СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в коррекционной школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в коррекционной школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ШЕРСТЯННИКОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Рабочие программы по предмету

«Природоведение» и « Биология»

для обучающихся 5-9 класса с ОВЗ

( интеллектуальными нарушениями)








Составитель Семенова Т.С.

















2020-2021 г.

Природоведение 5 класс.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, 6-е издание, г. Москва, «Просвещение», 2012 г. и соответствует учебному плану школы.


Авторы программы: Т. М. Лифанова, Е.И. Соломина.


школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Цель изучения предмета :

*обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности;

*подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Основными задачами преподавания природоведения является:

*формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека;

*развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

*воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу.


Общая характеристика учебного предмета.

Изучение природоведения в начальных классах 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающихся в окружающей действительности. В тоже время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


Описание места учебного предмета в учебном плане.


На изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год. При этом большое внимание уделяется практической направленности предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических занятий и проведение экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых.


Описание ценностных ориентиров.


Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности беречь и стремиться охранять.



Тематический план.


темы

Название темы

Кол-во часов

1

Окружающий нас мир

3ч.

2

Сезонные изменения в природе

18ч.

3

Наша страна.

4

Природа нашей родины

32ч.

5

Охрана здоровья и человека .

6

Охрана природы и экология.

7

Труд на пришкольном участке

3ч.


Итоговое занятие





Итого

68




Содержание программы.



Тема 1: Окружающий нас мир (3ч)

Дом, в котором мы живём. Наша школа. Наша улица, район, деревня. Домашний адрес. Адрес школы.


Тема 2: Сезонные изменения в природе (18)

Погода. Смена времён года. Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень. Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных. Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима. Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы

Весна. Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Весенние праздники. Народные приметы.

Лето. Признаки лета. Самая короткая ночь и самая длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. Летние праздники. Народные приметы.


Тема 3: Наша страна (4ч)

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы.

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами


Тема 4: Природа нашей Родины (32ч)

Неживая природа.

Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озёра, ручьи, болота, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд.

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Изменение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.


Живая природа.

Растения, грибы и животные леса.

Растения леса. Лиственные деревья: берёза, клён, дуб, липа, осина, рябина и др. хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лён.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса: Звери. Птицы. Насекомые.


Растения и животные сада, огорода и поля.

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Садовая земляника – клубника. Декоративные растения: весенние, летние, осенние.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные – лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи, зелёные культуры. Друзья огородных растений и враги.

Растения поля: зерновые культуры (рожь, овёс, пшеница и др).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.


Растения и животные луга.

Растения луга – травы: клевер, колокольчик, нивятник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые, птицы, звери.

Использование лугов как пастбища и для сенокоса.


Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения. Животные болта: птицы, лягушки, насекомые.


Растения и животные водоёмов.

Растения водоёмов: водоросли и цветковые. Животные пресных водоёмов: рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.


Тема 5: Охрана здоровья человека.(6ч)

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет. Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное дыхание и питание. Предупреждение заболеваний. Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.


Тема 6: Охрана природы и экология. (1ч)

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные занесённые в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.


Тема 7:Труд на пришкольном участке. (3ч)

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.


Итоговый урок (1ч)

Планируемые результаты.



Требование к уровню подготовки:

Учащиеся должны знать:

  • Обобщённые и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чём различие неживой и живой природы;

  • Где располагается наша страна в мире; где находится её столица; каковы её особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы её природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Учащиеся должны уметь:

  • Называть конкретные явления и предметы в окружающей обстановке, давать им обобщённые названия; устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком);

  • Связно пояснять проведённые наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • Выполнять рекомендуемые практические работы;

  • Приводить примеры некоторых представителей растений и животных луга, леса, поля, сада;

  • Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;

  • Соблюдать правила поведения на природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.


.











Биология 6-9 класс.


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида, 6-9 классы, допущенной Министерством образования и науки и соответствует учебному плану школы.

Автор программ: Т. М. Лифанова, С. А. Кустова.



Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:


освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;

Задачи:

  • сообщение учащимся знания об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, и живой природе ( о строении и жизни растений и животных , а также об организме человека;

  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, ветер, снег, гроза;

  • проведение через весь курс экологического воспитания ( рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.




Общая характеристика учебного предмета.

При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности. В программе уделяется внимание правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, показано практическое применение естествоведческих знаний.


Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья




Описание места учебного предмета в учебном плане.

Изучение биологии в 6-9 классе составляет 2 часа в неделю в каждом классе, всего 68 часов за год.




Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.












Содержание тем учебного предмета.


6 класс.

Тема 1: Природа (4ч)

Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.


Тема 2: Вода в природе (15ч)

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть;испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.


Тема 3: Воздух (15ч)

Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.


Тема 4: Полезные ископаемые (20ч)

Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).


Тема 5: Почва (17ч.)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.


Повторение (4ч.)



7 класс.

