МКОУ«Кужникская СОШ» с.Кужник
УТВЕРЖДАЮ Директор МКOУ «Кужникская СОШ» _____________________ « » ____________ 2022 г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ « »_____________2022 г | РАССМОТРЕНО на заседании МО ____________________ протокол № ___от_______ « »_____________2022 г |
Рабочая программа
по
БИОЛОГИИ
в 7 классе
(на 2022-23уч. год)
Составил: Махмудов А. М.
2022 г.
БИОЛОГИЯ. 7 класс
Рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника (линейный курс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1) сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:
об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
3) сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4) стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе,
бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
5) сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1) познавательными универсальными учебными действиями:
переводить практическую задачу в учебную;
умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
умение распознавать ложные и истинные утверждения;
умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
3) овладение регулятивными действиями:
умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
2.3. Предметные
Третий год обучения
Учащиеся должны:
описывать многообразие органического мира;
указывать на особенности организации бактерий, грибов, растений и животных;
приводить примеры организмов разных групп;
описывать принцип классификации живых организмов;
указывать на условность систематических единиц в классификации живых организмов.
описывать общий принцип строения клетки растений;
особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у растений;
описывать общий принцип жизненного цикла растений;
называть основные систематические группы растений;
описывать особенности строения клетки одноклеточных и многоклеточных водорослей;
приводить примеры фотосинтетических пигментов у растений;
описывать общий принцип строения тела водорослей;
называть основные характеристики зеленых, красных и бурых водорослей;
приводить примеры водорослей, относящихся к разным систематическим группам;
описывать жизненный цикл водорослей (на примере ульвы);
описывать значение водорослей разных систематических групп в природе и жизни человека.
описывать общий принцип строения тела листостебельных мхов;
называть основные характеристики мхов на примере кукушкина льна и сфагнума;
различать спорофит и гаметофит мхов;
приводить примеры видов мхов;
различать мхи на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл мхов (на примере кукушкина льна);
описывать значение мхов в природе и жизни человека.
описывать общий принцип строения тела плаунов;
различать спорофит и гаметофит плаунов;
давать общую характеристику отдела Плауновидные;
приводить примеры видов плаунов;
различать плауны на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл плаунов (на примере плауна булавовидного)
описывать значение плаунов в природе и жизни человека.
описывать общий принцип строения тела хвощей;
различать спорофит и гаметофит хвощей;
давать общую характеристику отдела Хвощевидные;
приводить примеры видов хвощей;
различать хвощи на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл хвощей (на примере хвоща полевого)
описывать значение хвощей в природе и жизни человека.
описывать общий принцип строения тела папоротников;
различать спорофит и гаметофит папоротников;
давать общую характеристику отдела Папоротниковидные;
приводить примеры видов папоротников;
различать папоротники на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл папоротника (на примере щитовника мужского)
описывать значение папоротников в природе и жизни человека;
перечислять редкие и охраняемые виды папоротников.
описывать общий принцип строения тела голосеменных растений;
различать спорофит и гаметофит голосеменных растений;
давать общую характеристику отдела Голосеменные;
называть основные классы голосеменных растений и давать их краткую характеристику;
приводить примеры видов голосеменных растений, относящихся к различным классам;
различать голосеменные растения на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной)
описывать значение голосеменных в природе и жизни человека;перечислять редкие и охраняемые виды голосеменных растений;
называть меры охраны редких и исчезающих голосеменных растений.
описывать общий принцип строения тела покрытосеменных растений;
различать спорофит и гаметофит покрытосеменных растений;
давать общую характеристику отдела Покрытосеменные;
называть основные классы и семейства покрытосеменных растений и давать их краткую характеристику;
приводить примеры видов покрытосеменных растений, относящихся к различным классам и семействам;
различать покрытосеменные растения, относящиеся к основным семействам, на иллюстрациях и гербарных образцах;
описывать жизненный цикл покрытосеменных растений;
описывать значение представителей основных семейств покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
перечислять редкие и охраняемые покрытосеменные растения своей местности;
называть меры охраны редких и исчезающих видов покрытосеменных растений.
описывать особенности строения клетки бактерий;
различать клетки бактерий и ядерных организмов;
описывать особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у бактерий;
различать формы клетки бактерий;
приводить примеры бактерий, относящихся к разным систематическим группам;
описывать значение бактерий разных систематических групп в природе и жизни человека;
указывать на причины возникновения ботулизма и способы его предотвращения.
описывать особенности строения клетки грибов;
называть отличия в строении бактерий и одноклеточных грибов;
называть общие и индивидуальные черты строения и процессов жизнедеятельности грибов, растений и животных;
описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
приводить примеры грибов, относящихся к разным систематическим группам;
различать на иллюстрациях и моделях грибы, относящиеся к разным систематическим группам;
описывать значение грибов разных систематических групп в природе и жизни человека;
различать съедобные и ядовитые грибы своей местности;
различать грибы-паразиты.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория. Современная система растительного мира.
Водоросли как низшие растения. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Строение и размножение зеленых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Моховидные. Общая характеристика. Строение и размножение мхов. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании.
Отделы Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные. Общая характеристика. Строение и размножение папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения. Строение и размножение хвойных (на примере сосны или ели). Значение хвойных растений в природе и жизни человека. Хвойные леса тайги.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Общая характеристика. Классификация покрытосеменных растений. Отличительные признаки классов Двудольные и Однодольные.
Представления об эволюционном развитии растительного мира. Палеонтологические остатки растений. Первые растения. Жизнь в воде. Одноклеточные растения. Колониальные растения. Происхождение многоклеточных растений. Выход растений на сушу. Появление и развитие проводящих и механических тканей. Появление и развитие корней, побегов, органов размножения. Развитие цветка. Эволюция наземных растений основных систематических групп. Вымершие группы растений. Древние папоротникообразные и голосеменные. Живые ископаемые среди современных растений. Группы растений, достигшие эволюционного расцвета.
