Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района
Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от «____» _________20___г. Руководитель ШМО ______________/__________/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/____________/ «____»____________20___ г. | «Утверждено» Директор МОБУ «Рождественская СОШ» ________________/__________ «___»______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса Биология в 8 классе
Составитель программы:
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
МОБУ «Рождественская СОШ»
Прончатова Н. В.
с. Рождествено, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса построена на основе:
Федерального закона №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»,
Фундаментального ядра содержания основного общего образования,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Программы общего образования по биологии под редакцией В.В. Пасечника, УМК «Биология 5-9 классы» В.В.Пасечника,
Учебного плана МБОУ « Рождественская СОШ» 2022-2023учебный год
Обеспечена учебником В.В. Пасечник,А,А. Каменский,Г,Г. Швецов . Биология: 8 класс. 11 издание, М: « Просвещение»,2022 год 256 с.: ил.
1.2.Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
1.3.Задачи:
1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину.
2. Формирование открытого биологического и экологического мышления:умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии которые определены стандартом.
Состав участников образовательного процесса - одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ « Рождественская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе 68 часов в год, а именно объемом 2 часа в неделю.
Изменения в рабочей программе учебного курса :
В соответствии с календарном планом воспитательной работы внесены следующие изменения :
Раздел «Внутренняя среда организма»
Урок- игра «Иммунитет»
Раздел « Питание» , Викторина на тему « Пищеварение»
.Содержание курса биологии.
Введение. Наука о человеке (3 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
методы наук, изучающих человека;
основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел 1 Общий обзор организма человека(4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Лабораторная работа №1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».
Практическая работа №1. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
общее строение организма человека;
строение тканей организма человека;
рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 2 Опорно-двигательная система (7часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
объяснять особенности строения скелета человека;
распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 3.Внутренняя среда организма(4часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел4.. Кровеносная и лимфатическая системы организма (3 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел5. Дыхание(5часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел6 . Питание (5 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел7. Обмен веществ и превращение энергии(4часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать витамины.
Раздел 8 Выделение продуктов обмена (2 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Раздел 9 Покровы тела человека ( 3 часа)
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 10 . Нервногуморальная регуляция процессов жизнедеятельности( 7 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение нервной системы;
— соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение нервной системы врегуляции процессов жизнедеятельности;
— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11.Органы чувств. Анализаторы(5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Психика и поведение человека . Высшая нервная деятельность.
(6часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 13 Размножение и развитие человека
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. . Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— жизненные циклы организмов;
— мужскую и женскую половые системы;
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
Глава 14 Человек и окружающая среда ( 3 часа)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека
Календарно- тематическое планирование по биологии в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем 1 четверть 18 часов | Кол-во часов | Вид занятий | Вид контроля | Дата проведения |
планир | фактич |
| Введение Науки о человеке | 3 | | | | |
| . Науки о человеке и их методы | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
| Биологическая природа человека | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
| Происхождение и эволюция человека | | | | | |
1 | Общий обзор организма | 4 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
1. | Строение организма человека | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
1.2 | Строение организма человека | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп». | | |
1.-3 1.4 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
2 | Опорно-двигательная система | 7 | | | | |
2.1 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости». | | |
2.2 | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
2.3 | Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
3.4 | Строение мышц. | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела» | | |
2.5 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». | | |
2.6 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №5 «Осанка | | |
2.7 | Контрольное тестирование « Строение организма. Опорно- двигательная система | 1 | Урок контроля и оценки знаний учащихся | Тестирование | | |
3 | Внутренняя среда организма | 4 | | | | |
5.1 | Состав внутренней среды организма | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №6 «Рассматривание | | |
5.2 | Состав крови. | | | крови человека | | |
5.3 | Свертывание крови | 1 | Урок изучения и | | | |
| 2 четверть 14 часов | | закрепления знаний | | | |
5.4 | Иммунитет. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
4 | Кровообращение и лимфообращение | 3 | | | | |
4.1 | Органы кровообращения | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
4.2 | Сосудистая система | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа №7 «Функция венозных клапанов». Лабораторная работа № 8«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | | |
4.3 | Сердечно- сосудистые заболевания | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
5 | Дыхание | 5 | | | | |
5.1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
5.2 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
5.3 | Регуляция дыхания. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
5.4 | Заболевание органов дыхания | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки» | | |
5.5 | Тестирование по теме « Дыхание . Пищеварение» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | | | |
6 | Пищеварение | 5 | | | | |
6.1 | Питание и его значение. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
6.2 | Пищеварение в ротовой полости | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
| 3 четверть 20 часов | | | | | |
6.3 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал». | | |
6.4 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
6.5 | Регуляция пищеварения. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
7 | Обмен веществ и энергии | 4 | | | | |
7.1 | Пластический и энергетический обмен | | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
7.2 | Ферменты | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
7.3 | Витамины. | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная | | |
7.4 | Нормы и режим питания | | | | | |
8 | Выделение продуктов обмена | 2 | | | | |
8.1 | Выделение и его значение | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
8.2 | Заболевание органов мочевыделения | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
9 | . Покровы тела человека | 3 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
9.1 | Наружные покровы тела | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
9.2 | Болезни и травмы кожи | 1 | | | | |
9.3 | Гигиена кожных покровов | 1 | | | | |
10 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнидеятельности | 7 | | | | |
10.1 | Железы внутренней секреции | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
10.2 | Работа эндокринной системы | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
10.3 | Строение нервной системы | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 16 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | | |
10.4 | Спинной мозг | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
10.5 | Головной мозг | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
10.6 | Вегетативная нервная система | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
10.7 | Нарушение в работе нервной системы | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
1 1 | Органы чувств Анализаторы | 5 | | | | |
11.1 | Понятие о анализаторах. Зрительный анализатор | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
11.2 | Слуховой анализатор | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 17 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». | | |
11.3 | Вестибулярный анализатор | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
11.4 | Слуховой анализатор. Вкусовой анализатор. Боль. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
11.5 12 | Контрольное тестирование за 3 четверть 4 четверть 16 часов Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 1 6 | Урок закрепления знаний | | | |
12.1 | . Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
12.2 | Память и обучение | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 18 «Выработка навыков зеркального письма» | | |
12.3 | Врожденное и приобретенное поведение. | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
12.4 | Сон и бодроствование | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
12.5 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | Урок применения знаний на практике | Лабораторная работа № 19 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды» | | |
12.6 | Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | Урок контроля и оценки знаний учащихся | | | |
13 | Размножение и развитие человека | 4 | | | | |
1 3.1 | Особенности размножения человека | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
13.2 | Органы размножения | | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
13..3 | Беременность и роды | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
13.4 | Рост и развитие ребенка | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
14 | Человек и окружающая среда | 2 | | | | |
14.1 | Социальная и природная среда человека | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
14.2 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | | | |
68 | Резерв | 3 | | | | |
| Итого | 68 | | | | |