Введение (2ч.)

Тема 1: Общее знакомство с цветковыми растениями (3ч)

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.


Тема 2: Цветение и плодоношение (7ч.)

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.


Тема 3: Семена растений (5ч.)

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Тема 4: Корни и корневые системы (3ч.)

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).


Тема 5: Лист (7ч.)

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.


Тема 6: Стебель (4ч.)

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.


Тема 7: Растение целостный организм (2ч.)

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).


Тема 8: Разнообразие растения, бактерий и грибов (5ч.)

Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.


Тема 9: Растения (9ч.)

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.

Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).


Тема 10: Однодольные и двудольные растения (21ч.)

Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

-Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

-Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

-Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.





8 класс.

Введение (2ч)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.



Раздел 1: Беспозвоночные животные – 12ч.

Тема 1: Беспозвоночные животные (1ч)

Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).



Тема 2: Черви (2ч)

Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.



Тема 3: Насекомые (9ч)

Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.



Раздел 2: Позвоночные животные -53ч.

Тема 4: Позвоночные животные (1ч)

Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).


Тема 5: Рыбы (8ч)

Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.

Тема 6: Земноводные (3ч)

Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.



Тема 7: Пресмыкающиеся (4ч)

Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.


Тема 8: Птицы (12ч)

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц .Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.


Тема 9: Млекопитающие (25ч)

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. -Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные живот ные — свинья, северный олень.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними .Практические работы на животноводческих фермах.

Итоговый урок (1ч)




9 класс.

Введение (1ч)


Тема 1: Общий обзор организма (3ч)

Общий обзор организма человека .Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса человека.



Тема 2: Опора тела и движение (14ч)

Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.



Тема 3: Кровь и кровообращение (8ч)

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.



Тема 4: Дыхание (6ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.



Тема 5: Пищеварение (11ч)

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.



Тема 6: Почки (2ч)

Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.



Тема 7: Кожа (6ч)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.



Тема 8: Нервная система (9ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.



Тема 9: Органы чувств (3ч



Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния

вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.



Тема 10: Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Итоговый урок – 1час.



Тематический план.

6 класс.



Название темы

Кол-во часов

Природа.

Вода в природе.

15ч

Воздух.

15ч

Полезные ископаемые

20ч

Почва

10ч

6.

Повторение

4ч.


ИТОГО

68ч.






7 класс.




темы

Название темы

Кол-во часов.


Введение

Раздел

1

Беспозвоночные животные

Беспозвоночные животные

12ч

1ч.

2

Черви

3

Насекомые

Раздел

4

Позвоночные животные

Позвоночные животные

53ч

1ч.

5

Рыбы

6

Земноводные

7

Пресмыкающиеся

8

Птицы

12ч

9

Млекопитающие

25ч


Итоговый урок





Итого

68ч



8 класс.



темы

Название темы

Кол-во уроков


Введение

1

Общий обзор организма человека

2

Опора тела и движение

14ч

3

Кровь и кровообращение

4

Дыхание

5

Пищеварение

11ч

6

Почки

7

Кожа

8

Нервная система

9

Органы чувств

10

Охрана здоровья человека в Российской Федерации





Итого

68ч


9 класс.


1.

Введение.

1

2.

Общий обзор организма человека.

3

3.

Опора тела и движение.

14

4.

Кровь и кровообращение.

8

5.

Дыхание.

6

6.

Пищеварение.

11

7.

Почки.

2

8.

Кожа.

7

9.

Нервная система.

9

10.

Органы чувств.

4

11.

Охрана здоровья в РФ.

4



Планируемые результаты.

6 класс.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел , воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие npи охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;.




7 класс.


Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.


Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения;

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

  • различать грибы и растения.





8 класс.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащихся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).



Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
    повадках).






9 класс.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов них систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.



Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.





Методическое обеспечение:


  • «Природоведение 5 класс» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Т.М. Лифанова, Е. И. Соломина. Москва «Просвещение» 2005г.

  • «Естествознание. Неживая природа. 6 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Т. М. Лифанова, С.И. Соломина. Москва «Просвещение» 2007г.

  • «Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Т. М. Лифанова, С. И. Соломина. Москва «Просвещение» 2008г

  • «Биология. Животные 8 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: А. И. Никишов, А. В. Теремов Москва «Просвещение» 2004г

  • Биология. Человек. 9кл. : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И. В. Романов, И .Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2008.



Календарно-тематическое планирование 6 класса

Дата по плану

Факт дата

урока

урока в теме

Название темы

Лабораторные и практические

Результат коррекционной направленности

д/з



1

1

Природа – 4 часа


Природа живая и неживая


Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов. Воспитывать бережное отношение к природе.

С7-9



2

2

Земля – планета, на которой мы живём


С11-14



3

3

Для чего нужно изучать неживую природу


С15-17



4

4

Закрепление по теме «Живая и неживая природа»





5

1

Вода – 15ч.


Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов


Формирование умений пользоваться элементарным лабораторным оборудованием Формирование умений измерять температуру воды.

