |
19 | 3.4 | Практическая работа № 3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | |
20 | 3.5 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. | 2 | § 13 |
21 | 3.6 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные заболевания.. | 1 | § 14 § 15 |
| | | 1 | Решить задачу. |
22 | 3.7 | Виды изменчивости: модификационная и генетическая.. | 1 | §16, ответить на вопросы |
23 | 3.8 | Основные понятия селекции. Селекция растений и животных. | 1 | §18 гл. 3, ответить на вопросы |
24 | 3.9 | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Стр. 177- 178. |
25 | 3.10 | Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения селекции организмов. | 1 | Стр.180. ответить на вопросы, приготовить сообщение |
26 | 3.11 | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных. | 1 | §19, изучить конспект. |
| | | | | |
| Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа. | 6 | | |
Тема 4 Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 5 | | Стр. 197§ 1 гл 4 |
27 | 4.1 | История развития эволюционных идей. | | 1 | Гл.4§1 |
28 | 4.2- | Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Учение Ч..Дарвина | 1 | Гл.4§1, §2 ,§ 3,§ 4 |
29 | 4.3 | Практическая работа № 4 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | 2 | |
30 | 4.4 | Борьба за существование, ее виды. | | 1 | § 9,§ 10изучить конспект |
32 | 4.5 | Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого развития биосферы.. | 1 | §12 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа. | 6 | | |
Тема 5. История развития жизни на земле. | Содержание учебного материала | 5 | | |
33 | 5.1 | Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. | 1 | § 14, приготовить сообщение. |
34 | 5.2-5.3 | Урок- конференция:Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Человеческие расы. | 1 | §§15 -20, ответить на вопросы |
35 | 5.4 | Общая характеристика геохронологической таблицы. Лабораторная работа№2 Заполнение геохронологической таблицы. | 1 | |
36 | 5.5 | Дифференцированный зачёт | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа. | 6 | | |
| | | Итого | 54 часа | | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия, биология, экология». Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебников
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Общая биология» 10 -11 классы. М: Дрофа, 2013г.
Дополнительные источники:
- Общая биология . учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М. Дрофа. 2003г.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии, 2003
Интернет-ресуры:
- учительский портал http://www.biologia.ru/
- портал 1 сентября http://1september.ru/
- электронная газета «Биология» http://his.1september.ru/index.php
http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности | тестирование, контрольная работа |
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем | тестирование, контрольная работа |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере | тестирование, контрольная работа |
биологическую терминологию и символику | тестирование, контрольная работа |
итоговая контрольная работа | контрольная работа |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | тестирование, рефераты |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию | лабораторная работа |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа | текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях | лабораторная работа |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать | конспекты, рефераты |