Растения и среда обитания. Свет, температура, влажность, почва как факторы среды и их воздействие на растения. Основные экологические группы растений. Приспособленность растений различных экологических групп к условиям среды обитания.
Популяция растений. Взаимоотношения растений внутри популяций. Самоизреживание.
Растительное сообщество. Лес. Луг. Болото. Условия существования растительного сообщества. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества.
Растительность (растительный покров). Растительность природных зон Земли. Понятие о флоре природных зон Земли.
Воздействие человека на растения. Растения сельскохозяйственных угодий. Происхождение культурных растений. Селекция растений. Культурные растения. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Хлебные злаки. Другие продовольственные (овощные, плодово-ягодные, масличные), пряные, технические, лекарственные культуры и кормовые культуры.
Сорные растения сельскохозяйственных угодий. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях (применение удобрений и ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, мелиорации и др.) и ее влияние на растения.
Растения города. Значение растений для городской среды. Растения, пригодные для озеленения городов. Взаимоотношения растений и человека в городе. Комнатные растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений.
Общая характеристика грибов.
Шляпочные грибы. Съедобные, условно-съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Значение шляпочных грибов в природных сообществах. Продовольственное значение шляпочных грибов. Промышленное выращивание шляпочных грибов.
Плесневые грибы. Мукор и пеницилл. Значение пеницилла для медицины. Дрожжевые грибы. Значение дрожжевых грибов для хлебопечения, виноделия и производства кормов и для науки.
Паразитические грибы. Значение паразитических грибов для растениеводства и животноводства. Борьба с паразитическими грибами.
Лишайники — комплексные организмы. Строение, питание, размножение лишайников. Значение лишайников в почвообразовании и питании животных.
Бактерии — доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий.
Распространение бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии. Меры борьбы с болезнетворными бактериями, принципы гигиены. Бактерии на службе человека: в медицине, пищевой промышленности, переработке мусора, очистке сточных вод и др.
КТП.
7 класс. (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | д/з | сроки |
| Тема 1. Многообразие растений (8 ч). | | |
1 | Систематика растений | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков растений. Выявление на живых объектах и таблицах низших и высших растений, наиболее распространенных растений, опасных для человека растений. Сравнение представителей низших и высших растений. Выявление взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Выделение существенных признаков водорослей. Работа с таблицами и гербарными образцами, выявление представителей водорослей. Приготовление микропрепаратов и работа с микроскопом. Выполнение лабораторных работ. Объяснение роли водорослей в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков высших споровых растений. Сравнение высших споровых и нахождение их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснение роли мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Выделение существенных признаков голосеменных растений. Описание представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснение роли голосеменных и покрытосеменных в природе и жизни человека. | | сентябрь |
2 | Группа отделов Водоросли | | |
3 | Водоросли. Многоклеточные водоросли . | | |
4 | Отдел Моховидные | | |
5 | Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | | октябрь |
6 | Отдел Голосеменные . | | |
7 | Отдел Покрытосеменные, или Цветковые | | |
8 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира . | | |
| Тема 2. Классификация покрытосеменных растений . (10 часов) | | |
9 | Основы классификации покрытосеменных растений . | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение признаков, характерных для двудольных и однодольных растений. Выделение основных особенностей растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Определение растений по определенным карточкам. Выделение основных особенностей растений семейств Пасленовые и Бобовые. Знакомство с определительными карточками. Выделение основных особенностей растений семейства Сложноцветные. Выделение основных особенностей растений семейств Злаковые и Лилейные. Определение растений по карточкам. Выполнение лабораторной работы. Подготовка сообщений на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания. | | ноябрь |
10-11 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | | |
12-13 | Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | | декабрь |
14 | Повторение и обобщение | | |
15 | Контрольная работа №1 | | |
16-17 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые) | | январь |
18 | Культурные растения . | | |
| Тема 3. Растения в природных сообществах (5 часов) | | |
19 | Основные экологические факторы и их влияние на растения | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выполнение лабораторной работы. Установление взаимосвязей в растительном сообществе. Работа в группах на экскурсии. Подготовка отчета по экскурсии. Обсуждение отчета по экскурсии. Выбор заданий для работы самостоятельно или в группе. | | февраль |
20 | Характеристика основных экологических групп растений | | |
21 | Растительные сообщества | | |
22 | Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ | | |
23 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | | март |
| | | | |
| Тема 4. Царство Бактерии (3 часа) | | |
24 | Строение и жизнедеятельность бактерий | Выделение существенных признаков бактерий. Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека. Работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнение таблиц. Составление сообщения «Многообразие бактерий и их значение в природе и жизни человека» на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | | |
25 | Роль бактерий в природе | | |
26 | Роль бактерий в жизни человека . | | апрель |
| | | | |
| Тема 5. Царство Грибы (6 часов + 2 ч) | | |
27 | Общая характеристика грибов. | Определение понятий, формируемых в ходе изучения темы. Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов. Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. Различение на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выполнение лабораторной работы с использованием микроскопа. Приготовление микропрепаратов и наблюдение строения мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Объяснение роли грибов-паразитов в природе и жизни человека. Нахождение лишайников в природе. | | |
28 | Шляпочные грибы | | |
29 | Плесневые грибы и дрожжи | | |
30 | Грибы-паразиты . | | |
31 | Лишайники | | май |
32 | Обобщающий урок | | |
33 | Контрольная работа №2 | | | |
34 | Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека» | | | |
| Резерв — 1 час | | | |