СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (технологический профиль)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (технологический профиль)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»




Утверждено:

Приказ № 158 от «31» 05. 2024 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессий технологического профиля:


23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»





на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № 9 от «31» 05. 2024 г.









2024 г.





Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.) и с приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая № N 413»., и в соответствии с примерной рабочей программы ОД «Биология», утверждённой на заседании совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов СПО протокол №14 от 30 ноября 2022.




Составитель (автор): Данилова Таисия Викторовна преподаватель биологии высшей квалификационной категории





















  1. Пояснительная записка

4-10

2. Структура и содержание рабочей программы

11-22

3. Условия реализации рабочей программы

23-24

4. Контроль и оценка результатов освоения предмета

25

СОДЕРЖАНИЕ















































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1.1 Общая характеристика

Учебный предмет «Биология» является базовым предметом образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СОО.

Программа общеобразовательного учебного предмета «Биология» реализуется в ГАПОУ СО «КТА», в пределах образовательных программ СПО на базе основного общего образования по профессиям 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»; 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Программа разработана с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №371, «Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98 и Рекомендаций по реализации СОО в пределах освоения ОП СПО от 27.05.2024 г. №01-03/02-532/2024.

Учебный предмет «Биология» относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Естественные науки».

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании предмета используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). Для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Биология» на ступени основного общего образования.

В то же время учебный предмет «Биология» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «История», «Основы безопасности и защиты Родины», «Химия», «Обществознание».

Изучение учебного предмета «Биология» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта (23.01.17) и контрольной работы (13.01.10) в рамках освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) на базе основного общего образования.


    1. Цели и планируемые результаты освоения предмета:


      1. Цели общеобразовательного предмета


Содержание программы общеобразовательного предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.

Задачи:

получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

        • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

        • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

        • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

        • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.



      1. Планируемые результаты освоения общеобразовательного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО





Особое значение предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.



По профессиям 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».







Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения предмета

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам





(13.01.10)

ПК 2.3. Вести учет первичных данных по техническому обслуживанию устройств

электроснабжения

и

электрооборудования в журналах.

(23.01.17)

ПК 3.5 Производить ремонт и окраску кузовов


В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обощения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

- сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

-сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности












В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этнических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде





- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека


-приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях


В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности


сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



2.1 Объём учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы предмета

72

в т.ч.


Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

47

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

5

практические занятия

17

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

5

лабораторные занятия

4

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

Контрольная работа

3

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт/контрольная работа)

1





























2.2. Содержание и календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология»

Наименование разделов и тем

урока

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),

лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

18


Тема 1.1.

Биология как наука. Общая характеристика жизни

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

1


Входной контроль. Введение. Общая характеристика и свойства живых систем.

Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи.

1

2

Химическая организация клетки.

Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток

1

Тема 1.2.

Структурно-функциональная организация клеток

Основное содержание

6

ОК 01

Теоретическое обучение:

2

3



Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты.

Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.

1

4

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

Лабораторные занятия:

2

5

Л/р: «Строение клетки и клеточные включения».

1


6

Л/р: «Подготовка микропрепаратов клеток растений».

Наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов.

1

Практические занятия:

2

7

П/р: «Вирусные и бактериальные заболевания». (Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем)

1

8

П/р: «Общие принципы использования лекарственных веществ.

1


Особенности применения антибиотиков». (Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем)


Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

9

Хромосомная теория Т. Моргана.

Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор.

1


10

Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства

1

Практические занятия:

2

11-12


П/з: «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК».

2

Тема 1.4.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Основное содержание

3

ОК 02

Теоретическое обучение:

3


13

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный.

1

14

Энергетический обмен.

1

15

Фотосинтез. Хемосинтез

1

Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз


Основное содержание

3

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

3

16


Жизненный цикл клетки. Митоз.

Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза.

1

17

Мейоз.

Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза

1

Контрольная работа

18

Контрольная работа: «Молекулярный уровень организации живого».


1

Раздел 2. Строение и функции организма

20


Тема 2.1. Строение организма

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

19

Многоклеточные организмы.

Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.

1

20

Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности

1

Тема 2.2.

