СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (модифицированнная) для 8 классов ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии (модифицированная) для 8 классов ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (модифицированнная) для 8 классов ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90»



Рассмотрено на заседании МО:

протокол № 1

от __.08.2018 г.

Согласовано:

зам.директора по МР

_____________А.В.Глушенкова

Протокол №1 от __.08.2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 90»

________________ А.В. Пукалов

(приказ №___ от __.08.2018 г.)














Рабочая программа

по биологии

для 8 класса А, Б, В

на 2018-2019 учебный год








Составил: Т.А.Новоселова,

учитель биологии, высшая категория















Содержание


1. Пояснительная записка 3


2. Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе 5


3. Содержание учебного предмета 6


4. Тематическое планирование 11


Приложение 1 14


Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №90» на основе:

• Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,

• Рекомендаций Примерной программы по предмету биология (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год)  

• Авторской государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.

• УМК Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, «Вентана-Граф», 2018 год.

• Базисного учебного плана.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение шести лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

В основе концепции - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Цели биологического образования

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

  • признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачами изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём

  • применение межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, «Вентана-Граф», 2018 год – 288 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 классе, 34 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова) 68 часов.


Общая характеристика курса биологии.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.


1. Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе.


В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


2. Содержание учебного предмета


Рабочей программой предусмотрено 59 часов теоретических занятий, 9 часов – лабораторных занятий.


1. Введение (1 ч).

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за  экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

2. Человек и его здоровье (6 ч.)

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторные работы:

  1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

3. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Сезонные виды спорта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.

Лабораторные работы:

1.Состав костей

2.Изучение внешнего строения вида позвонков и отдельных костей

3.Знакомство с примерами оказания первой помощи при повреждении

скелета

4.Определение нарушения осанки и плоскостопия.

5.Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

4.Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение (9ч).

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь.

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови.  Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечнососудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.

Лабораторные работы:

1.Сравнение крови  человека и лягушки.

Практические работы:

1. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки. Измерение АД

2. Знакомство с приёмами искусственного непрямого массажа сердца.

3. Знакомство с приёмами остановки кровотечений

5. Дыхательная система (6 ч).

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.  Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Практические работы:

1.Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

2.ЖЕЛ. Дыхательные движения

3.Знакомство с приёмами искусственного дыхания

6. Пищеварительная система (6 ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа:

1.Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

2. Действие ферментов желудочного сока на белки

7. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Практические работы:

1. Суммарный подсчёт суточного рациона

8. Мочевыделительная система (3 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

9. Кожа (3 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном  ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практические  работы:

1.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

10.Эндокринная система (2 ч).

Железы внутренней, наружной, смешанной секреции и их связь с нервной системой. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Гипофиз и его значение. Щитовидная и паращитовидная железы. Заболевания, связанные с нарушением функций щитовидной железы. Надпочечники и их значение. Условия возникновения сахарного диабета. Роль ферментовыделительной функции поджелудочной железы.

Внутрисекреторная функция. Половые железы. Вторичные половые признаки.

11. Нервная система (4 ч).

Значение и строение нервной системы.

Строение и функции нервных клеток. Рефлексы и их значение.

Центральная, периферическая и вегетативная нервные системы. Функции головного и спинного мозга.

Познание окружающего мира. Ощущения. Анализ восприятий. Высшая нервная деятельность (ВНД). Психика и поведение человека. Мышление и эмоции. Возникновение и развитие речи. Роль труда и общественного образа жизни в возникновении речи. Культура речи. Память и её виды.

Ритмы жизни (биоритмы). Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.

Разрушительное действие алкоголя и других наркотиков на ВНД человека

12. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

Практические работы:

1.Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

2.Определение выносливости вестибулярного аппарата.

3. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

13. Поведение и психика (6 ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Практические работы:

1.Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

2.Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения.

3.Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания.

14. Индивидуальное развитие организма (5ч).

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.



3. Тематическое планирование


Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план


Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

Экскурсии

1

Введение.

1



2

Человек и его здоровье

6

+


3

Опорно-двигательная система

8

+++++


4

Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение

9

++++


5

Дыхательная система

6

+++


6

Пищеварительная система

6

++


7

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

+


8

Мочевыделительная система

3



9

Кожа

3

+


10

Эндокринная система

2



11

Нервная система

4



12

Органы чувств. Анализаторы.

5

+++


13

Поведение и психика

6

+++


14

Индивидуальное развитие организма

5

+


15

Резерв

1



 

Итого:

68

24

0


п/п

в теме

дата

Название темы, урока

Лабораторные работы

Дом.

задание

Введение (1ч)

1.

1.


Наука об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.


§ 1,2

I. Человек и его здоровье (6ч)

2.

1.


Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.


§ 3

3.

2.


Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма

Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

§ 4,5

4.

3.


Нервная и гуморальная регуляция функций организма.