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета биология.

Воспитывать бережное отношение к воде. Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания

С19-21



6

2

Свойства воды как жидкости

Опыт: определение текучести воды

С22-24



7

3

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении

Опыт: расширение воды при нагревании

С25-26



8

4

Температура и измерение температуры

Пр.р. «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды»

С28-30



9

5

Свойства воды при замерзании


С31-34



10

6

Превращение воды в пар при нагревании


С36-38



11

7

Свойства воды растворять некоторые твёрдые вещества

Опыт: растворение соли, сахара в воде.


С39-41



12

8

Нерастворимые в воде вещества


С42-43



13

9

Прозрачная и мутная вода

Опыт: очистка мутной воды

С45-46



14

10

Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода

Опыт: выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

С47-49



15

11

Влияние воды на образование пещер, оврагов, ущелий


Дополнительный материал



16

12

Использование воды в быту и хозяйстве человека


С53-52



17

13

Охрана воды


С53-55



18

14

Повторение по теме «Вода»


С56



19

15

Чтение дополнительного материала по теме «Вода»


Дополнительный материал



20

1

Воздух – 15ч


Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость

Опыт: обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь)

Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи, мышления средствами предмета биология.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов

С59-61



21

2


Упругость воздуха


Опыт: упругость воздуха


С62-64



22

3



Использование упругости воздуха



Опыт: объём воздуха в какой либо ёмкости



С64



23

4

Теплопроводность воздуха

Опыт: воздух плохой проводник тепла.

С65-67



24

5

Использование теплопроводности воздуха в быту


С67



25

6

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Опыт: расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

С68-69



26

7

Движение воздуха

Опыт: движение воздуха из тёплой комнаты в холодную и наоборот.

С70-71



27

8

Ветер, ураганы.

Зарисовка барометра, флюгера

С72-73



28

9

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот


С74-75



29

10

Кислород и его свойство поддерживать горение


С76-77



30

11

Значение кислорода для дыхания растений, животных, человека


С78-79



31

12

Применение кислорода в медицине, для промышленных целей


С79



32

13

Углекислый газ и его свойства. Применение при тушении пожара

Опыт: получение СО2. Он гасит горение

С81-83



33

14

Значение воздуха и борьба за его чистоту


С84-88



34

15

Повторение по теме «Воздух»


С90-91



35

1

Полезные ископаемые – 20ч.

Разнообразие полезных ископаемых


Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых.

Развитие памяти, внимания, устной речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

С93



36

2

Разведка, добыча новых месторождений полезных ископаемых

Работа по карте

С96-97



37

3

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (гранит, известняк)


С98-100



38

4

Полезные ископаемые, используемые в строительстве (песок и глина)


С101-102



39

5

Горючие полезные ископаемые


С103-104



40

6

Торф. Внешний вид и свойства торфа

Работа по карте

С105-106



41

7

Образование торфа, добыча и использование


С107



42

8

Каменный уголь. Внешний вид, свойства. Образование и использование.

Работа по карте. Опыт: Определение хрупкости каменного угля

С108-110



43

9

Нефть. Внешний вид и свойства нефти

Работа по карте

С112-113



44

10

Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др.


С113-114



45

11

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть

Работа по карте

С115-117



46

12

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений


С118-119



47

13

Каменная соль. Внешний вид, свойства. Добыча и использование

Опыт: определение растворимости калийной соли

С120-121



48

14

Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование


С122



49

15

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда.


С123-125



50

16

Чёрные металлы. Их свойства и получения

Работа по карте

С126-129



51

17

Цветные металлы. Их свойства и получение

Работа по карте

С130-133



52

18

Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и применение.

Пр.р. «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам»

С134



53

19

Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр


С135. Дополнительный материал



54

20

Урок обобщения по теме «Полезные ископаемые»


С136-137



55

1

Почва – 10ч


Почва – верхний слой Земли. Её образование.



Опыт: выделение воздуха и воды из почвы

Формирование умений проводить несложную обработку почвы, различать слои почвы.

Развитие памяти, внимания, устной речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. Воспитывать трудолюбие.


139-141



56

2

Экскурсия к почвенным обнажениям


С142-143



57

3

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Опыт: обнаружение в почве песка и глины

С144-146



58

4

Неорганическая (минеральная) часть почвы.

Опыт: выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки

С147-148



59

5

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые.

Опыт: определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду. Пр.р.» Различие песчаных и глинистых почв»

С149-151



60

6

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение в народном хозяйстве.


С156-157



61

7

Почвы родного края


С152-153



62

8

Эрозия почв. Охрана почв.


С164-166



63

9

Обработка почвы на пришкольном участке

Пр.р. «Обработка почвы на пришкольном участке»

С159-162



64

10

Обобщение по теме «Почва»


С169-170



65

1

Повторение – 4ч.


