МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
Утверждено: Приказ № 158 от «31» 05. 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессий технологического профиля:
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 9 от «31» 05. 2024 г. |
2024 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.) и с приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая № N 413»., и в соответствии с примерной рабочей программы ОД «Биология», утверждённой на заседании совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов СПО протокол №14 от 30 ноября 2022.
Составитель (автор): Данилова Таисия Викторовна преподаватель биологии высшей квалификационной категории
Пояснительная записка | 4-10 |
2. Структура и содержание рабочей программы | 11-22 |
3. Условия реализации рабочей программы | 23-24 |
4. Контроль и оценка результатов освоения предмета | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика
Учебный предмет «Биология» является базовым предметом образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СОО.
Программа общеобразовательного учебного предмета «Биология» реализуется в ГАПОУ СО «КТА», в пределах образовательных программ СПО на базе основного общего образования по профессиям 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»; 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Программа разработана с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №371, «Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98 и Рекомендаций по реализации СОО в пределах освоения ОП СПО от 27.05.2024 г. №01-03/02-532/2024.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Естественные науки».
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании предмета используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). Для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Биология» на ступени основного общего образования.
В то же время учебный предмет «Биология» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «История», «Основы безопасности и защиты Родины», «Химия», «Обществознание».
Изучение учебного предмета «Биология» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта (23.01.17) и контрольной работы (13.01.10) в рамках освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) на базе основного общего образования.
Цели и планируемые результаты освоения предмета:
Цели общеобразовательного предмета
Содержание программы общеобразовательного предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.
Задачи:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
По профессиям 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;
13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения предмета |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (13.01.10) ПК 2.3. Вести учет первичных данных по техническому обслуживанию устройств электроснабжения и электрооборудования в журналах. (23.01.17) ПК 3.5 Производить ремонт и окраску кузовов | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обощения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. | - сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; -сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этнических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | -приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1 Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы предмета | 72 |
в т.ч. | |
Основное содержание | 72 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 47 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 5 |
практические занятия | 17 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 5 |
лабораторные занятия | 4 |
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание | 2 |
Контрольная работа | 3 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт/контрольная работа) | 1 |
2.2. Содержание и календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология»
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | 18 | |
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Теоретическое обучение: | 2 |
1 | Входной контроль. Введение. Общая характеристика и свойства живых систем. Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. | 1 |
2 | Химическая организация клетки. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток | 1 |
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Основное содержание | 6 | ОК 01 |
Теоретическое обучение: | 2 |
3 | Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. | 1 |
4 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1 |
Лабораторные занятия: | 2 |
5 | Л/р: «Строение клетки и клеточные включения». | 1 |
6 | Л/р: «Подготовка микропрепаратов клеток растений». Наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов. | 1 |
Практические занятия: | 2 |
7 | П/р: «Вирусные и бактериальные заболевания». (Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем) | 1 |
8 | П/р: «Общие принципы использования лекарственных веществ. | 1 |
| Особенности применения антибиотиков». (Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем) | |
Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение: | 2 |
9 | Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. | 1 |
10 | Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства | 1 |
Практические занятия: | 2 |
11-12 | П/з: «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК». | 2 |
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Основное содержание | 3 | ОК 02 |
Теоретическое обучение: | 3 |
13 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. | 1 |
14 | Энергетический обмен. | 1 |
15 | Фотосинтез. Хемосинтез | 1 |
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Основное содержание | 3 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 3 |
16 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. | 1 |
17 | Мейоз. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза | 1 |
Контрольная работа | 18 | Контрольная работа: «Молекулярный уровень организации живого». | 1 |
Раздел 2. Строение и функции организма | 20 | |
Тема 2.1. Строение организма | Основное содержание | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 2 |
19 | Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. | 1 |
20 | Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности | 1 |
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Теоретическое обучение: | 2 |
21 | Бесполое и половое размножение. Формы размножения организмов. Виды бесполого размножения. | 1 |
22 | Образование половых клеток. Оплодотворение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. | 1 |
Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека | Основное содержание | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 2 |
23 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. | 1 |
24 | Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений | 1 |
Тема 2.4. Закономерности наследования | Основное содержание | 4 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 2 |
25 | Закономерности наследственности. Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). | 1 |
26 | Взаимодействие генов | 1 |
Практические занятия: | 2 |
27-28 | П/з: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании» Составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Теоретическое обучение: | 2 |
29 | Хромосомная теория Т. Моргана Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. | 1 |
30 | Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 |
Практические занятия: | 2 |
31-32 | П/з: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании». Составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Тема 2.6. Закономерности изменчивости | Основное содержание | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 3 |
33 | Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. | 1 |
34 | Наследственные заболевания человека. | 1 |
35 | Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека | 1 |
Практические занятия: | 2 |
36-37 | П/з: «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков». Составление генотипических схем скрещивания | 2 |
Контрольная работа | 38 | Контрольная работа: «Строение и функции организма». | 1 |
Раздел 3. Теория эволюции | 6 | ОК 02 ОК 04 |
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция | Основное содержание | 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
39 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. | 1 |
40 | Концепция вида. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции | 1 |
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Основное содержание | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 2 |
41 | Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. | 1 |
42 | Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот | 1 |
Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез | Основное содержание | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретическое обучение: | 2 |
43 | Доказательства родства человека и животных. Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. | 1 |
44 | Эволюция современного человека. Расы человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды | 1 |
Раздел 4. Экология | 18 | ОК 02 ОК 07 |
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Основное содержание | 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
45 | Среды обитания организмов. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. | 1 |
46 | Факторы среды. Понятие экологического фактора. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | 1 |
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 07 |
Теоретическое обучение: | 2 |
47 | Экологические системы. Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. | 1 |
48 | Структурные компоненты экосистемы. Продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни | 1 |
Практические занятия: | 2 |
49 | П/з: «Трофические цепи и сети». Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. | 1 |
50 | П/з: «Решение экологических задач.» Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии | 1 |
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система | Основное содержание | 3 | ОК 07 |
Теоретическое обучение: | 3 |
51 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. | 1 |
52 | Круговороты веществ и биогеохимические циклы. | 1 |
53 | Глобальные экологические проблемы современности. | 1 |
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Основное содержание | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 (13.01.10) ПК 2.3. (23.01.17) ПК 3.5. |
Теоретическое обучение: | 2 |
54 | Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. | 1 |
55 | Антропогенные воздействия на биотические сообщества. | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание практического занятия: | 1 |
56 | П/з: «Отходы производства» | 1 |
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Основное содержание | 6 | ОК 02 ОК 04 ОК 07 (23.01.17) ПК 3.5 (13.01.10) ПК 2.3. |
Теоретическое обучение: | 3 |
57 | Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). | 1 |
58 | Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. | 1 |
59 | Рациональное питание. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия: | 2 |
60 | Л/р: «Умственная работоспособность» | 1 |
61 | Л/р: «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» | 1 |
Контрольная работа | 62 | Контрольная работа: «Теоретические аспекты экологии». | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | |
Раздел 5. Биология в жизни ( 35.02.16; 13.01.10;23.01.17; 09.01.03) | 9 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК 2.4 (09.01.03) ПК 3.5 (23.01.17) ПК 2.3. (13.01.10) |
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Основное содержание | 7 |
Теоретическое содержание: | 5 |
63 | Биотехнология как наука и производство. | 1 |
64 | Основные направления современной биотехнологии. | 1 |
65 | Методы и объекты биотехнологии. | 1 |
66 | Этика биотехнологических и генетических экспериментов. | 1 |
67 | Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) | 1 |
Практические занятия: | 2 |
68 | П/з: «Решение кейса». Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. | 1 |
69 | Защита кейса Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 1 |
Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности (23.01.17; 13.01.10) | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 (13.01.10) ПК 2.3. (23.01.17) ПК 3.5. |
Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности | Основное содержание | 2 |
Практические занятия: | 2 |
70 | П/з: «Решение кейса». Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) | 1 |
71 | П/з: «Защита кейса». Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 1 |
Промежуточная аттестация по предмету | 72 | Дифференцированный зачёт (23.01.17) | 1 | |
Контрольная работа (13.01.10) |
Всего: | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете № 9.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект электронных видеоматериалов;
задания для контрольных работ;
профессионально ориентированные задания; Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
телевизор;
аудиовизуальные средства: схемы и таблицы к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.
Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Основные источники
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Е.О. Фадеева Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф.образования.-9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-336с.
Дополнительные источники
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Биология: базовый и углубленный уровни, 11 класс. — М., Дрофа, 2019.
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Биология: базовый и углубленный уровни, 10 класс. — М., Дрофа, 2019.
Верхошенцева, Ю. П. Биология : учебное пособие для СПО / Ю. П. Верхошенцева. — Саратов : Профобразование, 2020. — 146 c. — ISBN 978-5-4488-0651-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91854 (дата обращения: 07.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
Курбатова, Н. С. Общая биология : учебное пособие для СПО / Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1895-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87078 (дата обращения: 01.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
Левэ, О. И. Тренажер по биологии для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / О. И. Левэ. — 2-е изд. — Минск : Тетралит, 2019. — 400 c. — ISBN 978-985-7171-28-6. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/88847 (дата обращения: 03.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
Лукаткин А.С., Ручин А. Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., — М., ОИЦ «Академия», 2014.
Маглыш, С. С. Биология : полный курс подготовки к тестированию и экзамену / С. С. Маглыш. — Минск : Тетралит, 2018. — 384 c. — ISBN 978-985-7081-90-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/88866 (дата обращения: 01.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., Издательство Просвещение, 2018.
Перечень Интернет-ресурсов
www.college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
www.biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
www.bio.1september.ru - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
www.floranimal.ru "FLORANIMAL - растения и животные"
www.nature.ok.ru - Редкие и исчезающие животные России. Описания и голоса редких животных.
www.bril2002.narod.ru Биология для школьников.
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://www.edu.ru/Федеральный образовательный портал
http://window.edu.ru - Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://profspo.ru - Библиотека профессионала
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ -------УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
Общая/профессиональная компетенция | Раздел | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам (13.01.10) ПК 2.3. Вести учет первичных данных по техническому обслуживанию устройств электроснабжения и электрооборудования в журналах. (23.01.17) ПК 3.5 Производить ремонт и окраску кузовов | Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 | 1.Кейс-задание; 2.Задание исследование; 3.Задание эксперимент; 4. Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 | 1.Фронтальный опрос; 2.Защита презентаций; 3.Тестирование; 4.Тест-задание 5.Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 | 1. Кейс-задание; 2.Задание исследование; 3.Задание - эксперимент 4.Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Раздел 4 | 1.Фронтальный опрос; 2.Защита презентаций; 3.Тестирование; 4.Тест-задание. |
Тематический план по учебному предмету «Биология»
для профессий технологического профиля:
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»; 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
на 2024/2025 учебный год
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов во взаимодействии с преподавателем | Сам. (внеаудит.) работа (при наличии) | В том числе в форме практической подготовки (практические, лабораторные, профессионально-ориентированные темы) | Из общего количества часов |
Лекции | Л/р | П/р | К/р |
1 курс | |
1 | Клетка – структурно-функциональная единица живого | 18 | - | 6 | 11 | 2 | 4 | 1 |
2 | Строение и функции организма | 20 | - | 6 | 13 | - | 6 | 1 |
3 | Теория эволюции | 6 | - | - | 6 | - | - | - |
4 | Экология | 18 | - | 5 | 12 | 2 | 3 | 1 |
5 | Биология в жизни | 9 | - | 4 | 5 | - | 4 | - |
| Всего за 1 курс | 72 | | 21 | 47 | 4 | 17 | 3 |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачёт/ Контрольная работа | 1 | - | - | 1 | - | - | |