§ 5, 48

5.

4.


Строение нервной системы.


§ 46,

6.

5.


Автономный раздел нервной системы


§47

7

6


Рефлекс. Рефлекторная дуга.


§ 5

II. Опорно-двигательная система (8ч)

7.

1.


Скелет. Строение, состав, соединение костей.

Состав костей.


§ 6

8.

2.


Скелет головы, туловища, конечностей

Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани Изучение внешнего строения вида позвонков и отдельных костей

§ 7,8

9.

3.


Первая помощь при повреждениях скелета.

Знакомство с примерами оказания первой помощи при повреждении

скелета

§ 9

10.

4.


Типы мышц. Их строение и значение


§10,

11.

5.


Работа мышц.


§11

12.

6.


Нарушения осанки и плоскостопие.

Определение нарушения осанки и плоскостопия.

§ 12

13.

7.


Развитие опорно-двигательной системы


§13

14.

8.


Обобщающий урок «Опорно-двигательная система»



III. Кровь и кровообращение (9ч)

15.

1.


Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Сравнение крови человека с кровью лягушки

§14


16.

2.


Иммунитет.


§15

17.

3.


Тканевая совместимость и переливание крови.


§16

18.

4.


Строение и работа сердца. Круги кровообращения.


§17

19.

5.


Движение лимфы.


§18

20.

6.


Движение крови по сосудам.


§19

21.

7.


Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.


§20

22.

8.


Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.


§§21,22

23.

9.


Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение»



IY. Дыхание (6ч).

24.

1.


Значение дыхания. Органы дыхания.


§23

25.

2.


Строение легких. Газообмен в лёгких и тканях.


§24

26.

3.


Дыхательные движения.

Изготовление модели Дондерса.

§ 25,

27.

4.


Регуляция дыхания.


§26

28.

5.


Болезни органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при поражении органов дыхания.


§§ 27, 28

29.

6


Обобщающий урок по теме «Дыхание»



Y. Пищеварение (6ч.).

30.

1.


Значение пищи и её состав. Органы пищеварения.


§§ 29, 30

31.

2.


Зубы. Пищеварение в ротовой полости


§ 31, 32

32.

3.


Пищеварение в желудке.

Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

§32

33.

4.


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ


§ 33

34

5.


Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.


§ 34, 35

35.

6.


Обобщающий урок по теме «Пищеварение»



YI. Обмен веществ и энергии. витамины (3ч.).

36.

1.


Обменные процессы в организме.


§ 36

37.

2.


Нормы питания.


§37

38.

3.


Витамины.


§38

YII. Мочевыделительная система (3ч.).

39.

1.


Строение и функции почек.


§ 39

40.

2.


Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.


§ 40

41.

3.


Обобщающий урок по темам «Обмен веществ» и «Мочевыделительная система».



YIII. Кожа (3ч).

42.

1.


Значение и строение кожи.


§41

43.

2.


Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.


§42

44.

3.


Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


§ 43

IХ. Эндокринная система (2ч).

45.

1.


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.


§44,

46.

2.


Роль гормонов в обмене веществ.


§45

Х. Нервная система. (4ч).

47.

1.


Строение нервной системы. Рефлекторный принцип работы.


§ 46, 47

48.

2.


Спинной мозг.


§ 49

49.

3.


Головной мозг: строение и функции


§ 50

50.

4.


Обобщающий урок по теме



ХI. Органы чувств. Анализаторы (5ч).

51.

1.


Как действуют органы чувств и анализаторы


§ 51

52

2.


Органы зрения. Зрительный анализатор


§ 52

53.

3.


Заболевания и повреждение глаз.


§ 53

54.

4.


Органы слуха и равновесия, их анализаторы


§ 54

55.

5.


Органы осязания, обоняния и вкуса


§ 55

ХII. Поведение и психика (6ч).

56.

1.


Врождённые и приобретённые формы поведения.


§ 56, 57

57.

2.


Закономерности работы головного мозга. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова.


§ 58

58.

3.


Биологические ритмы. Сон и его значение.


§ 59

59.

4.


Особенности ВНД человека. Познавательные процессы


§60


60.

5.


Воля и эмоции. Внимание


§61

61

6.


Работоспособность. Режим дня.


§62

XIII. Индивидуальное развитие организма (5ч).

62.

1.


Половая система человека.


§63

63.

2.


Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.


§ 64

64.

3.


Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.


§ 65

65.

4.


О вреде наркогенных веществ.


§ 66

66.

5.


Психологические особенности личности


§ 67

67.



Обобщающий урок по курсу



68



резерв




Приложение 1


Информационно-методическое сопровождение


Для учителя:

1. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.

3. Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

4. «Физиология человека». Москва, «Просвещение», 1976 год.


Для учащихся:

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

2. Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. практикум по гигиене». Москва, «АРКТИ», 2002 год.

3. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.



Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/), «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы




16