Повторение по теме: «Вода», «Воздух»





Карточки



66

2

Повторение по теме: «Воздух»


Карточки



67

3

Повторение по темам: «Полезные ископаемые», «Почва»


Карточки



68

4

Итоговый урок






































Календарно-тематическое планирование 7 класса ( VIII вида)

Дата

Факт. дата

урока в теме

Тема урока

Лабораторные работы и опыты

Результат коррекционной направленности

Д.з

2.09


1

1

Введение -2ч

Многообразие живой природы


Учащиеся должны различать деревья, кустарники, травы.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Стр.8-12

4.09


2

2

Значение растений и их охрана


Стр.13-16

9.09


3

1

Общее знакомство с цветковыми растениями -3ч

Внешнее строение цветкового растения


Учащиеся должны различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень).

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Стр.17-19

11.09


4

2

Органы цветкового растения.

Лаб.раб №1 «Органы цветкового растения

Стр.20-21

16.09


5

3

Повторение по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями»


Стр.21

18.09


6

1

Цветение и плодоношение растений -7ч.

Цветки и соцветия


Развитие устной речи при ответах на вопросы.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания.


Стр.22-23

23.09


7

2

Строение цветка.

Лаб.раб №2 «Строение цветка»

стр.24-27

25.09


8

3

Опыление и оплодотворение цветков


стр.28-32

30.09


9

4

Разнообразие плодов и семян


стр.32-34

2.10


10

5

Распространение плодов и семян


стр.35-39

7.10


11

6

Разнообразие растений нашей местности


Доп. Материал.

9.10


12

7

Повторение по теме «цветение и плодоношение растений»


Стр.40

14.10


13

1

Семена растений -5ч

Строение семени с двумя семядолями.

Лаб.раб №3 «Строение семени фасоли»

Учащиеся должны уметь находить цветок у цветкового растения.

Развитие зрительного восприятия при рассматривании макетов, коллекций.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.


стр.42-44

16.10


14

2

Строение семени с одной семядолей

Лаб.раб №4 «Строение семени пшеницы»

стр.45-46

21.10


15

3

Условия необходимые для прорастания семян

Опыт «Условия необходимые для прорастания семян»

Стр.47-49

23.10


16

4

Всхожесть семян

Опыт «Определение всхожести семян»

Стр.50-53

28.10


17

5

Повторение по теме «Семена растений»


Стр.54

30.10


18

1

Корни и корневые системы -3ч

Разнообразие и значение корней


Учащиеся должны различать органы у цветкового растения.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.


Стр.55-59

11.11


19

2

Строение корня


Стр.60-63

13.11


20

3

Видоизменение корней



Стр.64-65

18.11


21

1

Лист -7ч

Внешнее строение листа


Развитие устной речи при ответах на вопросы.



Стр.67-70

20.11


22

2

Листья простые и сложные


Стр.71-73

25.11


23

3

Значение листьев в жизни растений

Опыт «Дыхание растений»

Стр.74-77

27.11


24

4

Испарение воды листьями


Стр78-80

2.12


25

5

Дыхание растений


Стр81-84

4.12


26

6

Листопад и его значение


Стр85-88

9.12


27

7

Повторение по темам «Лист», «Корень»


Стр.66,89

11.12


28

1

Стебель -4ч.

Строение и значение стебля


Развитие устной речи при ответах на вопросы.


Стр.90-94

16.12


29

2

Передвижение в стебле воды с растворёнными в ней веществами

Опыт «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Стр.95-98

18.12


30

3

Разнообразие и видоизменение побегов


Стр.99-103

23.12


31

4

Повторение по теме «Стебель»


Стр.104

25.12


32

1

Растение – целостный организм -2

Взаимосвязи органов растения


Развитие мышления. Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.


Стрю105-106

13.01


33

2

Взаимосвязи растения с окружающей средой


Стр.107-110

15.01


34

1

Многообразие бактерий и грибов -5ч

Бактерии, их разнообразие и размножение


Развитие мышления при работе с карточками.

Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков

Стр.111-113

20.01


35

2

Значение бактерий в природе и жизни человека


Стр.114-116

22.01


36

3

Грибы, их строение


Стр.117-119

27.01


37

4

Разнообразие грибов


Стр.120-122

29.01


38

5

Повторение по теме «Многообразие бактерий и грибов»


Стр.123

3.02


39

1

Растения -9ч

Мхи.




Учащиеся должны различать грибы и растения.

Учащиеся должны приводить примеры мхов, папоротников, голосеменных

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Стр.124-126

5.02


40

2

Торфяной мох сфагнум


Стр.127-129

10.02


41

3

Папоротники


Стр.130-133

12.02


42

4

Голосеменные растения


Стр.134-137

17.02


43

5

Сосна и ель – хвойные растения


Стр.138-140

19.02


44

6

Использование древесины хвойных и лиственных деревьев



Доп. Материал.

