СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 10-11 классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 10-11 классах»

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии, базисного учебного плана с использованием учебно-методического комплекта:



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные результаты:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Выпускник получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


Содержание учебного предмета, курса.

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.


Тематическое планирование


Наименование темы с указанием количества часов

урока

Тема урока

Минимальный объём содержания

Биология как наука. Методы научного познания ( 4 ч )

Краткая история развития биологии

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.


Методы исследования в биологии


Сущность жизни и свойства живого


Уровни организации живой материи

Клетка. Методы цитологии. Клеточная теория ( 5 ч)

Методы цитологии. Клеточная теория

Молекулярные основы жизни.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.


Особенности химического состава клетки


Неорганические вещества. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки

Неорганические вещества, их значение.


Органические вещества. Роль углеводов, липидов, белков в жизнедеятельности клетки

Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.


Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки

Строение клетки ( 3 ч )

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции

Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.


Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом


Сходства и различия в строении клеток животных, растений и грибов

Реализация наследственной информации в клетке ( 1 ч )

Реализация наследственной информации в клетке

Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Вирусы ( 1 ч )

Вирусы, строение и функции

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.


Проверочная работа № 1 по теме: «Клетка, клеточная теория, вирусы»


Организм – единое целое. Многообразие живых организмов ( 1 ч )

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.



Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов ( 2 ч )

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов


Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий

Размножение

( 4 ч )

Размножение – свойство живых организмов. Деление клетки как основа роста, развития и размножения организмов

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.



Бесполое размножение

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.


Половое размножение. Мейоз


Оплодотворение и его значение.

Индивидуальное развитие организма

( онтогенез ) ( 2 ч )

Индивидуальное развитие организма ( онтогенез ). Причины нарушения онтогенеза

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.


Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье

Наследственность и изменчивость

(7 ч )

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика как наука. Гибридологический метод

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генотип и среда.



Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание


Множественные аллели. Анализирующее скрещивание


Дигибридное скрещивание


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Современные представления о гене и геноме


Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для селекции и медицины

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность


Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

( 3 ч )

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция и её методы

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.



Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений


Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Вид. История эволюционных идей ( 4 ч )

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.




Эволюционное учение Ч. Дарвина


Борьба за существование и её формы


Естественный отбор

Современное эволюционное учение ( 7 ч )

Вид и его критерии


Популяция – структурная единица вида и единица эволюции


Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции


Результаты эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция


Биологический прогресс и биологический регресс


Синтетическая теория эволюции


Многообразие видов


Проверочная работа № 3 по теме: «Вид, история эволюционных идей, современное эволюционное учение»


Происхождение и развитие жизни на Земле ( 3 ч )

Гипотезы происхождения жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.



Основные этапы развития жизни на Земле


Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Происхождение человека

(4 ч)

Положение человека в системе животного мира

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.



Основные стадии антропогенеза


Движущие силы антропогенеза


Происхождение человеческих рас

Экосистемы. Экологические факторы ( 3 ч )

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.



Экологические ниши и типы экологических взаимодействий


Конкурентные взаимодействия

Структура экосистем ( 5 ч )

Экологические сообщества


Видовая и пространственная структура экосистем


Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах


Причины устойчивости и смены экосистем


Проверочная работа № 3 по теме: «Происхождение жизни на Земле, происхождение человека, экосистемы»


Биосфера – глобальная экосистема ( 2 ч )

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.



Биологический круговорот. Эволюция биосферы

Биосфера и человек ( 3 ч )

Последствия деятельности человека для природной среды. Правила поведения в природной среде

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.



Глобальные экологические проблемы и пути их решения


Обобщающий урок – конференция по теме «Экосистемы»

Заключение ( 2 ч )

Проверочная работа № 4 ( итоговая) по теме «Обобщение по курсу»



Итоговый урок – конференция «Роль биологии в настоящем и будущем человеческой цивилизации»

Перспективы развития биологических наук.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!