Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
Образовательная программа ООО образовательного учреждения (утверждена приказом от № );
Учебный план ОУ (утверждён приказом от № );
Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от ______________№ );
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк ,
издательство «Просвещение»
Целями обучения предмета «биология» в 8 классе является (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ):
1. формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
2. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
3. развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования органи
Основными задачами обучения являются:
1. способствовать формированию ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
2. расширять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
3. способствовать сохранению здоровья, безопасности учащихся, обеспечению их эмоционального благополучия;
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Науки о человеке и их методы
Расы человека
Социальная и природная среда человека
Окружающая среда и здоровье человека
Содержание учебного предмета «биология» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «биология» является приоритетным для формирования коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: (перечислить в соответствии с Положением о системе оценивания ОУ)
1. письменный опрос
2. устный опрос
2. Общая характеристика учебного предмета
(отражена в образовательной программе образовательного учреждения. См. приложение 1)
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 8 классе
На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «биология» на ступени обучения.
Личностные:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вич-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
( лупы, микроскопы).
Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Предметные результаты освоения учебного предмета «биология» в 8 классе отражены в календарно-тематическом планировании.
5. Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).
Введение (3 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 1. Общий обзор организма человека (4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.
Раздел 2. Опора и движение (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Раздел 3. Внутренняя среда организма (4 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Раздел 5. Дыхание (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Раздел 6. Питание (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Раздел 8. Выделение продуктов обмена (2 часа)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 9. Покровы тела человека (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Раздел 12. Психика и поведение. Высшая нервная деятельность
(6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Раздел 13. Размножение и развитие человека (4 часа)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути
Тесты, определяющие тип темперамента.
Раздел 14. Человек и окружающая среда (3 часа)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Календарно-тематическое планирование
Биология 8 класс
(68 часов, в неделю – 2 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
класс | план | класс | факт |
Введение (3 часа) |
1 | Науки о человеке и их методы | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Общий обзор организма человека (4 часа) |
4 | Строение организма человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
5 | Входная административная контрольная работа | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
6 | Строение организма человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
7 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Опора и движение (7 часов) |
8 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
9 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
10 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
11 | Строение и функции скелетных мышц | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
12 | Работа мышц и ее регуляция | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
13 | Нарушения опорно-двигательной системы. травматизм | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
14 | Контрольная работа №2 «Опора и движение» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Внутренняя среда организма (4 часа) |
15 | Состав внутренней среды организма и ее функции | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
16 | Состав крови. Постоянство внутренней среды | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
17 | Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
18 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Кровообращение и лимфообращение (4 часа) |
19 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
20 | Сосудистая система. Лимфообращение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
21 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
22 | Контрольная работа №3 «Внутренняя среда организма» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Дыхание (4 часа) |
23 | Дыхание и его значение. Органы дыхания | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
24 | Механизм дыхания. Жизненная емкость легких | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
25 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
26 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Питание (6 часов) |
27 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
28 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
29 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
30 | Всасывание питательных веществ в кровь | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
31 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
32 | Контрольная работа №4 «Дыхание и питание» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Обмен веществ и превращение энергии (4 часа) |
33 | Пластический и энергетический обмен | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
34 | Ферменты и их роль в организме человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
35 | Витамины и их роль в организме человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
36 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Выделение продуктов обмена (2 часа) |
37 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
38 | Заболевания органов мочевыделения | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Покровы тела человека (4 часа) |
39 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
40 | Болезни и травмы кожи | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
41 | Гигиена кожных покровов | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
42 | Контрольная работа №5 «Обмен веществ, выделение, покровы» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов) |
43 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
44 | Работа эндокринной системы и ее нарушения | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
45 | Строение нервной системы и ее значение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
46 | Спинной мозг | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
47 | Головной мозг | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
48 | Вегетативная нервная система | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
49 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
50 | Контрольная работа №6 «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Органы чувств. Анализаторы. (5часов) |
51 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
52 | Слуховой анализатор | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
53 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
54 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
55 | Контрольная работа №7 «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. (6 часов) |
56 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
57 | Память и обучение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
58 | Врожденное и приобретенное поведение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
59 | Сон и бодрствование | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
61 | Контрольная работа №8 «Психика и поведение. Высшая нервная деятельность» | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Размножение и развитие человека (4часа) |
62 | Особенности размножения человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
63 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
64 | Беременность и роды | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
65 | Рост и развитие ребенка после рождения | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
Человек и окружающая среда (3 часа) |
66 | Социальная и природная среда человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
67 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |
68 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 8 а | | 8 а | | |
8 б | | 8 б | |