24.02


45

7

Покрытосеменные - это цветковые растения


Стр.141-143

26.02


46

8

Охрана леса


Стр.144

3.03


47

9

Повторение по теме «Растения»


Стр.143

5.03


48

1

Однодольные и двудольные растения -21ч

Различия однодольных и двудольных растений


Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии Учащиеся должны уметь отличать цветковые растения от других групп.

Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян. Учащиеся должны уметь приводить примеры однодольных растений, двудольных Учащиеся должны уметь приводить примеры растений огорода растений сложноцветных Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии сада Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.

Привитие навыков, способствующих сохранению здоровья Воспитывать любовь к растениям.

Воспитывать положительную мотивацию к труду садовода Воспитывать трудолюбие Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания.

Стр.145-147

10.03


49

2

Однодольные растения. Семейство Злаки


Стр.148-150

12.03


50

3

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень


Стр.151-153

17.03


51

4

Зерновые злаки – овёс, кукуруза.


Стр.154-155

19.03


52

5

Однодольные растения. Семейство Лилейные


Стр.156-158

31.03


53

6

Лук и чеснок – пищевые лилейные растения


Стр.159-162

2.04


54

7

Строение луковицы

Лаб.раб №5 «строение луковицы»

Стр.163

7.04


55

8

Двудольные растения. Семейство Паслёновые


Стр.164-166

9.04


56

9

Картофель – пищевое паслёновое растение


Стр.167-169

14.04


57

10

Строение клубня картофеля

Лаб.раб №6 «Строение клубня картофеля»

Стр.170-171

16.04


58

11

Двудольные растения. Семейство Бобовые.


Стр.171-173

21.04


59

12

Кормовые бобовые растения


Стр.174-175

23.04


60

13

Двудольные растения. Семейство Розоцветные


Стр.176-178

28.04


61

14

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники


Стр.179-183

30.04


62

15

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод


Стр.183-165

5.05


63

16

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные


Стр.186-188

7.05


64

17

Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение


Стр.189-192

12.05


65

18

Однолетние, двулетние, многолетние растения


Доп. материал

14.05


66

19

Выращивание комнатных растений

Пр.раб «Пересадка комнатных растений»

Стр.193-197

19.05


67

20

Повторение по теме «Однодольные и двудольные растения»


карточки

21.05


68

21

Итоговый урок











































Календарно-тематическое планирование 8 класса( VIII вида) .

Дата

Факт. дата

урока в теме

Название темы

Практические работы

Результат коррекционной направленности.

Д.з.



1

1

Введение -2ч

Многообразие животного мира


Учащиеся должны узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах). Воспитывать бережное отношение к животному миру.


Стр.3-5



2

2

Значение животных и их охрана


Стр.6-9



3

1

Беспозвоночные животные -1ч

Общие признаки беспозвоночных животных


Учащиеся должны узнавать червей и насекомых в иллюстрациях, кинофрагментах, живых объектах.

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.


Стр.10-11



4

1

Черви -2ч.

Общие признаки червей. Дождевой червь

Демонстрация дождевого червя

Стр.12-14



5

2

Круглые черви – паразиты человека


Стр.15-19



6

1

Насекомые -9ч.

Общие признаки насекомых

Пр. раб. Зарисовка насекомых в тетрадях.


Учащиеся должны узнавать изученных животных. Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.


Стр.20-21



7

2

Внешнее строение и образ жизни насекомых

Стр.21-22



8

3

Бабочка-капустница.Яблонная плодожорка

Стр.23-26



9

4

Майский жук

Стр.27-28



10

5

Комнатная муха. Медоносная пчела

Стр.29-34



11

6

Тутовый шелкопряд


Стр.35-37



12

7

Значение насекомых в природе и жизни человека

Стр.38-41



13

8

Неутомимые санитары леса

Стр.42



14

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви», «Насекомые»


Стр.43



15

1

Позвоночные животные-1ч

Общие признаки позвоночных животных


Воспитывать любовь к животному миру.


Стр.44-45



16

1

Рыбы -8ч.

Общие признаки рыб

Демонстрация рыб и наблюдение за ними

Учащиеся должны кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни рыб.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания.


Стр.46-49



17

2

Внутреннее строение рыб

Ст.50-53



18

3

Речные рыбы

Стр.54-55



19

4

Морские рыбы

Стр.56-58



20

5

Рыболовство и рыбоводство

Стр.59-60



21

6

Рациональное использование и охрана рыб

Стр.61-62



22

7

Многообразие рыб

Стр.63-70



23

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы»


Стр.71



24

1

Земноводные -3ч.

Общие признаки земноводных

Пр. раб. Зарисовка в тетрадях и черчение таблицы (сходство и различие)

Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов.

Учащиеся долж-ны узнавать земноводных (в иллюстрациях, живых объектах) и кратко о них рассказывать

Стр.72-74



25

2

Внутреннее строение земноводных

Стр.75-78



26

3

Хвостатые родственники лягушки

Стр.79-80



27

1

Пресмыкающиеся -4ч.