Формы размножения организмов

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

21

Бесполое и половое размножение.

Формы размножения организмов. Виды бесполого размножения.

1

22

Образование половых клеток. Оплодотворение.

Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток.

1

Тема 2.3.

Онтогенез растений, животных и человека

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

23


Индивидуальное развитие организма.

Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека.

1

24

Постэмбриональное развитие.

Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

1

Тема 2.4. Закономерности наследования


Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

25


Закономерности наследственности.

Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание).

1

26

Взаимодействие генов

1

Практические занятия:

2


27-28

П/з: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании»

Составление генотипических схем скрещивания

2

Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков


Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

29

Хромосомная теория Т. Моргана

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.

1

30

Наследование признаков, сцепленных с полом

1

Практические занятия:

2

31-32

П/з: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании».

Составление генотипических схем скрещивания

2

Тема 2.6. Закономерности изменчивости


Основное содержание

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

3

33


Закономерности изменчивости.

Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека.

1

34

Наследственные заболевания человека.

1


35

Генные и хромосомные болезни человека.

Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека

1

Практические занятия:

2

36-37


П/з: «Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков».

Составление генотипических схем скрещивания

2

Контрольная работа

38

Контрольная работа: «Строение и функции организма».

1

Раздел 3. Теория эволюции

6

ОК 02

ОК 04

Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция

Основное содержание

2

Теоретическое обучение:

2

39

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция.

1

40


Концепция вида.

Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции

1

Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

41

Макроэволюция.

Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.

1

42


Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.

Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот

1

Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

43

Доказательства родства человека и животных.

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза.

1

44


Эволюция современного человека. Расы человека.

Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды

1

Раздел 4. Экология

18

ОК 02

ОК 07

Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Основное содержание

2

Теоретическое обучение:

2

45

Среды обитания организмов.

Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах.

1

46

Факторы среды.

Понятие экологического фактора. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда

1

Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 07

Теоретическое обучение:

2


47

Экологические системы.

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические

характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе.

1

48

Структурные компоненты экосистемы.

Продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни

1

Практические занятия:

2

49

П/з: «Трофические цепи и сети».

Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

1

50

П/з: «Решение экологических задач.»

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

1

Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система

Основное содержание

3

ОК 07

Теоретическое обучение:

3

51



Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере.

1

52

Круговороты веществ и биогеохимические циклы.

1

53

Глобальные экологические проблемы современности.

1

Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу

Основное содержание

3

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

(13.01.10)

ПК 2.3.

(23.01.17)

ПК 3.5.

Теоретическое обучение:

2

54


Взаимосвязь природы и общества.

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.

Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.

1

55

Антропогенные воздействия на биотические сообщества.

1

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

1

56

П/з: «Отходы производства»

1

Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Основное содержание

6

ОК 02

ОК 04

ОК 07

(23.01.17)

ПК 3.5

(13.01.10)

ПК 2.3.




Теоретическое обучение:

3


57

Здоровье и его составляющие.

Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).

1

58

Адаптация организма человека к факторам окружающей среды.

Принципы формирования здоровьесберегающего поведения.

1

59

Рациональное питание.

Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания

1

Профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия:

2

60

Л/р: «Умственная работоспособность»

1

61

Л/р: «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

1

Контрольная работа

62

Контрольная работа: «Теоретические аспекты экологии».

1

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

Раздел 5. Биология в жизни ( 35.02.16; 13.01.10;23.01.17; 09.01.03)

9

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК 2.4 (09.01.03)

ПК 3.5

(23.01.17)


ПК 2.3.

(13.01.10)




Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Основное содержание

7

Теоретическое содержание:

5

63

Биотехнология как наука и производство.

1

64

Основные направления современной биотехнологии.

1

65

Методы и объекты биотехнологии.

1

66

Этика биотехнологических и генетических экспериментов.

1

67

Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

1

Практические занятия:

2

68


П/з: «Решение кейса».

Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,

клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.

1

69

Защита кейса

Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

1

Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности (23.01.17; 13.01.10)

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

(13.01.10)

ПК 2.3.

(23.01.17)

ПК 3.5.


Тема 5.2. Биотехнологии в промышленности

Основное содержание

2

Практические занятия:

2


70

П/з: «Решение кейса».

Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ

информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

1

71

П/з: «Защита кейса».

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

1

Промежуточная аттестация по предмету

72

Дифференцированный зачёт (23.01.17)


1


Контрольная работа (13.01.10)

Всего:

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете № 9.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания; Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • телевизор;

  • аудиовизуальные средства: схемы и таблицы к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.



    1. Информационное обеспечение обучения



Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.

Основные источники


  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Е.О. Фадеева Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф.образования.-9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-336с.


Дополнительные источники



  1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Биология: базовый и углубленный уровни, 11 класс. — М., Дрофа, 2019.

  2. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Биология: базовый и углубленный уровни, 10 класс. — М., Дрофа, 2019.

  3. Верхошенцева, Ю. П. Биология : учебное пособие для СПО / Ю. П. Верхошенцева. — Саратов : Профобразование, 2020. — 146 c. — ISBN 978-5-4488-0651-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91854 (дата обращения: 07.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

  4. Курбатова, Н. С. Общая биология : учебное пособие для СПО / Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1895-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87078 (дата обращения: 01.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

  5. Левэ, О. И. Тренажер по биологии для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / О. И. Левэ. — 2-е изд. — Минск : Тетралит, 2019. — 400 c. — ISBN 978-985-7171-28-6. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/88847 (дата обращения: 03.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

  6. Лукаткин А.С., Ручин А. Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., — М., ОИЦ «Академия», 2014.

  7. Маглыш, С. С. Биология : полный курс подготовки к тестированию и экзамену / С. С. Маглыш. — Минск : Тетралит, 2018. — 384 c. — ISBN 978-985-7081-90-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/88866 (дата обращения: 01.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

  8. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., Издательство Просвещение, 2018.

Перечень Интернет-ресурсов



  1. www.college.ru   - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

  2. www.biodan.narod.ru  - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

  3. www.bio.1september.ru  - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

  4. www.bio.1september.ru  - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

  5. www.floranimal.ru "FLORANIMAL - растения и животные" 

  6. www.nature.ok.ru  - Редкие и исчезающие животные России. Описания и голоса редких животных.

  7. www.bril2002.narod.ru  Биология для школьников.

  8. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

  9. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) 

  10. http://www.edu.ru/Федеральный образовательный портал 

  11. http://window.edu.ru - Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» 

  12. http://profspo.ru - Библиотека профессионала











4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ -------УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»



Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций



Общая/профессиональная компетенция

Раздел

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

(13.01.10)

ПК 2.3. Вести учет первичных данных по техническому обслуживанию устройств электроснабжения и электрооборудования в журналах.

(23.01.17)

ПК 3.5 Производить ремонт и окраску кузовов


Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

1.Кейс-задание;

2.Задание исследование;

3.Задание эксперимент;

4. Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе


ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач

профессиональной деятельности

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

1.Фронтальный опрос;

2.Защита презентаций;

3.Тестирование;

4.Тест-задание

5.Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде


Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Раздел 5

1. Кейс-задание;

2.Задание исследование;

3.Задание - эксперимент

4.Выполнение заданий на дифференцированном зачёте/ контрольной работе

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях




Раздел 4

1.Фронтальный опрос;

2.Защита презентаций;

3.Тестирование;

4.Тест-задание.







Тематический план по учебному предмету «Биология»

для профессий технологического профиля:

23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»; 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

на 2024/2025 учебный год

раздела

Наименование раздела

Всего часов во взаимодействии с преподавателем

Сам. (внеаудит.)

работа

(при наличии)

В том числе в форме практической подготовки

(практические, лабораторные, профессионально-ориентированные темы)

Из общего количества часов

Лекции

Л/р

П/р

К/р

1 курс


1

Клетка – структурно-функциональная единица живого

18

-

6

11

2

4

1

2

Строение и функции организма

20

-

6

13

-

6

1

3

Теория эволюции

6

-

-

6

-

-

-

4

Экология

18

-

5

12

2

3

1

5

Биология в жизни

9

-

4

5

-

4

-


Всего за 1 курс

72


21

47

4

17

3

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачёт/ Контрольная работа

1

-

-

1

-

-