Общие признаки пресмыкающихся

Пр. раб. Зарисовка в тетрадях и черчение таблицы (сходство и различие)

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Учащиеся должны узнавать пресмыкающихся, кратко рассказывать об их основных чертах строения и образе жизни.

Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии.

Стр.82-84



28

2

Внутреннее строение пресмыкающихся

Стр.85-88



29

3

Многообразие пресмыкающихся

Стр.89-92



30

4

Повторительно-обобщающий урок по теме «Земноводные», пресмыкающиеся»


Стр.93



31

1

Птицы -12ч.

Общие признаки птиц

Пр.раб.

1. Подкормка зимующих птиц.

2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.


Учащиеся должны узнавать птиц, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни.

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.


Стр.94-96



32

2

Особенности скелета птиц

Стр.97-98



33

3

Особенности внутреннего строение птиц

Стр.99-100



34

4

Размножение и развитие птиц

Стр.101-104



35

5

Птицы, кормящиеся в воздухе

Стр.105-106



36

6

Птицы леса

Стр.107-109



37

7

Хищные птицы

Стр.110-112



38

8

Птицы пресных водоёмов и болот

Стр.113-116



39

9

Птицы, обитающие вблизи жилья человека


Стр.117-118



40

10

Нелетающие птицы

Стр.119-126



41

11

Домашние птицы.

Стр.127-134



42

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Птицы»


Стр.135



43

1

Млекопитающие -26ч.

Общие признаки млекопитающих

Пр. раб. Зарисовка в тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др)

Учащиеся должны узнавать млекопитающих, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных данного класса.

Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособление к ней, особенности строения организма и поведение животных.

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление средствами биологии


Стр.136-139



44

2

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

Стр.140-142



45

3

Внутренние органы млекопитающих

Стр.143-145



46

4

Грызуны

Стр.146-150



47

5

Зайцеобразные

Стр.151-158



48

6

Хищные звери

Стр.159-164



49

7

Дикие пушные хищные звери

Стр.165-171



50

8

Домашние хищные звери

Стр.172-175



51

9

Ластоногие

Стр.176-177



52

10

Китообразные

Стр.178-180



53

11

Парнокопытные

Стр.181-185



54

12

Непарнокопытные

Стр.186-189



55

13

Приматы

Стр.190-192



56

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Млекопитающие»


Стр.193



57

15

Корова. Внешнее строение.


Стр.194-196



58

16

Содержание коров на фермах


Стр.197-201



59

17

Овцы. Внешнее строение


Стр.202-204



60

18

Содержание овец и выращивание ягнят


Стр.205-206



61

19

Верблюды. Внешнее строение


Стр.207-208



62

20

Северные олени. Внешнее строение


Стр.209-210



63

21

Домашние свиньи. Внешнее строение


Стр.211-212



64

22

Содержание свиней на свиноводческих фермах.


Стр.213-216



65

23

Домашние лошади. Внешнее строение


Стр.217-218



66

24

Содержание лошадей и выращивание жеребят


Стр.219-220



67

25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»


Стр.221



68


Итоговый урок







Календарно-тематическое планирование 8 класса ( VIII вида) 2 вариант

Дата

Факт. дата

урока в теме

Тема урока

Лабораторные работы и опыты

Результат коррекционной направленности

Д.з

2.09


1

1

Многообразие бактерий и грибов -5ч

Бактерии, их разнообразие и размножение


Развитие мышления при работе с карточками.

Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков

Стр.111-113

3.09


2

2

Значение бактерий в природе и жизни человека


Стр.114-116

9.09


3

3

Грибы, их строение


Стр.117-119

10.09


4

4

Разнообразие грибов


Стр.120-122

16.09


5

5

Повторение по теме «Многообразие бактерий и грибов»


Стр.123

17.09


6

1

Растения -9ч

Мхи.




Учащиеся должны различать грибы и растения.

Учащиеся должны приводить примеры мхов, папоротников, голосеменных

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.


Стр.124-126

23.09


7

2

Торфяной мох сфагнум


Стр.127-129

24.09


8

3

Папоротники


Стр.130-133

30.09


9

4

Голосеменные растения


Стр.134-137

1.10


10

5

Сосна и ель – хвойные растения


Стр.138-140

7.10


11

6

Использование древесины хвойных и лиственных деревьев



Доп. Материал.

8.10


12

7

Покрытосеменные - это цветковые растения


Стр.141-143

14.10


13

8

Охрана леса


Стр.144

15.10


14

9

Повторение по теме «Растения»


Стр.143

21.10


15

1

Однодольные и двудольные растения -18ч

Различия однодольных и двудольных растений


Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии Учащиеся должны уметь отличать цветковые растения от других групп.

Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян. Учащиеся должны уметь приводить примеры однодольных растений, двудольных Учащиеся должны уметь приводить примеры растений огорода растений сложноцветных Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии сада Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.

Привитие навыков, способствующих сохранению здоровья Воспитывать любовь к растениям.

Воспитывать положительную мотивацию к труду садовода Воспитывать трудолюбие Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания.

Стр.145-147

22.10


16

2

Однодольные растения. Семейство Злаки


Стр.148-150

28.10


17

3

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень


Стр.151-153

29.10


18

4

Зерновые злаки – овёс, кукуруза.


Стр.154-155

11.11


19

5

Однодольные растения. Семейство Лилейные


Стр.156-158

12.11


20

6

Лук и чеснок – пищевые лилейные растения


Стр.159-162

18.11


21

7

Строение луковицы

Лаб.раб №5 «строение луковицы»

Стр.163

19.11


22

8

Двудольные растения. Семейство Паслёновые


Стр.164-166

25.11


23

9

Картофель – пищевое паслёновое растение


Стр.167-169

26.11


24

10

Строение клубня картофеля

Лаб.раб №6 «Строение клубня картофеля»

Стр.170-171

2.12


25

11

Двудольные растения. Семейство Бобовые.


Стр.171-173

3.12


26

12

Кормовые бобовые растения


Стр.174-175

9.12


27

13

Двудольные растения. Семейство Розоцветные


Стр.176-178

10.12


28

14

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники


Стр.179-183

16.12


29

15

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод


Стр.183-165

17.12


30

16

Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение


Стр.189-192

23.12


31

17

Однолетние, двулетние, многолетние растения

Пр.раб «Пересадка комнатных растений»

Доп. материал

24.12


32

18

Повторение по теме «Однодольные и двудольные растения»


карточки

Животные

Дата

Факт. дата

урока в теме

Название темы

Практические работы

Результат коррекционной направленности.

Д.з.

13.01


33

1

Птицы -12ч.

Общие признаки птиц

Пр.раб.

1. Подкормка зимующих птиц.

2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.


Учащиеся должны узнавать птиц, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни.

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.


Стр.94-96

14.01


34

2

Особенности скелета птиц

Стр.97-98

20.01


35

3

Особенности внутреннего строение птиц

Стр.99-100

21.01


36

4

Размножение и развитие птиц

Стр.101-104

27.01


37

5

Птицы, кормящиеся в воздухе

Стр.105-106

28.01


38

6

Птицы леса

Стр.107-109

3.02


39

7

Хищные птицы

Стр.110-112

4.02


40

8

Птицы пресных водоёмов и болот

Стр.113-116

10.02


41

9

Птицы, обитающие вблизи жилья человека


Стр.117-118

11.02


42

10

Нелетающие птицы

Стр.119-126

17.02


43

11

Домашние птицы.

Стр.127-134

18.02


44

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Птицы»


Стр.135

24.02


45

1

Млекопитающие -26ч.

Общие признаки млекопитающих

Пр. раб. Зарисовка в тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др)

Учащиеся должны узнавать млекопитающих, кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных данного класса.

Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособление к ней, особенности строения организма и поведение животных.

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление средствами биологии


Стр.136-139

25.02


46

2

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

Стр.140-142

3.03


47

3

Внутренние органы млекопитающих

Стр.143-145

4.03


48

4

Грызуны

Стр.146-150

10.03


49

5

Зайцеобразные

Стр.151-158

11.03


50

6

Хищные звери

Стр.159-164

17.03


51

7

Дикие пушные хищные звери

Стр.165-171

18.03


52

8

Домашние хищные звери

Стр.172-175

31.03


53

9

Ластоногие

Стр.176-177

1.04


54

10

Китообразные

Стр.178-180

7.04


55

11

Парнокопытные

Стр.181-185

8.04


56

12

Непарнокопытные

Стр.186-189

14.04


57

13

Приматы

Стр.190-192

15.04


58

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Млекопитающие»


Стр.193

21.04


59

15

Корова. Внешнее строение.


Стр.194-196

22.04


60

16

Содержание коров на фермах


Стр.197-201

28.04


61

17

Овцы. Внешнее строение


Стр.202-204

29.04


62

18

Содержание овец и выращивание ягнят


Стр.205-206

5.05


63

19

Верблюды. Внешнее строение


Стр.207-208

6.05


64

20

Северные олени. Внешнее строение


Стр.209-210

12.05


65

21

Домашние свиньи. Внешнее строение


Стр.211-216

13.05


66

23

Домашние лошади. Внешнее строение


Стр.217-220

19.05


67

25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»


Стр.221

20.05


68


Итоговый урок


























Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класса ( VIII вида)

дата

Факт.

дата

урока в теме

Тема урока

Лаб. и пр. работы

Результат коррекционной направленности.

Д.з.



1

1

Введение-1ч.

Место человека среди млекопитающих



7-14



2

1

Общий обзор организма человека-3ч.

Общее знакомство с организмом человека.


Учащиеся должны уметь: применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.


15-17



3

2

Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

Лаб.раб.

Строение клетки

18-21



4

3

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделитель­ная, дыхательная, нервная и органы чувств).


26-30



5

1

Опора тела и движения-14ч. Значение опорно-двигательной системы.

Лаб.раб.

Изучение внешнего вида позвонков и отбельных костей

Учащиеся должны уметь: соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологи. Привитие санитарно - гигиенических навыков, способствующих укреплению и сохранению здоровья.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания.


35-36



6

2

Скелет человека. Состав костей.

37-38



7

3

Строение кос­тей. Соединения костей (подвижное и неподвиж­ное).

40-43



8

4

Скелет головы

44-46



9

5

Скелет туловища

46-49



10

6

Скелет конечностей

50-54



11

7

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.


55-60



12

8

Строение и значение мышц.


61-62



13

9

Основные группы мышц человеческого тела.


65-68



14

10

Работа мышц.


69-71



15

11

Гигиена физического труда.





16

12

Осанка и здоровье человека.





17

13

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц





18

14

Обобщающий урок





19

1

Кровь и кровообращение-8ч.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки крас­ные, белые), плазма крови.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).


Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях, соблюдать санитарно- гигиенические правила.

Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.

Привитие санитарно - гигиенических навыков, способствующих укреплению и сохранению здоровья

86-91



20

2

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа

92-94



21

3

Большой и малый круги кровообращения..

95-98



22

4

Движение крови по сосудам. Пульс.

99-101



23

5

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови

102-106



24

6

Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний.

107-109



25

7

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровенос­ную систему — на весь организм).

110-112



26

8

Обобщающий урок




27

1

Дыхание –6ч.

3начение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.


Учащиеся должны уметь: делать искусственное дыхание, соблюдать гигиену дыхания.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания

115-118



28

2

Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.


119-123



29

3

Дыхательные движения


123-125



30

4

Гигиена органов дыхания.


126-135



31

5

Охрана воздушной среды


136



32

6

Обобщающий урок


138



33

1

Пищеварение –11ч.

Значение пищеварения Органы пищеварения.

Лаб.раб.

Обнаружение крахмала в пшеничной муке

Учащиеся должны уметь: соблюдать санитарно- гигиенические правила для сохранения зубов, соблюдать гигиену питания.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.


149-150



34

2

Значение и состав пищи

141-147



35

3

Строение и гигиена зубов.

151-155



36

4

Пищеварение в ротовой полости,

155-157



37

5

Пищеварение в желудке.

157-160



38

6

Всасывание питательных веществ в кровь.

160-163



39

7

Гигиена питания и нормы питания

163-168



40

8

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

168-172



41

9

Предупреждение пищевых отправлений и глистных заражений.


173-175



42

10

Вредное влияние курения спиртных напитков на пищеварительную систему


177-178



43

11

Обобщающий урок





44

1

Почки-2ч.

Значение выделительной системы

Строение почек.


Учащиеся должны уметь: соблюдать санитарно-гигиенические правила, предупреждающие почечные заболевания, соблюдать гигиенические требовании к одежде и обуви.


182-185



45

2

Предупреждение почечных заболеваний.


185-187



46

1

Кожа-7ч.

Кожа человека, ее строение и значение как органа защиты организма, ося­зания, выделения (пота) и терморегуляции.


Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания

189-191



47

2

Роль кожи в терморегуляции организма.


192-195



48

3

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах.


196-200



49

4

Профилактика и первая помощь при ожогах и обмо­рожении.


196-200



50

5

Гигиена кожи и гигиенические требования к обуви и одежде


200-205



51

6

. Обобщающий урок





52

7

Нервная система-9ч.

Строение и значение нервной системы (спинной и голов­ной мозг, нервы).


Учащиеся должны уметь: соблюдать гигиену нервной системы и органов чувств.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.

Развитие санитарно - гигиенических навыков, способствующих укреплению и сохранению здоровья.



207-210



53

1

Спинной мозг


211-214



54

2

Гигиена умственного труда.


214-218



55

3

Особенности ВНД человека, речь


218-222



56

4

Эмоции, внимание, память


222-226



57

5

Сон и его значение.


226-230



58

6

Гигиена нервной деятельности. Режим дня


230-235



59

7

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.


235-238



60

8

Обобщающий урок


-



61

9

Органы чувств-4ч.

Значение органов чувств


Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами биологии. Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания

240-244



62

1

Строение, функции, гигиена органа зрения.


245-253



63

2

Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха.


254-259



64

3

Органы осязания, обоняния и вкуса.


259-263



65

4

Охрана здоровья человека в Российской Федерации-4ч.

Система здравоохранения в Российской Федерации.


Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.

Развитие санитарно - гигиенических навыков, способствующих укреплению и сохранению здоровья

265-271



66

1

Ваше здоровье- в ваших руках.


265-271



67

2

Мероприя­тия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха.


265-271



68

3

Итоговый урок





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!